Мотоцикл УРАЛ М-73

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
android21084
20.03.2025 - 01:32
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.11.24
Сообщений: 67
27
В продолжении темы https://www.yaplakal.com/forum11/topic2908206.html
Довольно интересный экземпляр который не упомянули.

С ирбитским М-73 можно было «выехать» в лидеры мировой мотоцивилизации.

Легенда Ирбита — М-73 начала складываться в недрах Министерства автомобильной промышленности (МАП) СССР. ЦК КПСС и Совмин страны в декабре 1976 года постановили не только довести объем выпуска мотоциклов до 200 тысяч в год, но и срочно сотворить что-нибудь новенькое. Дабы не стыдно было и на параде перед Мавзолеем прокатить.

Техзадание, «спущенное» на Ирбитский мотозавод, предписывало изготовить 750-кубовое чудо умеренной форсировки, но не слабее 45 л. с., и чтоб бензина «кушало» не более 8,5 литров. Причем, агрегат должен был безболезненно «переваривать» бензин и масла низкосортные -в угоду отечественным нефтехимикам. Еще одно требование: унифицировать модель с перспективным киевским «Днепром-3», и - это было убийственным требованием - коэффициент применяемости (количество деталей и узлов от старых версий) довести до 75%... Что означало: имели право «тронуть» лишь четверть конструкции. Шаг влево - шаг вправо - стреляли из всех орудий тоталитарно-коммунистической батареи. Все это - абсурд «соцреализма»: конструкторским творчеством управляли политики-карьеристы. В заданную «четвертинку» дозволенного инженеры не уложились. За что им крепко доставалось: на разных заседаниях-совещаниях их «пинали» даже ленивые. Но пренебречь выводами служителей партийного «прокрустова ложа», созданная машина (заводской индекс ИМЗ-8.102) стояла выше всех нагоняев: она явно превосходила все, что в стране серийно сходило с конвейеров. М-73 воплотил в себе около десятка «ноу-хау», что подтвердил Комитет по изобретениям. Разрешение на выпуск промышленного образца все же было получено.

Мотор размещался в дуплексной раме на четырех сайлент-блоках. На переднюю часть коленвала с цельными пальцами цапф консольно устанавливался генератор. Он выдавал 150 Вт - по тем временам очень даже немало.

Алюминиевые цилиндры с гильзами из специального чугуна практически исключали прихваты. Казалось бы, абсолютно прогрессивное решение. Однако его не приняли в практику, и до сих пор на заводе клепают «чугунки»... Удачным оказался и привод механизма газораспределения - двухрядной втулочной цепью. Он исключил стук шестерен, доселе неистребимый в оппозитах.

Установили однодисковое сцепление с подвеской диска, но не на пальцах, а на трех упругих пластинах. Маховик закрепили двумя болтами, а не одним, как до сих пор. На наружном диаметре - венец для шестерни электростартера. Сам стартер изготовили на базе «запорожского» СТ-369. Всем он неплох, только один оказался изъян: из-за обратного направления вращения на нем появилась дополнительная - «паразитная» шестерня.

На «Ленкарзе» для М-73 разработали опытный образец карбюратора К-бб с цилиндрическим дросселем. Воздух всасывался из «чистой» зоны - около головной трубы рамы, далее проходил через канал в нише бензобака. Два бумажных фильтрующих элемента и замкнутая система вентиляции картера дополняли новации, коснувшиеся двигателя.

Выхлопная система давала возможность выбрать конфигурациюс двумя глушителями или одним. Во втором случае в пространство между мотоциклом и коляской устанавливали узел от автомобиля ГАЗ-24.

Оригинальна и трансмиссия (конструкция двухвальной 5-ступенчатой - с задним ходом - коробки передач защищена двумя авторскими свидетельствами). Ось качания карданногошарнира совмещена с осью маятника. Ударные нагрузки в трансмиссии гасились специальными резиновыми элементами. На выходе КП смонтировали трансмиссионный стояночный тормоз - такого новаторства на отечественных мотоциклах с коляской ни до, ни после эксперимента никто не применял.

Передняя вилка с увеличенным до 210 мм межосевым расстоянием опиралась на конические роликовыеподшипники, укрепленные в раме. Такое обычное для большинства иномарок решение наша промышленность применила впервые.

Колеса обладали литыми алюминиевыми барабанами (вспомним, вся серийная ирбитская продукция в то время оснащалась стальными сварными ступицами довоенной конструкции). Передний тормоз -двухкулачковый барабанный, а задний и колеса коляски наделили гидроприводом - для тех времен это было неслыханным новшеством. Еще одна «изюминка» тормозной системы, разработанной заводским конструктором, - разнящиеся тормозные моменты на заднем и колясочном колесах.

В облике аппарата особенно удался кузов коляски. В народе его окрестили «мыльницей» - он состоял из двух цельноштампованных половинок. Вытянутая «динамичная» форма коляски и созданные небывалые удобства для пассажира, несомненно, произвели бы фурор и среди специалистов, и среди ездоков. Мотозавод уже было приобрел уникальную прессовую линию «Эрфурт» и даже построил отдельный цех для изготовления новых колясок, но волею судеб все планы рухнули, и «мыльницы» так и не увидели свет.

Электрооборудование - уже не на б, а на 12 вольт, оно включало электрозапуск. Однако удивлял не только он. В комплект входила аварийная сигнализация, фара с регулируемой оптической осью в горизонтальной плоскости, проводка со штекерными разъемами и комбинированными рулевыми переключателями, электронный тахометр. Все это - прообраз и предвестие современных мотоциклетных удобств. Помимо привычных «контролек», М-73 оснащался сигнализаторами низкого давления масла, падения уровня тормозной жидкости и отказа гидротормозов.

К январю 1978 года идея материализовалась в виде нескольких опытных образцов. Два мотоцикла накатали по 2,5 тысячи км, и их отправили на апробацию в Серпухов во ВНИИ-мотопром. Здесь за аппараты взялись всерьез: гоняли в три смены кряду, с полной нагрузкой и при любой погоде, на асфальте, по грунтовому проселку, булыжнику - испытателиголословно - параллельно «гоняли» Моto Guzzi 7V и BMW R-75/5. Уральский тяжеловоз не уступал им ни в скорости, ни в экономичности.

Мотопром дал «добро» М-73. На заводе того только и ждали: к сентябрю 1980 года изготовили новую тройку машин. И снова аппараты гоняли «в хвост и гриву». Испытатели тех лет по сей день вспоминают, как им часами удавалось держать скорость за 100 км/ч. А на одной из машин, форсированной под 93-й бензин (ее мощность превышала 50 л. с.), сняли "максималку" 130 км/ч. Причем загружен был аппарат "по горло" и по ГОСТу: экипаж - три человека (по 75 кг), плюс 30 кг груза. А пер — как реактивный.

Скорее всего, такие высокие показатели... противоречили требованиям техзадания. Поэтому от дальнейшей форсировки оппозитов (в том числе и от разрабатывавшейся 1000-кубо-вой версии «семьдесят третьего» мотора) пришлось отказаться. Жаль...

Отказ от дальнейшей перспективы - дело болезненное, однако это еще полбеды. Тучи сгустились над самим М-73, хотя его перспективность оставалась для всех очевидной. В КБ проработали основные технологические моменты, провели экономические расчеты. Однако...

На первый план вышел пресловутый "коэффициент применяемости". Ну как можно унифицировать серийные М-67-36 и новую модель. Понятно же, что из старья невозможно слепить «конфетку»! Но консерваторы рассуждали по обывательскому штампу: покупка нового оборудования для производства модернизированной машины «влетела» бы государству в миллионы рублей. А ведь это всего лишь мотоцикл... Другое дело, если бы попросили вложить их в «оборонку» или, на худой конец, повернуть реки вспять... Да и как можно останавливать конвейер, клепавший и без того популярные «шестьдесят седьмые» «совнархозы»? Черт с ним, пусть это безумно морально устаревшая продукция, однако в то время она продавалась строго по записи - дефицит!..

Словом, как ни хорош был М-73, ходу ему не дали. И в 1983 году, когда уже планировалось начать производство новинки, Ирбит продолжил клепать затрапезный ИМЗ-8.103.

Опытные образцы М-73 распродали заводским спецам - тем, кто участвовал в его создании, и они служили им верой и правдой многие годы. Один из аппаратов прошел более 150 тыс. км без капремонта и до сих пор «в форме». Он - немой укор, напоминание о шансе страны «выбиться в люди». Мы его упустили, и сейчас плетемся в хвосте мировой мотоциклетной цивилизации.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Мотоцикл УРАЛ М-73
 
[^]
098765432
20.03.2025 - 01:40
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 30.10.24
Сообщений: 392
Отлично изложено, браво! Хоть не совсем в теме, читал с удовольствием.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
e1v1g1
20.03.2025 - 01:43
2
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 26.04.23
Сообщений: 54
Ээх, у кореша был урал, точнее у его отца. Катались пацанами. Мощная машина. К коляске нужно привыкнуть после двухколесников. Одну свечу у нас залило ехали на одном цилиндре ))) Эх, молодость.
Мощи там в штатном хватало. Куда еще. Это же мотоцикл.

У меня был мопед верховина - толкать в гору нужно.
Потом была планета-2 - зверь машина, мощности достаточно.
И после этого урал - мое почтение. 2 карбюратора)) реально 2 тросика от ручки газа. Коляска - прям трудно было привыкнуть.

Верховину-планету ремонтировал, знаю подводные камни. Как в эксплуатации был урал - не скажу.

Это сообщение отредактировал e1v1g1 - 20.03.2025 - 01:54
 
[^]
goga25
20.03.2025 - 01:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.04.10
Сообщений: 1683
Что за узел от ГАЗ 24?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
andruhaa
20.03.2025 - 02:22
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 27.07.15
Сообщений: 330
Цитата (goga25 @ 20.03.2025 - 04:48)
Что за узел от ГАЗ 24?

коленвал ёпта... shum_lol.gif
 
[^]
turek
20.03.2025 - 02:23
4
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 17.08.19
Сообщений: 191
Это сейчас избалованные все мотоциклами. а в 80 года Урал был на уровне автомобиля. Милиция гоняла, было запрещено, но некоторые хотя бы на время отсоединяли коляску и гоняли на одиночке, тяга была как у ракеты... была...
 
[^]
turek
20.03.2025 - 02:24
5
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 17.08.19
Сообщений: 191
Цитата (goga25 @ 20.03.2025 - 01:48)
Что за узел от ГАЗ 24?

Может глушитель?
 
[^]
ГодныйТролль
20.03.2025 - 03:00
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.22
Сообщений: 1846
А если две рамы мотоциклов на общем моторе сварить а люлька посередине? Такого ещё не было! 🤣😱 Гоночный Болид! 😉

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Sloymo
20.03.2025 - 03:32
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 5.02.25
Сообщений: 105
Цитата (android21084 @ 20.03.2025 - 01:32)
С ирбитским М-73 можно было «выехать» в лидеры мировой мотоцивилизации.

Вот всегда этот оптимизм нравился.)
 
[^]
афтаслезарь
20.03.2025 - 03:43
8
Статус: Offline


толкователь солнечных зайчиков

Регистрация: 26.08.07
Сообщений: 7663
Шаг влево - шаг вправо - стреляли из всех орудий тоталитарно-коммунистической батареи. Все это - абсурд «соцреализма»: конструкторским творчеством управляли политики-карьеристы. ©

Пидорасы дорвавшиеся до власти, и не отвечавшие ни за что. Это они развалили государство, а потом участвовали в дербанке.
 
[^]
solo315
20.03.2025 - 03:44
2
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 2.01.20
Сообщений: 76
Наше положение хвостом назвать трудно, вообще не производим ничего.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Мишкасшишкой
20.03.2025 - 03:49
2
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 24.07.14
Сообщений: 785
Пока тема еще не свалилась в политику, вот новый вектор.

Мотоцикл УРАЛ М-73
 
[^]
bibliotekarb
20.03.2025 - 04:31
1
Статус: Offline


Красавчег

Регистрация: 6.12.15
Сообщений: 1842
На ижака похож по дизайну пятого

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Gibonchik
20.03.2025 - 04:41
3
Статус: Offline


Ну и хули?

Регистрация: 2.07.16
Сообщений: 1911
Да уж... Вот японцы бы охуели от такого...
Легендарная модель из 1972 года. Один из первых байков, выпущенных Suzuki в привычном классическом дизайне.

Двухтактный трехцилиндровый двигатель на воздушном охлаждении обеспечивает мощность в 48л.с. Максимальная скорость – 170км\ч.

Мотоцикл УРАЛ М-73
 
[^]
Gibonchik
20.03.2025 - 04:42
3
Статус: Offline


Ну и хули?

Регистрация: 2.07.16
Сообщений: 1911
И это тоже говно японское,по сравнению с Уралом
Как и многие модели 70-х, GT750 претерпевала изменения практически каждый год. Менялись мощности, дизайн, лошадиные силы и объем топливного бака. При покупке стоит ориентироваться на данные за каждый год отдельно. Где-то в 1976 году мотоцикл достиг вершин популярности.

Производство байка началось в 1971 году, и сейчас его сложно достать на рынке из-за раритетности. Ещё в свои годы GT750 отличался простотой и управляемостью. Как его описывают обладатели «в байке всего и понемногу». Мощность в 67л.с. комфортное руление и удобная посадка.

Мотоцикл УРАЛ М-73
 
[^]
Андрей7710
20.03.2025 - 04:55
2
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 15.11.17
Сообщений: 288
Цитата
Что за узел от ГАЗ 24?

Глушитель! Там же сказано, в версии с одной выхлопной трубой ставили узел от газ-24

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
starkoff
20.03.2025 - 08:09
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.05.13
Сообщений: 1809
Цитата (goga25 @ 20.03.2025 - 01:48)
Что за узел от ГАЗ 24?

Глушитель

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Шруповврот
20.03.2025 - 08:16
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.01.25
Сообщений: 1220
в 1973-м году немцы прекратили выпуск модели бмв р75. до сих пор ездят
 
[^]
leon8511
20.03.2025 - 08:46
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 17.09.19
Сообщений: 188
Цитата (android21084 @ 20.03.2025 - 01:32)
Один из аппаратов прошел более 150 тыс. км без капремонта и до сих пор «в форме». Он - немой укор, напоминание о шансе страны «выбиться в люди». Мы его упустили, и сейчас плетемся в хвосте мировой мотоциклетной цивилизации.

ШТА??? 150т км без капиталки?, когда в руководстве было прописано что межремонтный ресурс 15т км.
вот не надо только пиздеть, заебался с уралом в свое время, книга по ремонту заместо камасутры была.
 
[^]
momos
21.03.2025 - 14:25
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.05.11
Сообщений: 1469
было

Мотоцикл УРАЛ М-73
 
[^]
momos
21.03.2025 - 14:25
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.05.11
Сообщений: 1469
стало )

Мотоцикл УРАЛ М-73
 
[^]
android21084
21.03.2025 - 20:19
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.11.24
Сообщений: 67
Цитата (momos @ 21.03.2025 - 14:25)
стало )

Сразу видно руки растут откуда надо👍

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2796
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх