24


Выясняли это на примере индийских подростков не старше шестнадцати лет, ходящих в школу или работающих на базарах Калькутты и Дели. Молодых продавцов для исследования выбирали так: сначала к ним обращались со сложной просьбой продать, условно говоря, 2,8 кг картофеля, 1,4 кг лука, потом ещё и ещё что-нибудь – и всё по разной цене; а потом покупателю ещё нужно было дать сдачу. Подростки, давно работающие на рынке, нередко вычисляют всё это уме, без калькулятора и бумажных подсчётов. Естественно, среди них бывают те, у кого ментально-арифметические способности выражены сильнее, и те, у кого они выражены слабее, однако в целом более 90% подростков-продавцов считали всё правильно. Дальше им давали уже специально сочинённые арифметические задачи, в абстрактном виде и в конкретно-предметном виде. Задача в абстрактном виде формулировалась в числах и арифметических знаках: например, «сколько будет 94 минус 48?» В задаче конкретно-предметного вида были продавцы и покупатели, названия денежных единиц продуктов и пр. В статье в Nature говорится, что дети-продавцы решали задачи конкретного вида лучше, чем задачи абстрактного вида – разница была не то чтобы огромной, но всё же заметной.
С теми же задачами исследователи пришли в школы к детям того же возраста, но без какого-го либо опыта работы на базаре. Задачу в абстрактном виде школьники решали лучше, чем подростки-продавцы. А вот с задачами, в которых были рупии, овощи и прочее в том же роде, школьники решали очень плохо. Разрыв между абстрактными задачами и конкретными у детей из школы был намного сильнее, чем у детей с рынка. В результатах были особенности, связанные с конкретными арифметическими действиями, а также с тем, как детей знакомили с задачей, в устной или письменной форме. Но в целом различия в правильных ответах были обусловлены формой задачи, то есть была ли она абстрактная или в виде сцены из жизни. Отдельно исследователи убедились, что разные другие факторы, вроде предполагаемого вознаграждения (или его отсутствия), достаточной или недостаточной уверенности в себе и пр. не влияют радикально на результат.
https://m.nkj.ru/news/53985/