Советский автодизайн: история оригинального копирования

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
30.11.2020 - 20:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
43
18 фото picturehistory

Споры поклонников отечественного автопрома со скептиками, утверждающими, что в СССР всё (в том числе дизайн) сдирали, не утихают много лет. Так была ли в СССР своя дизайнерская школа?

Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Чтоб сказку сделать былью

Не секрет, что все наши автомобили, созданные до Великой Отечественной, были в той или иной степени скопированы с западных. Вернее, почти все. В 1938 году молодой художник ЗИСа (термин «дизайнер» появился лет через тридцать) Валентин Ростков нарисовал очень необычный и даже авангардный двухдверный родстер, который принято называть ЗИС-Спорт.

Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Облик автомобиля — в частности, линия массивных крыльев — следовал тогдашней американской моде, но в решении передка со встроенными фарами и аэродинамической решеткой радиатора Ростков не просто ничего не копировал, а даже опережал мировые тенденции.

Убедиться в этом несложно, достаточно сравнить ЗИС-Спорт с породистыми спортивными моделями тех лет. Вот только творение Росткова не было предназначено для серийного производства, да и не факт, что тогда наша промышленность осилила бы такой кузов.

Это очень важный штрих к портрету советского дизайна. Ведь художественное конструирование, как некогда величали это ремесло, подразумевает и технологическую проработку — доведение изделия от эскиза до товарного образца. Без полета фантазии, конечно, нельзя, но речь всё же о товарных автомобилях, а не о выставочных концепткарах.

Начальный этап работы художника Эрика Сабо над обликом представительского микроавтобуса, 1959 год. Автомобиль впитал американскую «аэрокосмическую» стилистику: резкие линии окончания крыльев и богатый хромированный декор. В общем, эдакий вэн на базе лимузина ЗИЛ‑111.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Что касается фантазии, одним из первых на ее полет у нас в стране осмелился Юрий Аронович Долматовский — художник, инженер и знаменитый популяризатор автомобиля. В 1930‑е годы он, как и многие зарубежные инженеры и стилисты, увлекся заднемоторной компоновкой, вдохновившись авангардной чешской Татрой.

В довоенных работах Юрия Долматовского оригинальна концепция: представительский автомобиль с двигателем сзади. А стилистика продиктована американским влиянием.

Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:37
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Именно авторитет Долматовского повлиял на то, что на протяжении двух десятилетий создание автомобилей всех классов с двигателем сзади стало одним из основных направлений для наших дизайнеров.

Футуристические эскизы вылились-таки в авангардный, но уже ходовой опытный образец НАМИ‑013, действительно очень передовой для 1951 года. (Нечто подобное — минивэн Fiat Multipla — итальянцы запустили в производство лишь в 1956 году, но большого коммерческого успеха он не снискал.)

НАМИ‑013 работы Долматовского имеет оригинальную конструкцию. Стилистика традиционна для начала 1950‑х, только декора меньше, чем было принято. Это видно при сравнении с седаном ГАЗ‑12 ЗИМ.

Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:37
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Одно дело — восторгаться необычными машинами и совсем другое — покупать их и эксплуатировать. А уж поставить на конвейер в СССР нечто подобное концептуальному НАМИ‑013 и вовсе было немыслимо. Трудно представить человека, который по своей воле пересел бы из Победы или ЗИМа в столь необычную, да еще и конструктивно сомнительную, машину.

Художники, конечно, жаждали творить, на то они и художники. Но от руководства отраслью, как правило, приходила установка: копировать западные образцы. И определенный резон в этом был, поскольку зарубежные дизайнеры имели куда больше опыта не только в создании новых моделей, но и в доведении их до серии.

Впрочем, надо отдать должное нашим: они не просто копировали, а ловко перерабатывали зарубежную стилистику, приспосабливая ее к нашим условиям, в том числе к возможностям производства, и создавая пусть не самые передовые, но вполне соответствующие времени машины. Самые яркие примеры — Победа ГАЗ‑M20 и Волга ГАЗ‑21. А вот Чайка и продукция ЗИСа 1950‑х годов — откровенное копирование американских образцов.

Но художники-то не виноваты! Именно на таких машинах хотели ездить те, кто на них ездил. Трудно вообразить, что руководители СССР предпочли бы авангардный минивэн, нарисованный, скажем, талантливым художником Эдуардом Молчановым: несколько странное сочетание кузова-вагона и огромных стекол с прихотливыми изгибами, характерными для американской стилистики рубежа 1950‑х и 1960‑х годов. Но нечто подобное появилось-таки в металле.

Эскиз дизайнера Эдуарда Молчанова на тему представительского автомобиля вагонной компоновки. В стилистике очевидно американское влияние. Представить себе руководителей СССР в таком минивэне, мягко говоря, сложно.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:37
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Путевка в жизнь

Расцвет советского дизайна пришелся на эпоху хрущевских совнархозов и относительной самостоятельности промышленных предприятий. При Московском городском совнархозе создали Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), которое работало по заказам МЗМА, ЗИЛа, Серпуховского мотоциклетного завода. Романтический подъем был и на самих заводах, а также в НАМИ.

Две характерные работы начала 1960‑х, доведенные пусть и до маленькой, но серии, - московский микроавтобус Юность и украинский Старт. Их очень интересно сравнить, поскольку у машин, на первый взгляд, много общего, но есть и очень существенные, а по сути — коренные различия.

ЗИЛ-118 «Юность» на рисунке Александра Захарова для исторической серии журнала «За рулем». При массе 4,5 т автобус развивал наибольшую скорость 120 км/ч и расходовал в среднем до 28 литров бензина на 100 км. В силу такой прожорливости ЗИЛ-118 получил два топливных бака общей емкостью 160 л. Размещенные в заднем свесе емкости обеспечивали запас хода свыше 570 км.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:38
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Оба автомобиля имели вагонную компоновку. Оба не избежали влияния американской стилистики (ему в те годы были подвержены и многие европейские компании): обширные решетки радиаторов, козырьки над четырьмя фарами.

Но есть и отличия. ЗИЛ‑118 Юность, над которым работала группа под руководством одного из лучших советских дизайнеров Эрика Сабо, в процессе доводки до опытного образца стал куда спокойнее в линиях и декоре, чем на первых эскизах. А вот Старт производил странное впечатление. Оригинален? Да! Запоминается? Конечно!

Конечно, микроавтобус Старт оригинален. Но это работа скорее романтиков‑любителей, нежели профессионалов‑практиков.

Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Но уж больно эклектичным получился у художников этот микроавтобус, наделенный вычурными чертами американских «крейсеров». Ведь дизайн подразумевает сочетание красоты и рациональности, а у Старта — выступающий, как у легкового автомобиля, багажник с вызывающими «килями».

Ладно бы двигатель стоял сзади, как у НАМИ‑013, но он был расположен традиционно для таких машин — между передними сиденьями. Привычный РАФ‑977 — рациональнее, вместительнее, гармоничнее Старта.

Первый образец ЗИЛ-118 «Юность», снятый неподалеку от заводоуправления ЗИЛа. Рентабельным для завода считался выпуск не менее 2000 таких машин в год, а реальные потребности (особенно после триумфа в Ницце) оценивались в 4–6 тысяч в год.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
В общем, московская Юность — работа профессиональная и оригинальная, а Старт — творчество любителей-романтиков. Никакой особой оригинальности в нем нет, а есть резкая эклектика — причудливое сочетание нескольких стилей, создающее, повторю, запомина­ющийся, но дисгармоничный образ.

Еще одна важная примета професси­онализма создателей Юности — возможность модернизации машины без коренной переделки платформы, что и сделали в 1970 году. А ведь трудно представить себе, как можно было осовременить Юность всего через пару лет после ее рождения, когда американские «аэрокосмические» изломы вышли из моды.

Вместе с Минздравом СССР завод построил две машины специализированной скорой помощи — Юность ЗИЛ-118 А. Получился настоящий передвижной госпиталь — по пути в больницу пациенту можно было провести широкий комплекс оперативных мероприятий. Машину показали на международном конгрессе хирургов в Киеве и затем направили в институт Склифосовского. Там она испытывалась в течение года. Однако институт не смог выкупить ее из-за высокой стоимости опытного образца.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Диаметрально противоположный пример — действительно оригинальный и передовой ВНИИТЭ-ПТ (перспективное такси) работы группы под руководством Долматовского. Юрий Аронович остался верен вагонной компоновке и заднему расположению двигателя, но создал гармоничный, вместительный, рациональный автомобиль, дизайн которого выглядел свежим и через десять лет после рождения.

Ему не суждено было стать серийным, но это другая история. К слову, специальные автомобили-такси делали лишь в Британии да, условно говоря, в США, где знаменитые Чекеры (Checker), кроме таксистов, просто мало кто покупал.

Одна из лучших работ советского дизайна — такси, построенное в 1964 году под руководством Юрия Долматовского во Всесоюзном институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Машина не копировала какие-либо образцы и выглядела современно и в начале 1980‑х.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
В 1960‑е годы появилось несколько оригинальных серийных советских машин, в том числе Москвич‑408 и ЗИЛ‑114. «Четыреста восьмой» не повторял зарубежных аналогов и выглядел вполне прилично на фоне одноклассников даже в начале 1970‑х.

Создатели представительского ЗИЛа впервые в истории завода не копировали впрямую заокеанские образцы, а пришли к лаконичности, строгому стилю без вычурного декора (который, кстати, первым и выходит из моды). В дизайне автомобиля была заложена возможность модернизации — его авторы были настоящими профессионалами.

Москвич‑408 1964 года — пример талантливого советского дизайна. Никто тогда не предполагал, что модернизировать этот кузов будут более двух десятилетий.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Примеры грамотного и самобытного советского дизайна — автобус ЛиАЗ‑677 (впрочем, облик автобуса испортить, вообще говоря, непросто) и, конечно же, работа Валентина Сергеевича Кобылинского — карьерный самосвал БелАЗ‑540. Он разительно отличался от тех, что делали в этом классе прежде, и, по сути, заложил стилистику всех последующих моделей, вплоть до нашего времени.

БелАЗ‑540 художника Валентина Кобылинского стал ­эталоном дизайна карьерных самосвалов.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Вполне оригинальный и интересный дизайн — у микроавтобуса РАФ‑2203. Прототип РАФ‑982 был более авангардным — с резкими гранями кузова. Облик серийной машины «успокоили», и правильно сделали. РАФ не выглядел динозавром и в 1980‑е годы, хотя и был, по сравнению с аналогами, узковат, поскольку являлся заложником шасси легковой Волги. Но это опять же другой разговор.

РАФ‑982 — смелая работа латышских художников, которым разрешили творить всласть. Серийный РАФ‑2203, по сравнению с РАФ‑982, удачно «причесали», сгладив резкие линии. И правильно сделали!


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Гонка за лидером

Семидесятые годы в советском дизайне — время упущенных возможностей. Романтику сменил матерый практицизм, а фантазии дизайнеров вызывали у руководства отрасли всё большее раздражение. Правда, ВАЗ, последовательно перелицовывавший автомобили Fiat и потому отстававший от зарубежных конкурентов, создал Ниву ВАЗ‑2121.

Лаконичные и простые формы — самые живучие, что подтверждает не только Нива, но и британский Land Rover с немецким Гелендевагеном. А во времена молодости Нивы ближайшие аналоги — компактные Suzuki Samurai и Fiat Campagnola — выглядели на ее фоне примитивными и неуклюжими.

ВАЗ‑2121 тольяттинского дизайнера Валерия Сёмушкина оказался не только удачным, но и «долгоиграющим». Правда, Нива — это тот случай, когда форма неразрывно связана с содержанием.

Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Интересные работы в 1970‑е годы делали дизайнеры АЗЛК. Но попытки увеличить и облагородить Москвич‑412 (на этом, по воспоминаниям очевидцев, долго настаивал главный конструктор завода Александр Федорович Андронов, обладавший огромным авторитетом) отняли слишком много времени.

Перспективные образцы С‑1 и С‑3, которыми начали заниматься в самом конце 1975 года, выглядели очень неплохо и вполне смотрелись бы на фоне западных одноклассников начала 1980‑х, а это, например, Citroen BX и Opel Ascona. Но лишь в середине 1980‑х на конвейер встал Москвич‑2141, который не был стилистическим откровением.

Появись серийный Москвич С‑3 в начале 1980‑х, его не стыдно было бы поставить рядом с западноевропейскими аналогами. Но…


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
SESHOK
30.11.2020 - 20:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 240326
Завершающая

Вскоре наступил еще один короткий романтический период — перестроечный, когда практически все заводы и НАМИ в судорожных поисках нового пути советского дизайна наперегонки строили макеты, концепткары и ходовые опытные образцы. Некоторые были интересными, иные — слабыми, а то и явно нежизнеспособными. Но и те и другие на особую оригинальность уже не претендовали. Продолжалось это и в 1990‑е годы, а чем закончилось — мы помним. Но это уже иная, новейшая история.

Даже в век глобализации и унификации мы без труда отличаем черты немецкого дизайна от примет французского или, скажем, японского. Ведь эти национальные школы формировались десятилетиями. А был ли самобытный автомобильный дизайн в СССР? Был! Но наши лучшие образцы — отдельные звездочки на небе, почти постоянно затянутом тучами копирования, пусть часто и талантливого. Причин тому, для кого-то очевидных, для иных — спорных, много. Но так уж случилось, что собственная школа автомобильной стилистики не возникла. Разве что начальная.


Концептуальный Москвич‑2139 Арбат — пример лихорадочного поиска нового советского стиля начала 1990‑х годов. Энтузиазма у дизайнеров еще хватало, но время уже было упущено.


Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
ChopChop
30.11.2020 - 20:45
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.12.12
Сообщений: 1042
Цитата (SESHOK @ 30.11.2020 - 20:36)
Чтоб сказку сделать былью

Не секрет, что все наши автомобили, созданные до Великой Отечественной, были в той или иной степени скопированы с западных. Вернее, почти все. В 1938 году молодой художник ЗИСа (термин «дизайнер» появился лет через тридцать) Валентин Ростков нарисовал очень необычный и даже авангардный двухдверный родстер, который принято называть ЗИС-Спорт.

chrysler airflow 1934 (уже серийный, а не единичный экземпляр)

п.с. то что наши дизайнеры могли нарисовать что угодно и не оглядываться на европу или америку я думаю никто спорить не будет. проблема в том что проекты эти дальше никуда бы не пошли. министерство транспорта или как оно там называлось требовало копий.

Это сообщение отредактировал ChopChop - 30.11.2020 - 20:47

Советский автодизайн: история оригинального копирования
 
[^]
Эфир
30.11.2020 - 20:48
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 28.06.17
Сообщений: 950
Появись серийный Москвич С‑3 в начале 1980‑х, его не стыдно было бы поставить рядом с западноевропейскими аналогами. Но…

Пришёл меченый и все продал, потом пришёл алкаш и продал остатки. Пришёл сами знаете кто, катайтесь на весте. История в кадрах...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AgipTM
30.11.2020 - 20:49
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 5.06.17
Сообщений: 569
ваз 2101, 2103, 2105, 2106, 2107... настолько различаются по дизайну, что страшно становится ))
а если серьезно, то проблема не в том, что не могли придумать дизайн, а в том, что партия не давала реализовать свои идеи..

Это сообщение отредактировал AgipTM - 30.11.2020 - 20:58
 
[^]
crickun
30.11.2020 - 20:51
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.02.14
Сообщений: 106
Сложно создать красивую внешне машину. Не просто нарисовать ее очертания, а увязать ее облик с возможностями производства, техническими требованиями и безопасностью. Расчеты динамики и прочего, аэродинамическая труба, краш-тесты не просто так придумали.

Короче, автомобили могут строить только высокоразвитые страны. Именно строить, а не производить отверточную сборку. Поэтому раньше мы могли, а щас нет.

Очень нравится Волга ГАЗ-21.

Это сообщение отредактировал crickun - 30.11.2020 - 20:57
 
[^]
Басаревъ
30.11.2020 - 20:52
1
Статус: Offline


Призыватель призывников

Регистрация: 3.07.13
Сообщений: 3714
А на самом деле - порядком изношенные немецкие трофейные станки не могли выдать изысков и лишь клепали унылые коробки.
 
[^]
AgipTM
30.11.2020 - 20:53
2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 5.06.17
Сообщений: 569
Цитата (crickun @ 30.11.2020 - 20:51)
Сложно создать красивую внешне машину. Не просто нарисовать ее очертания, а увязать ее облик с возможностями производства, техническими требованиями и безопасностью. Расчеты динамики и прочего, аэродинамическая труба, краш-тесты не просто так придумали.

Короче, автомобили могут строить только высокоразвитые страны. Именно строить, а не производить отверточную сборку. Поэтому раньше мы могли, а щас нет.

новый гелик прям самая аэродинамичная машина gigi.gif
да и рэйнжи не делеко ушли )))
на аэродинамику сейчас все срать стали... это было модно в 80-е и 90-е

Это сообщение отредактировал AgipTM - 30.11.2020 - 20:53
 
[^]
ChopChop
30.11.2020 - 20:55
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.12.12
Сообщений: 1042
Цитата (crickun @ 30.11.2020 - 20:51)
Сложно создать красивую внешне машину. Не просто нарисовать ее очертания, а увязать ее облик с возможностями производства, техническими требованиями и безопасностью. Расчеты динамики и прочего, аэродинамическая труба, краш-тесты не просто так придумали.

Короче, автомобили могут строить только высокоразвитые страны. Именно строить, а не производить отверточную сборку. Поэтому раньше мы могли, а щас нет.

до 2141 были опытные серии "С", но кому то там главному нравилась симка

"Построили образец, но его даже испытать не успели. Приехал министр Поляков, ему показали, он сказал: «Таких автомобилей не бывает! Вот есть Simca 1307, замечательный автомобиль, вот ее берете за основу, мы покупаем 10 экземпляров, а вы разбирайте и копируйте»."

https://www.cardesign.ru/articles/interview/2015/03/16/6329/
ссылка мертвая к сожалению, там интервью Игоря Андреевича Зайцева.
но слышал это из первых уст.

Это сообщение отредактировал ChopChop - 30.11.2020 - 20:56
 
[^]
zhmur
30.11.2020 - 21:02
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.08.11
Сообщений: 1142
Цитата (ChopChop @ 30.11.2020 - 20:55)

до 2141 были опытные серии "С", но кому то там главному нравилась симка

"Построили образец, но его даже испытать не успели. Приехал министр Поляков, ему показали, он сказал: «Таких автомобилей не бывает! Вот есть Simca 1307, замечательный автомобиль, вот ее берете за основу, мы покупаем 10 экземпляров, а вы разбирайте и копируйте»."

https://www.cardesign.ru/articles/interview/2015/03/16/6329/
ссылка мертвая к сожалению, там интервью Игоря Андреевича Зайцева.
но слышал это из первых уст.

Ну дык, Истра ещё была, но дальше концептов макетов дело не сдвинулось. Перестроились, чо gigi.gif А ныне и завода такого нет cool.gif

Это сообщение отредактировал zhmur - 30.11.2020 - 21:03
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4142
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх