«Целая очередь недовольных»Жильцов дома просто ставят перед фактом — новый домофон на подъезде, переоформляйте документы, считает житель дома на проспекте Победы, 303, корпус 2 Анна Калинина. В их подъезде заменили домофон на новый в середине сентября.
— Сейчас в городе творится какой-то беспредел — массовая замена домофонов в подъездах. Нас обязывают подписать договор с ежемесячной абонентской платой, при отказе ключи не меняют. Хочешь купить необходимое количество ключей — опять отказ! Таким образом нарушаются всевозможные права. Я не могу попасть в свое жильё. И нас таких много! — рассказывает Анна Калинина. — Вместе с собственником мы обращались в «Интерсвязь» сразу, как поменяли домофон, и нам отказались менять ключи. Потом ездили в офис урегулировать вопрос, написали в прокуратуру. Теперь жду результата, чтоб расторгнуть договор.
Анна Калинина говорит, что приехала в офис «Интерсвязи» за ключами. Менеджер заставляла подписать договор, иначе дадут только один ключ на собственника. Жительница дома на проспекте Победы, 303 сначала отказывалась, так как ей нужны четыре ключа. Готова была заплатить, сколько скажут. Но в офисе ответили, что не продают ключи.
— Пришлось подписать договор — ключи-то нужны. И в день обращения в офис нас таких недовольных была вся очередь! — говорит Анна. — В целом услуга хорошая, не спорю. Но такое навязывание раздражает. Есть желающие — пусть платят. А остальных по факту лишили выбора, ограничили доступ к имуществу.
Дошло до прокурораНедовольные заменой домофонных систем и последующими неудобствами горожане начали жаловаться в прокуратуру. Пенсионерка, живущая в Советском районе, обнаружила, что у неё не работает домофон. Она, как обычно, набирала номер своей квартиры, но дверь подъезда не открывалась.
— Пожилая женщина пожаловалась, что после замены домофона в подъезде она не может открыть дверь сотрудникам скорой помощи и представителям социальных служб, — сообщил заместитель прокурора Советского района Алексей Голованов. — Мы провели проверку и установили, что конечное оборудование — домофонная трубка — в квартире заявительницы действительно перестало работать.
После вмешательства прокуратуры техническая служба компании «Интерсвязь» выехала домой к пенсионерке, заменила трубку и устранила неисправность.
74.RU попросил компанию «Интерсвязь» прокомментировать обращения читателей о добровольно-принудительной установке домофонов и претензии конкурента.
— Во всех случаях «Умный домофон» компании «Интерсвязь» установлен законно. На официальные запросы мы даём официальные ответы с указанием оснований, — сообщили 74.RU в пресс-службе компании «Интерсвязь». — Статистика масштабов говорит сама за себя: сейчас в области уже более 150 тысяч семей пользуются нашими «Умными домофонами». Эта цифра увеличивается каждый день.
13 ноября в региональном УФАС сообщили о том, что компания «Факториал Урал» обратилась в антимонопольную службу с жалобой на действия конкурента — «Интерсвязи» при замене домофонов. В заявлении говорится, что за последнее время незаконно заменены домофоны «Факториала» в 200 многоквартирных домах. Представители компании «Факториал Урал» указывают на сговор «Интерсвязи» с управляющими организациями, описывают случаи демонтажа своих систем и замены их на оборудование «Интерсвязи», а также обвиняют конкурента в сборе подписей собственников домов и проведении общих собраний жителей с нарушением жилищного законодательства.
В УФАС также поступили заявления от жителей Челябинска, которые указывают на установку новых домофонов компанией «Интерсвязь» в домах без согласия собственников, добавили антимонопольщики.
В 2010–2012 годах в Челябинске разгорались настоящие домофонные войны. Тогда на челябинский рынок заходила компания «Цифрал-Сервис».
Конфликты на рынке домофонов в этом году вспыхнули в разных городах России — в Барнауле, Липецке, Уфе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Это связано с выходом на рынок услуг по установке домофонных систем новых игроков — телекоммуникационных компаний. Среди них — «ЭР-Телеком Холдинг», «Ростелеком», МТС, «Интерсвязь». По мнению экспертов, это работа на перспективу. Крупные компании интересует возможность предоставлять жителям как можно больше дополнительных услуг на базе интернета, и домофон — лишь малая часть будущего айсберга.
На Северо-Западе всё чаще можно увидеть такое объявление на дверях подъезда