Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
12.04.2021 - 14:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
59
115 лет назад, 19 марта 1906 года, император Николай II подписал указ о включении подводных лодок в классификацию судов военного флота Российской империи. Вскоре после этого был учрежден Учебный отряд подводного плавания, и в состав Российского флота включены 20 новых подводных лодок «Форель» и несколько построенных ранее субмарин других типов. В России эта дата отмечается как день моряка-подводника. О создании первой русской подводной лодки, первой катастрофе и первой войне с участием подводного флота России читайте в этом материале.

Не моё, via. Будет много букв и ещё больше картинок, просьба не ломать, как закончу - отпишусь.

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Бесполезные вонючие гробы

О том, чтобы скрытно подобраться к врагу под водой, навредить ему, а еще лучше утопить, люди задумывались с тех пор, как появились хорошо вооруженные военные корабли, победить которые в открытом бою было непросто. Фантастические проекты подводных лодок известны во всех странах, имевших выход к морям. В том числе и в России. Некоторые из этих проектов даже были реализованы — как, например, «потаенное судно» Ефима Никонова «Морель», изготовленное им для Петра I еще в 1724 году и даже прошедшее испытания, но после смерти царя брошенное за ненадобностью.

Однако все попытки создать эффективный серийный боевой подводный корабль многоразового использования долгое время оставались лишь единичными инициативами увлеченных чудаков-изобретателей. Чтобы воплотить мечту в реальность, были необходимы совершенно новые материалы и технологии сразу во многих областях производства. И вот это время пришло.
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Одна из первых французских подводных лодок проходит вдоль строя миноносцев в Дюнкерке

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Одна из первых французских подводных лодок Le Fresnel. Для хода по поверхности на ней использовался паровой двигатель

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Учебная атака подводной лодки и миноносцев на броненосец Formidable (класса Amiral Baudin)

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Над проектами подводных лодок для военных целей ведущие мировые державы начали работать практически одновременно на рубеже XIX и XX века, но как именно их можно будет использовать, в то время понимали еще очень слабо. Считалось, что самостоятельных задач субмарины решать не способны и могут использоваться лишь как подвижные минные заграждения для защиты портов.

Так, например, из первых 70 лодок, построенных в Германии к 1912 году, 36 предназначались для обороны Кильской бухты, 12 — для прикрытия подходов непосредственно к Килю, 10 состояли в резерве и лишь 12 отводились для действий в Северном море. Старые адмиралы относились к подводным лодкам как к бессмысленным с военной точки зрения вонючим жестяным гробам. Расставила все на свои места Первая мировая война, сделавшая кайзеровский подводный флот ужасом морей и навсегда изменив войну на море.

Но первую настоящую подводную лодку с двумя двигателями, одним — для хода на поверхности и другим — для движения под водой, с достаточной дальностью действия и хорошим вооружением создали не в Германии, а во Франции. В феврале 1896 года ВМФ Франции объявил конкурс на проект «полностью погруженного миноносца» со следующими характеристиками: водоизмещение — не больше 200 тонн, скорость на поверхности — 12 узлов, радиус действия — 100 миль, вооружение — две торпеды. Выиграл конкурс инженер флота Альфред-Максим Лобеф, построенный по его проекту «Нарвал» поступил на вооружение в 1900 году. Для подводного хода использовался электромотор, работавший от аккумуляторной батареи. Для движения по поверхности служила паровая машина мощностью 250 лошадиных сил.

В том же 1900 году на вооружение ВМФ США была принята подводная лодка Холланда, имевшая бензиновый мотор для плавания по поверхности. Россия хотела закупить несколько лодок Холланда, но американцы поставили условие: в серии должно быть не менее десяти экземпляров по 190 тысяч долларов за каждую. В Морском ведомстве на это не согласились и решили строить сами.
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Конструктор подводных лодок Иван Григорьевич Бубнов и одна из его субмарин «Акула» (развитие проекта «Касатка»). 1909 год. В ноябре 1915 года «Акула» погибла, подорвавшись на мине

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Первые русские моряки-подводники

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Русские моряки-подводники экипажа лодки «Карась» (тип «Карп»). 1905 год.

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…»

В декабре 1900 года русское Морское ведомство создало комиссию для разработки погружающегося судна для береговой обороны, получившего условное название «миноносец №113». Руководил строительством первой отечественной субмарины Иван Григорьевич Бубнов — корабельный инженер, преподаватель Николаевской морской академии, конструктор Балтийского завода.

Бензиновый двигатель заказали в германской фирме «Даймлер», аккумуляторы и электродвигатель — во Франции, листовая сталь была изготовлена на Путиловском заводе, а цистерны — на Обуховском. Работа велась на Балтийском заводе в обстановке полной секретности. Стоимость судна первоначально оценили в 220 тысяч рублей.

Летом 1901 года русские инженеры посетили верфи Холланда в США и даже участвовали в одном из опытных погружений. По возвращении проект был доработан и в мае 1903 года спущен на воду уже как миноносец №150.

Первым капитаном был назначен Михаил Беклемишев, команда состояла из десяти человек — двух офицеров и восьми матросов. Первое погружение кончилось ударом о дно, однако лодка не пострадала и всплыла самостоятельно. Поднявшись на палубу, Беклемишев перекрестился и произнес: «Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…».

16 августа «Миноносец №150» осмотрел сам государь-император Николай II. Мало что понял, но остался доволен. Бубнову в качестве поощрения было пожаловано 24 с половиной тысячи рублей, Беклемишев получил 19 с половиной тысяч.

Переделки и доработки продолжались. В результате клепаный корпус из высокопрочной никелевой стали был снаружи обшит двумя слоями лиственницы и покрыт оцинкованным железом. Цистерны заполнялись водой самотеком, а продувались при помощи сжатого воздуха, для пополнения запасов которого имелся электрический компрессор. Надводный ход в девять узлов обеспечивался шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью в 300 лошадиных сил. Электродвигатель в 120 лошадиных сил позволял давать до шести узлов под водой.

Вооружена субмарина была двумя наружными торпедными аппаратами системы Джевецкого, в которые заряжались австрийские торпеды Уайтхэда с дальностью хода до полутора километров.

Длина лодки составляла 19,6 метра, наибольшая ширина — 3,59, среднее углубление — около 3 метров, надводное водоизмещение — 113 тонн, подводное — около 123. Внутри лодка получилась очень тесной и крайне неудобной для обслуживания и ремонта.
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» у стенки Балтийского завода. 1903 год

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» отдает швартовые концы на учениях в Кронштадте. 1904 год

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» и «Скат» на Балтийском заводе. 1904 год

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» в Кронштадте до модернизации. 1903 год

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» на Кронштадтском рейде. 20 августа 1903 года

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«В результате совокупности неправильных действий...»

31 мая 1904 года миноносец №150 был переименован в «Дельфин», а 16 (29) июня 1904 года утонул. Из 37 человек, находившихся на борту, спастись удалось лишь двенадцати. Первая катастрофа в истории русского подводного флота унесла 25 жизней.

А произошло следующее. Лодка была устроена таким образом, что при погружении воздух из заполняемых водой цистерн стравливался внутрь корпуса, а раз так, то для выравнивания давления верхний люк должен был оставаться открытым до самого последнего момента. И только когда рубка уже находилась на уровне воды, люк надлежало быстро и ловко закрыть.

16 июня учебное погружение проходило у стенки Балтийского завода. В отсутствие командира лодки Беклемишева его проводил лейтенант Черкасов. Лодка была сильно перегружена, вместо 10 человек по штатному расписанию на ней находилось 37 (три офицера и 34 нижних чина), при этом лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина».

Лодку оттолкнули от стенки. Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны. Офицеры курили наверху у открытого люка, а затем стали спускаться вниз. Но из-за перегруза лодка погружалась быстрее обычного и почти сейчас же в люк хлынула вода. Началась паника. Кто-то выскакивал из люка наружу, в то время как другие пытались его закрыть. Трое матросов, включая двух рулевых, успели выбраться, четвертого прищемило, и люк до конца задраить не удалось. В щель быстро поступала вода. Лодка села на дно, люди оказались в ловушке. Когда удалось вытащить тело погибшего матроса и задраить люк, воздушная подушка в лодке составляла уже не больше 30 сантиметров

К этому времени в живых оставались только те, кому удалось удержаться на верхних ярусах аккумуляторов, но в воздух уже поступали пары топлива из поврежденной в панике бензиновой цистерны. Люди начали задыхаться.

Чтобы хоть кто-то смог спастись, вновь открыли люк, но лишь до половины. Из затонувшей лодки сумели выбраться два офицера и семь матросов. Вынырнувший последним матрос Телов на следствии рассказывал: «Вода тогда совершенно заполнила лодку, и сквозь эту воду я увидел, как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». Всего спаслись 12 человек. 25 человек, включая лейтенанта Черкасова, погибли.

Комиссия, расследовавшая катастрофу «Дельфина», пришла к заключению, что в гибели людей и затоплении лодки виновата «совокупность неправильных действий лейтенанта Черкасова», который ничего в свою защиту сказать уже не мог. О конструктивных недостатках проекта и полном отсутствии спасательных средств ничего сказано не было, однако во время ремонта, последовавшего за подъемом «Дельфина», люк оборудовали противовесом.
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» после подъема. Июль 1904 года.

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» на испытаниях. 1904 год

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» и «Касатка» (в центре) на испытаниях на Балтике. 1904 год

Это сообщение отредактировал gizphone - 12.04.2021 - 14:40

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
«Дельфин» на испытаниях. Лето 1904 года

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Дельфин на Кронштадтском рейде. 1904 год

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Во время подъема лодки (18 июня) и откачивания из нее воды произошли два взрыва паров бензина и гремучей смеси (водорода с кислородом), скопившейся внутри корпуса из-за разложения воды током аккумуляторных батарей и замыкания электроцепей. При взрыве пострадали четверо из спасшихся ранее моряков.

Похоронили погибших на Смоленском православном кладбище на Васильевском острове. Братская могила матросов и лейтенанта Черкасова сохранилась до наших дней.

Сразу же после подъема лодки начался ее ремонт, законченный к середине сентября. К этому времени Беклемишев пошел на повышение, став руководителем подготовки отрядов подводного плавания, а командиром «Дельфина» был назначен лейтенант запаса Георгий Завойко.
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Российский император Николай II осматривает первую русскую подводную лодку

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Строительная комиссия подводных лодок на Балтийском заводе. 1903 год

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
gizphone
12.04.2021 - 14:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Николай II знакомится с экипажами подводных лодок

Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4681
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх