Подлодка С-80.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Bas81
27.01.2022 - 15:16
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 18.08.21
Сообщений: 22
29
В послевоенной истории нашего подводного флота очень много случалось трагических событий, но история С-80, на мой взгляд - самая драматичная в череде аварий и происшествий.
С-80 головная подводная лодка 613 проекта, которая сошла со стапелей завода Красное Сормово в 1950 году. В 1957 году прошла модернизацию по проекту 644, получив на вооружение две крылатые ракеты, которые находились во внешних контейнерах. 15 января 1960 года С-80 прибыла на Северный флот.
Ровно через год с небольшим, 25 января 1961 года, С-80 вышла в море на несколько суток, для проведения совершенствования задач подводного плавания.
Последний раз С-80 вышла на связь 00.30 минут 27 января. Больше о С-80 никто ничего не знал. Организованная поисковая операция не принесла никаких результатов и уже в марте 1961 года подводную лодку исключили из состава ВМФ.
Сухие строки хроники событий не могут передать боль, горечь и неизвестность с которой столкнулись родные и близкие членов экипажа. Времена были тяжелые и некоторые безответственные лица из числа специальных органов даже намекали о том, что лодка могла уйти к противнику. Пусть это останется на их совести.
По большому счёту после пропажи лодки никто её не искал, но периодически от рыбаков поступали сообщения об обрывах тралов в одном из районов Баренцева моря. В 1968 году С-80 была обнаружена на дне подводным спускаемым аппаратом, а в 1969 году организована уникальная операция по подъему лодки. В июле подводную лодку отбуксировали в бухту Завалишина. Некоторые специалисты убедили командование взорвать лодку прямо там, якобы из-за угрозы взрыва торпед находившихся на борту. Слава Богу нашелся грамотный специалист, который обезвредил торпеды. Отсеки лодки были осушены и началась самая трагическая работа - извлечение тел погибших и установление причины гибели корабля.
Для розыска и извлечения тел погибших были созданы группы из врачей подводных лодок, водолазов и матросов срочной службы. Из-за исключительно тяжелых физических и психологических нагрузок каждая смена работала не более сорока минут, причем врачи и водолазы успевали спуститься за это время в лодку по 2–3 раза. Рядом с поднятой подводной лодкой встал десантный корабль, на который трупы переносили через опущенную аппарель. Офицеры-судмедэксперты производили обследование тел.
Всего из отсеков С-80 извлекли 68 тел. Из них: из рубки — 2, из первого отсека — 10, из второго — 19, из третьего — 10, из четвертого — 11, из пятого — 2, из шестого — никого, из седьмого — 14.
Тяжелейшее испытание выпало на долю погибших подводников. Зная, что помощи не будет, они пытались бороться за живучесть корабля и за свою собственную жизнь, чтобы продлить её хоть на мгновение. Не выдержали ожидания смерти два человека. Один специально замкнул контакты в аккумуляторной яме и погиб от удара током, а второй удавкой покончил с жизнью прямо у себя в койке. Остальные подводники погибли от асфиксии и утопления. Даже сложно представить, что им пришлось пережить умерая от бессилия себя спасти.
Большинство подводников опознали без каких-либо экспертиз, их тела словно забальзамировались в условиях холодного Баренцева моря.
Причиной гибели считается поступление воды через шахту РДП (выдвижное устройство подводной лодки для подачи атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов на перископной глубине). Автоматическое закрытие поплавкового клапана РДП для предотвращения попадания забортной воды внутрь прочного корпуса не произошло по причине того, что была отключена система его подогрева, он обмерз и не закрылся.
Когда вода хлынула внутрь подводной лодки, матрос отвечающий за определённую захлопку, погнул шток, но закрыть не смог вручную. Этот матрос был прикомандирован из другого экипажа, и он крутил шток именно в ту сторону, как было устроено на его лодке, а на С-80 этот шток закрывался совсем в другую сторону. Такое бывает сплошь и рядом, на одинаковых проектах лодок встречаются довольно сильные отличия.
Странностей много в этой аварии. Командира лодки нашли в районе кают-компании, что для меня не понятно. Командир при такой опасной достаточно операции, как движение под РДП, ужинал или пил чай?
Косвенные признаки показывают, что лодка от кого-то уклонялась и чуть провалилась по глубине. От кого осталось не понятным. Наших судов в этом районе не было.
Похоронили подводников в братской могиле в Оленей губе (Мурманская область) со всеми воинскими почестями. В те времена тела погибших родственникам не передавали.
Саму лодку взорвали и порезали на части. Некоторые из которых до сих пор лежат на берегу безмолвным напоминанием о тяжелейшей человеческой трагедии.
P.S. Семь с половиной лет неизвестности. Даже трудно представить, что пережили семьи погибших подводников. В те времена не заигрывали с близкими, как это было в истории с Курском.
С просторов.

Подлодка С-80.
 
[^]
VampirBFW
27.01.2022 - 15:18
4
Статус: Offline


Поварствующий радиоуправляемый сисадмин

Регистрация: 20.02.10
Сообщений: 13829
А что за пруф такой? С просторов? С просторов чего? Туалета? Зала? Полей Украины?
 
[^]
plotinolog
27.01.2022 - 15:25
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.11.20
Сообщений: 21
Гроб с торпедами. Опасная работа - гарантированная смерть обеспечена.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
strel6120
27.01.2022 - 15:26
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.12.12
Сообщений: 1543
Не боялся ж народ на такой плавать

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
steslia
27.01.2022 - 16:08
1
Статус: Offline


Made in USSR

Регистрация: 22.04.11
Сообщений: 1373
Цитата
матрос был прикомандирован из другого экипажа, и он крутил шток именно в ту сторону, как было устроено на его лодке, а на С-80 этот шток закрывался совсем в другую сторону.

Х.З. А если бы в ту сторону крутил? Обмёрзло же??
 
[^]
victoris
27.01.2022 - 16:21
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 17.03.18
Сообщений: 9
Цитата (strel6120 @ 27.01.2022 - 15:26)
Не боялся ж народ на такой плавать

"Надо быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии" И.В. Сталин
 
[^]
strel6120
27.01.2022 - 16:22
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.12.12
Сообщений: 1543
Цитата (victoris @ 27.01.2022 - 16:21)
"Надо быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии" И.В. Сталин

Есть такое

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
skomoroh58
27.01.2022 - 16:42
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 15646
чем больше читаю про подплав, тем больше уважения к ним испытываю.
 
[^]
Chan39
27.01.2022 - 17:12
4
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 20.10.14
Сообщений: 806

Цитата
Восстановленный экспертами ход событий свидетельствует: катастрофа С-80 - это результат нештатной ситуации, возникшей на борту из-за беспечности и цепи ошибок личного состава, которые последовали за ней. Ни мужество, ни самоотверженность моряков затем не могли изменить трагического конца. Экипажу пришлось заплатить по высшей цене.

26 января 1961 года за 38 минут до полуночи подлодка С-80 стала под РДП. Правый дизель работал средним ходом на винты. Генератор для получения излишней энергии на электродвигатели не подключали. Надо пояснить - движение под РДП является наиболее сложным: корпус подлодки находится под водой, на перископной глубине; через трубы выдвинутой на поверхность шахты РДП атмосферный воздух попадает в отсек, где работают двигатели, а отработанные ими газы, также по трудопроводам, выбрасываются на поверхность. Обстановку на море подводники контролируют на своих станциях наблюдения и через перископ. Управлять такой подлодкой во время шторма крайне сложно: с глубины до 10 метров ее может выбросить на поверхность, а при провале на большую глубину вода заливает шахту РДП, поступление воздуха прекращается, и дизели «задыхаются». Все это чревато аварией. Поэтому движение подлодок типа С-80 в режиме РДП при волнении моря свыше 4 баллов не рекомендовалось. Напомню - шторм в Баренцевом море той ночью достигал 6 баллов. Если не считать постановку С-80 под РДП оплошностью командира, надо признать его решение очень рискованным.
 
[^]
Huliush
27.01.2022 - 17:19
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.03.14
Сообщений: 1186
Цитата
Времена были тяжелые

А што, разве у нас бывали когда-нито легкие времена?
cool.gif
 
[^]
дима27
27.01.2022 - 17:33
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 17.09.12
Сообщений: 65
*** не заигрывали с близкими, как это было в истории с Курском.*** совесть имейте, слова выбирайте. ( моё сугубо личное мнение, честь имею )
 
[^]
Hiki
27.01.2022 - 17:34
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 14.07.15
Сообщений: 3185
У Овечкина читал про эту аварию. Там чуть ли не досконально описано кто во сколько и от чего погиб. Тяжело читать.
 
[^]
CUPOL
27.01.2022 - 17:36
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.03.13
Сообщений: 217
 
[^]
antonov64
27.01.2022 - 17:39
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.01.15
Сообщений: 1113
P.S. Семь с половиной лет неизвестности. Даже трудно представить, что пережили семьи погибших подводников. В те времена не заигрывали с близкими, как это было в истории с Курском. © тс

Шлюхами десятидолларовыми не называли ? Какая жаль . moderator.gif
 
[^]
VladTox
27.01.2022 - 19:40
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.12.17
Сообщений: 2576
Цитата (дима27 @ 27.01.2022 - 17:33)
*** не заигрывали с близкими, как это было в истории с Курском.*** совесть имейте, слова выбирайте. ( моё сугубо личное мнение, честь имею )

Удивляюсь Вашей порядочности и сдержанности, Дима, мои бы флотские друзья назвали бы его пидором и обложили бы с петровскими загибами. А так -то , я с Вами согласен.
 
[^]
KSF95
29.01.2022 - 11:13
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.06.14
Сообщений: 2284
Цитата (Chan39 @ 27.01.2022 - 17:12)
Цитата
Восстановленный экспертами ход событий свидетельствует: катастрофа С-80 - это результат нештатной ситуации, возникшей на борту из-за беспечности и цепи ошибок личного состава, которые последовали за ней. Ни мужество, ни самоотверженность моряков затем не могли изменить трагического конца. Экипажу пришлось заплатить по высшей цене.

26 января 1961 года за 38 минут до полуночи подлодка С-80 стала под РДП. Правый дизель работал средним ходом на винты. Генератор для получения излишней энергии на электродвигатели не подключали. Надо пояснить - движение под РДП является наиболее сложным: корпус подлодки находится под водой, на перископной глубине; через трубы выдвинутой на поверхность шахты РДП атмосферный воздух попадает в отсек, где работают двигатели, а отработанные ими газы, также по трудопроводам, выбрасываются на поверхность. Обстановку на море подводники контролируют на своих станциях наблюдения и через перископ. Управлять такой подлодкой во время шторма крайне сложно: с глубины до 10 метров ее может выбросить на поверхность, а при провале на большую глубину вода заливает шахту РДП, поступление воздуха прекращается, и дизели «задыхаются». Все это чревато аварией. Поэтому движение подлодок типа С-80 в режиме РДП при волнении моря свыше 4 баллов не рекомендовалось. Напомню - шторм в Баренцевом море той ночью достигал 6 баллов. Если не считать постановку С-80 под РДП оплошностью командира, надо признать его решение очень рискованным.

Нет ничего по ссылке:(
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2160
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх