36


Гирокар – своеобразное транспортное средство, в котором для удержания вертикального положения машины используется предварительно раскрученный маховик. В истории автомобилестроения было несколько разработок таких машин. И хотя до серийного производства ни одна из них так и не дошла, но экспериментальные «концепты» ездили неплохо, сообщает Hyser. Одна такая необычная конструкторская технология была найдена в 2008 году, когда ее в ужасном состоянии без маховика нашел в каком-то гараже коллекционер Джон Виндзор. Речь идет об одноместном гирокаре 1967 года. В это время конструктор Том Саммерс и дизайнер Ford Алекс Тремулис решили, что за гирокаром – будущее. Гирокар Gyro-X строился компанией Gyro Transport Systems и на его модификации были достаточно амбициозные планы не только как гражданский, но и военный транспорт.
Известно, что Gyro-X весил 839 кг. Мощность двигателя составляла 1275 куб.см (от Austin Mini Cooper S), он выдавал 80 л.с., однако был способен разогнать «торпеду» до 201км/ч, чтобы было недостижимо для столь невысокой мощности двигателя четырехколесным авто к тому времени. Маховик гироскопа, обеспечивающий устойчивость двухколесного автомобиля, имел диаметр 56 см и весил всего 12 кг, в рабочем режиме раскручивался до 6000 об.мин.
Машина демонстрировала отличную вертикальную стойкость на дорогах и на наклонном треке. После остановки инерция маховика обеспечивала устойчивость машине более тридцати минут, но выход на рабочий режим занимал около трех минут, что было существенным недостатком.
Gyro-X была вполне реальной машиной и колесила по настоящим дорогам, а не только выставочными залами. Отметим, что преимуществом гирокара является возможность сделать машину двухколесной, что значительно снижает потери на трение и позволяет развивать такую же скорость при меньшей мощности, а следовательно, при меньшем весе конструкции и меньшем расходе топлива.
Сегодня Gyro-X можно увидеть в музее Lane Motor Museum в Нэшвилле (США). В 2011 году прототип Gyro-X был выкуплен и отреставрирован. На это ушло шесть лет. Зато на гирокаре можно прокатиться и сегодня, правда, со скоростью чуть больше 50 км/ч.