Атомный самолет: самое секретное оружие СССР

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
23.02.2019 - 17:03
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
123
В дополнение к одной старой теме...

9 фото via

О летательных аппаратах, а если быть более точным — крылатых ракетах с ядерным двигателем, широкая общественность заговорила не так давно. О том, что они существуют, разрабатываются и испытываются, стало известно после соответствующего заявления президента РФ.

Между тем сама идея поместить атомную энергетическую установку на летательный аппарат не нова — подобного рода машины разрабатывались и даже испытывались в СССР, причем чуть более чем через десять лет после завершения Великой Отечественной войны.

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:03
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
В 1950-е годы прошлого столетия в СССР, в отличие от США, создание бомбардировщика, движимого атомной энергией, рассматривалось не просто как желательная, а как жизненно необходимая задача.

Это отношение сформировалось среди высшего руководства армии и военно-промышленного комплекса в результате осознания двух обстоятельств.


Ту-95ЛАЛ


Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:03
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
Во-первых, огромного, подавляющего преимущества Соединенных Штатов с точки зрения самой возможности атомной бомбардировки территории потенциального противника. Действуя с десятков военно-воздушных баз в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, самолеты США, даже обладая дальностью полета всего 5—10 тысяч км, могли достичь любой точки СССР и вернуться обратно.

Советские же бомбардировщики вынуждены были работать с аэродромов на собственной территории и для аналогичного рейда на США должны были преодолеть 15—20 тысяч км. Самолетов с такой дальностью в СССР не было вообще.

Первые советские стратегические бомбардировщики М-4 и Ту-95 могли «накрыть» лишь самый север США и сравнительно небольшие участки обоих побережий. Но даже этих машин в 1957 году насчитывалось всего 22. А количество американских самолетов, способных наносить удары по СССР, достигло к тому времени 1800! Причем это были первоклассные бомбардировщики-носители атомного оружия В-52, В-36, В-47, а через пару лет к ним присоединились сверхзвуковые В-58.




А. Н. Туполев и И. Ф. Незваль

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:04
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
Томилинский филиал

Исправить это положение мог лишь самолет с атомным двигателем, способным обеспечить практически неограниченное время нахождения машины в воздухе. В рамках создания советского атомного бомбардировщика в конце 1957 года к осуществлению этой грандиозной идеи наряду с другими организациями было подключено ОКБ А. Н. Туполева. Ему было поручено создание специальной летающей атомной лаборатории (ЛАЛ).

Конкретно этой темой должен был заниматься филиал ОКБ А. Н. Туполева в небольшом подмосковном поселке Томилино. Его начальником в 1957-м был назначен один из старейших соратников генерального конструктора будущий Герой Социалистического труда Иосиф Фомич Незваль.

Став начальником филиала, Незваль начал с укрепления конструкторского бюро. В Томилино переехала группа конструкторов в составе около сорока человек.

С назначением Незваля начальником Томилинского филиала он по существу стал директором предприятия и по положению должен был заниматься не только конструкторским бюро, но и производством, снабжением, кадрами, бытом, строительством и прочими вопросами. Словом, на него свалилось множество проблем, которыми ему раньше заниматься не приходилось. Но Незваль с этим справился.


Средняя часть ЛАЛ

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:05
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
Атомный реактор

Совместно со специальным научно-исследовательским институтом, вспоминал Незваль, ОКБ поручалась установка на самолет реактора небольшой мощности с целью изучения его влияния на экипаж и радиоэлектронную аппаратуру. На этом этапе в задачу ОКБ входила разработка наиболее компактного размещения на специальной платформе как самого объекта, так и всех необходимых для его нормальной работы систем.

Эта платформа в собранном виде должна была при помощи лебедок подниматься внутрь фюзеляжа через специальный люк и там закрепляться на замках. Платформа с реактором должна была периодически подвергаться осмотру, в связи с чем требовалось, чтобы она могла свободно опускаться на землю.


Подъемная платформа с атомным реактором


Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:05
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
Производственное выполнение стенда и доработка самолета под установку платформы с реактором были также возложены на Томилинский филиал. Для сооружения использовали имевшуюся на заводе среднюю часть фюзеляжа Ту-95, которая после необходимых доработок и усилений конструкции была установлена на специальных опорах с ложементами на высоте, соответствующей стояночному положению самолета. Эта часть работы для конструкторов являлась привычной и никакой сложности не представляла.

Что касается материалов, примененных для защиты от радиоактивного излучения, то здесь оказалось много нового и неизвестного. В частности, для биологической защиты были применены совершенно новые материалы, с которыми конструкторы до этого не имели дела. Инженерам пришлось работать с такими веществами, как полиэтилен и церезин с присадкой карбида бора. Для их обработки потребовалось разработать совершенно новую технологию.

Состав этих материалов и рецептура их изготовления были разработаны начальником лаборатории неметаллов филиала А. С. Файнштейном совместно со специалистами из советской химической промышленности. Эти материалы были проверены в специальном институте и были признаны пригодными для применения как на стендовой установке, так и для самолета. Они поставлялись в виде небольших кубиков, которые надо было соединять друг с другом в крупные блоки, а затем придавать им нужную конфигурацию.


Состыкованные части фюзеляжа ЛАЛ

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:05
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
Когда стенд был полностью закончен, посмотреть на него приехали руководители специального института. Осмотрев стенд детально, они были поражены той компактностью, с которой была сделана платформа с установкой реактора и всего оборудования.

В 1958 году стенд был полностью закончен и перевезен на один из восточных аэродромов, где уже было выделено место для его постоянного пребывания. В 1959 году состоялся первый его запуск. Полученные результаты оказались вполне удовлетворительными и позволили выполнять аналогичные работы по этой теме и на самолете.


Ту-95 ЛАЛ, на фото виден выпуклый фонарь над реактором



Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:06
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
Летные испытания


К весне 1961-го «…самолет стоял на аэродроме под Москвой, — вспоминал один из его создателей, ученый-атомщик Н. Н. Пономарев-Степной, — и приехал А. Н. Туполев с министром П. В. Дементьевым, чтобы посмотреть на него. Туполев объяснял систему защиты человека от излучений: „…Надо, чтобы ни малейшей щели не было, иначе нейтроны через нее выйдут“.

„Ну и что?“ — не понял министр. И тогда Туполев объяснил по-простому: „В морозный день ты выйдешь на летное поле, и ширинка у тебя будет расстегнута — все замерзнет!“ Министр рассмеялся — мол, теперь с нейтронами все понятно…»



ЛАЛ в полете

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
SESHOK
23.02.2019 - 17:06
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324792
Завершающая

С мая по август 1961 года на Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полета. Самолетом управляли летчики-испытатели М. М. Нюхтиков, Е. А. Горюнов, М. А. Жила и другие, ведущим по машине был инженер Н. В. Лашкевич. В летных испытаниях участвовали руководитель эксперимента ученый-атомщик Н. Пономарев-Степной и оператор В. Мордашев.

Испытания Ту-95ЛАЛ показали высокую эффективность примененной атомной установки и системы радиационной защиты, но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес и необходимость дальнейшего совершенствования. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств.

В августе 61-го с летающей лаборатории сняли реактор, а сам самолет поставили на стоянку аэродрома на полигоне. Несколько лет спустя Ту-95ЛАЛ без реактора перегнали в Иркутск, где он позже был списан и порезан на металлолом. Согласно некоторым источникам, причиной разделки самолета стали бюрократические дела времен Перестройки. В этот период летающую лабораторию Ту-95ЛАЛ якобы посчитали боевым самолетом и обошлись с ней в соответствии с международными договоренностями.

Кроме того, затраты на создание самолета с атомной установкой были оценены в 1 миллиард советских рублей, поэтому из-за высокой стоимости в финансировании работ было отказано.

Данные, полученные в ходе испытаний Ту-95ЛАЛ, позволили ОКБ А. Н. Туполева совместно со смежными организациями разработать крупномасштабную, рассчитанную на два десятилетия программу развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. Однако реализации этого проекта помешали конец холодной войны и распад Советского Союза.


Демонтаж реактора из самолета Ту-95 ЛАЛ


Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
ra4yel
23.02.2019 - 17:07
33
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 18.07.16
Сообщений: 0
Автор, ты точно не авиатор!!! Что тут делают фотки Ту-144????На твоих фото первый эксперементальный Ту-144 с катапультными сидениями и эвакуационными люками для экипажа. Удали и не позорься

Это сообщение отредактировал ra4yel - 23.02.2019 - 17:20

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
dealerdealer
23.02.2019 - 17:12
8
Статус: Offline


Эврика!!!!!!

Регистрация: 23.11.16
Сообщений: 453
Цитата (ra4yel @ 23.02.2019 - 17:07)
Автор, ты точно не авиатор!!! Что тут делают фотки Ту-144????На фото первый эксперементальный Ту-144 с катапультными сидениями и эвакуационными люками для экипажа. Удали и не позорься

Может быть ты Ту 114 имел в виду? А на фотке все таки Ту 95. Только кабина остекленная.
 
[^]
ra4yel
23.02.2019 - 17:13
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 18.07.16
Сообщений: 0
Цитата (dealerdealer @ 23.02.2019 - 17:12)
Цитата (ra4yel @ 23.02.2019 - 17:07)
Автор, ты точно не авиатор!!! Что тут делают фотки Ту-144????На фото первый эксперементальный Ту-144 с катапультными сидениями и эвакуационными люками для экипажа. Удали и не позорься

Может быть ты Ту 114 имел в виду? А на фотке все таки Ту 95. Только кабина остекленная.

Ту-114 был вовсе пассажирским Ту-95 cool.gif
 
[^]
Rold
23.02.2019 - 17:18
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.07.10
Сообщений: 7076
Цитата (dealerdealer @ 23.02.2019 - 17:12)
Цитата (ra4yel @ 23.02.2019 - 17:07)
Автор, ты точно не авиатор!!! Что тут делают фотки Ту-144????На фото первый эксперементальный Ту-144 с катапультными сидениями и эвакуационными люками для экипажа. Удали и не позорься

Может быть ты Ту 114 имел в виду? А на фотке все таки Ту 95. Только кабина остекленная.

Зачем Ту-95 ряд иллюминаторов по фюзеляжу?
 
[^]
Rold
23.02.2019 - 17:28
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.07.10
Сообщений: 7076
Американцы в этом деле обгоняли СССР. Их самолёт с реактором на борту поднялся в воздух 17 сентября 1955 г. Но и они неожиданно свернули исследования. Может СССР и США договорились прекратить это опасное дело?

Американский NB-36:

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
dealerdealer
23.02.2019 - 17:30
5
Статус: Offline


Эврика!!!!!!

Регистрация: 23.11.16
Сообщений: 453
Цитата (Rold @ 23.02.2019 - 17:18)
Цитата (dealerdealer @ 23.02.2019 - 17:12)
Цитата (ra4yel @ 23.02.2019 - 17:07)
Автор, ты точно не авиатор!!! Что тут делают фотки Ту-144????На фото первый эксперементальный Ту-144 с катапультными сидениями и эвакуационными люками для экипажа. Удали и не позорься

Может быть ты Ту 114 имел в виду? А на фотке все таки Ту 95. Только кабина остекленная.

Зачем Ту-95 ряд иллюминаторов по фюзеляжу?

Это загадка, на следующих фотках их нет. А главное отличие в том что 95-й - центроплан, а 114-й - низкоплан.
 
[^]
JIToM
23.02.2019 - 17:32
12
Статус: Offline


алкоголический харддринкер

Регистрация: 7.12.12
Сообщений: 1026
Цитата
В 1950-е годы прошлого столетия в СССР, в отличие от США, создание бомбардировщика, движимого атомной энергией, рассматривалось не просто как желательная, а как жизненно необходимая задача.

Американцы примерно в то же время экспериментировали с Convair Peacemaker NB-36H "Crusader". К слову, эта хреновина была больше B 52 Stratofortress, и ведь реально летала.
Rold agree.gif

Это сообщение отредактировал JIToM - 23.02.2019 - 17:36

Атомный самолет: самое секретное оружие СССР
 
[^]
Бокин
23.02.2019 - 17:44
9
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5250
dealerdealer
Цитата
Может быть ты Ту 114 имел в виду? А на фотке все таки Ту 95. Только кабина остекленная.

У первого Ту-95 "изделие В" который, нос и был остеклённый, там кабина штурмана, потом уже, на ракетоносце вместо кабины штурмана установлены 3 РЛС ЯР, ЯД, ЯК, с обтекателем-"губой".
 
[^]
Бокин
23.02.2019 - 17:54
18
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5250
JIToM
Цитата
К слову, эта хреновина была больше B 52 Stratofortress, и ведь реально летала.


6 поршневых двигателей по 3800 л/с с толкающими винтами, что уже нечастое явление, 4 ТРД. - очень навороченная силовая установка - кошмар бортинженера
, и произведено было около 400 шт.

Это сообщение отредактировал Бокин - 23.02.2019 - 17:57
 
[^]
Shabalok
23.02.2019 - 17:58
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 4.09.13
Сообщений: 1536
Цитата (ra4yel @ 23.02.2019 - 17:07)
Автор, ты точно не авиатор!!! Что тут делают фотки Ту-144????На твоих фото первый эксперементальный Ту-144 с катапультными сидениями и эвакуационными люками для экипажа. Удали и не позорься

Так и на первом фото Ту-95Н в Монино, а не ЛАЛ.
 
[^]
Rold
23.02.2019 - 18:03
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.07.10
Сообщений: 7076
Цитата (JIToM @ 23.02.2019 - 17:32)
Цитата
В 1950-е годы прошлого столетия в СССР, в отличие от США, создание бомбардировщика, движимого атомной энергией, рассматривалось не просто как желательная, а как жизненно необходимая задача.

Американцы примерно в то же время экспериментировали с Convair Peacemaker NB-36H "Crusader". К слову, эта хреновина была больше B 52 Stratofortress, и ведь реально летала.
Rold agree.gif

Летала, но не с помощью реактора. Американцы как и мы просто возили его на борту. Изучали. До полётов с помощью реактора у них, как и у нас, дело не дошло - программу остановили.
 
[^]
ZmeyUA
23.02.2019 - 18:17
2
Статус: Online


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3676
На одной страничке две фотки Ту-144. Как его перепутать можно?
 
[^]
Костер
23.02.2019 - 18:19
3
Статус: Offline


Флегматик

Регистрация: 26.06.09
Сообщений: 5684
Зато сейчас ракеты на ядерных двигателях Путин сказал что у России есть, я не думаю что они безопаснее советских вундервафель в хранении и обслуживании даже своей территории

Это сообщение отредактировал Костер - 23.02.2019 - 18:20
 
[^]
nnemo
23.02.2019 - 18:42
13
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.05.17
Сообщений: 2638
а каким образом атомный реактор может вращать винты турбовинтового двигателя?
 
[^]
Uzbek666
23.02.2019 - 18:52
26
Статус: Offline


эксперт по всем вопросам

Регистрация: 19.03.18
Сообщений: 2541
Цитата (nnemo @ 23.02.2019 - 18:42)
а каким образом атомный реактор может вращать винты турбовинтового двигателя?

как как, паром, как турбогенератор на станциях, ну или сначала генератор крутит, а потом электромоторы крутят винты. ну а современные технологии ракет путина наверно уже используют анти-гравитационные двигатели экономики
 
[^]
rainboow
23.02.2019 - 18:55
10
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.08.12
Сообщений: 350
У отца в МАИ в середине 70х была дипломная работа: " Атомный экранолёт".
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27980
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх