Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Agebt
3.11.2024 - 19:14
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
18
Прочитал вчера заметку у Олега Макаренко, где было написано, что с газовыми заправками для машин все хорошо, а будет еще лучше ссылка.

Все написанное звучит бравурно:

Комплект оборудования для АГНКС (газовой заправки для автомобилей) мощностью 1000 м3/ч на 6 рукавов стоит 33 млн руб. с НДС. Если не [швыряться деньгами], строймонтаж обойдётся ещё во столько же (или в два раза по столько же, если будут проблемы с примыканиями и газом). Мы не сильно экономим, так что пусть общие капитальные затраты будут в районе 100 млн руб.

1. Себестоимость куба газа складывается из стоимости 1 куба из трубы (пусть будет 9 рублей) и потраченного на сжатие электричества (1/3 кВт*ч, пусть будет 3 рубля). Итого — 12 руб.
2. Продажная цена куба газа — 20-25 рублей по России, в районах с высоким спросом цена доходит до 26-27. Возьмём среднее в 23 рубля.
3. Итого маржа с куба — 11 рублей.
4. Постоянные затраты на зарплату и прочее — около 500 тыс. рублей в месяц.
5. Средняя загрузка АГНКС по России сейчас — около 7 тыс. кубов в сутки.

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:15
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Но в реальности число АГНКС в России растет медленно. В 2016 году число таких станций было 270, а в конце 2021 - 422. Сейчас их общее число 667, что, согласитесь, маловато для такой страны. И стоит их все тот же Газпром, а не частники. Что наводит на мысли, что не все так красиво, гладко и маржинально, как написано в письме.

И это несмотря на то, что существует программа развития газомоторного топлива, которую начал сначала Газпром, а потом подключилось Минэнерго. При этом другой вид газовых заправочных станций, АГЗС развивается давно и очень бурно без всяких федеральных программ. Без Газпрома, а обычными частниками. Как пример две карты Оренбургской области, на первой отражены АГНКС, их семь штук

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:15
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
А на этой далеко не полной - 44 АГЗС (красные указатели)

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:15
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Прежде чем говорить о том, почему так получается и программа использования природного газа как газомоторного топлива сильно хромает, давайте разберемся с терминологией.

Под газомоторным топливом понимаются различные виды газа, которые можно использовать в виде топлива для ДВС, как бензиновых, так и дизельных. Существует три разных вида газомоторного топлива:

1. Сжиженный природный газ (СПГ, LNG) - под этим понимается сжиженный природный газ, практически чистый метан. Для его хранения нужны очень низкие температуры (температура кипения −158…−163 °C) и высокое давление. Такие условия невозможно (или очень дорого и низкотехнологично) создать на автомобильном транспорте, поэтому сжиженный природный газ используется в качестве топлива на газовозах.

2. Сжатый (компримированный) природный газ (КПГ, CNG) - это все тот же природный газ, в основе которого находится метан, только он сильно сжат (200—250 бар) при обычной температуре, поэтому в жидкое состояние не перешел. Именно этот газ так активно продвигают в качестве газомоторного топлива, именно сжатым газом заправляются на АГНКС - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция.

3. Сжиженный углеводородный газ или пропан-бутановая смесь (СУГ, ПБС) - это тоже разновидность сжиженного газа. только в основе ее не метан, а более тяжелые газы алканового ряда - пропан и бутан. Они способны сжижаться при положительных температурах при невысоком давлении. Обычно пропан и бутан входят в состав попутных нефтяных газов, извлекаемых вместе с нефтью, но их много и в обычном природном газе в зависимости от месторождения и их число определяется забавным жаргонным термином жирность газа.

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:16
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Именно СУГ - самое популярное газомоторное топливо на современный момент, использующееся на автомобильном транспорте. Именно им заправляются на АГЗС - автомобильных газозаправочных станциях.

Выгодно ли использовать газ в качестве топлива?
Конечно да. Хотя бы потому, что газа гораздо больше, чем нефти. Но далеко не все так однозначно. Давайте посмотрим интересную таблицу, в ней отражена удельная теплота сгорания некоторых видов наиболее используемых топлив.

Это сообщение отредактировал Agebt - 3.11.2024 - 19:24

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:17
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Если посмотреть на первые две строчки, то можно сразу увидеть самое выгодное топлив - водород. У него просто огромная теплотворная способность. Но мы водород не рассматриваем в качестве газомоторного топлива, и из имеющихся вариантов нас интересует метан, пропан, и бутан (46,8 МДж/кг)

Но если посмотреть таблицу целиком, то можно отследить несколько зависимостей:

1. Чем меньше в топливе кислорода - тем более оно калорийно. Это очевидно, кислород сам по себе не горит, а является окислителем

2. Если в топливе есть углерод и водород, то чем выше процентное содержание углерода - тем менее оно калорийно . И тут все понятно, теплота сгорания углерода куда ниже, чем у водорода.

А вот третья зависимость имеет самое прямое отношение к тем вопросам, которые поставлены в заголовке. Несмотря на впечатляющие показатели теплотворности топлив по массе с высоким содержанием водорода, эти топлива очень проигрывают топливам с более высоким содержанием углерода в теплотворной способности одного литра такого топлива, т. е. по объему.

Так несмотря на то, что в килограмме пропана содержится 117% от энергии килограмма дизельного топлива, в расчёте на литр его энергетическая ценность составляет всего 63% от энергетической ценности дизельного топлива. А все потому, что чем больше содержания водорода - тем ниже плотность топлива.

Следовательно измерять калорийность топлива исходя из объема совсем неверно. Один литр керосина дает в два раза больше энергии, чем этанол. Литр водорода при сгорании дает меньше всего энергии из возможного топлива, но килограмм водорода дает больше всего энергии. Поэтому и придумали точную единицу для измерения энергетической ценности - учет ведется в тоннах условного топлива (т.у.т.). 1 т.у.т. равен по теплотворной способности 1 тонне высококачественного угля, или 29,308 МДж или, 7000 (семи тысячам) килокалорий на килограмм.

Если взять таблицу, то наиболее выгодным газомоторным топливом с точки зрения энергетической ценности будет не метан, даже если он жидкий, а пропан, которому немного уступает бутан. Но если взять газообразный метан - то все будет еще хуже. Ведь именно в жидком состоянии в один и тот же объем влазит максимально возможная масса (если речь идет про одно и то же вещество в жидком и газообразном агрегатном состоянии). Сжатого же метана по массе будет еще меньше, чем жидкого.

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:17
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Это самый легкий композитный, металлический стоит дешевле, но и масса у него 60 килограмм. Более того, композитный безопаснее.

Но 50 литров - это объем баллона, а не газа, который в него помещается. Этот объем зависит, в первую очередь, от температуры и давления.

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:18
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
То есть если общее давление составляет 200 бар, а температура воздуха от -30 до +40 °С, тогда согласно расчетам, в 50-литровую емкость можно вместить приблизительно от 11,63 до 14,93 кубов природного газа. При 20 градусах по Цельсию в этот баллон помещается всего 12,5 м3 метана. В среднем пробег на кубическом метре метана составляет такой же, как на 1,1 литра бензина. То есть, если я засуну такую дуру в багажник длинной 90 сантиметров и диаметром 32,7 сантиметра, то даже согласно паспортному расходу в смешанном цикле я проеду невероятных 182,6 километра!!! На уровне какой-то убогой электрички типа Ниссана Лиф.

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:18
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
А если учесть, что АГНКС в целях безопасности ставят за пределами жилой зоны, на объездных дорогах, то все будет еще печальнее. Посмотрел по карте, от квартиры моей дочери до АГНКС мне надо доехать 17 километров!!! То есть съездив на заправку и обратно у меня пробег составит 148,6 километра. Таксисты просто плачут от восторга и записываются в очередь на метановое оборудование. Можно, конечно, поставить еще баллоны, но куда ставить вещи в багажнике? И машина будет таскать с собой лишних 70-120 килограмм, по сути дюжего мужика или толстую женщину, что просто не может не отразиться на расходе.

Теперь возьмем газобаллонное оборудование для ПБС. И выберем баллон на те же самые 50 литров

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:19
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Он немного меньше и гораздо дешевле. Но, самое главное, в него влазит 50 литров пропан-бутановой смеси. Даже учетом того, что она менее теплотворна и на одном литре смеси можно проехать как на 0,85 литре бензина, то на одной заправке я могу проехать в смешанном цикле 566 километров. Это вполне неплохой результат, особенно если учитывать, что АГЗС в разы больше, чем АГНКС.

Также сравним стоимость оборудования. В нашем Оренбурге цена ГБО для ПБС под ключ составляет от 28 тысяч рублей. А вот цена ГБО под метан с баллонами первого и второго типа, а не композитным, не менее 65 тысяч и это акционная цена.

Теперь поговорим о стоимость газомоторного топлива. Цена одного кубического метара метана в Оренбурге сейчас 25 рублей. Но и стоимость СУГ все те же 25 рублей. Если взять разницу в величине пробега, то на метане можно проехать больше на целых 25 процентов. То есть стоимость километра пробега на моей машине составляет 3,03 рубля. А на СУГ - 3,78 рубля. Это неплохие показатели, на бензине выходит гораздо дороже - 6,66 рубля.

Но чтобы просто окупить разницу в оборудовании, мне надо проехать без малого пятьдесят тысяч километров. Столько я проехал на предыдущей машине за пять лет. Но, самое главное - это очень малый пробег. 188 километров - это очень мало даже для города, особенно если учитывать то, что заправок мало и они находятся далеко за пределами жилой зоны.

Выводы:
1. Существует несколько видов газомоторного топлива - СПГ, СУГ и КПГ

2. Наиболее выгодным с точки стоимости километра видом газомоторного топлива будет сжатый природный газ

3. Стоимость 1 километра пробега на сжиженном углеводородном газе выше, чем на КПГ. Но из-за более дешевого и простого оборудования, более легких баллонов и, самое главное, величины пробега на одной заправке, установка ГБО под СУГ зачастую более выгодна и обеспечивает большую автономность

4. Сжатый природный газ больше подходит для коммерческого транспорта, так как для него менее критичен размер и масса оборудования

5. Ввиду этого парк машин на КПГ будет значительно уступать парку машин на СУГ

Ну а какая альтернатива может быть - спросите вы меня? Неужели мы так и не будем массово ездить на метане?
Не знаю, я не пророк. Но как по мне, то альтернатива может быть только если научатся в качестве газомоторного топлива использовать сжиженный природный газ. Если даже учесть, что его плотность совсем невелика и составляет 0,39 кг/литр (исходя из того, что метан чистый, в среднем же плотность СПГ 0,41-0,5 кг/литр), то на пятидесяти литрах СПГ можно будет проехать 440 километров, что уже обеспечивает более-менее хорошую автономность. Но все упирается только в цену и технологии.

Источник
 
[^]
MrRIP
3.11.2024 - 19:20
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.04.12
Сообщений: 3332
"Горшочек! Не вари!"
никто не будет покупать ВАШИ системы на сжатом газе!!! Можете портянки не выкладывать!
 
[^]
Uncle63
3.11.2024 - 19:21
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.09.12
Сообщений: 1862
Идите на... со своим газом. Сидеть на замедленной бомбе такое себе удовольствие.
И посрать сжиженный он, сжатый или спизженный.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ПроФФесор
3.11.2024 - 19:25
27
Статус: Online


Директор Каспийского моря

Регистрация: 17.02.12
Сообщений: 993
Больше 20 лет езжу на пропане. Доволен.
 
[^]
Потрошилла
3.11.2024 - 19:26
-9
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 4.09.15
Сообщений: 699
Дочитал вот до этой хуйни


Посмотрел по карте, от квартиры моей дочери до АГНКС мне надо доехать 17 километров!!! То есть съездив на заправку и обратно у меня пробег составит 148,6 километра.


дальше читать не стал
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:28
17
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Цитата (Потрошилла @ 3.11.2024 - 19:26)
Дочитал вот до этой хуйни


Посмотрел по карте, от квартиры моей дочери до АГНКС мне надо доехать 17 километров!!! То есть съездив на заправку и обратно у меня пробег составит 148,6 километра.


дальше читать не стал

А может того, надо бы и понимать прочитанное? 182,6-17-17=148,6. Но, видимо,для многих это уже высшая математика)))

Это сообщение отредактировал Agebt - 3.11.2024 - 19:31
 
[^]
Потрошилла
3.11.2024 - 19:33 [ показать ]
-18
sibarit061
3.11.2024 - 19:35
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.13
Сообщений: 1317
Реферат что ли заставили написать на эту тему? А ты решил сюда скопировать?
Газпром - монополист, государство.
А как в кин-дз-дза говорили - гос-во на другой планете живет, родной.
С какого .. они будут себе конкурентов растить и на своем горбу им давать озолотиться? АЗС несетевых много по стране осталось? 100 проц - чьи-то дети, родственники и тд их хозяева.
А Газпром в свою кормушку никого не пустит. Пример.
В Ростовской области находят газоконденсатное месторождение. По моему Чуб еще был губером Ростовской области(у него зять ген.дир или совл-ц Новошахтинского НПЗ так-то). Видимо кто-то из его команды по быстрому местор-е выкупил.
Я ХЗ, типа много газа природного и газоконденсата. Конденсат покупают хим. компании, для топлива оно непригодно. Но ГАЗЗЗ! Можно же ближайшие села газифицировать! Т.е. люди сидят вдоль трассы М4 (образно, Новошахтинск там в 15 км), газа в деревнях не провели - и они топят углем и моются в речке (кто не Алигарх). А тут - ху.к - и несколько деревень газифицируют? А вот х.й там плавал. Начались согласования, подписания и тд. В итоге владельцы месторождения (несколько сотен милиард куб.м) открыли круглогодичную теплицу и топят теплицы круглый год и выращивают овощи и хрюкты.
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:41
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Цитата (sibarit061 @ 3.11.2024 - 19:35)
Реферат что ли заставили написать на эту тему? А ты решил сюда скопировать?
Газпром - монополист, государство.
А как в кин-дз-дза говорили - гос-во на другой планете живет, родной.
С какого .. они будут себе конкурентов растить и на своем горбу им давать озолотиться? АЗС несетевых много по стране осталось? 100 проц - чьи-то дети, родственники и тд их хозяева.
А Газпром в свою кормушку никого не пустит. Пример.
В Ростовской области находят газоконденсатное месторождение. По моему Чуб еще был губером Ростовской области(у него зять ген.дир или совл-ц Новошахтинского НПЗ так-то). Видимо кто-то из его команды по быстрому местор-е выкупил.
Я ХЗ, типа много газа природного и газоконденсата. Конденсат покупают хим. компании, для топлива оно непригодно. Но ГАЗЗЗ! Можно же ближайшие села газифицировать! Т.е. люди сидят вдоль трассы М4 (образно, Новошахтинск там в 15 км), газа в деревнях не провели - и они топят углем и моются в речке (кто не Алигарх). А тут - ху.к - и несколько деревень газифицируют? А вот х.й там плавал. Начались согласования, подписания и тд. В итоге владельцы месторождения (несколько сотен милиард куб.м) открыли круглогодичную теплицу и топят теплицы круглый год и выращивают овощи и хрюкты.

При чем тут политика? Пост вообще не про политику и власть, а про то, почему одно газомоторное топливо пользуется успехом, а другое - нет. То есть научпоп. И да, с нефтью и газом в Ростовской области очень печально. Запасы конденсата всего 129 тысяч-тонн - это просто ни о чем. Выкупать такие месторождение будет только совсем больной, извлекать там нечего, просто нерентабельно. И предварительно оцененные запасы газа во всей Ростовской области порядка 22,37 млрд. м3. О каких сотнях миллиардов вообще идет речь,какие-то сплетни. И да, владельцы месторождения не имеют никакого отношения к газификации сел и теплиц, их зона ответственности заканчивается на месте выхода трубпровода в сеть

Это сообщение отредактировал Agebt - 3.11.2024 - 19:50
 
[^]
Lync
3.11.2024 - 19:47
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 2.01.13
Сообщений: 440
Цитата (Agebt @ 3.11.2024 - 19:14)
альтернатива может быть только если научатся в качестве газомоторного топлива использовать сжиженный природный газ

Используют уже лет как 10, в Москве даже одну заправку построили на 1 штуцер и очередь из фур на ней от МКАДа до Домодедово стоит
Такие криобаки ставят, в них метан жидкий охлажденный. По сути криоцилиндр горизонтальный для nlg, можно и на дачу отдельно купить, для интровертов самое то )))
А заправки никто не строит потому что весь твой бизнес будет зависеть от одного поставщика, если Газпром завтра тебе повысит цену или добавит 100 новых сертификатов соответствия и всё, останется от твоего бизнеса груда металла. Вкладывать свои деньги в такие проекты может только кто-то очень смелый или очень глупый. Ходорковский вон может подтвердить

Это сообщение отредактировал Lync - 3.11.2024 - 20:12

Такое разное газомоторное топливо. Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?
 
[^]
АМАЛКЕР
3.11.2024 - 19:56
1
Статус: Offline


Шпаломётчик

Регистрация: 21.04.13
Сообщений: 1145
Глупости.
Уже довольно много тягачей и сельхозтехники ездит на сжиженом метане.
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 19:58
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Цитата (АМАЛКЕР @ 3.11.2024 - 19:56)
Глупости.
Уже довольно много тягачей и сельхозтехники ездит на сжиженом метане.

Много - это сколько? В процентах. И сколько легковой, про коммерческую сказано, что там употребление метана оправдано.
 
[^]
Федорр
3.11.2024 - 19:58
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.10.14
Сообщений: 520
Цитата
Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?

Во первых оборудование под метан стоит гораздо дороже. Во вторых время заправки в разы дольше. в третьих баллоны забирают нехуёвую грузоподъёмность ибо сами весят шопиздец. Могу перечислять ещё.
 
[^]
Федорр
3.11.2024 - 20:01
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.10.14
Сообщений: 520
Цитата (АМАЛКЕР @ 3.11.2024 - 19:56)
Глупости.
Уже довольно много тягачей и сельхозтехники ездит на сжиженом метане.

Сжиженный метан это что то типа обезжиренной капусты.
 
[^]
Шлакоблок74
3.11.2024 - 20:07
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 12.09.22
Сообщений: 84
Цитата (Федорр @ 3.11.2024 - 21:58)
Цитата
Почему автомобили ездят на сжиженном газе, а не на сжатом?

Во первых оборудование под метан стоит гораздо дороже. Во вторых время заправки в разы дольше. в третьих баллоны забирают нехуёвую грузоподъёмность ибо сами весят шопиздец. Могу перечислять ещё.

В четвертых, заправок раз два и...все. В Курганской области, емнип, всего 4.

Это сообщение отредактировал Шлакоблок74 - 3.11.2024 - 20:11
 
[^]
Agebt
3.11.2024 - 20:08
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.24
Сообщений: 264
Цитата (Lync @ 3.11.2024 - 19:47)
Цитата (Agebt @ 3.11.2024 - 19:14)
альтернатива может быть только если научатся в качестве газомоторного топлива использовать сжиженный природный газ

Используют уже лет как 10, в Москве даже одну заправку построили на 1 штуцер и очередь из фур на ней от МКАДа до Домодедово стоит
Такие криобаки ставят, в них метан жидкий охлажденный. По сути криоцилиндр горизонтальный для nlg, можно и на дачу отдельно купить, для интровертов самое то )))

Видимо все в цене вопроса. Там, где потребление очень большое, на тех жу судах - возможно и выгодно. А КриоАЗС очень мало, если техника будет стоять в очередях - то весь экономический эффект будет сведен на ноль
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5239
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх