С днём Инженерных войск!

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Brainsurgeon
21.01.2021 - 01:50
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 4.06.12
Сообщений: 593
40
Сегодня исполняется 320 лет Инженерным войскам.

Инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть.


История военно-инженерного училища
Предпосылки

Приступив к созданию регулярной Русской Армии, император Петр I очень быстро убедился в невозможности комплектования армии наемным командным составом. Основная масса иностранных офицеров за небольшим исключением рассматривала службу лишь как источник денег и неохотно участвовала в боях. Кроме того, многие из них имели крайне низкую квалификацию или же оказывались просто проходимцами.

Со всей остротой встал вопрос подготовки собственных офицерских кадров после тяжелого поражения у шведской крепости Нарва 19 ноября 1700 года, когда почти все офицеры иностранцы после первого натиска шведов поскакали сдаваться в плен.

Однако, если готовить офицеров пехоты и кавалерии непосредственно в полках было еще возможно, то подготовка специалистов артиллерии, фортификации, понтонного и минного дела требовала систематического обучения.

Первоначальные попытки заставить офицеров пехоты осваивать инженерное искусство результатов не дали. Сохранились ряд Указов Петра I по этому вопросу. Так в одном он писал: "…Зело надо, чтобы офицеры знали инженерство, буде не все, то хотя бы часть оного…", в другом: "…Объявить всем обер- и унтер-офицерам нашего полка, чтоб инженерству учились..". Не подействовала и угроза не производить в следующие чины, не знающих инженерства.

Рождение инженерного обучения

10 января 1701 года Петр I издает Указ о создании Школы Пушкарского Приказа: "…на новом пушечном дворе выстроить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…"

Школа находилась в Москве. Низший класс назывался "школа словесная". Задачей этого класса было обучить грамоте. Второй класс назывался "школа цифирная". В этом классе изучалась математика. Выпускной класс назывался " школа инженерная" . На этом этапе обучения обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному делу, понтонному делу. Срок обучения был установлен в два года. Следует отметить, что в те времена фортификация, минное и понтонное дело считались частью артиллерийской науки и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами.

Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно. Указом от 19 июля 1702 года инженерный класс разделяется на два "пушкарский" и "инженерный". В инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 года предусматривала две ступени общего обучения и последняя ступень - специализация.

Начальный период Северной войны характерен сооружением крепостей - "Петропавловская" (16 мая 1703г.), "Кронштадт"(1703г.). В 1705 году у города Гродно русские войска возводят укрепленный лагерь, а по сути полевую крепость, что предопределило отказ шведского короля Карла XII от активных боевых действий в этом районе. В 1706 году начинает создаваться оборонительная крепостная линия Псков-Смоленск-Брянск. Замысливается оборонительная крепостная линия от нападений татар Царицын- река Дон.

Лето 1709 года. Украина. Две армии сходятся у города Полтава. Петр I возводит на поле сражения десять редутов и сзади укрепленный лагерь. 27 июня. Сражение. Шведы редутами, расположенными вдоль направления атаки, рассекаются на две изолированные колонны, которые теперь неспособны взаимодействовать. Артиллерийский огонь с этих редутов по флангам колонн. Атакующие шведы натыкаются на поперечные редуты. Шведская пехота оказывается не в состоянии сбить русские пушки, укрытые в редутах. Ружейный огонь шведов неэффективен против редутов. Правая колонна под губительным перекрестным артогнем пытается повернуть вправо и уйти в направлении на Яковцы и монастырь. Левая колонна обреченно раз за разом пытается ворваться в редуты. Разгром шведов. Можно сказать, что успех Полтавской баталии обеспечили русские полевые фортсооружения. Гораздо более хуже обученная, наспех собранная русская армия, получила мощную опору в виде редутов на поле боя и выиграла сражение.

Петр I быстро усвоил уроки 1700-1709 годов. Он понял, что выучке шведской пехоте, массированному огню шведских пушек, натиску шведской кавалерии великолепно противостоят полевые и крепостные фортсооружения. Но инженерных специалистов остро не хватало.

Школу инженерную умножить!

16 января 1712 года император Петр I издает Указ: "…Школу инженерную умножить, а именно учеников из русских, которые учены цифири или на Сухареву башню, для сего учения посылать, а когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей…"

Говоря современным языком, Петр требует усиленного изучения математики учащимися инженерного класса школы пушкарского приказа, для чего при необходимости посылать их доучиваться математике в Сухареву башню, где тогда помещалась школа математических и навигационных наук. Здесь же Петр требует иметь 100-150 учащихся в инженерном классе против обычных 20-25, и из них не менее двух третей должны быть дворянами. Следует отметить, что если дети простолюдинов просто рвались в эту школу, понимая, что она открывает им путь к лучшей доле (офицерский чин, дворянство), то бояре и дворяне чуждались образования, считая, что знатное происхождение и так обеспечивает им офицерские чины в пехоте или кавалерии. Однако дворянство было опорой самодержавия и Петр не мог отдать важнейшую область военного искусства в руки "черни". Император издает указ, котором требует посылать дворянских детей в инженерную школу под угрозой "…потеряния чести и живота". Однако это не помогает и следом царь издает указ в котором было дословно сказано: "…Буде кто из них не явится и за то чинить им смертну казнь и поместье и вотчины их взять на великого государя бесповоротно…". Т.е. отказ учиться в инженерной школе для дворян был чреват лишением дворянства, конфискацией поместья и смертной казнью.

Однако и увеличение числа учащихся в четыре раза оказалось недостаточным для удовлетворения потребностей армии в инженерных специалистах. 17 марта 1719 года открывается вторая инженерная школа в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербургская инженерная школа

Создание второй школы в новом городе на Неве не дало ожидаемого результата. Просто-напросто для новой школы не было учителей, не было специалистов инженерного дела. Поэтому император в 1723 году принимает решение объединить обе школы, вернее перевести инженерные классы Московской школы пушкарского приказа в Петербург вместе со всеми преподавателями. Новое учебное заведение получает наименование Санкт-Петербургская инженерная школа. Срок обучения остается прежний - 2 года. Руководить школой назначается, приглашенный из Франции один из лучших военных инженеров того времени д'Кулон. Он сразу же вытребовал у царя для практических занятий учащихся Канецкую крепость, затем потребовал для школы отдельных помещений. В 1724 году на Московской стороне Петербурга на второй линии было куплено большое место, на котором возвели пять жилых помещений и потребное количество служебных и учебных зданий. В школу был направлен и там работал один из первых ученых математиков России Л.Ф.Магницкий. Именно для этой школы и в ее стенах вышло второе издание его знаменитого учебника "Арифметика", ставшего основным учебным пособием по математике во всей стране на весь XVIII век.

Выпускники школы получали унтер-офицерское звание "инженерный кондуктор", а по получении ими практического опыта в войсках через 1-2 года офицерский чин инженерного прапорщика (штык-юнкера)

Успешная деятельность школы привела к тому, что Петр I возложил на нее также обязанность готовить для гражданской службы горных специалистов (маркшейдеров, геодезистов), специалистов строителей, чертежников, металлургов. Школа обещала превратиться в своего рода технический университет.

В январе 1725 года умирает великий реформатор Петр Великий. Можно по разному оценивать послепетровский период. Однако нельзя не согласиться с тем, что двадцатилетняя Северная война изнурила государство, опустошила казну. Да и обязанность школы готовить специалистов гражданской службы не была на пользу обучению военных специалистов. Стране нужна была передышка. Армия, сокращалась. И вполне логичным было решение ввести инженерную школу в состав артиллерийской. Не следует забывать, что в те времена инженерное искусство считалось частью артиллерийской науки и военные инженеры организационно подчинялись артиллерийскому ведомству. В 1728 году инженерная школа теряет свою самостоятельность и становится, говоря современным языком, факультетом артиллерийской школы. В период 1728 -1740 годов инженерная школа то выделялась из артиллерийской, то вновь входила в нее. Скорее это было вызвано дворцовыми интригами, борьбой за власть и влияние. Все это не шло на пользу системе подготовки военных инженеров. Качество подготовки падало. Количество выпускаемых специалистов было невелико.

В 1753 году начальником школы назначается ее бывший питомец инженерный генерал Абрам Петрович Ганибал (широко известный "арап Петра Великого") прадед А.С.Пушкина. Крупный теоретик инженерного дела, написавший в 1726 году книгу об инженерном искусстве, строитель сибирской крепости Селенгинск (1727-1737гг.). Он добивается отделения инженерной школы о артиллерийской и во многом восстанавливает систему подготовки военных инженеров.

В 1758 году всесильный шеф русской артиллерии знаменитый граф Шувалов П.И. прибирает к рукам инженерную школу, вновь сделав ее факультетом артиллерийской школы. Однако, обретя крупного покровителя и знатока военного дела, инженерная школа, как часть артиллерийской, расцвела. Объединенная школа комплектуется лучшими преподавателями, отборными офицерами. Вводится ряд новых предметов - география, геодезия. Создается богатая библиотека. Школа получает собственную типографию. Из стен школы выпускается плеяда военных, составивших впоследствии славу русского оружия. Достаточно сказать, что приказом графа Шувалова от 10 декабря 1759 года артиллерии каптенармус князь М.И.Голенищев-Кутузов выпускается из школы в инженерный корпус кондуктором первого класса. Его оставляют в школе репетитором, а в 1761 году в чине инженерного прапорщика направляют в Астраханский полк полковника А.В.Суворова. Выпускник школы капитан А.Немой в 1759 году изобретает парусиновый понтонный парк, который простоит на вооружении русской армии более 150 лет. В 1862 ( тысяча восемьсот шестьдесят втором) году этот парк примет на вооружение армия США.

Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус

После смерти графа Шувалова объединенная школа, приобретшая славу учебного заведения высокого уровня обучения преобразуется в Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус. Корпус становится закрытым чисто дворянским учебным заведением. В учебной программе начинают преобладать общеобразовательные дисциплины (архитектура, живопись, стихосложение, танцы, риторика, логика, латынь, теология). Качество подготовки и артиллеристов и инженеров резко падает. Их выпуск неуклонно сокращается. Единственным положительным моментом в жизни учебного заведения в этот период является повеление с 1770 года выпускать из школы не унтер-офицерами (кондукторами), а артиллерийскими и инженерными прапорщиками. Однако в период 1762 по 1819 год из корпуса выпускается не более 4-5 военных инженеров в год. Более того, в 1801 году корпус преобразуется во 2-й кадетский корпус , который начинает подготовку офицеров пехоты, кавалерии и лишь в небольшой мере офицеров артиллерии и инженерных войск. Собственно, у инженерных войск отобрали их учебное заведение, польстившись на превосходную учебно-материальную базу и прекрасный преподавательский состав. Так с инженерными войсками и их учебными заведениями будут поступать еще не раз.

Однако растущая армия отчаянно нуждалась в специалистах инженерного дела. На западе уже маячила грозная тень Наполеона. Подготовку инженерных специалистов надо было организовывать вновь, с чистого листа.

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов.

В 1804 году по предложению военных инженеров П.К. Сухтелена и И.И.Князева в Петербурге организуется инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов). Обучалось в ней около 50 человек. Срок обучения - 2 года. Школа успела выпустить около 75 специалистов, однако ни их количество, ни их знания не могли удовлетворить потребности армии. Особенно отчетливо это проявилось в боях с наполеоновскими войсками в Европе в 1805-1807 годах. Французские саперы неоднократно доказывали русским генералам недопустимость пренебрежения вопросами инженерного обеспечения боя.

Санкт-Петербургское инженерное училище

В 1810 году по предложению военного инженера К.И Оппермана школа преобразуется в инженерное училище, которое стало состоять из двух отделений. Кондукторское отделение готовило младших офицеров инженерных войск за три года , офицерское отделение за два года готовило офицеров, имеющих знания инженеров. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения для углубленного изучения военно-инженерного дела. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, ставшие уже офицерами. Офицерское отделение можно считать предтечей инженерной академии.

Отечественная война 1812 года и заграничный поход 1813-1815 годов показали запоздалость преобразования инженерного образования. Хотя русские саперы проявили в этой войне чудеса храбрости, изобретательности и настолько показали свою нужность и полезность, что восхищенный император Александр I в декабре 1812 года повелел в гвардии сформировать Лейб-гвардии Саперный батальон; однако инженерных офицеров и унтер-офицеров остро не хватало на протяжении всей войны. Многими тысячами жизней своих солдат заплатила Россия за близорукость своих военачальников, непонимание ими простой истины "капля пота сберегает ведро крови".

Главное инженерное училище

24 ноября 1819 года высочайшим повелением учреждается Главное инженерное училище. Император под размещение училища отдает одну из царских резиденций - Михайловский замок, который этим же повелением переименовывается в Инженерный замок. Это название сохранилось и по сей день. Это бывшая резиденция императора Павла I. Комната, в которой был убит Павел во все времена почему -то не использовалась. До революции 1917 года у запертой двери всегда стоял часовой, в советское время комната просто пустовала. Училище пробудет в этом замке до 1962 года, пока тогдашний руководитель страны Н.С. Хрущев, забывший уроки Второй Мировой войны, не перебросит училище в Калининград.

В училище было создано два отделения: кондукторское, которое за три года готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, и офицерское, которое за два года давало высшее образование. В офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, офицеров инженерных войск, офицеров других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Попутно следует отметить, что в пехоте и кавалерии большая часть офицеров готовилась прямо в полках, а некоторая часть в двухгодичных училищах. Высшего образования в пехоте и кавалерии не получали.

Офицерское отделение уже не было предтечей инженерной академии, оно было ее прямым предшественником.

Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени - академик М.В.Остроградский, физик Ф.Ф.Эвальд, инженер Ф.Ф.Ласковский.

Училище быстро превращается в одно из лучших учебных заведений России. Достаточно сказать, что из его стен вышли известный во всем мире фортификатор Э.И.Тотлебен, знаменитый строитель железных железных дорог А.И.Квист, теоретик строительной механики Г.Е.Паукер, известный во всем мире военный инженер А.З. Теляковский, писатели Ф.М.Достоевский и Д.В.Григорович, известнейший физиолог И.М.Сеченов, академик живописи К.Атрутовский, руководитель подземно-минных работ в осажденном Севастополе штабс-капитан А.В.Мельников.

Училище стало не только учебным заведением, но и научным центром военно-инженерной мысли. В его стенах изобретатель физик П.Л.Шиллинг изобретает электрический способ взрывания, а Власов химический способ взрывания; Томиловский изобретает металлический понтонный парк, который будет применяться еще в годы Второй Мировой войны. Училище издает и распространяет в войсках журнал "Иженерные записки". Выпуск журнала прекратится только в 1918 году.

Это сообщение отредактировал Brainsurgeon - 21.01.2021 - 02:01
 
[^]
Brainsurgeon
21.01.2021 - 01:50
2
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 4.06.12
Сообщений: 593
Николаевское инженерное училище

В 1855 году офицерское отделение Главного инженерного училища выделяется в самостоятельную Николаевскую инженерную академию, а училище, получив наименование "Николаевское инженерное училище" стало готовить только младших офицеров инженерных войск. Срок обучения в училище был установлен в три года. Выпускники училища получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с1884 года, когда звание прапорщика для мирного времени было упразднено - звание инженерного подпоручика). В инженерную академию офицеров принимали после не менее чем двух лет офицерского стажа, сдачи вступительных экзаменов, и после двухгодичного обучения они получали высшее образование. Следует отметить, что такая же система была введена для артиллеристов. Офицеры пехоты и кавалерии готовились в двухгодичных юнкерских училищах, где получали среднее образование. Высшее образование офицер пехоты или кавалерии мог получить лишь в академии Генерального штаба, куда набор был меньше чем в инженерную академию. Так что в целом уровень образованности артиллеристов и саперов был на голову выше, чем в целом по армии. Впрочем к инженерным войскам в то время относили также железнодорожников, связистов, топографов, позднее авиаторов и воздухоплавателей. Кроме того, министр финансов, в чье ведомство входила пограничная служба выторговал право офицеров пограничников учиться в Николаевской инженерной академии.

Преподавательский состав обеих учебных заведений был общий. И в академии и в училище лекции читали: химию Д.И.Менделеев, фортификацию Н.В.Болдырев, пути сообщения А.И.Квист, тактику, стратегию, военную историю Г.А. Леер.

В 1857 году журнал "Инженерные записки переименовывается в "Инженерный журнал" и становится совместным изданием. Продолжается совместная научная работа. А.Р.Шуляченко проводит большие исследования свойств взрывчатых веществ и составляет их классификацию. По его настоянию в русской армии отказались от опасного в применении зимой динамита, и перешли на химически более стойкую пироксилиновую взрывчатку. Под его руководством возрождается минное дело. В 1894 году он изобретает неизвлекаемую противопехотную мину. Большую работу по созданию и совершенствованию электрического способа взрывания и создания морских гальваноударных мин проводят академик Б.С.Якоби, генерал К.А.Шильдер. Преподаватель училища П.Н.Яблочков изобретает свою знаменитую дуговую электролампу и дуговой прожектор.

В русско-японскую войну всему миру стало известно имя героя обороны Порт-Артура выпускника инженерного училища генерала Кондратенко Р.И. Не хочется преувеличивать его роль в организации и ведении обороны крепости, но после его гибели 15 декабря 1904 года на форту № 2 крепость продержалась только месяц.

Большие потери в офицерском составе в период русско-японской войны заставили царское правительство принять экстраординарные меры. Большая часть инженерных офицеров, особенно с высшим образованием была переведена в пехоту, артиллерию, кавалерию. Николаевское инженерное училище стало делать выпуски пехотных офицеров. Подготовка инженерных специалистов практически была свернута. С началом создания в русской армии авиации много инженерных офицеров было переучено на летчиков. К началу Первой Мировой войны в инженерных войсках насчитывалось всего 820 офицеров. Результат не замедлил сказаться с началом войны. После нескольких первых недель войны, когда еще не сложилась линия фронта, действующая армия срочно затребовала увеличения количества саперных подразделений и частей. Некому было восстанавливать мосты, дороги, или разрушать их при отходе. Отсутствие фортификационных специалистов не позволило должным образом организовать оборону крепостей Варшава и Иван-город и они пали после непродолжительного сопротивления. С переходом к позиционной войне инженерных специалистов стало не хватать еще больше. В судорожных попытках запоздало исправить допущенную в мирное время ошибку командование русской армии не нашло лучшего решения, как направить на фронт почти всех офицеров инженерной академии. В результате подготовка военных инженеров была вообще сорвана. Из инженерного училища всем юнкерам были срочно присвоены офицерские звания, и они были отправлены на фронт. Следом та же участь постигла и унтер-офицеров и солдат подразделений обеспечения учебного процесса училища. В званиях прапорщиков они также ушли на фронт. С большим трудом начальнику училища удалось сохранить часть преподавательского состава. Училище перешло на четырехмесячную краткосрочную подготовку прапорщиков военного времени.

К осени 1917 года в училище находилось около ста юнкеров, только что набранных в училище. Частично это были выздоровевшие раненые, частично молодые люди призывного возраста. Усталость трех лет войны, разлагающая революционная пропаганда, всеобщее недовольство безуспешностью войны, нежелание идти в окопы привели к тому, что когда 24 октября (6 ноября) 1917 года вместе с 400 юнкерами Михайловского артиллерийского училища они были направлены защищать Зимний дворец; они отказались сражаться, безучастно наблюдали за подходом ко дворцу красногвардейцев и не оказали никакого сопротивления. Так что никакого штурма Зимнего, так хорошо известного по фильмам не было. Исторические источники документально зафиксировали гибель в тот день и ночь в районе дворца семи человек. Ночью, отдав красногвардейцам винтовки, большая часть юнкеров разошлась по домам, меньшая часть вернулась в училище. Учебный процесс после этого было продолжать бессмысленно и все усилия нескольких офицеров училища и юнкеров сводились к недопущению разграбления имущества, борьбой с голодом и холодом. История Николаевского инженерного училища закончилась.

1-е Инженерные Петроградские курсы Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

С приходом большевиков к власти ими стал осуществляться тезис К.Маркса о замене профессиональной армии всеобщим вооружением народа. Первым законом новой власти стал "Декрет о мире". Считается, что большевики пришли к власти со взятием Зимнего дворца 7 ноября 1917 года. Однако в реальности Временное правительство управляло страной еще около трех недель, хотя его власть таяла с каждым днем.

Русская Армия под влиянием наступившей в стране анархии и деятельности большевиков по ее уничтожению стремительно распадалась. Однако к началу февраля 1918 немцы возобновили наступление. Кроме того, стремительно нарастало вооруженное сопротивление противников советской власти. Эти обстоятельства побудили новое российское правительство перейти к созданию новой армии. 15 января 1918 года ЦИК и СНК издают декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Испытывая недоверие к командному составу старой армии, новое военное руководство страны поставило задачу воссоздания системы подготовки командных кадров. Народный комиссариат по военным делам приказом №130 от 14 февраля 1918 организует ускоренные курсы по подготовке командиров в Москве, Петрограде, Твери. Как ни странно, но в целом очень далекие от военной науки Ленин, Свердлов, председатель РВС Троцкий правильно оценили роль и значение в войне инженерных войск. Уже 1 марта газета "Красная звезда" публикует объявление о начале приема на Советские инженерные Петроградские курсы подготовки командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Для восстановления деятельности инженерного училища были предприняты экстраординарные меры. Было приказано всем офицерам, унтер-офицерам, юнкерам училища, в том числе и находившимся на фронте, вернуться в училище. В ряде случаев семьи не вернувшихся офицеров брались в заложники, помещались в тюрьму с угрозой расстрела.

Предпринятыми мерами удалось к 20 марта 1918 закончить подготовку к началу учебного процесса. Вечером этого дня приказом №16 было объявлено, что на курсах открываются три отделения - подготовительное, саперно-строительное и электротехническое. На подготовительное отделение принимали малограмотных и его задачей было дать слушателям грамоту в объеме достаточном для усвоения основ инженерного дела. Срок обучения на подготовительном отделении сначала был установлен 3 месяца, позднее - 6 месяцев. На основных отделениях 6 месяцев.

Курсы готовили техников-инструкторов саперного, понтонного дела, железнодорожников, дорожников, телеграфистов, радиотелеграфистов, прожектористов, автомобилистов.

Курсы имели для обучения шанцевый инструмент, радиотелеграфное и телеграфное имущество, понтонно-переправочное имущество, подрывное имущество, несколько электроагрегатов. Отапливались только кухня и лазарет. Продовольственный паек курсанта состоял в день из полуфунта овсяного хлеба, чая с сахарином, тарелки супа из воблы или селедки, тарелки просяной каши. .

Политическое руководство курсов строго следило за ростом числа членов компартии. Если в марте 1918 их было 6 чел, то к осени 80. Курсы стали верным оплотом большевиков в Петрограде. Уже 7 июля 1918 курсанты принимают активное участие в подавлении левоэсеровского мятежа.

Петроградский военно-инженерный техникум

Весной того же года вследствие неспособности курсов обеспечить Красную Армии инженерными специалистами в достаточном количестве в Петрограде разворачиваются 2-е инженерные курсы. Однако преподавательского состава, учебно-материальной базы не хватало и 29 июля 1918 приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда курсы объединяются в единое учебное заведение под названием "Петроградский военно-инженерный техникум". Организационно техникум стал представлять собой воинскую часть, состоящую из четырех рот - саперная, дорожно-мостовая, электротехническая, минно-подрывная. Кроме того, сохранялось подготовительное отделение. Срок обучения на подготовительном 8 месяцев, в ротах - 6 месяцев. Такая организация техникума превращала его в боевую частью, способную при необходимости выступить на фронт. Большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Усть-Ижорском лагере под Петроградом. Основным местом дислокации техникума оставался Инженерный замок. В лагере, кроме занятий курсанты помогали крестьянам в сельхозработах, за что получали питание.

Обстановка на фронтах гражданской войны срочно требовала инженерных специалистов и первый выпуск техникума состоялся уже 18 сентября 1918 в количестве 63 человек. В период гражданской войны таких досрочных выпусков было сделано несколько. Всего за эти годы было выпущено в 1918 -111 чел., в 1919-174 чел., в 1920 -245, в 1921-189 чел, в 1922-59 чел. Кроме того, техникум своими ротами принимает непосредственное участие в боях в октябре 1918 под Борисоглебском Тамбовской губернии против восставших крестьян, в апреле 1919 в районе г.Верро против эстонских вооруженных формирований, май-август 1919 у г.Ямбург против войск Юденича, октябрь-ноябрь 1919 в обороне Петрограда от войск Юденича, май-сентябрь 1919 у г.Олонец против финских войск, июнь-ноябрь 1920 у г.Орехова против войск генерала Врангеля, март 1921 у крепости Кронштадт против мятежников, декабрь 1912-январь 1922 в Карелии против финских войск.

Последний выпуск после краткосрочного обучения был сделан 22 марта 1920 года. Первоочередная задача по обеспечению Красной Армии инженерными специалистами с уровнем подготовки военного времени была выполнена. Можно было переходить к подготовке полноценных инженерных командиров.

Петроградская военно-инженерная школа

Приказом РВСР № 105 от 17 июня 1920 техникум преобразуется в Петроградскую военно-инженерную школу с трехгодичным сроком обучения. Школа должна была выпускать командиров инженерных взводов (говоря современным языком, младших офицеров) со средним общим и военным полноценным образованием. После нескольких лет службы в войсках выпускники получали право на поступление в военно-инженерную академию. Начальником школы назначается бывший царский офицер военный инженер К.Ф. Дружинин.

Школа была разделена на три специальных отделения - саперное, дорожно-мостовое и электрическое. Первый год обучения считался подготовительным (подготовительный класс) и курсанты по специальностям не делились. В этот год в основном изучались общеобразовательные дисциплины и общевойсковая подготовка. На втором и третьем году (младший и старший специальный класс) курсанты обучались по специальностям.

Однако в связи с начавшейся весной 1920 года войной с Польшей и активизацией действий войск генерала Врангеля из Крыма, и осложнением военной обстановки к лету 1920 нормальный учебный процесс был сорван. В конце июля 1920 значительная часть курсантов была брошена в бои у города Орехов. В октябре на фронт ушли еще две курсантские роты.

1 января 1921 состоялся очередной седьмой выпуск красных командиров из училища. Это также был ускоренный выпуск.

В марте 1921 вспыхивает мятеж матросов в крепости Кронштадт. В ночь на 3 марта на усиление частей по ликвидации мятежа направляется рота курсантов школы. Она 7 марта атакует мятежников на форту №7 и занимает его. Действия курсантов подрывников в ночь на 18 марта предопределили успех в атаке на форт "Тотлебен". За эти бои тринадцать курсантов были награждены орденами Красного Знамени. За отличия в боях школа награждается почетным революционным знаменем от ВЦИК.

В апреле 1921 года школа производит восьмой и девятый ускоренный выпуски. К этом времени с начала своей деятельности с марта 1918 школа выпустила 727 инженерных командиров военного времени.

С этого времени восстанавливается нормальный учебный процесс, нарушаемый участием курсантов в боях против финских войск на Кольском полуострове у станции Масельская (декабрь 1921-январь 1922).

с января 1922 отменяется специализация, и все курсанты получают универсальные инженерные знания. 1 сентября 1922 состоялся десятый выпуск курсантов. Он был первым выпуском курсантов, прошедших нормальный двухгодичный срок обучения ( из числа лиц, которым не требовалось предварительное обучение). Было выпущено 59 человек. Из них 19 по саперной специальности, 21 по дорожно-мостовой и 19 по электротехнической.

с 15 октября 1922 года начинается учебный год по плану четырехгодичного обучения. Постепенно налаживается полноценный учебный процесс. В зимний период шли теоретические занятия, с 1 июня по 15 сентября полевые в лагере.

В 1923 году начальника школы К.Ф.Дружинина сменяет красный командир, бывший матрос балтийского флота, член ВКП(б) Тихомандрицкий Г.И.. Кроме Петроградской инженерных командиров в то время готовили аналогичные Московская, Киевская и Казанская школы. В 1923-24 годах школа начинает оснащаться мастерскими и лабораториями. Однако в годы гражданской войны основная часть учебно-материальной базы была частично утрачена в связи с увозом имущества курсантами на фронт, частично растащена и продана в обмен на хлеб. Поэтому основным методом обучения был малоэффективный лекционный метод и показ на моделях и макетах. Низкое качество обучения повлекло за собой смену Тихомандрицкого бывшим полковником Генерального штаба Т.Т.Малашенским. К 1927 году он оборудует 17 лабораторий и 4 мастерских. Его активное сопротивление планам комиссара школы Карпова Н.А. сократить часы отведенные на физику, отменить изучение двигателя внутреннего сгорания, автомобильное дело и расширить изучение истории классовой борьбы, партийно-политической работы повлекло его отставку в 1927 году.

Ленинградская Краснознаменная военно-инженерная школа

С середины 1924 года в РККА идет серьезная реформа всей структуры армии и военного образования. Приказом РВС СССР № 831 от 5 августа 1925 г. в состав школы переводятся из Москвы Курсы Усовершенствования Командного Состава (КУКС) и на школу, кроме подготовки инженерных командиров среднего звена возлагается задача переподготовки командиров, прошедших ранее ускоренное обучение или не имеющих его вовсе. С 7 сентября 1925 года школа переименовывается в "Ленинградскую Краснознаменную военно-инженерную школу". 30 ноября 1925 вводится "Положение о военных школах РККА". Этим Положением для подготовки командиров инженерных войск оставляются три школы - Ленинградская, Киевская и Московская.

Структурно школа теперь представляла собой батальон трехротного состава, а в учебном отношении делилась на четыре класса (курса) - подготовительный, младший, средний и старший. С 1927 года в Лужском лагере школы действуют стрельбище, физический и саперный городки, бетонный завод, понтонно-переправочный пункт. К лету 1928 года школа получает комплект понтонного парка. Во время практических занятий курсанты в 1924-28 годах реально построили для нужд местного населения мосты через реки Ижора, Ящерка, Луженка, Курея и Оредеж общей длиной 180м. К 1929 году школа получает комплекты лодок А-3, комплекты ТЗИ, плавательные костюмы, мотопилы МП-200, дорожные машины, экскаваторы МК-1, подрывные машинки ПМ-1 и ПМ-2, машины для транспортировки сборных конструкций мостов, электростанции и другие инженерные средства. Это позволило качественно улучшить обучение курсантов.

Отчетливо заметная разница в уровне подготовки курсантов побуждает командование РККА закрыть Киевскую школу, Детско-Сельскую объединенную военную школу и перебросить их курсантов в Ленинградскую (приказ РВС СССР от 25.11.30г.), а приказом НКО СССР от 19.9.1932 перевести и Московскую школу в Ленинград. Обе школы объединяются под названием "Объединенная Краснознаменная военно-инженерная школа им.Коминтерна".

Объединенная Краснознаменная военно-инженерная школа им.Коминтерна

Таким образом Ленинградская школа превратилась в единственное в стране учебное заведение по подготовке средних командиров инженерных войск. Школа теперь состояла из одиннадцати рот (6 рот по подготовке саперных командиров, 3 роты по подготовке командиров электротехников, 2 парковые роты). Кроме того на школе лежала задача по переподготовке командиров инж.войск (КУКС). Процесс объединения, многочисленные организационные перестройки, перегрузка педагогического состава резко снизили как воинскую дисциплину, так и качество обучения курсантов. Отсутствие теперь инженерных учебных заведений различного стиля и направленности приводило к тому, что недостатки в подготовке специалистов становились всеобъемлющими, лишало учебный процесс соревновательности. Более пристальное внимание высших общевойсковых командиров к школе приводило к уклону в подготовке курсантов в сторону общей, а не специфической инженерной тактики. Специальная подготовка сводилась лишь к изучению инженерной техники. Большой вред педагогическому процессу нанесла линия на подготовку курсантов прежде всего как пехотных командиров, так называемая универсализация командных кадров. В событиях тех лет четко просматривается попытка тогдашнего военного руководства страны поправить положение с подготовкой пехотных и кавалерийских командиров за счет направления в пехоту и кавалерию выпускников объединенной инженерной школы, где качество обучения все же было выше, чем в общевойсковых школах. Кроме всего прочего летние лагерные сборы нередко срывались и курсантов бросали на строительство мостов для Лужского дорожного отдела. С апреля 1931 года начальником школы был назначен пехотный командир комбриг Терпиловский Б.Р., который вообще не знал инженерного дела и во главу угла поставил строевую и стрелковую подготовку. В 1932 году инженерная школа заняла по стрелковой подготовке первое место среди военно-учебных заведений (не пехотная, не пулеметная, ни артиллерийская, а инженерная (!))

10 ноября 1933 состоялся очередной выпуск командиров. Подавляющая часть их была отправлена в войска командирами пехотных взводов.

22 сентября 1935 в РККА вводятся персональные воинские звания. В ноябре 1935 года состоялся первый выпуск лейтенантов инженерных войск.

В 1936 году начальником школы назначается военинженер 1-го ранга М.П.Воробьев. Ему удалось доказать недопустимость превращения инженерной школы в собственно общевойсковую и возобновить процесс подготовки чисто инженерных лейтенантов. Позднее в годы Отечественной войны он станет начальником инженерных войск РККА и первым маршалом инженерных войск. В период командования училищем по лето 1940 года он добьется коренной перестройки обучения курсантов, насыщения школы современной инженерной техникой. На ее базе и ее специалистами были разработаны все основные руководящие документы инженерной службы (Наставления, Руководства, Инструкции). Здесь же они проходили обкатку. В марте 1937 года шкала преобразуется в Ленинградское военно-инженерное училище.

Это сообщение отредактировал Brainsurgeon - 21.01.2021 - 02:02
 
[^]
Brainsurgeon
21.01.2021 - 01:51
2
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 4.06.12
Сообщений: 593
Ленинградское Краснознаменное военно-инженерное училище

Под руководством начальника училища М.П.Воробьева к 1938 году подготовка командиров инженерных войск была дифференцирована. С этого времени выпускники училища не были универсалами, а выпускались по шести основным специальностям, что резко повышало их качество. 1-й и 2-й батальоны готовили командиров саперных взводов и командиров фортификационных взводов., 3-й батальон командиров понтонно-переправочных взводов, 4-й батальон специалистов механиков и электриков.

Нарастание военной угрозы и острый недостаток инженерных специалистов в армии (следствие деятельности комбрига Терпиловского и наркома обороны Ворошилова) принудило командование перейти с трехлетнего на двухлетний срок обучения, сделать в 1938 году сразу два ускоренных выпуска. Это не пошло на пользу качеству инженерных командиров. Правда Воробьеву удалось добиться снятия с училища обязанности производить переподготовку пехотных и кавалерийских командиров (КУКС), а переподготовку инженерных командиров переложить на инженерную академию.

Ему же удалось отменить изучение истории гражданской войны и Конституции СССР в учебные часы. Он добился направления на преподавательскую работу в училище группы отличников выпускников инженерной академии. В феврале 1939 года чрезвычайная комиссия наркомата обороны, присланная для расследования "вредительской деятельности" Воробьева отметила, что"...училище за последние три года резко подняло качество учебного процесса". Хотя комиссия имела задачу разоблачить деятельность Воробьева, однако достигнутые успехи были столь очевидны, что вывод оказался прямо противоположным предполагавшемуся.

Училищу уделял особое внимание тогдашний первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) и секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Жданов. Его заступничество спасло в то время начальника училища Воробьева. 2 апреля 1939 года приказом наркома обороны № 56 училищу присваивается имя Жданова.

Ленинградское Краснознаменное военно-инженерное училище им. А.А.Жданова

Осенью 1939 года начались боевые действия против финских войск на Карельском перешейке. Как это было раньше, и как будет повторяться в будущем Красная армия вступила в войну при явном недостатке инженерных частей и подразделений, слабо подготовленной к выполнению задач инженерного обеспечения боя, в то время как Финляндия тщательно подготовила местность в инженерном отношении, возвела по границе мощные фортификационные сооружения, опиравшиеся как на естественные препятствия, так и на развитую систему взрывных и невзрывных заграждений. В советской литературе эта система укреплений была названа "Линия Маннергейма". В первых же боях с финнами дивизии стали нести большие и неоправданные потери. Командование было вынуждено бросить на фронт курсантов инженерного училища в качестве инженерных подразделений. Уже 3 декабря 1939г. из училища саперная рота из 90 курсантов отправляется на перешеек. Успешные действия курсантов привели к тому, что нарком обороны Ворошилов приказывает сформировать еще несколько подобных рот и бросить их в бой. Такие роты были отправлены 9,19 декабря 1939 , 21,21 января, 3,4 марта 1940. Более того, на фронт был направлен начальник училища Воробьев и большая часть командного и преподавательского состава. Учебный процесс был сорван.

В боях 1939-40 звания героев Советского Союза получили преподаватель училища Хренов А.Ф, курсант Усов П.В., ордена Боевого Красного Знамени получили около 15 человек, несколько десятков были награждены орденами Красной Звезды и медалями "За отвагу".

В войне с финскими войсками училище понесло тяжелые потери, выпуск лейтенантов 1940 года был сорван практически полностью, выпуск 1941 сократился более чем на половину. Армия недополучила около 400 лейтенантов инженерных войск.

Осенью 1940 года начальником училища назначается майор Цирлин А.Д. 10 июня 1941 года состоялся тридцать девятый выпуск лейтенантов из училища. Лишь 12% из выпускников прошли полный курс обучения.

С началом Великой Отечественной войны уже в конце июня курсантов бросают на уничтожение немецких диверсантов в районе города Луга. Затем одно за одним курсантские роты и взвода бросаются на строительство лужского оборонительного рубежа, затем на подготовку обороны Ленинграда. С привлечением на строительство оборонительных рубежей более 500 тыс. жителей Ленинграда командиров и курсантов училища стали использовать в качестве инструкторов, руководителей работ. Без выпускных экзаменов всех курсантов срочно в начале июля 1941г. выпустили мл.лейтенантами и лейтенантами. Оставшиеся в училище несколько десятков красноармейцев, преподавателей выполняли срочный приказ командования по организации оперативной маскировки города, затем по спасению произведений искусства Эрмитажа. Фактически летом 1941 года подготовка инженерных специалистов была свернута, а училище стремительно распадалось

Однако выявившаяся в боях июня-июля 1941 года острейшая нехватка инженерных подразделений и невозможность формирования новых из-за отсутствия подготовленных командных кадров вынудила Государственный Комитет Обороны издать приказ о срочной эвакуации училища в Кострому с задачей скорейшего восстановления деятельности училища. 17 августа в Кострому ушел первый эшелон, через 10 дней в Костроме уже находилось все, что осталось от училища. 31 августа начались занятия. Первый выпуск военного времени состоялся через два месяца. О его качестве остается только догадываться.

Училище попало под личный контроль Сталина. Его представитель ежедневно докладывал в Москву о ходе работ по восстановлению училища. В пожарном порядке на новом месте в сказочно короткие сроки были созданы лаборатории маскировочного дела, инженерных машин, электротехники. Занятия велись методом натаскивания в поле. Срочно был оборудован лагерь училища, для чего из деревни Дровенки были выселены жители. Летом 1942 года таким же образом был оборудован второй лагерь в деревне Семенково.

Оказалось, что училище является единственным в стране военно-учебным заведением способным готовить офицеров-электриков, без которых невозможна эксплуатация боевых машин реактивной артиллерии "Катюша". Уже в сентябре 1941 43 курсанта выпускаются в артиллерию лейтенантами электрослужбы. Летом 1942 года на училище возлагается обязанность готовить офицеров водолазов. Оказалось, что в предвоенные годы страна использовала в основном водолазов еще с дореволюционной подготовкой, а о подготовке новых никто не заботился.

Количество курсантов, одновременно обучающихся в училище к весне 1942 года выросло до 1600 чел. Выпуски проводились по несколько раз в год после 2-6 месячной подготовки. Однако стараниями бывшего начальника училища, начальника инженерных войск РККА Воробьева под различными предлогами от каждого выпуска удавалось утаивать по несколько человек курсантов, которым давалась полноценная подготовка, хотя и в сжатые сроки. Летом 1942 года было выпущено несколько десятков лейтенантов, которые составили костяк восстановления и развития инженерных войск. По приказу Воробьева в войсках отыскивались солдаты и сержанты, проявившие смекалку, изобретательность, способность организовывать выполнение поставленной задачи, и не смотря на сопротивление командиров, таких солдат направляли в училище для обучения. Это позволило при очень коротких сроках обучения комплектовать инженерные войска высококачественными офицерами. Это было замечено в Ставке и неоднократно Воробьев ставился в пример другим начальникам родов войск и служб, как генерал, способный без особых трудностей готовить командный состав. К сожалению опыт Воробьева так и не нашел распространения в других родах войск. В Вермахте же отправка способных солдат на обучение в училища была повседневной практикой. Иначе офицеров там и не готовили.

Преподавательским составом была налажена тесная связь училища с фронтами. Обобщение передового опыта инженерного обеспечения боя в виде информационных листков регулярно по требованию нач.инж. войск РККА Воробьева направлялись в училище, где немедленно этот опыт использовался в обучении курсантов. Была организована регулярная стажировка преподавателей в войсках. К середине 1942 года в училище практически не принимались молодые люди, не прошедшие фронтовой школы. Училище комплектовалось полностью курсантами - фронтовиками. На фронт поступали разработки курсантов и преподавателей училища. Так инженерные подразделения были оснащены счетной линейкой подрывника, на вооружение войск была поставлена разработка училища - удлиненный заряд разминирования. Помимо учебы курсанты училища только в 1942 году построили для нужд населения 6 мостов через реку Сендегу общей длиной 110м.

Выдающаяся деятельность училища по подготовке инженерных кадров Красной Армии была отмечен в марте 1943 года орденом Ленина. За 1941- март 1943 года училище подготовило 4750 лейтенантов, а всего с 1918 года 9997.

Ленинградское Краснознаменное ордена Ленина военно-инженерное училище им. А.А.Жданова

После снятия блокады Ленинграда училище стало готовиться к возвращению. В ноябре 1944 для выполнения первоочередных работ по восстановлению и ремонту сильно разрушенного здания Инженерного замка в Ленинград прибыл курсантский батальон майора Петрова. К 9 мая 1945 года удалось восстановить 12 классов и несколько лабораторий.. 22 мая 1945 года в Костроме состоялся последний военный выпуск, а в июне 1945 года в летний лагерь на Карельском перешейке прибыл из Костромы весь личный состав.

Начальник инженерных войск Красной Армии приказал сократить численность училища и перейти с осени 1945 года на подготовку офицеров с трехлетним сроком обучения. Было сокращено три курсантских батальона. Были демобилизованы курсанты, не имевшие достаточного образования. Оставшиеся три батальона были специализированы. Один готовил офицеров саперных подразделений, второй инженерно-технических, третий понтонеров. Всех курсантов в зависимости от уровня образования, степени обученности, боевого опыта разбили на три курса, плюс один курс подготовительный для курсантов с боевым опытом, наградами, но не имеющих среднего образования. С сентября 1945 года было разрешено набирать в училище гражданскую молодежь. Большую роль в организации нормального функционирования училища сыграл тогдашний начальник училища Герой советского Союза генерал-майор П.В.Швыдкой. Его в 1947 году сменил генерал-майор Н.И.Малов.

В течение зимы 1945-46 годов все организационные вопросы были решены и с 1 сентября 1946 года училище стало функционировать полноценно по утвержденным программам нормальной подготовки офицеров инженерных войск. Училищу было предписано готовить офицеров по четырем специальностям: инженерно-саперной, инженерно-технической, понтонно-мостовой и электротехнической.

В 1946 году предстоял выпуск офицеров из числа курсантов, набранных во время войны и прошедших полный курс обучения в сжатые сроки, но нач. инж.войск остался недоволен уровнем подготовки выпускников и приказал обучать их еще год с тем, чтобы дать им полноценное образование и дипломы.

Летом 1947 года состоялся едва ли не первый с 1914 года выпуск офицеров, прошедших трехлетний срок обучения.

С середины пятидесятых годов началось бурное насыщение училища инженерной техникой новейших образцов. Этот период характерен вообще стремительным наращиванием технической оснащенности инженерных войск. С 1957 года училищу было приказано перейти на подготовку офицеров только одной специальности - инженерно-технической. Остальные специальности передавались во вновь организуемое Тюменское военно-инженерное училище. Однако Ленинградское училище стало испытывать все большие трудности в организации учебного процесса. Оказалось невозможным проходить теоретический курс инженерных машин, откладывая практические занятия и вождение машин на период летних лагерей. Многие теоретические сведения, не закрепленные практически с выходом в лагерь приходилось изучать повторно. В стенах училища оказалось невозможным разместить большое количество крупногабаритной техники, невозможно было отрабатывать темы связанные с запуском двигателей, работой трансмиссии.

Летом 1960 года Министр обороны принял решение о передислокации училища в город Калининград, где имелся прекрасный военный городок бывшего немецкого военного аэродрома Крауссен (Kraussen), расположенный на восточной окраине города и примыкающий к военному полигону. Тем более, что там сохранилась частично учебно-материальная база расформированного бывшего Московского военно-инженерного училища, готовившего офицеров саперной специальности.

Калининградское военно-инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище им. А.А.Жданова

Благоприятные условия позволили произвести передислокацию за два месяца и уже 1 сентября 1960 года приступить к занятиям на новом месте. В Калининграде оказалось возможным полностью отказаться от системы лагерных сборов. Огромные крытые утепленные стоянки машин, учебные поля, расположенные рядом с учебными корпусами позволяли в течение одного учебного дня проводить теоретические, практические и полевые занятия по любой теме и предмету. Замыкающее с одной стороны территорию училища озеро Мюлен-Тайх позволяло легко отрабатывать темы строительства мостов и наведения переправ. Однако это потребовало коренным образом перестроить учебные планы, всю систему подготовки курсантов.

Качество обучения резко повысилось. Под руководством нового начальника училища генерал-майора Анищенко И.П. с весны 1961 года развернулась большая работа по созданию новых лабораторий, мастерских. Были созданы автодром, машинодром, гидродром, водолазная станция. Собственный стадион, крытый спортзал, спортивные площадки возле казарм, бассейн на озере позволили значительно поднять уровень физической подготовки курсантов. Были заново отстроены минный, фортификационный, маскировочный, подрывной городки, полевой лесозавод, полевой бетонный завод. Близость к училищу и постоянная охрана полевой материальной базы позволяли держать там всю необходимую учебно-материальную базу.

На базе училища стали проводиться сборы и ряд практических занятий сначала военно-инженерной, а затем и других академий. С 1964 года на училище возлагается обязанность готовить офицеров инженерных подразделений воздушно-десантных войск. В училище с этой целью создается городок парашютно-десантной подготовки. Затем на училище возлагается задача готовить офицеров инженерных войск Египта, Алжира, Монголии, Вьетнама, Эфиопии, Сомали, Анголы, Кубы. В училище проходят стажировку офицеры стран Варшавского Договора. Развитая техническая база училища позволяет направлять сюда на войсковые испытания новые образцы инженерной техники. Выпускаемые из училища лейтенанты приходят в войска раньше новой техники.

Все это создавало большие трудности в работе училища, но самым положительным образом влияло на качество обучения и уровень подготовки курсантов.

Благоприятнейшие условия обучения и высокий авторитет училища позволили министерству обороны поставить вопрос о переходе к подготовке офицеров инженерных войск с высшим образованием. Было приказано с 1966 года перейти на четырехгодичных срок обучения и выпускать офицеров с дипломами инженеров.

Калининградское высшее военно-инженерное командное ордена Ленина Краснознаменное училище им. А.А.Жданова

Летом 1966 года состоялся первый набор курсантов в высшее училище. Конкурс составлял 12 человек на место. Чтобы не создать перерыв в выпуске офицеров в этом же году был произведен и последний набор курсантов трехгодичного обучения.

Через два года на подготовку офицеров с высшим образованием перейдет и Тюменское училище, а вновь созданное в 1969 году Каменец-Подольское училище сразу приступит к подготовке офицеров с инженерными дипломами.

Летом 1970 года училище выпустило первых лейтенантов с высшим образованием. В 1974 году училище переходит на пятигодичный срок обучения и меняет свой профиль с командного на технический. Офицеров командного профиля готовят Тюменское и Каменец-Подольское училища.

Калининградское высшее военное инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище инженерных войск им. А.А.Жданова

Училище функционирует в нормальном режиме, ежегодно выпуская превосходно обученных и подготовленных офицеров инженерных войск. Одновременно в училище проходят обучение представители Монголии, Кубы и ряда других стран.

Однако в конце восьмидесятых годов по целому ряду причин развиваются процессы разрушения СССР. После провозглашения независимости прибалтийских республик (Эстония, Латвия, Литва) в 1990-91 годах Калининградская область оказывается отрезанной от остальной части России. Очевидно трудности, возникшие в связи с этим побудили военное руководство страны принять решение в 1994 году о передислокации училища в город Кстово Нижегородской области.

Одновременно училище вновь меняет свой профиль на командный.

Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище

Политическая окраска государства меняется. Выдающиеся деятели эпохи коммунизма объявляются если не преступниками, то во всяком случае персонами нон-грата. Имя Жданова исчезает из названия училища. Награды советского государства хоть и не отменяются так, как это было с царскими наградами в 1917 году, но "выпячивать" их становится также нежелательно. И в угоду политическим ветрам и демократическим крикунам из названия училища исчезают наименования "..Краснознаменное ордена Ленина…". Новым властителям страны и невдомек, что это награды за мужество и верное служение стране, а не политическим режимам. Никому неизвестные инженерные кондуктора ложили свои головы при штурме Измаила, скромные саперные прапорщики погибали на полях Маньчжурии в русско-японскую войну, минерные подпоручики задыхались в подземных минных галереях в Первую Мировую, корниловские саперные поручики и ленинские инженерные краскомы убивали друг друга в Гражданскую, саперные лейтенанты тонули у своих понтонных мостов в Великую Отечественную не за царя-батюшку, не за торжество коммунизма, а за свою неблагодарную страну. И незачем отнимать у них их свидетельства мужества и верности.

Странные и необъяснимые многочисленные реформации, преобразования, переименования происходят в девяностые годы. В "Справочнике для поступающих в ВУЗы" 2000 года мы уже не находим ни одного инженерного училища. Есть два филиала Военно-инженерного университета. Тюменский и Нижегородский. Можно догадаться, что Нижегородский филиал и есть старейшее в стране военно-учебное заведение, начавшее свою историю в 1701 году школой Пушкарского Приказа. Ну что ж, это не впервые в долгой и многотрудной истории училища. Лишь бы не пришел день, когда властители страны вновь, как это уже бывало не раз, схватятся за голову и начнут в пожарном порядке возрождать инженерное образование, инженерные войска.

История продолжается. Это не точка, а многоточие……..
Ю. Г. Веремеев


Это сообщение отредактировал Brainsurgeon - 21.01.2021 - 02:06
 
[^]
Brainsurgeon
21.01.2021 - 01:51
3
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 4.06.12
Сообщений: 593
 
[^]
Brainsurgeon
21.01.2021 - 01:52
3
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 4.06.12
Сообщений: 593
Всех причастных с праздником!
 
[^]
topslik
21.01.2021 - 02:19
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 22.01.12
Сообщений: 622
да так и есть, служили, помним
 
[^]
гендольф
21.01.2021 - 02:24
6
Статус: Offline


Хохотун

Регистрация: 2.11.11
Сообщений: 109
а потом пришёл Сердюков и сократил старейшее училище которое с Кенига переехало в Кстово, а до этого сократили Военно-инженерную академию и устроили на её месте ВШЭ, но на экономику это не повлияло. Но!! Дорогие саперы с 320 ой годовщиной нас всех, мы живём и держимся вопреки всему и если кто то ошибочно думает, что Инженерные войска это стройбат то пусть загугли 10 чудесных задач ИО. Всем добра
ЗЫ: текст без картинок это плохо

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
FatmanM
21.01.2021 - 02:30
-1
Статус: Offline


Долго смотрел на Луну

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 5160
Через забор "инжЫнера" пытались все пробраться lol.gif Отпуск лезет! gigi.gif
 
[^]
MaksDI
21.01.2021 - 02:32
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.12.15
Сообщений: 11
С праздником! Про Тюмень что-то совсем мало, про Каменец-Подольский вообще ничего. ТВВИКУ-87.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
dragol
21.01.2021 - 02:36
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 10.01.12
Сообщений: 22
С праздником! А понтонёры, не гнут понты, а наводят паромную переправу)
 
[^]
TimCook
21.01.2021 - 02:45
1
Статус: Offline


карманный баскетболист

Регистрация: 21.06.20
Сообщений: 280
а скажите что нибудь по инженерски alkash.gif
 
[^]
MaksDI
21.01.2021 - 02:51
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.12.15
Сообщений: 11
Цитата (TimCook @ 21.01.2021 - 02:45)
а скажите что нибудь по инженерски

Могу про БСЛ-110 на базе ДДХС рассказать, например

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
АРИКЕ
21.01.2021 - 03:05
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.03.16
Сообщений: 3347
С Праздником, Товарищи!
Ура!
 
[^]
krechet64
21.01.2021 - 05:07
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 21.06.20
Сообщений: 407
М-да... В СССР было три инженерных училища:
1.Тюменское - кузница инженерных войск.
2.Каменц-Подольское - житница инженерных войск.
Ну и конечно Калининградское - здравница инженерных войск.
После прихода М.М.Желтова начальном училища настали веселые времена.
С праздником, инженеры!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Pesec151
21.01.2021 - 06:04
3
Статус: Offline


ПЕСЕЦ

Регистрация: 29.11.11
Сообщений: 857
С праздником всех причастных! biggrin.gif

С днём Инженерных войск!
 
[^]
влындил
21.01.2021 - 06:38
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 16.08.16
Сообщений: 688
С праздником всех причастных! Ура!
 
[^]
kalmyk
21.01.2021 - 06:47
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.04.14
Сообщений: 125
Краснознамённый Витебско - Хинганский инженерно-саперный полк rulez.gif
 
[^]
stan123
21.01.2021 - 06:56
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.01.12
Сообщений: 657
И в фонтанах хрен покупаешься!! Шиханы-2 Саперный батальон 90-92

Это сообщение отредактировал stan123 - 21.01.2021 - 06:57
 
[^]
Compas208
21.01.2021 - 07:11
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.12.16
Сообщений: 1372
Учился в Можайке)
Но она уже давно была военно-космическим ВУЗом. https://ru-wikipedia-org.turbopages.org/ru....%BE%D0%B3%D0%BE

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Маструбатор
21.01.2021 - 07:18
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.19
Сообщений: 2197
Цитата (stan123 @ 21.01.2021 - 06:56)
И в фонтанах хрен покупаешься!! Шиханы-2 Саперный батальон 90-92

Оисб, ВЧ 19137,дмб 99.поздравляю всех причастных с праздником. Инженерные войска-там служат мужественный воины, которые в бою идут впереди в составе штурмовых групп на самые укрепленные участки обороны противника.
 
[^]
lnet
21.01.2021 - 07:39
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.08.15
Сообщений: 1246
Цитата (TimCook @ 21.01.2021 - 02:45)
а скажите что нибудь по инженерски alkash.gif

Капсюль обжимать не дальше 1см от конца
 
[^]
igrach1
21.01.2021 - 07:59
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 7.01.14
Сообщений: 726
Я служил еще когда ИМРы и ГМЗ были секретными машинами.
Я был командир ГМЗ
В части он был в единственном числе.
Комбат приказал построить для него отдельный бокс и установил отдельный пост караула
Командир роты ст. л -нт Столбов лично открыл бокс , приподнял брезент:
— Сержант, ты видишь гусеницу? Вот знай, он на гусеничном ходу!
Потом он опустил брезент, и мы вышли из "секретного бокса".
За все время службы я видел только печать на боксе, когда при смене караула проверяли сохранность пломб.
Что он из себя представляет увидел через много лет, когда по мобпредписанию военкомата был приписан к саперному батальону в одном из южных городов Руси)
Но у нас был ПМЗ, тоже машинка, что надо!

Ну, за братство сапёров! beer.gif
 
[^]
parkinnr
21.01.2021 - 08:01
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.02.15
Сообщений: 2109
Стройбат форева стронг:)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
GeoCleoBum
21.01.2021 - 08:01
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 19.06.19
Сообщений: 41
169-й отдельный Гвардейский учебный инженерно-сапёрный батальон в г. Владимир. Разминирование в г. Ковров, в Калужской области и прочие подрывы.
С Праздником, Кроты!
 
[^]
lglukOFFl
21.01.2021 - 09:14
2
Статус: Offline


Алкоголик

Регистрация: 8.08.17
Сообщений: 293
ВИА им. Куйбышева.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 1302
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх