Титановый прорыв в глубину и в будущее

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
18.05.2022 - 10:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
56
Конец 50-х гг. был удивительным временем новых научных прорывов и технических свершений, страна, только восставшая из пепла и огромных разрушений Великой Отечественной войны, уже вырвалась в космос (опередив значительно более технологически развитые и богатые США), делала огромные успехи в авиации.

via

Титановый прорыв в глубину и в будущее
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В это время ясно обозначился новый фронт военного и научно-технологического противостояния – подводный.

И для космоса, и для авиации, и для глубин крайне важным стало освоение новых конструкционных материалов, и одним из наиболее перспективных направлений работ стали титановые сплавы, имевшие отличную удельную прочность, немагнитность и высокую коррозионную стойкость.

Первым стал проект ракетной скоростной атомной подлодки 661 «Анчар», главного конструктора Н. Н. Исанина, позже смененного Н. Ф. Шульженко.

Работы по нему начались в ЦКБ-16 (позже объединенном с СПМБМ «Малахит») на основании постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, энергетических установок новых типов и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок» от 28 августа 1958 года.

В проекте «Анчар» закладывались исключительно высокие характеристики по скорости, новейший противокорабельный ракетный комплекс «Аметист» с подводным стартом ракет, новая гидроакустика (комплекс «Рубин» с большим потенциалом обнаружения), мощная двухвальная атомная энергоустановка с двумя водо-водяными реакторами.

В 1969 году при проведении Государственных испытаний при 80 % мощности реакторов лодка развила скорость 42 узла (вместо заданных 38 узлов). В 1970 году при полной мощности реакторов была достигнута рекордная (до сих пор) скорость в 44,7 узлов.

Освоение производства титановых сплавов и постройки из него сложных корабельных конструкций шло весьма непросто, однако задача была успешно решена всей цепочкой кооперации.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
ПЛА К-162 пр. 661.

Титановый прорыв в глубину и в будущее
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 1956 году на Заводе № 95 г. Верхняя Салда (будущий ВСМПО-Ависма) началось освоение технологии производства труб, профилей, штамповок и поковок из титановых сплавов. 17 февраля 1957 года выплавлен первый титановый слиток сплава ВТ 1-1. Вел плавку будущий генеральный директор ВСМПО-Ависма, «народный миллиардер» В. В. Тетюхин.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Владислав Валентинович Тетюхин.

Титановый прорыв в глубину и в будущее
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Саму лодку строили на северодвинском «Севмаше». Заводом в самые короткие сроки все технологические проблемы освоения титановых сплавов были успешно решены (совместно с ЦНИИ «Прометей», ЦКБ-16 и ЦНИИ им. А. Н. Крылова).

Следует отметить значительную роль материала корпуса в достижении высокой подводной скорости: облегчив корпус, появилась возможность размещения энергоустановки с резко увеличенной мощностью и достижения подводного рекорда скорости.

Следующим проектом стала серия малых автоматизированных скоростных многоцелевых атомоходов с реакторами с жидкометаллическим теплоносителем проекта 705 «Лира» (разработка СКБ-142, в будущем СПМБМ «Малахит»). Идея проекта принадлежала А. Б. Петрову, главными конструкторами стали М. Г. Русанов (в 1977 году его сменил В. А. Ромин). Такая смена «главных» по проекту во многом являлась следствием драматической истории создания 705 проекта и крайне высоких заданных требований.

Одним из конструкторских решений, обеспечивающих достижение данных требований, являлось использование для корпуса и многих корабельных конструкций титановых сплавов. Изначально для 705 задумывалась глубина 600 метров (проект 661 – 400 метров), однако после яростных споров и тяжелых совещаний в руководстве судпрома настояли на ее ограничении до 400 м. В результате «легкий» титановый корпус пришлось «догружать» чугунным балластом.

Головную лодку строило Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО), и при ее создании пришлось сполна хлебнуть всех проблем освоения титана на новом производстве. Головной заказ шел очень тяжело, флоту был передан в 1971 году.

С целым рядом ограничений, и через год лодка была выведена из состава ВМФ вследствие замерзания теплоносителя (сплава висмут-свинец) реактора. В последующем, после устранения выявленных недостатков, строительство серии было продолжено (еще 3 корабля на ЛАО и 3 на северодвинском «Севмаше»).
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
ПЛА К-373 пр.705.

Титановый прорыв в глубину и в будущее
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Следующий титановый проект стал не только «прорывом в глубину», но и стартовым для наших атомоходов 3-го поколения.

Работы по сверхглубоководной атомной подводной лодке проекта 685 «Плавник» начались в ЦКБ-18 (будущий ЦКБ МТ «Рубин») в 1966 году, главный конструктор Н. А. Климов. Несмотря на то, что технический проект был защищен в 1974 году, с появлением нового оборудования, радиоэлектроники и вооружения лодка была фактически перепроектирована (уже главным конструктором Ю. Н. Кормилициным) и заложена на «Севмаше» в 1978 году, принята ВМФ в 1984 году как К-278 «Комсомолец».

4 августа 1985 года лодка под командованием капитана 1-го ранга Ю. А. Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1 027 метров. К сожалению, уникальный корабль погиб 7 апреля 1989 года при возвращении со своей третьей боевой службы.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
ПЛА К-278 «Комсомолец», пр.685.

Титановый прорыв в глубину и в будущее
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
К середине 70-х гг. в СССР сформировались 3 «подводных» конструкторских бюро: ленинградские «Рубин» (в числе проектов которого был титановый «Плавник») и «Малахит» – со «своим» 705 проектом и 661 ЦКБ-16, и горьковский (г. Нижний Новгород) «Лазурит».

Причиной освоения титана «Лазуритом» стало резкое повышение требований к перспективным многоцелевым подводным лодкам 3-го поколения, особенно по оружию и скрытности (что требовало значительной части водоизмещения ПЛ и соответственно его увеличения).

При этом производственная база «Лазурита», завод «Красное Сормово», имел значительные габаритные и весовые ограничения по строительству подлодок (по возможности перевода их по рекам для достройки и сдачи флоту). Выполнение новых требований флота без титана для «Лазурита» и «Красного Сормово» не представлялось возможным, новая многоцелевая атомная подлодка проекта 945 «Барракуда» могла быть только титановой.

Задача ее создания была успешно решена. При этом очень большую помощь «Лазуриту» оказал «Рубин» («Малахит», видевший в 945 проекте конкурента своим многоцелевым атомоходам, относился к титановой «барракуде» с определенной ревностью).

Всего на «Красном Сормово» были построены две «барракуды» и еще две по модернизированному проекту 945А «Кондор». Уже заложенная подлодка проекта 945АБ, которая должна была стать переходной к 4-му поколению, в связи с произошедшим в 1991 году, была утилизирована.

Здесь будет уместно подвести определенные выводы из опыта титанового кораблестроения, но при этом необходимо отметить три важных фактора.

Первое. Проект 945 оказался неподъемным по технологическим требованиям для всех «подводных» судостроительных заводов, и для серии Амурского завода «Малахитом» был разработан стальной проект 971 (в последующем продолженный в Северодвинске). И именно 971 проект стал массовой многоцелевой атомной подлодкой 3-го поколения.

Стоимость титановых сплавов здесь не была определяющей: стоимость «Барракуды» была близка к стоимости «Барса» (неофициальное название проекта 971, официальное «Щука-Б») – корпус стоил чуть дороже (спецстали корпусов подлодок сами по себе очень дороги), но на «Барсе» при более дешевом корпусе был более новый и дорогой первый наш цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3».

Второе: титановые сплавы оказались крайне важными для нового прорывного направления подводного кораблестроения так называемых «глубоководных технических средств» (атомных глубоководных станций), создание которых велось на «Малахите» в 70–80-х и последующих годах.

Третье: при создании первого проекта 4-го поколения – 957 «Кедр» сам «Лазурит» вернулся к стали, как основному материалу корпуса. Это заставило проработать уникальное техническое решение для строительства этих подлодок на заводе «Красное Сормово»: в Горьком делать отдельно носовую и кормовую часть подлодки (с учетом транспортировки по рекам), а стыковать их вместе уже в Северодвинске. Однако наиболее мудрыми представителями руководства Минсудпрома предлагалось создание «титанового» варианта проекта – 957Т, с целью сохранения технологического задела и опыта работы с титаном.

Вывод из этого не так прост, как кажется.

Да, вроде бы титан на обычных многоцелевых подлодках себя не оправдал. Да, характеристики получаются немного выше, но несколько большая цена вопроса и производственные сложности заставляют для массовых серий выбирать стальные подлодки.

Где титан, безусловно, и принципиально превосходил сталь – это глубоководные технические средства.

Однако так было справедливо только для ситуации до начала 90-х гг., появления и освоения принципиально новых средств поиска подлодок. И здесь стоит оценить мудрость руководителей СССР, настоявших на сохранении «титанового направления» – для будущего.

Из книги Н. Полмара К. Д. Мура «Подводные лодки холодной войны. Проектирование и строительство американских и советских подводных лодок» (2004, в переводе с английского Б. Ф. Дронов – СПб, ОАО «СПМБМ «Малахит», 2011):

Два опытных и знающих советских военно-морских офицера в 1988 году утверждали, что спутниковая (космическая) разведка выполняет многочисленные функции, включая обнаружение подводных лодок», и что радиолокация на самолетах и спутниках может быть использована для «обнаружения волнового следа подводных лодок» (утверждения капитана 1 ранга Е. Семенова – «Об устойчивости ПЛ при воздушной угрозе» «Морской Сборник» № 1 1988 г. и начальника разведки ВМФ, контр-адмирала Ю. Квятковского – «Текущее состояние и перспективы развития сил и средств для боевых подводных лодок» «Военная мысль» № 1 1988 г.).

В 1993 г. в журнале российского Генштаба «Военная мысль» (генерал-майор в отставке М. А. Борщев «О военной организации СНГ» № 3 1993 г.) было заявлено, что «всепогодные разведывательные спутники и другие виды космической поддержки будут позволять обнаруживать надводные корабли и подводные лодки в любое время дня с высокой вероятностью и обеспечивать целеуказание высокоточному оружию практически в реальном времени».


Командир ТАВКР «Киев» капитан 1-го ранга В. Звада («Морской Сборник» № 9 2021 г.):

Боевая служба 1987 г. …в Средиземном море успешно применялся нетрадиционный способ обнаружения подводной лодки с помощью навигационной станции корабля и радиолокационной станции вертолета Ка-27ПЛ. Это было очень перспективное направление противолодочной борьбы.

Т. е. появились авиационные и космические средства, способные, образно говоря, «заглянуть в глубину» и обеспечить эффективное обнаружение подлодок, действующих без учетов возможностей новых поисковых средств.

Одной из очевидных возможностей «восстановления скрытности» подлодок является их действие на увеличенных глубинах. Здесь необходимо уточнить – в большинстве случае не требуется увеличения предельных глубин погружения.

Однако дело в том, что подавляющую часть времени при нахождении в море все современные подлодки действуют на относительно небольших глубинах, тонком приповерхностном слое толщиной метров 100–200. Да, большинство из них имеют возможность погрузиться глубже. Однако здесь для стальных корпусов встает крайне острая проблема усталостной прочности.

Такие подлодки могут неоднократно сходить и на предельную глубину, но количество таких глубоководных погружений жестко ограничено, как и ограничено время нахождения даже на рабочей глубине (мнение, что это глубина, на которой подлодки могут быть «постоянно», было с целым рядом очень неприятных «открытий» опровергнуто еще в конце 80-х гг.).

Т. е. крайне остро встает вопрос обеспечения возможности длительного нахождения наших подлодок на увеличенных (от обычных) глубинах – для обеспечения скрытности от новых средств поиска.

И вот как раз тут титановые корпуса с много большим ресурсом и получают решающее преимущество над стальными.

С учетом этого фактора ни в коем случае нельзя согласиться с уже заявленным списанием «Барракуд», необходима их глубокая модернизация (как и более новых «кондоров»), в т. ч. для исследования новых условий и тактических приёмов подводной войны и противодействия противолодочным силам противника.

Здесь же возникает вопрос о перспективном проекте многоцелевой подлодки 5-го поколения «Хаски». С учетом новых и резко возросших возможностей нетрадиционных средств поиска, крайне важным представляется проработка титанового варианта проекта (тем более что новое оружие позволяет компактно обеспечить высокую ударную мощь).

И здесь огромное спасибо стоит сказать всем тем, кто, несмотря на тяжелейшие 90-е годы, сумел сохранить (и развить!) у нас «титановое направление».

В будущем этот фактор станет еще более важным с учетом диверсификации и гражданского рынка. Исчерпание основных месторождений нефти и газа на суше заставит активно осваивать шельф, в т.ч. северных морей.

И вот тут крайне остро встают экологические вопросы и, соответственно, проблемы коррозионной стойкости трубопроводов и арматуры. С учетом высокой стоимости специальных стальных сплавов, их уязвимости от коррозии и так и не решенных до конца вопросов надежного контроля протяженных трубопроводов и арматуры, применение титана (по которому у нас сохранились и имеются хорошие заделы) представляется перспективным и здесь.
 
[^]
gizphone
18.05.2022 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
Tranay
18.05.2022 - 10:54 [ показать ]
-14
Jangle
18.05.2022 - 11:01
5
Статус: Online


Бронетёмкин ПоносецЪ

Регистрация: 16.01.12
Сообщений: 746
Есть такая фраза которую говорят о безумно дорогой вещи. "Стоит как крыло самолета".
Так вот про титановую лодку так не скажешь. Крыло самолета рядом с ней дешевка.
 
[^]
barsuk11
18.05.2022 - 11:11
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.11.18
Сообщений: 4033
а потом один фиг почти все просрали
 
[^]
Rumer
18.05.2022 - 11:19
3
Статус: Online


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 18036
Вспомнилось
Мы из ВТ1 на заводе делали детали для гироскопов. В начале 80-х.
Кто в курсе - поймут.
 
[^]
AleXei1505
18.05.2022 - 11:24
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 18.06.14
Сообщений: 2083
ТС, спасибо за пост, хоть и написано у тебя "с пятого на десятое", в смысле очень-очень бегло всё рассказано.
От себя же напишу, что титан дороже маломагнитной стали на порядок, но это ещё полбеды - стоимость самого изготовления титановых конструкций выше в разы! Титан не заваришь ни электродами, ни полуавтоматом, как сталь - только аргонодуговая сварка неплавящимся электродом. Титан нельзя резать ни газорезкой, ни плазмой. Ну и прочие "прелести". И да - персонал нужен очнь квалифицированный. Я в своё время немало поработал с титаном - изготавливали оборудование для золотопромышленности. Работать было сложно, но мне наоборот нравилось, бо для меня чем сложнее работа, тем интереснее. Очень многому тогда научился. И пятый разряд сборщика именно за титан получил.

Это сообщение отредактировал AleXei1505 - 18.05.2022 - 11:26
 
[^]
TheFlint64
18.05.2022 - 11:28
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.06.20
Сообщений: 764
661 - 1, 685 - 1, 705 - 7, 945 - 2, 945А - 2.
Итого 13 титановых "Калош"
И это все о нем.
Об СССР.
 
[^]
TheFlint64
18.05.2022 - 11:39
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.06.20
Сообщений: 764
Титан нельзя резать ни газорезкой, ни плазмой.©
Газорезкой естественно нет! А плазма, лазер или водичкой под давлением - пожалуйста.
С какой маломагниткой работали? Я с Ю3, легкие корпуса АПЛ 2-го поколения: букахи и бд. Давно было, но никто не упирал на особую стоимость металла. Тогда и медь, правда, под ногами лежала, и даже мельхиор.
 
[^]
iyzuf1
18.05.2022 - 12:15
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.08.13
Сообщений: 86
Цитата (gizphone @ 18.05.2022 - 10:49)
В 1956 году на Заводе № 95 г. Верхняя Салда (будущий ВСМПО-Ависма) началось освоение технологии производства труб, профилей, штамповок и поковок из титановых сплавов. 17 февраля 1957 года выплавлен первый титановый слиток сплава ВТ 1-1. Вел плавку будущий генеральный директор ВСМПО-Ависма, «народный миллиардер» В. В. Тетюхин.

Там был только один завод,вернее 2(второй старым заводом называли,еще Демидов строил). А вот производство было раскидано по цехам. 21 цех допустим штамповал детали, 7 цех плавил титан и т.д.

Это сообщение отредактировал iyzuf1 - 18.05.2022 - 12:44
 
[^]
RomeoVS
18.05.2022 - 13:27
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.05.15
Сообщений: 90
О как! Про родной завод написали немного! Зачётно sm_biggrin.gif


Титановый прорыв в глубину и в будущее
 
[^]
AleXei1505
18.05.2022 - 13:36
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 18.06.14
Сообщений: 2083
Цитата (TheFlint64 @ 18.05.2022 - 14:39)
Титан нельзя резать ни газорезкой, ни плазмой.©
Газорезкой естественно нет! А плазма, лазер или водичкой под давлением - пожалуйста.
С какой маломагниткой работали? Я с Ю3, легкие корпуса АПЛ 2-го поколения: букахи и бд. Давно было, но никто не упирал на особую стоимость металла. Тогда и медь, правда, под ногами лежала, и даже мельхиор.

Насчёт стоимости маломагнитки это не я писал, это ТС написал, что хоть титан и дорог, но маломагнитка тоже недёшева. Сам с маломагниткой не работал, вот с коррозионно-стойкими много (12Х18Н10Т чаще всего, но и с прочими немало). Дело в специализации - я работал в подрядчиках у металлургических комбинатов. В частности много оборудования делали для Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината. Кстати Верхняя Салда только плавит титановую губку и прокатывает титан, а его производством (производством титановой губки) бывшем союзе занимались три комбината - Запорожский (самый слабый из трёх), Березниковский и Усть-Каменогорский.
И да - титан мы даже пропановским резаком резали, когда сильно нужно было (например сегменты на фланцы большого диаметра), но потом приходилось резаный край выбирать абразивом на глубину до 20мм, чтобы удалить выгоревший металл. А режется газорезкой титан как масло - главное делать это под вытяжкой, либо на открытом воздухе...

Это сообщение отредактировал AleXei1505 - 18.05.2022 - 13:47
 
[^]
AleXei1505
18.05.2022 - 14:24
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 18.06.14
Сообщений: 2083
Цитата (gizphone @ 18.05.2022 - 13:51)
...нельзя согласиться с уже заявленным списанием «Барракуд», необходима их глубокая модернизация (как и более новых «кондоров»)...у

Ну вот тут казалось бы конечно всё так, но есть нюансы: "Барракудам" и "Кондорам" от 38-ми до 28-ми лет. Лодки уже немолодые, а насчёт модернизации - действительно хорошая модернизация может вылиться в сумму немногим меньше, чем построить новую АПЛ, уже 4-го поколения, потому-то Минобороны и думает, что делать с лодками проектов 945 и 945(А) - и списать жалко, и модернизировать чересчур накладно, тем более что если принять решение о модернизации этих четырёх АПЛ, на минуточку 3-го поколения, то к моменту когда они выйдут из ремонта на горизонте уже может маячить "Хаски", т.е. лодки 5-го поколения...
 
[^]
ZloyCoyot
18.05.2022 - 14:59
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.12
Сообщений: 4814
Цитата (AleXei1505 @ 18.05.2022 - 13:36)

И да - титан мы даже пропановским резаком резали, когда сильно нужно было (например сегменты на фланцы большого диаметра), но потом приходилось резаный край выбирать абразивом на глубину до 20мм, чтобы удалить выгоревший металл. А режется газорезкой титан как масло - главное делать это под вытяжкой, либо на открытом воздухе...

У меня титановые пластины есть- отходы с авиапроизводства. Сверлом сверлю, режу болгаркой и точку на наждаке. Твердый материал и очень красивые синие искры летят при этом. Это просто так для сведения, не говорю что на производстве такое применимо.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2880
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх