Почтовый ямщик - история ремесла.

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Glenni
15.10.2021 - 19:15
Статус: Offline


Путник

Регистрация: 23.07.16
Сообщений: 1920
9
В наследство от распавшейся Римской империи Европе досталась отличная сеть дорожных коммуникаций. Каково же было удивление европейцев, в XV веке «открывших» для себя дикую Московию, когда обнаружилось, что в стране, более 100 лет платившей дань потомкам Чингисхана, нет нормальных дорог, зато есть прекрасно организованная, передовая по тем временам почтово-курьерская служба.
Этимология слова «ямщик» восходит к монгольскому слову «джям», означающему «дорогу», «стан на дороге». Термин пришёл на Русь с ордынскими завоевателями и прочно укрепился на много веков.

Почтовая служба Чингисхана

Эффективность любого государственного образования, особенно крупного, напрямую зависит от скорости передачи информации по его территории, как от центра к периферии, так и наоборот. Империя, созданная чингизидами, в период расцвета превосходила размерами империю римлян, империю Македонского, Наполеона и даже Советский Союз. Для управления такой махиной требовалась чрезвычайно действенная система связи. Её начал создавать ещё Чингисхан, но законченную форму она приобрела в 1230-х годах при его третьем сыне Угэдэе.

Почтовая служба монголов была лучшей для дотехногенной эпохи. Она строилась на матрице дорожных станций-ямов, где гонец мог по ходу передвижения менять лощадей, получать еду и всё, в чём нуждался для продолжения пути. По свидетельствам Марко Поло, монгольские почтовые коммуникации имели в распоряжении до 300 тысяч лошадей. Для подтверждения высоких полномочий посыльный имел при себе пайцзу, особую верительную табличку. Если гонец почему-либо не мог продолжить маршрут, то его подменял другой наездник, находившийся при яме.
В результате приказы большого начальства, разведданные, экономические и политические новости передавались с невероятной скоростью, ведь, по словам Марко Поло, гонцы покрывали по 200-250 миль в день.

Возить по-русски

Начиная с XIV века зависимость русских княжеств от Орды начала падать. Удельные земли объединялись под рукой Москвы, образуя общее государство. Соответственно, возникла острая нужда в хорошей системе коммуникаций, наподобие той, что содержали «таторове». Прототип такой службы существовал на Руси начиная с X века. Он назывался «повоз» и обязывал население предоставлять лошадей княжеским гонцам.
Однако старая система требовала глобального реформирования, и московиты охотно скопировали главные принципы эстафетной почты у недавних угнетателей. Так появилась «ямская гоньба».

При Иване III (1462-1505) службу превратили в систему и придали ей государственно-административное значение. Завоёвывая и присоединяя новые земли, Иван III везде устанавливал почтовое сообщение. Каждый посольский путь или путь в новые земли превращался в ямскую дорогу, оборудованную системой почтовых дворов, станций, отстоящих одна от другой на 30-50 вёрст. На этих дворах курьер мог сменить лошадей, отдохнуть. Обычно станция представляла собой селение из двух-трёх изб, сараев и конюшен, хотя на проезжих дорогах изб могло быть 50 и более.

Обустройство и содержание ямов осуществлялось за счёт окрестного населения, несущего «ямскую повинность». Тягловое крестьянство обязывалось содержать в порядке дорогу и дорожные пункты, выделять лошадей, корм для них, подводы, а также работников станции: смотрителей и возчиков, назначаемых «миром». Не обходилось без накладок. Так ямщики, страхуясь на предмет большого наплыва транзите-ров, набирали и держали при яме слишком большое число лошадей, изымать которых потом приходилось с приставами.

Во второй половине XVI века характер ямской гоньбы поменялся. Теперь обеспечением станций занималось не население, а государство через Ямской приказ. Изменился и смысл, вкладываемый в термин «ямщик». Если раньше так называли смотрителя почтового двора, ведающего всем имуществом, перевозками и отчётностью, то теперь ямщиками называли возниц, непосредственно осуществлявших «гоньбу». Набирали их из «охотников», то есть добровольцев. Став ямщиками, эти люди переходили на «государеву службу». Они получали льготы в виде освобождения от податей, надел земли для ведения хозяйства и жалование от Ямского приказа. Сами же ямщики должны были содержать минимум трёх хороших лошадей (вероятно, отсюда берет начало русская почтовая тройка), чтобы по первой необходимости осуществлять извоз депеш, грузов и пассажиров. В ямщики старались брать ответственных, состоятельных, грамотных крестьян. При городах начали появляться целые ямские слободы. Ямщики становились особой кастой.

Судьба профессионального возницы многим казалась достаточно соблазнительной, с другой же стороны, труд был тяжёлым, изматывающим, часто опасным (ямщики ездили «оружными» для защиты ГРУза и пассажиров). Извозчики постоянно находились вдали от семей, регулярно становились жертвами произвола чиновников, не получая установленного жалования. За опоздание и порчу груза их нещадно пороли. Случаи дезертирства со службы были обычным делом. Беглых ловили и наказывали.
Дорожную службу постоянно пытались нормировать. Требования к ширине и устройству дорог предъявлялись ещё в 1589 году при царе Фёдоре Ивановиче, сыне Ивана IV. В конце XVII века издаётся целый свод правил, лимитирующих количество лошадей в упряжках, способы хранения перевозимой почты, сроки её доставки и даже, как ни странно, вводящих ограничения скоростного режима. Судя по всему, быстрая езда, до смерти пугавшая иностранных пассажиров, всегда была слабостью русских возниц.

Письма в Курляндию

При Петре Ямской приказ усилил свою деятельность, восстанавливая запустевшие ямы, учреждая новые. Сеть ямских дорог распространилась по всей России, от западных её пределов до Сибири. Активно начали обустраиваться новые тракты. В 1714 году на пока совершенно незаселённую, но крайне важную транспортную артерию Москва-Петербург с разных ямских дорог переселили более пяти тысяч ямщиков.
Любопытно, что организацией междрюродного почтового сообщения начали серьёзно заниматься ещё до воцарения Петра I. Большую роль в этом деле сыграл псковский боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, дипломат и политический деятель. Именно его стараниями в 1667 году была
налажена регулярная почтовая связь с Польшей, через Смоленск и Вильну.

Другим видным реформатором почтового дела был Андрей Андреевич Виниус, первый русский почтмейстер. Виниус занимался почтовым делом ещё при Алексее Михайловиче Тишайшем, затем при Фёдоре Алексеевиче, царевне Софье и, наконец, при Петре Великом.
В последние годы правления первого русского императора в больших городах начали учреждаться почтамты, хотя сообщение между ними по-прежнему осуществлялось экипажами ямщиков. Ямской приказ со всеми приказчиками, писарями, ямщиками и почтарями передали в управление генералу-почт-директору.

В послепетровское время для каждого почтового тракта назначалась собственная «такса»: Сибирская, Малороссийская, Смоленская, Новгородская… Более того, при расчёте тарифа учитывалось сословие отправителя. Это создавало слишком много сложностей, и в 1783 году цены установили общие.
При этом сообщение оставалось весьма эффективным. Ямщики проезжали без смены по 200 вёрст, причём зачастую делали по 25 вёрст за час. Для казённых грузов и путешественников, имеющих подорожную, провоз осуществлялся на казённых лошадях и повозках по установленным тарифам, частные лица договаривались с ямщиком сами, что обычно выходило в разы дороже.

Рельсы НТР

В 1851 году открылась ветка Москва-Петербург, первая железнодорожная линия Российской империи, давшая старт бурному развитию рельсового транспорта. Модное техническое новшество окончательно оттеснило ямщиков с их тройками на периферию истории.
Железнодорожные пути протянулись между всеми значимыми городами. Вся корреспонденция и грузы теперь доставлялись на поездах. В поезда пересели и пассажиры. Какое-то время ямщики со своими экипажами занимались внутригородским извозом и увеселительными прогулками, затем ушло в прошлое и это. Исчезли ямщики и ямская гоньба, канули в Лету ямские посады и лихие тройки с колокольчиками. Сегодня о глобальном явлении, в течение пяти столетий формировавшем жизнь целой страны, нам напоминают лишь песни, строки из произведений классической литературы, а ещё многочисленные Ямские улицы, разбросанные по бывшим и нынешним частям необъятной России.

Журнал: Загадки истории №41, октябрь 2021 года


Почтовый ямщик - история ремесла.
 
[^]
BuratTino
15.10.2021 - 19:43
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.06.16
Сообщений: 3603
ТС не сообщает: закончил ли размещение инфы.
В любом случае весьма интересно. Добавлю:
1. За счет того, что движение формировалось около ЯМ, впоследствии ставшие Почтами=Главными почтовыми отделениями, расстояние между населенными пунктами измерялось исключительно между этими отделениями.
2. Тарифы были фиксированными. Вспоминаю записки АСП, которые он вел при своем путешествие в Оренбуржье, когда собирал сведения для своей книге о Е. Пугачеве.
В томе 33 собрания сочинений, есть дубль его записей о стоимости проезда по той или иной дороге. При этом при расчетах учитывался как километраж так и желание клиента о передвижении на двойке-тройке лошадей.
Стоимость естественно была различна.
Вот исходя из этого он и выбрал путь более дешевый: из Самары через Пензу и Саратов, а не более длинный по заволжским степям.
Правда стоит забывать и о его боязни примет: возможно и перебежавший дорогу заяц подтолкнул выбрать Ему именно "южную" дорогу.

Это сообщение отредактировал BuratTino - 15.10.2021 - 19:44
 
[^]
KartmansMAMA
16.10.2021 - 10:44
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 17.12.12
Сообщений: 110
Такая шикарная тема, спасибо.
Но стоит заметить, что ямщиков убил именно телеграф, но не ЖД сообщение, ведь телеграфом сообщения доставлялись практически моментально.
 
[^]
yulianna77
16.10.2021 - 11:45
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.11.14
Сообщений: 13
Очень интересно! Спасибо! bravo.gif
 
[^]
faerring
16.10.2021 - 11:57
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.02.16
Сообщений: 4666
а ямщик молодой не хлестал лошадей, потому и замерз, бедолага...©
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 824
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх