Четырехосный грузовик повышенной проходимости

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
9.06.2024 - 11:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
27
12 фото via

В 1931 г. британская компания «Guy» создала первый в мире полноприводный 4-х осный армейский тягач CAW. Ровно через год независимо от англичан в конструкторском бюро Ярославского автомобильного завода под руководством А.С.Литвинова был создан первый отечественный (и второй в мире) автомобиль высокой проходимости с колёсной формулой 8×8. Машина была представлена широкой публике на параде на Красной площади 7 ноября 1932 г. и успешно испытана зимой 1933 г.

Четырехосный ЯГ-12 являлся оригинальной отечественной конструкцией с зависимой подвеской двух передних мостов, которые имели подрессоренные редукторы главной передачи, ведущими мостами «проходного» типа, лебедкой. Любопытно, что трансмиссия машины включала 18 карданных шарниров.

Теперь немного подробнее …

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:14
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Базой нового автомобиля послужил 3-х осный тягач ЯГ-10, к которому заново пришлось создавать переднюю ведущую тележку с односкатными колёсами и раздаточную коробку, подбирать более мощный двигатель и дорабатывать трансмиссию.

Конструкторам автозавода, построившим удачную трехосную машину ЯГ-10, пришла в голову мысль увеличить грузоподъемность еще сильнее, поставив сдвоенную тележку не только сзади, но и спереди. А поскольку военные хотели еще и полноприводных машин — было решено просто взять заднюю тележку от ЯГ-10 и установить ее вместо передней оси, сделав поворотной.

Таким образом, сложнейшая трансмиссия состояла из 30 шариковых и 12 роликовых подшипников, 9 карданных валов и 18 универсальных шарниров. Вместе с тем барабанные тормоза диаметром 460 мм и шириной 100 мм по ярославской традиции стояли только на задних колёсах и имели вакуумный усилитель механического привода, использовались прежние шины размером 40×8 с дорожным протектором, но их накачивание осуществлялось уже при помощи компрессора. Бак объёмом 164 л размещался под сидением водителя.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Базой нового автомобиля послужил 3-х осный тягач ЯГ-10, к которому заново пришлось создавать переднюю ведущую тележку с односкатными колёсами и раздаточную коробку, подбирать более мощный двигатель и дорабатывать трансмиссию.

Конструкторам автозавода, построившим удачную трехосную машину ЯГ-10, пришла в голову мысль увеличить грузоподъемность еще сильнее, поставив сдвоенную тележку не только сзади, но и спереди. А поскольку военные хотели еще и полноприводных машин — было решено просто взять заднюю тележку от ЯГ-10 и установить ее вместо передней оси, сделав поворотной.

Таким образом, сложнейшая трансмиссия состояла из 30 шариковых и 12 роликовых подшипников, 9 карданных валов и 18 универсальных шарниров. Вместе с тем барабанные тормоза диаметром 460 мм и шириной 100 мм по ярославской традиции стояли только на задних колёсах и имели вакуумный усилитель механического привода, использовались прежние шины размером 40×8 с дорожным протектором, но их накачивание осуществлялось уже при помощи компрессора. Бак объёмом 164 л размещался под сидением водителя.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Для РККА предполагалось наладить серийное производство грузовиков-тягачей ЯГ-12 и в течении 1933 г. изготовить 7 автомобилей. Также предполагалось на его базе построить бронеавтомобиль. Однако эти планы не были подкреплены должной материально-технической базой.

К этому времени в СССР не успели освоить даже более простые вездеходы, поэтому выпуск столь революционной и сложной машины посчитали преждевременным.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Грузовик ЯГ-12 остался в единичном экземпляре являясь одним из высших достижений довоенной отечественной военно-технической мысли. Его с полным основанием можно считать основоположником всего отечественного семейства многоосных тяжелых армейских автомобилей, к созданию которых отечественные предприятия смогли приступить лишь в послевоенный период, когда для новых образцов оружия остро потребовалась соответствующая транспортная платформа.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
05

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
ЯГ-12 не только мог преодолевать крупные неровности пути на твердом грунте, но и, благодаря наличию 12 колес, оказывал умеренное давление на грунт. В его конструкцию впервые были введены устройства, распределяющие тяговое усилие по всем колесам.

И хотя раздаточная коробка, шарниры равных угловых скоростей являлись лишь немногими из набора таких механизмов (межосевые дифференциалы, бортовые трансмиссии, блокирующие устройства и т. п. отсутствовали), их появление на ЯГ-12 знаменовало решающий этап в развитии отечественных автомобилей повышенной проходимости.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Максимальная скорость грузовика полной массой 20 т достигала 45 км/ч при минимальном расходе топлива 52 л/100 км. Радиус поворота у 6,6-метрового автомобиля не превышал 9 м. На местности ЯГ-12 легко брал рвы и окопы шириной до 1,5 м, взбирался на подъемы крутизной 300, штурмовал броды глубиной 0,6 м, двигался по косогору, тяжелой грязи, полуметровой снежной целине.

Четырехоска поражала своей приспособленностью к пересеченной местности, насыщенной профильными препятствиями. Ей способствовали 320-мм дорожный просвет и рессорно-балансирные подвески, позволявшие каждому из колес (независимо от других или в любой комбинации по два и три колеса) переезжать через пни, камни, поваленные деревья, пороги и т.д. высотой до 45 см.

При этом ЯГ-12 благодаря 12 скатам оказывал умеренное давление на грунт.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Неплохим подспорьем на бездорожье оказались резинометаллические гусеницы. Высокие тяговые качества и проходимость, наличие сцепного устройства и лебедки позволяли автомобилю служить полноценным армейским тягачом, способным буксировать тяжелые артиллерийские системы.

В этом качестве он также стал первым. После ЯГ-12 лебедки на отечественных автомобилях начали устанавливать только на ГАЗ-63А и ЗИС-151А в 1949-1950 гг. Четырехосная машина вызвала большой интерес.

Предполагалось на ее шасси построить двухэтажный автобус и наладить выпуск ЯГ-12 для Красной Армии. ЯГАЗ планировал дальнейшие работы по совершенствованию конструкции и в 1933 г. изготовить еще семь автомобилей.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
После успешных испытаний ЯГ-12, по словам В.В. Осепчугова, отправили в одну из воинских частей Саратова. Там следы единственного экземпляра машины затерялись. Был утрачен ценнейший образец техники.

Но не это в судьбе грузовика сыграло решающую роль. Военное ведомство, оценив все плюсы и минусы машины с четырьмя ведущими осями (в том числе и невозможность ее серийного производства), дальнейшие работы по ЯГ-12 закрыло в пользу двух- и трехосных полноприводных автомобилей. Хотя именно Научно-технический комитет УММ РККА инициировал работы по созданию четырехоски.

Хорошо видно, что задняя ошиновка сохранена сдвоенной, а передняя сделана одинарной. Таким образом, строго говоря, машина имеет 12 колес! Задняя тележка от модели ЯГ-10 с балансирной подвеской колес на 4-х продольных рессорах и двухступенчатыми редукторами использовалась без переделок.

Переднюю же пришлось несколько переделать — мосты были выполнены по схеме «Де Дион», в которой колеса соединяет изогнутая балка, а главная передача закреплена на раме. В такой схеме крутящий момент к колесам передают полуоси с двумя карданными шарнирами на каждой.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
На автомобиль установили американский 6‑цилиндровый двигатель «Континенталь-22R» рабочим объемом 8190 см3 и мощностью 120 л.с. — отечественных моторов такой мощности тогда не производилось.

Коробка передач также была американская, «Браун-Лайп-554». ЯГ-12 преодолевал ров шириной до 1,5 метра, легко брал подъемы крутизной до 30 градусов, уверенно шел по грязи и глубокому снегу. Грузоподъемность на шоссе достигала 12 тонн, однако скорость не превышала 45 км/ч.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Фото 11.

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
SESHOK
9.06.2024 - 11:18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 359232
Завершающая


А вот еще интересный экземпляр …

Четырехосный грузовик повышенной проходимости
 
[^]
МимоПроходил
9.06.2024 - 11:31
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.04
Сообщений: 10200
все это было конечно весьма любопытно, но нихрена непрактично
и очень ломуче.
так что - не взлетело.
 
[^]
Medka
9.06.2024 - 11:46
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.11.11
Сообщений: 169
Это был один из великих проектов автомобиля на колесах, без гусеничной тяги

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
zorinserg
9.06.2024 - 12:10
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 25.10.18
Сообщений: 2503
Без гидроусилителя не завидую водителю сего трактора...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
МимоПроходил
9.06.2024 - 13:13
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.04
Сообщений: 10200
Цитата (Medka @ 9.06.2024 - 11:46)
Это был один из великих проектов автомобиля на колесах, без гусеничной тяги

в чем преимущество многоколесного транспорта перед гусеницей?
о недостатках пока промолчим.
 
[^]
DobbyWBF
9.06.2024 - 14:02
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.06.23
Сообщений: 2098
18 карданов?

с учётом того, что машину ремонтировал водила- он бы её сжёг к хуям, что б не мучиться.

м-да... конструктор авто- это "школа", а не бывшие крестьяне.

ps критики- назовите хорошую НАШУ машину. cool.gif
 
[^]
Alex0053
9.06.2024 - 14:08
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.09.11
Сообщений: 13142
Сложность его и погубила!

Для армии это смерти подобно и цена зашкаливает.
 
[^]
свинка
9.06.2024 - 14:16
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.04.17
Сообщений: 6868
Цитата (DobbyWBF @ 9.06.2024 - 14:02)
18 карданов?

с учётом того, что машину ремонтировал водила- он бы её сжёг к хуям, что б не мучиться.

м-да... конструктор авто- это "школа", а не бывшие крестьяне.

ps критики- назовите хорошую НАШУ машину. cool.gif

Откуда школе взяться? До революции в стране автомобилей не изобретали. Л
Даже собрать бельгийский фондю толком не могли.
 
[^]
slj8c
9.06.2024 - 14:24
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 18.04.16
Сообщений: 960
Цитата (МимоПроходил @ 9.06.2024 - 14:13)
Цитата (Medka @ 9.06.2024 - 11:46)
Это был один из великих проектов автомобиля на колесах, без гусеничной тяги

в чем преимущество многоколесного транспорта перед гусеницей?
о недостатках пока промолчим.

Выше ресурс, ниже сложность, выше скорости перемещения. Плюс на этапе производства выше технологичность
 
[^]
P376
9.06.2024 - 15:35
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35986
Цитата (МимоПроходил @ 9.06.2024 - 11:31)
все это было конечно весьма любопытно, но нихрена непрактично
и очень ломуче.
так что - не взлетело.

Ага...
Вот только последние лет 80, большинство БТР - таки да, 8 колесные.
Начиная с немецких 8-рад и дальше...
 
[^]
P376
9.06.2024 - 15:36
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35986
Цитата (МимоПроходил @ 9.06.2024 - 13:13)
Цитата (Medka @ 9.06.2024 - 11:46)
Это был один из великих проектов автомобиля на колесах, без гусеничной тяги

в чем преимущество многоколесного транспорта перед гусеницей?
о недостатках пока промолчим.

Ресурс движителя...
 
[^]
DobbyWBF
9.06.2024 - 18:07
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.06.23
Сообщений: 2098
Цитата (свинка @ 9.06.2024 - 14:16)
Цитата (DobbyWBF @ 9.06.2024 - 14:02)
18 карданов?

с учётом того, что машину ремонтировал водила- он бы её сжёг к хуям, что б не мучиться.

м-да... конструктор авто- это "школа", а не бывшие крестьяне.

ps критики- назовите хорошую НАШУ машину. cool.gif

Откуда школе взяться? До революции в стране автомобилей не изобретали. Л
Даже собрать бельгийский фондю толком не могли.

историю поучите.

например кто изобрёл паровозы, радио и т.д. faceoff.gif

откуда вы, безграмотные, лезете?
 
[^]
PR0SPER0
9.06.2024 - 18:14
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.18
Сообщений: 2462
Цитата
например кто изобрёл паровозы, радио и т.д.

А за паровозы можно подробнее? Кто?
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3837
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх