Железный капут

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
18.05.2022 - 11:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
159
Каких только небылиц не создано про немецкий полумифический сверхтяжелый танк P.1000. И даже название для этой машины придумали энтузиасты — Ratte, по-немецки «крыса». Под слоями этих мифов уже сложно докопаться до истины, но мы попробуем.

via

Железный капут
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Проект такого танка действительно существовал и рассматривался руководством Третьего рейха. Более того, были даже построены масштабные макеты двух вариантов P.1000. Накануне Дня смеха Warspot предлагает взглянуть на машину, история проектирования которой ничего, кроме грустного смеха, не вызывает.

Такой же монстр, как для «геноссе Духачевского»

Судьба Эдварда Гроте, создателя P.1000, не менее интересна, чем разработанные им танки. Творчество герра Гроте в Советском Союзе достойно отдельной, причём даже не одной, публикации. Здесь талантливый инженер-конструктор создал крайне оригинальный средний танк.

Танк ТГ имел мощное вооружение, толстую броню и был выполнен по колёсно-гусеничной схеме. Именно оригинальность машины, а также мотор, спроектированный самим Гроте, стали причинами провала проекта. Тем не менее можно утверждать, что танк ТГ был спроектирован более грамотно, чем немецкие разработки, которые испытывались в СССР на полигоне ТЕКО.

Одним только ТГ деятельность Гроте и его коллектива в СССР не ограничивалась. Немецкий инженер-конструктор участвовал в создании Т-35 — по крайней мере, на это указывают документы. У Гроте сложились хорошие отношения с Тухачевским, от которого и поступило задание, удивительным образом ставшее отправной точкой к P.1000.

Речь идёт о сверхтяжёлом танке, боевая масса которого постепенно росла. Кульминацией этого роста стал «танк береговой обороны», проект которого Гроте подготовил в марте 1933 года. Эскизы конструктор направил вместе с письмом, которое предназначалось для «геноссе Духачевского». Проект 1000-тонного танка рассматривался в Управлении по механизации и моторизации Красной армии (УММ КА).

Здесь же прозвучало предложение разработать собственную машину боевой массой 500 тонн. На этом, правда, активность по мега-танку береговой обороны и закончилась. Тратить огромные деньги на такие игрушки не стали, ведь даже 90-тонный Т-39 обошёлся бы стране в 3 миллиона рублей.

Это сообщение отредактировал gizphone - 18.05.2022 - 11:22
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Статья о 1000-тонном танке Гроте, опубликованная в журнале Kraftfahrkampftruppe в сентябре 1937 года

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
После прихода к власти Гитлера немецкие специалисты стали покидать СССР. Уехал из Советского Союза и Эдвард Гроте. О том, чем он занимался во второй половине 30-х годов, известно мало. Ему принадлежат несколько патентов на изобретения, связанные с моторно-трансмиссионной группой. Судя по всему, Гроте продолжал заниматься военной техникой, но уже не танками.

А вот на страницах немецких профильных изданий вернувшийся в Германию инженер вёл бурную полемику с Гюнтером Бурстиным, несостоявшимся отцом австро-венгерского танкостроения.

Например, в немецком военном журнале Kraftfahrkampftruppe за сентябрь 1937 года Гроте довольно подробно рассказал о своей деятельности в Советском Союзе, особенно о 1000-тонном танке. Архивные документы свидетельствуют, что рассказ Гроте вряд ли был похож на басни барона Мюнхаузена и в значительной степени соответствовал действительности.

Спустя по 5 лет Гроте, подобно Отто Меркеру, принял предложение нового рейхсминистра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера и вошёл в его команду. Полем деятельности Гроте (как и Меркера) стал подводный флот. Должность у бывшего танкостроителя была весьма высокой и важной: он был «специальным уполномоченным по вопросам строительства подводных лодок при Рейхсминистре вооружений и боеприпасов».

Гроте не был каким-то мечтателем, который пришёл к Гитлеру со своей экстравагантной идеей сверхтяжёлого танка. Всё было как раз наоборот: если судить по переписке, именно Гитлер стал инициатором работ по будущему P.1000.

Произошло это в июне 1942 года, задание Гроте получил не напрямую от рейхсканцлера, а через Шпеера. Согласно исследованиям Вальтера Шпильбергера, впервые с предложением Гроте Гитлер ознакомился 22 июня 1942 года.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Судовой двигатель MAN V12Z 32/44, пара таких моторов представляла собой первый вариант силовой установки P.1000

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Флотские наработки

О существовании проекта P.1000 известно главным образом благодаря мемуарам немецких военачальников и уцелевших руководителей Третьего рейха, в частности, Шпеера.

Правда, Шпеер старательно обходит стороной тот факт, что подобную гигантоманию он если и не поддерживал, то как минимум не препятствовал её появлению. В этом отношении наиболее близкими к реальности являются мемуары Гудериана. Генерал, который долгое время занимал должность главного инспектора танковых войск, активно боролся с подобными монстрами:

«Далее Гитлер перешёл к важнейшим вопросам танкостроения и согласился с предложенными ему принципами, что в танкостроении имеет важное значение в первую очередь тяжёлое вооружение, во вторую очередь — большая скорость и в третью очередь — мощная броневая защита.

Однако в нём жили две души, ибо он думал, что лишь толстая броня является совершенно необходимым элементом. Его фантазия превратилась в гигантоманию. Инженеры Гроте и Гакер получили заказ на конструирование танка-гиганта весом в 1000 т.

Для конструкции танка «тигр» фирмы Порше толщина брони днища указывалась в 100 мм, а в качестве его вооружения предусматривались или 150-мм пушка L-37, или 100-мм пушка L-76. Профессор Порше обещал выпустить первые машины своей марки к 12 мая 1943 г.».
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Альтернатива в виде Daimler-Benz MB.501. Таких моторов предполагалось поставить аж 8 штук. В судостроении подобные «грозди» из моторов не были редкостью.

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Упомянутый Оскар Хакер, как и Гроте, не был обычным инженером. Он руководил фирмой Steyr, а также входил в Танковую комиссию, ту самую, которую с перерывами возглавлял Фердинанд Порше.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
30,5 cm SK L/50 на береговой батарее. Именно это орудие первоначально рассматривалось на роль главного вооружения P.1000

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Гроте, как советник Шпеера по вопросам строительства подводного флота, был очень хорошо осведомлён о том, какие передовые разработки имелись у Кригсмарине. В практическую фазу работа по будущему P.1000 вошла 17 июля 1942 года. В этот день Гроте прислал письмо на имя Эриха Мюллера (Erich Müller) по прозвищу «Пушка Мюллер», шефа-конструктора Krupp:

«Я получил от фюрера через рейхсминистра Шпеера задачу на разработку сверхтяжёлой боевой машины на гусеничном ходу с собственным весом в несколько сотен тонн.

Вероятно, Вам известно, что я являюсь специалистом в области производства военной техники. Двигатель такого транспортного средства должен иметь мощность 16 000 л.с., вырабатываемую мотором торпедного катера через групповой привод.

Идея расположения трансмиссии между двигателями и гусеничным движителем ещё требует конструктивного решения и, по-видимому, потребуется преодолеть производственные трудности.

Поскольку в распоряжении фирмы «Фридрих Крупп АГ» находится превосходное производство сверхмощных коробок переключения передач, было бы желательно получить консультацию Ваших специалистов.

Кроме того, от главного командования военно-морского флота я узнал, что на Вашем заводе в Эссене также ведётся работа над проектом артиллерийского корабля для применения на западном побережье. Как нам стало известно, дело уже значительно продвинулось, хотя существующее разделение на категории срочности препятствует скорому завершению проекта. Возможно, теперь представилась возможность объединить оба проекта как имеющие приоритетное значение, и это следует обсудить в личной беседе.

Я был бы Вам очень обязан, если бы Вы предоставили мне возможность рассказать о своих идеях и привлечь отдельные специальные отделы «Фридрих Крупп АГ» для консультации по реализации моего проекта, насколько это позволяют ведущиеся там в настоящее время работы.

С большим интересом ожидаю Вашего ответа».


Письмо заканчивалось традиционным нацистским приветствием.

Столь резкий поворот в судьбе Гроте, который менее 10 лет назад работал в СССР на «геноссе Духачевского», не должен особо удивлять. В то время многие в Германии вступили в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP), чтобы получить должность потеплее и повыше. В Германии NSDAP нередко шутливо расшифровывали как «Na, suchst du auch Pöstchen?» («а, ты тоже хочешь получить должность?»).

Теперь Гроте плотно работал с руководством Krupp. Именно благодаря этому и сохранилась переписка по P.1000, осевшая в архивном фонде Krupp. Привлечение к работе столь высокой фигуры, как Мюллер, свидетельствует о достаточно серьёзном отношении руководства Германии к проекту P.1000.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Трёхбашенный вариант сверхтяжёлой боевой машины Гроте

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
13 августа в Эссене состоялось совещание, посвящённое разработке сверхтяжёлого танка. На нём Гроте впервые сформулировал общую концепцию машины. Первоначально её боевая масса должна была составить 800 тонн, длина — 35 метров, а ширина — 14 метров.

Гроте предложил два варианта ходовой части. В обоих случаях с каждого борта предполагалось установить по 3 гусеничные ленты с шириной трака 1200 мм. Длина опорной поверхности составляла 21 метр, а удельное давление на грунт — 0,54 кг/см2. По расчётам, удельная нагрузка на гусеницы составляла 400 кг/м. Детально подвеска и элементы ходовой не прорабатывались, но, по расчётам Гроте, требовалось использовать ведущие колёса диаметром 3 метра.

Рассматривалось два варианта силовой установки. Первый предусматривал использование двух двухтактных дизельных судовых моторов MAN V12Z 32/44 мощностью 8500 л.с. каждый.

Эти 24-цилиндровые двигатели предназначались для эсминцев Тип 42, каждый из которых должен был иметь по 6 таких моторов. Альтернативой были восемь 20-цилиндровых двигателей Daimler-Benz MB.501. Эти дизельные моторы мощностью по 2000 л.с. также имели военно-морское происхождение — их устанавливали на немецкие торпедные катера.

Существенным плюсом второго варианта было то, что суммарно шесть этих моторов весили 34 тонны, тогда как масса пары MAN V12Z 32/44 достигала 128 тонн.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Орудия на максимальном угле возвышения

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
За основу Гроте взял свои разработки для СССР. Конструктор прекрасно понимал, что без помощи Krupp у него ничего не получится. Поэтому он просил Мюллера выделить 20 человек, которые занимались бы его машиной.

В целом Мюллер был не против, поскольку концерн Krupp в таком случае становился фактическим разработчиком супер-танка. Вместе с тем главный конструктор Krupp считал выделение 20 человек на предварительном этапе нецелесообразным, поскольку Гроте ещё даже не закончил эскизный проект.

Оставался нерешённым целый ряд принципиальных вопросов, например, выбор вооружения. Существует заблуждение, что P.1000 изначально проектировался с расчётом на использование башни «карманного линкора» Gneisenau.

Это не так: как следует из протокола совещания, поначалу у Гроте вообще не было чёткого понимания, чем вооружить свою сухопутную крепость. Всё, чего он смог добиться на тот момент от Кригсмарине — это чертёж береговой башенной установки 305-мм корабельного орудия SK L/50. Этим, к слову, и объясняется, почему на разных макетах танка в башнях главного калибра разные орудия.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Борта корпуса получили рациональные углы наклона

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Судя по всему, первым вариантом сверхтяжёлой машины Гроте был трёхбашенный танк. Сохранились фотографии макета, который был подготовлен под руководством Гроте осенью 1942 года.

Роднит эту версию с P.1000 только общее построение ходовой части. Башня главного калибра, расположенная со смещением к корме, разработана с нуля. В ней предусматривалось размещение спарки орудий 30,5 cm SK L/50.

Впереди располагались две малые башни со спаренными установками 128-мм универсальных орудий 12.7 cm SK C/34, типичным вооружением немецких эсминцев.

Идеи об использовании на P.1000 танковых башен и уж тем более башни от Pz.Kpfw.Maus являются плодами богатой фантазии ряда авторов. Башня Pz.Kpfw.Maus, к слову, появилась в привычном нам виде больше чем через полгода после смерти проекта P.1000. К таким же фантазиям относится и установка 128-мм орудия в лобовой части корпуса.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
У трёхбашенной версии башня главного калибра максимально смещена к корме

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Корпус первого варианта сверхтяжёлого танка Гроте напоминал проект 1933 года. О полном копировании речь, разумеется, не идёт. Но ряд элементов, включая V-образную форму крыши моторного отделения, явно перекочевал сюда с более раннего проекта.

И даже схема с кормовым размещением основной башни уже использовалась Гроте в одном из предварительных вариантов сверхтяжёлого танка для Советского Союза. Это же касается и размещения силовой установки ближе к носовой части корпуса.

Малые орудийные и зенитные башни немецкого проекта размещались на массивных надгусеничных полках, которые переходили в экраны, прикрывавшие ходовую часть. В носовой части была предусмотрена рубка для отделения управления. 3-башенный вариант отличался рациональными углами наклона бортовых листов, что увеличивало бронестойкость и вероятность рикошетирования вражеских снарядов.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
С проектом 1933 года новую конструкцию роднило не только построение ходовой части, но и V-образная форма крыши корпуса

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Ходовая часть также представляла собой развитие конструкции ходовой одного из его предварительных вариантов 1000-тонного танка для СССР. У трёхбашенного варианта предусматривалось по 12 сшестерённых катков на борт, плюс по два катка в носовой и по одному в кормовой частях, которые должны были обеспечить натяжение гусеничных лент и смягчать удары при преодолении вертикальных препятствий. Элементы подвески были максимально вынесены вниз, что должно было облегчить обслуживание. С каждого борта имелось по 3 гусеничные ленты.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Зенитная башня HD 151, которая появилась на более поздних вариантах сверхтяжёлого танка

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В процессе работы над проектом Гроте дорабатывал макет. Изначально малые башни со 128-мм пушками должны были выполнять и роль зенитных. Но было очевидно, что такого вооружения для эффективной борьбы с воздушными целями явно недостаточно.

Для борьбы с самолётами требовались менее громоздкие системы с куда меньшим калибром. Здесь Гроте помогло немецкое самолётостроение: на гидросамолётах Blohm & Voss устанавливалась зенитная башня HD 151 (Hydraulische Drehringlafette 151) с гидравлическим приводом. Вооружалась она 20-мм автоматической пушкой MG 151/20.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Доработанный макет с башнями HD 151

Железный капут
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
На доработанном макете появилось сразу 8 зенитных башен HD 151. Правда, первый вариант малокалиберного зенитного вооружения сложно назвать удачным. По 3 башни Гроте разместил по бортам корпуса, ещё 2 в корме. При подобном размещении зенитных башен существовало немало мёртвых зон, прежде всего в носовой части.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 11:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Первоначально зенитные башни были размещены нерационально

Железный капут
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 24331
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх