Первый блин — с кровьюК началу XV века обстановка в Богемии была накалена, как никогда раньше. Чехи были сыты по горло конкуренцией с немецкими колонистами, время от времени перераставшей в обоюдную резню локального масштаба.
Ещё их достало царство Содома и Гоморры в католическом духовенстве. Большие проверки 1379-80-х годов показали, что почти половина священников активно шляется по борделям, а некоторые их и вовсе содержат.
Священник храма святого Лингарта, например, устраивал оргии с монахинями и другими священниками.
Другой совращал свою же дочь. Третий был знаменит любовью шататься по городу пьяным, голым и в обнимку с сожительницей, но при этом считался самым нравственным в своём приходе — три предшественника были ещё хуже.
Десятилетия спустя ситуация не стала лучше. Религия была основным столпом «мягкой силы» тех времён и ассоциировалась с официальной властью, то есть чиновниками Священной Римской империи, куда и входила Богемия. А значит, им бы рано или поздно досталось.
После показательной казни обманом заманенного на Констанцский собор Яна Гуса, набравшего себе огромный авторитет проповедями против разврата и излишнего богатства церкви, ситуация накалилась ещё сильнее. И в июле 1419-го очередная цепочка роковых событий привела к первой дефенестрации.
Кто-то додумался швырнуть камень в возбуждённую толпу гуситов из пражской ратуши района Нове-Место. После чего десятилетиями подогреваемые чехи ломанулись в здание и вышвырнули через окна членов городского совета. Вышвырнули цинично и жестоко — несчастные с хрустом падали на городскую мостовую, после чего их тут же добивала разъярённая толпа. Шансов не было.
Всё это, впрочем, было только начало — вскоре начались кровавые и беспощадные к побеждённым Гуситские войны.