Не станем ударяться и сложные политические перипетии тех лет, просто кратко обрисуем ситуацию перед концертом. Итак, Советский Союз уже практически развалился, что позволяет совершать много, ранее не очень одобряемых, действий. В стране назревает кризис и чтобы хоть как-то отвлечь людей от приближающегося финального этапа шоковой терапии, было принято решения провести бесплатный рок-концерт с топовыми группами тех лет. Были приглашены Metallica, AC\DC, Motley Crue и Pantera. По задумке организаторов фестиваля, помимо заявленных участников, должна была присутствовать одна местная группа.
Многие могу задать резонный вопрос:"Какие Motley Crue? Их же не было на концерте?", и вы будете правы. Так уж вышло, что после "Фестиваля Мира" в Москве, который прошел в 89-ом, Сикс и компания зареклись больше не выступать в Союзе. По их мнению:"Нас ужасно приняли. Они даже не знали текст наших песен".
Организаторы быстро решили этот вопрос, пригласив на их место The Black Crowes, которые приняли участие только в Московском этапе тура. Выбор был, мягко говоря, не очень подходящий. Среди ярых метал и рок флагманов, которые делали грандиозное шоу, пригласить блюзовый коллектив было не лучшей затеей. Да и стране про них толком никто и не знал.
От зарубежных команд перейдём в отечественную гавань. Как так вышло, что именно Э.С.Т. выпала честь представлять страну на данном концерте?
За несколько недель до самого мероприятия, проходило телефонное всесоюзное голосование за выбор коллектива от СССР. Среди кандидатов было много имён, но наиболее возможными вариантами стали Черный Обелиск, Ария, Э.С.Т. и Мастер. Также, многие хотели увидеть группу Круиз, которая распалась за год до концерта. По воспоминаниям многих музыкантов знавших тогдашнюю внутреннюю кухню, финалистами стал Обелиск и Электро-Судорожная Терапия.
Общему числу отданных голосов, победителем стал Черный Обелиск. Но тогда почему на сцену 28 сентября вышли именно Жан Сагадеев и его команда?
Из речи Анатолия Крупнова на передаче "Акулы пера":"Я говорил, что у меня никогда не было серьёзного менеджмента. А у Э.С.Т. был и остаётся серьёзный менеджент в лице BIZ Enterprises, которые организовывали концерт и естественно поставили свою группу."
Из воспоминаний президента BIZ Enterprises - Бориса Зосимова:"Помню еще не самый приятный для Толи момент и никогда не забуду, как он эту ситуацию принял. В 1991 году я выбирал группу для концерта в Тушино, для «Metallica» и «АС/DC», и «гулял» между «ЭСТом» и «Черным Обелиском». Отлично понимал, что «Обелиск» намного лучше подходит этому концерту, качественнее покажет, грубо говоря, «русский рок»… Очень долго думал – и в итоге решил поставить «ЭСТ». В частности, потому, что «ЭСТ» к тому времени дольше со мной работал, а Толик только начинал… Я с тяжелым сердцем принимал это решение, потому что любил и реально уважал их обоих, считал, что это одни из самых порядочных и честных музыкантов в нашей стране. И выбрал «ЭСТ». И был поражен, с каким достоинством Толик принял отказ, притом что понятно было, как ему хотелось выступить на этом концерте. Он сказал: «Поработаем, я думаю, на следующий концерт я буду хэдлайнером». Так и получилось в итоге. Практически всегда или Толик, или «Круиз» были хэдлайнерами всех моих «Монстров рока»".
Порой задумываюсь, каким бы мог быть Тушинский концерт, будь там Крупнов и компания. Увы, здесь мы можем только фантазировать.
У самих Э.С.Т. перед концертом сменился состав. Коллектив покинул безумно талантливый гитарист Василий Билошицкий, который тогда перешел в стан Крупнова и принял участие в записи культовой "Стены".
Пара слов об организации гримёрок и сопутствующих активностях для самих выступающих. Все привыкли к нормальным трейлерам, с электричеством, холодильниками и нормальными спальными местами. Но это была совдепия, детка, поэтому вместо этих ваших комфортабельных трейлеров, на поле за сценой были установлены армейские палатки, с проведённой лампочкой накаливания внутри. Всё. А, ну и по одному пластиковому стулу в палатке, в знак заботы. Сказать, что западные команды были не готовы к таким условиям, это ничего не сказать, но эмоции от выступления перед многотысячной толпой скрасили первые впечатления от организации.
Теперь резко вернёмся к самому началу фестиваля. Выступление Pantera. Сейчас почти каждый вспомнит те дикие запилы Дайма, которые мы можем посмотреть в записях выступления Пантеры на их официальном канале на ютубе. Но всё это, как бы не прискорбно это говорить, является перезаписанной версией концерта. Почему так вышло? Сейчас дадим ответ.
По воспоминаниям многих присутствовавших, со звуком на концерте была беда. Это стало причиной, почему Pantera и Э.С.Т. затем перезаписали концерт в студии. Нормальный звук пошел только на выстулении Metallica, потому что у них и AC/DC была своя аппаратура, до этого все было максимально хреново. У Pantera, первые три трека, практически не было слышно гитару. Из-за чего многие так странно выглядят на записи концерта. К четвертой песни звук более менее наладили, но озвучить всё поле на 800+ тысяч человек было непосильной задачей для организаторов. Хоть о Пантере тогда слышал не каждый второй, но приняли коллектив очень тепло, что повлияло на самих Техасцев в крайне положительном ключе и отразилось на их второй пластинке.
Дальше вышли The Black Crowes... Это было странно. Тот случай, когда народ стал расходиться, ибо после активной Пантеры, выход блюз-бенда сильно ударил по динамике фестиваля. Коллектив выступил всего с двумя композициями, после чего ушли в закат. Может оно было и к лучшему.
А теперь, наши пацаны с Московских окраин - Э.С.Т. или же Электро-Судорожная Терапия. В целом, Жан и команда выступили на очень достойном уровне. Многие неоднозначно отнеслись к поведению Сагадеева, который между песнями успел бахнуть сто грамм, орал в микрофон, передал привет "Васе" (Белошицкому) и выдавал фразы:"Народу, мля, как много." и "Нормально, нормально.". Выступать перед толпой, уходящей за горизонт, это безусловно очень стрессовый фактор. Поэтому, чтобы плюс минус прийти в форму, Жан и ко, перед выходом, заправились чем покрепче. В данном случае, парней можно понять. Под конец выступления, вся толпа пела "Запомни, Катюша".
А теперь коснёмся самой жесткой части данного события - драки с милицией, артиллерия из бутылок и неоднократные риски срыва мероприятия.
Для обеспечения безопасности на концерте, были выделено несколько тысяч милицейских. Из-за большого наплыва людей, приняли решение усилить меры охраны путём отправления нескольких частей Советской Армии и Курсантов. Некоторые военнослужащие прошли горячие точки, что сыграло свою роль в качестве обеспечения безопасности в толпе.
Так как на фестивале не был запрещён алкоголь, среди слушателей появлялись особо "храбрые" господа, которые в порыве действия горячительных напитков и общей атмосферы свободы, начинали провоцировать служителей закона и солдат. В ответ на такие выпады, сначала разбушевавшихся лиц пытались успокаивать отталкиванием в толпу, что переросло в зарубы между милицией и слушателями.
Головы разбивали как представителям внутренних сил, так и пришедшим на концерт алко-берсеркам. Творился откровенный пиздец в котором нужно было ещё умудриться выжить. Самая жесть началась во время выступления Э.С.Т., когда заиграла "Батька, пожалей коней". Тогда зафиксировали наибольшее число столкновений между охраной и слушателями. Организаторы обращались к толпе, что в случае продолжения драк в толпе, концерт будет отменён. Такие предупреждения звучали и во время выступления Пантеры.
Бутылки. На сцену регулярно прилетали снаряды из толпы, что представляло угрозу оборудованию. Жан Сагадеев обратился к толпе:"Иностранные дяденьки просят перестать кидаться бутылками, а то вы повредите аппаратуру фирменную". Град из бутылок был и на Пантере, и несколько прилетало даже на The Black Crowes.
Когда наконец-то вышли Metallica, толпа, как и силовики, уже практически перестали устраивать ожесточенные зарубы. На кадрах записей можно увидеть, что многие солдаты так и вовсе скинули каски и пошли наслаждаться забугорным металлом. На AC\DC было кайфово вообще всем и фестиваль закончился относительно спокойно, под финальный залп австралийских пушек.
Такова история фестиваля Monsters of Rock, прошедшего в Тушино, 28 сентября, 1991-го года.
Этот концерт вошел в историю как самый крупный фестиваль в истории, хоть это и не хотят признавать западные коллеги. Фестиваль стал одним из переходных звеньев в формировании нового Российского Государства. Такое мероприятие могло быть только раз в жизни, наверняка уже никогда не будет чего-то подобного.
Всем рока!