Три боевых вылета младшего лейтенанта Пудова, 1944 год.Даже без Звезды Героя он им, безусловно, является.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
16.10.2021 - 06:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
62
Очень часто успехи оцениваются неадекватно. Как правило, свои успехи переоцениваются. Человеку вообще свойственно верить в лучшее. Так и рождаются заявки на толпы уничтоженных вражеских танков, кораблей, самолётов. На этом фоне реальные успехи героев, зачастую, более скромных, теряются. Морскому лётчику Пудову не повезло. Погиб он рано, цветастых мемуаров не написал. А его заявка на тральщик тонула в море утопленных на бумаге миноносцев и эсминцев. Не говоря уж о сторожевиках. Точно также тонула, как пошёл ко дну 17 сентября 1944 года немецкий миноносец Т18, который и был тем заявленным "тральщиком" - стремительно и глубоко. Это был первый успех только что окончившего училище морских лётчиков лейтенанту Сергею Петровичу Пудову, но жить ему оставалось 5 дней. Вместе с тем за эти 5 дней он сделал больше, чем любой топмачтовик советской авиации.
Надо помнить, что вся советская авиация сумела потопить за войну только два миноносца противника. Между тем Пудов умудрился добиться успеха в одиночку. Не обошлось тут и без везения.
Когда открываешь аварийный акт о потере самолета А-20 «Бостон» 51-го МТАП, первое, что бросается в глаза, — количество боевых вылетов у пилота. Их было всего три. Казалось бы, что можно совершить всего за три боевых вылета? Однако младший лейтенант С.П. Пудов доказал: очень многое...

Еще вечером 16 сентября 1944 года командующий ВВС КБФ приказал командиру 51-го минно-торпедного авиационного полка (далее 51-й МТАП) 8-й минно-торпедной Гатчинской Краснознаменной авиационной дивизии (далее 8-я МТАД) выделить к 6 ч утра два торпедоносца и два топмачтовика на поиски и уничтожение кораблей противника в Финском заливе и в Балтийском море.
Выполняя приказ, командир 51-го МТАП майор Ф.А. Ситяков приказал подготовить к боевым вылетам один торпедоносец из состава 2-й эскадрильи и три самолета (один торпедоносец и два топмачтовика) из состава 3-й эскадрильи, а в 5 ч 17 сентября собравшимся на КП полка экипажам этих четырех самолетов он разъяснил поставленную задачу и указал маршруты боевых вылетов.

На боевое задание должны были вылететь две группы А-20-ДО (по одному торпедоносцу и топмачтовику в каждой). Первая состояла из торпедоносца младшего лейтенанта М.В. Борисова, пилотировавшего «Бостон» с бортовым номером № 27, и топмачтовика младшего лейтенанта С.П. Пудова, его «Бостон» нес номер № 25.

Три боевых вылета младшего лейтенанта Пудова, 1944 год.Даже без Звезды Героя он им, безусловно, является.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 06:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
В 6 ч 20 мин эти самолеты стартовали с аэродрома Клопицы. Шли они на низкой высоте, 30 м, с целью избежать обнаружения радиолокаторами и наземными постами наблюдения. Самолеты прошли в районе о. Гогланд, потом Хельсинки и Порккала-Удд. Целей все не было, но в 8 ч 05 мин в точке Ш=59°20' Д=22°40' экипажи, по их донесению, обнаружили три тральщика... Однако они ошиблись...
Ими были корабли третьей флотилии миноносцев Т-8, -12, -13, -18, -20, под командованием командира флотилии корветтен-капитана Ферлора, вышедшие утром 16 сентября 1944 года из Палдиски для поиска немецких и финских судов. Они смогли частично выполнить задание, встретив в 12 ч у плавучего маяка Флоетъян два парохода («Balkan» и «Inge Christophersen») для сопровождения которых до места назначения (Пиллау), по приказу командира флотилии, от отряда отделились Т-8 и Т-12.
Остальные же три миноносца продолжили поиски финских судов, но ни одного из них не встретили, что, вероятно, связывалось с тем, что финны вышли из союза с Германией. В 21 ч 15 мин от 9-й дивизии охранения Ферлор получил приказ идти в Либаву.
В два часа ночи 17 сентября у Т-18 из-за сильного волнения сломалось крепление цепи правого якоря, и он ушел в воду на 80 м. Миноносцы остановились, поскольку Т-18 долго выбирал якорь. Одновременно Ферлор запросил разрешения идти в Таллин, поскольку он находился ближе Либавы. Не последнюю роль в этом решении сыграли удар ВВС КБФ 16 сентября 1944 года по Либаве и, как следствие, предположение германского командования, что в районе этого порта могли быть сброшены мины.
Когда Т-18 наконец около 4 часов выбрал якорь, миноносцы снова дали ход и направились в Таллин. Кто знает, не случись проблемы с якорем, этот корабль, возможно бы и уцелел, но, как говорится, история сослагательного наклонения не имеет.

После того как миноносцы дали ход, корветтен-капитан Ферлор, находившийся на борту Т-18, предложил его командиру обер-лейтенанту цур зее Хельмуту Майер-Абиху принять на себя командование кораблем, чтобы последний мог пойти в ходовую рубку и немного поспать.
А когда по его приказу корабль в 07 ч 55 мин остановил машины, чтобы взять на борт эстонских беженцев с катера, Ферлор, по существу, решил судьбу Т-18. Два других миноносца, Т-13 и Т-20, сохранили небольшой ход, а Т-18 стоял без хода для принятия на борт беженцев.
По германским документам, немцы закрепили лини на стоящем у борта эстонском катере, чтобы досмотровая команда могла на него перебраться. Как и положено при таких событиях, экипаж корабля с интересом смотрел за тем, как крепились лини, а не за обстановкой вокруг. В 8 ч командир Т-18 Х. Майер-Абих проснулся от тишины, поскольку корабельные машины не работали, вышел на мостик и осмотрел горизонт. Интуиция его не подвела: впереди по правому борту он обнаружил на расстоянии 10 000 м два самолета и тут же объявил боевую тревогу, приказав немедленно отчалить от катера и дать обеими машинами полный ход.
Из KTB миноносца T-18: «Его крик (командира корабля): "Воздушная тревога" был сначала воспринят абордажной партией с недоверием, так что он тут же приказал рубить концы. Зазвучала сирена, так что все до единого поспешили на свои посты. Без оглядки на катер машины корабля дали полный вперед».
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 06:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
Все три миноносца тем временем дали полный ход, и, по описаниям из немецких документов, оба замеченных «Бостона» пошли в атаку на стоявший левее всех миноносец Т-20. Последний открыл огонь из зенитных орудий с 6000 м и заставил один самолет отвернуть. Фактически, младший лейтенант М.В. Борисов отвернул потому, что (как это было сказано выше) он принял атакованный им неприятельский корабль за тральщик, а у него была подвешена торпеда, установленная на большую глубину хода, а потому прошла бы под килем корабля такого класса (тральщика).
Младший лейтенант С.П. Пудов поначалу, скорее всего, хотел атаковать Т-20, но заметил, что Т-18 находится в более удобном положении. Заметим, что после войны командир этого миноносца написал, будто второй самолет сразу нацелился на его корабль. Как бы то ни было, выбор С.П. Пудова оказался верным: Т-18 хоть и двигался, но еще не набрал достаточной скорости, чтобы мог реагировать на перекладку руля, а потому и маневрировать толком не имел возможности.
Командир Т-18 планировал открыть огонь по атакующему его самолету с 5000 м, рассчитывая с помощью внезапного массированного огня из всех стволов застать пилота врасплох и принудить отказаться от атаки. Такое упражнение он отрабатывал с расчетами зенитных орудий неоднократно.

Это и было сделано. Когда «Бостон» С.П. Пудова подошел на 5000 м, Х. Майер-Абих отдал приказ об открытии огня. Но вмешалось непредвиденное. Моряка, который отвечал за передачу сигналов комендорам зенитных орудий, лишь недавно назначили на корабль, и его, скорее всего, плохо обучили. Когда прозвучал приказ «Открыть огонь!», он не смог его передать с мостика. Для этого всего-то следовало перевести вниз три рычага и подать звуковой сигнал к орудиям.
Из KTB миноносца Т-18: «Эта затянувшаяся на несколько секунд тишина казалась артиллеристам жуткой перед лицом стремительно приближающейся к ним машины, пока полный отчаяния крик командира, вопрошающий, почему до сих пор не стреляют, не вывел их из оцепенения и они не начали стрелять».
С бака корабля открыл огонь 40-мм автомат «Bofors», но он почти сразу вышел из строя, а вот 37-мм автомат, по данным немцев, стрелял хорошо. И это не пустые слова неприятеля — на машине С.П. Пудова при возвращении обнаружились пробоины от зенитных снарядов в крыльях и был пробит астролюк.


Что произошло дальше, коротко записано в донесении младшего лейтенанта С.П. Пудова: «Наблюдал прямое попадание 2 ФАБ-250, большой взрыв, ТЩ быстро затонул». По советским данным, это произошло в 8 ч 05 мин, по германским — на три минуты позже.
По воспоминаниям немецких моряков, несмотря на зенитный огонь, «Бостон» упрямо держал свой курс и примерно с 200 м выпустил две тяжелые бомбы с ракетным движителем, которые в 8 ч 08 мин попали прямо в корабль, вызвав на нем короткое сотрясение.
Так как в последующие 30–40 сек ничего не последовало, командир Т-18Х. Майер-Абих уже надеялся, что бомбы просто пробили его корабль насквозь, — и тут последовал внезапный взрыв. Отсеки K-1 и K-2 (котельные отделения. — А.Л.) разлетелись на куски, 37-мм установка и части дымовой трубы полетели за борт. Корабль разломился посередине и начал тонуть.
Интересно, что командир миноносца Т-20 в своем донесении тоже предположил, что по Т-18 применили «ракето-бомбы», которые устремлялись прямиком в корабль и взрывались в корпусе корабля со значительной задержкой.

Из донесения младшего лейтенанта С.П. Пудова: «Результат атаки зафотографирован. Потопление ТЩ подтверждает ведущий младший лейтенант Борисов». Получив подтверждение успешности атаки, «Бостоны» расстались, младший лейтенант С.П. Пудов вернулся на аэродром Клопицы в 09 ч 34 мин, а его ведущий, произведя поиск противника и не обнаружив целей, достойных атаки торпедой, произвел посадку ровно в 10 ч.
Тем временем, поняв, что бороться за живучесть корабля бессмысленно, командир Т-18 отдал приказ покинуть миноносец...
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 06:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
Следующий успех пришёл 22 сентября, утром. Как уже говорилось в предыдущей серии заметок о героях, немцы бежали из Прибалтики. По конвоям работала советская авиация. Отправленные в район Таллина для поиска конвоев топмачтовики Пудов и Богачёв атаковали судно RO22 бывшее голландское Вестплейн, 4370 брт, примерно 1100 человек на борту. Скорее всего, попадания достиг именно Пудов, так как он докладывал о появлении "красного пламени и клубов дыма", что не фиксировала вторая пара самолётов. На судне началась паника: 31 убитый и 56 раненных. Люди начали выпрыгивать в море. Выловили 13, но сколько утонуло точно не понятно. Морозов приводит одну из оценок в 70 человек. Судно было тяжело повреждено и дошло до Данцига лишь 25 сентября.

Этот налёт был чрезвычайно удачным. С нашей стороны потерь не было, а у немцев повреждение получил ещё транспорт "Ингрид Трабер". Поэтому в тот же день атаки были продолжены. Под удар попал последний немецкий конвой из Таллина. Его конвоировали сторожевики, прикрывая со стороны моря и старые миноносцы Т196 и Т123, прикрывавшие со стороны суши. Атака была проведена не очень удачно. Самолёты зашли именно со стороны миноносцев. Большинство отвернуло, но Пудов упорно шёл на крупный транспорт "Суматра" (9230 брт). Самолёт попал под огонь миноносца Т123. Немецкий автор описывает происходившее дальше так: "...его правый мотор был поражен. Следующий залп 20-мм пушки поразил мотор при пролете, горя светлым пламенем, самолет пролетел над носовой оконечность миноносца. В дальнейшем полета машина потеряла оконечность несущей плоскости, но несмотря на это, направлялась к "Суматре", открыла бомболюк и сбросила две среднекалиерные бомбы, из которых одна срикошетировала от воды, а другая попала точно в заднюю надстройку в средней части судна". Судя по этому описанию, Пудов атаковал почти в упор, что и стало залогом точного прицеливания. Честно говоря, я просто не понимаю, как на столь изуродованном самолёте можно было добиться попадания, при этом лётчик наверняка понимал, что самолёт падает и это его последний бой. Геройский лётчик погиб, а на судне начался серьёзный пожар и несмотря на помощь Т123 одно время оно покинуло строй для захода в Либаву. Однако в дальнейшем пожар удалось взять под контроль и оно вошло в соединение. Судно отремонтировали и ввели в строй, а после войны передали голландцем. Однако так как судно имело на борту массу солдат можно не сомневаться, что потери среди них были крупными. К тому же выведение из строя столь крупного транспорта без сомнения, крупный успех само по себе.
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 06:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
От первого успеха до героической гибели прошло всего менее недели. За эти несколько боёв лейтенант добился больше успехов, чем любой топмачтовик. При этом просто фантастический процент попаданий. Если я верно понял, в этих атаках Пудов добился минимум 4 попаданий из 6 сброшенных бомб, при том, что для одного попадания в среднем приходилось сделать десятки самолётовылетов. Это говорит о том, что атаки лётчика также совершались с минимального расстояния. Для этого нужно не только мастерство, но и величайшая храбрость.
Если храбрости Пудову не занимать, то с славой у него плохо. Несмотря на потрясающие успехи ему до сих пор не присвоили звания Героя. Но даже без Звезды Героя он им, безусловно, является.

всё

https://numer140466.livejournal.com/90610.html
 
[^]
Нерусский13
16.10.2021 - 06:54
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.03.17
Сообщений: 148
Цитата (BigCap @ 16.10.2021 - 08:37)
Из KTB миноносца Т-18: «Эта затянувшаяся на несколько секунд тишина казалась артиллеристам жуткой перед лицом стремительно приближающейся к ним машины, пока полный отчаяния крик командира, вопрошающий, почему до сих пор не стреляют, не вывел их из оцепенения и они не начали стрелять».

Что такое КТВ и почему в нем (в ней) так художественно (жуткой, отчаяния, вопрошающий и т.д.) описана ситуация?
 
[^]
Monolit7
16.10.2021 - 07:56
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.05.17
Сообщений: 2206
Реально ас!
 
[^]
Атскокотстенки
16.10.2021 - 08:52
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 27.01.11
Сообщений: 6233
Будем знать и помнить

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
avmk75
16.10.2021 - 09:28
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.05.13
Сообщений: 633
В той войне много неизвестных героев. Или даже так большинство всех прошедших или участвовавших в боях- Герои! Вот из таких Пудовых каждый день, ковалась победа, не за медали…

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 12:57
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
Цитата
Реально ас!

конечно
3 вылета и 3 победы за 5 дней войны
100 % эффективность
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 16:42
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
Цитата
В той войне много неизвестных героев. Или даже так большинство всех прошедших или участвовавших в боях- Герои! Вот из таких Пудовых каждый день, ковалась победа, не за медали…

всё равно плохо когда настоящего героя просто забыли, вот взяли и вычеркнули, типа - подумаешь 3 победы, а что здесь такого.Наверное все дело в том что он морской летчик....
 
[^]
квазар1966
16.10.2021 - 16:51
2
Статус: Offline


ярила

Регистрация: 18.03.19
Сообщений: 1194
Я даже не знал , что были топ - мачтовики , думал только торпедоносцы , спасибо .
 
[^]
Awers17
16.10.2021 - 16:51
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.10.17
Сообщений: 7951
Цитата (Нерусский13 @ 16.10.2021 - 08:54)
Цитата (BigCap @ 16.10.2021 - 08:37)
Из KTB миноносца Т-18: «Эта затянувшаяся на несколько секунд тишина казалась артиллеристам жуткой перед лицом стремительно приближающейся к ним машины, пока полный отчаяния крик командира, вопрошающий, почему до сих пор не стреляют, не вывел их из оцепенения и они не начали стрелять».

Что такое КТВ и почему в нем (в ней) так художественно (жуткой, отчаяния, вопрошающий и т.д.) описана ситуация?

К ТВ журнал боевых действий

Три боевых вылета младшего лейтенанта Пудова, 1944 год.Даже без Звезды Героя он им, безусловно, является.
 
[^]
ВнукПионеров
16.10.2021 - 16:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.10.19
Сообщений: 3495
Настоящие герои погибают в числе первых.
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 17:12
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
квазар1966
Цитата
Я даже не знал , что были топ - мачтовики , думал только торпедоносцы , спасибо .

в 44 году они использовали тактику в которой сначала в атаку шёл топедоносец а потом топмачтовик.
 
[^]
Нерусский13
16.10.2021 - 19:19
-1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.03.17
Сообщений: 148
Цитата (Awers17 @ 16.10.2021 - 18:51)
К ТВ журнал боевых действий

Ага, в журнале боевых действий пишут таким стилем? Почему бы сразу не стихами?
gigi.gif
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 21:29
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
Цитата
Почему бы сразу не стихами?

а патамушто...
 
[^]
BigCap
16.10.2021 - 21:32
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26716
Цитата (BigCap @ 16.10.2021 - 11:12)
квазар1966
Цитата
Я даже не знал , что были топ - мачтовики , думал только торпедоносцы , спасибо .

в 44 году они использовали тактику в которой сначала в атаку шёл топедоносец а потом топмачтовик.

их посылали по 2 пары сначала но из-за больших потерь стали вылетать всего по 2 самолета, просто крохи ....

Это сообщение отредактировал BigCap - 16.10.2021 - 21:33
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3123
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх