Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
17.02.2019 - 14:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
104
Перед вами очередная статья из серии об отечественных легковушках единичного изготовления. На этот раз она посвящена неизвестным опытным образцам полноприводных машин, о серийном выпуске которых и тем более продаже в частное пользование речи вообще не было.

Поначалу они представляли собой варианты армейских джипов и редких вездеходов для сельского хозяйства, а вскоре после распада СССР — полусамодельные версии будущих внедорожников.

35 фото via

На берегу Невы уникальный грузопассажирский внедорожник «Пилот», собранный на Кировском заводе

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
У колыбели отечественных внедорожников

История советских гражданских внедорожных полноприводных автомобилей начиналась вскоре после Великой Отечественной войны. Тогда в условиях секретности на Горьковском автозаводе разрабатывался проект «Труженик» по созданию легкого вездехода для эксплуатации в сельской местности. В октябре 1947 года это название присвоили первому прототипу ГАЗ-69-76 с двигателем от «Победы» и выштампованными на глухих боковинах капота надписями «Труженик».

Опытный сельский грузопассажирский вездеход ГАЗ-69-76 «Труженик», 1947 год

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Затем появились еще четыре опытные машины с полукруглыми вырезами в тенте для боковых окон, массивными крыльями, упрощенными полудверями и радиаторной решеткой. Когда же завеса таинственности была снята, «Труженик» превратился в «артиллерийский тягач колесный легкий».


Прототип полноприводного автомобиля ГАЗ-69, 1948 год (из архива И. Падерина)

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
В 1954 году в Горьком собрали три опытных вездехода ГАЗ М-72 для «ответственных работников советского села». От легковой «Победы» М-20 первого выпуска был использован усиленный несущий кузов с радиоприёмником и часами, к которым добавили омыватель лобового стекла.

Трансмиссию и ведущие мосты заимствовали у ГАЗ-69. Вскоре завод приступил к мелкосерийной сборке обновленного варианта М-72 с кузовом и облицовкой радиатора от модели М-20В, но это событие выходит за рамки нашей статьи.


Легковой вездеход ГАЗ М-72 на базе «Победы» М-20. 1954 год (из архива И. Падерина)

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Через год появились компактные 35-сильные «сельхозмобили» ГАЗ М-73 в двух вариантах с коробкой передач от легковушки «Москвич-402» и колесной базой ровно два метра — закрытый с кузовом купе и задним багажником с запасным колесом на крышке и цельнометаллический пикап. Ведущие мосты и собственная раздаточная коробка были выполнены по образцу агрегатов для модели М-72. Машины успешно прошли испытания, но из-за перегруженности ГАЗа наладить их выпуск не удалось.


Испытания полноприводного легкового автомобиля ГАЗ М-73 (из архива И. Падерина)

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:55
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Экспериментальный пикап-вездеход ГАЗ М-73. 1955 год (из архива И. Падерина)


Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:55
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
В 1950-е годы самым плодотворным изготовителем прообразов будущих внедорожников стал Московский завод малолитражных ав­то­мо­би­лей (МЗМА). На нем, в рамках создания советского джипа, за три года собрали 11 (!) унифицированных вездеходов в четырех версиях с разными кузовами и агрегатами от серийных машин, которые официально предназначались для работы в сельском хозяйстве. Первым стал автомобиль «Москвич 4х4» с 35-сильным двигателем от легковой моделиМ-402, откидным лобовым окном и задним поперечным сиденьем. Странным образом он был удивительно похож на американский джип Willys MB времён ленд-лиза и унаследовал от него большинство параметров.

Вездеход МЗМА «Москвич 4х4» в стиле американского джипа. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)

Это сообщение отредактировал SESHOK - 17.02.2019 - 14:56

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
В 1959-м на МЗМА построили еще пять открытых 45-сильных машин «Москвич-415» на агрегатах от М-410 в двух исполнениях и пять закрытых версий «Москвич-416» с трехдверными цельнометаллическими кузовами на сварной раме из швеллерных лонжеронов, которые больше напоминали сельские разъездные автомобили, чем военные джипы. Они весили 1,2 тонны и развивали скорость 106 км/ч. На испытаниях машины не смогли превзойти показателей ГАЗ-69 и были забракованы.

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
09

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
10

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
11

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Бестолковый «полноприводный бум» 1970-х

В 1970 году десятилетний застой в сфере легких вездеходов прервал полноприводный макетный образец ИЖ-5 Завода малолитражных автомобилей из Ижевска. На нем установили угловатый несущий кузов, движок и переднюю независимую подвеску от «Москвича-412», заднюю торсионную и коробку передач без промежуточного вала с «раздаткой», что сокращало шум и вибрации.


Упрощенная экспериментальная полноприводная машина ИЖ-5. 1970 год

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Через два года в Ижевске построили второй простенький и коротенький вездеход ИЖ-14, схожий с принципиально новой моделью ВАЗ-2121 «Нива». Из собственных узлов на нем стояли рессорная подвеска всех колес, характерная черная облицовка радиатора и раздаточная коробка с одним рычагом для включения одного или сразу обоих мостов. На сравнительных испытаниях он проиграл молодой «Ниве».


Опытная компактная машина ИЖ-14 развивала скорость 120 км/ч. 1972 год

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Через 13 лет забвения на МЗМА, переименованном в Автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), вспомнили о своих опытных образцах 50-х и решили реанимировать наиболее удачный открытый вариант М-415. Так в 1973 году появился элегантный вездеход «Москвич-415С», у которого буква «С» означала «сельскохозяйственный». На нем установили 75-сильный двигатель от модели М-412, модные прямоугольные фары, задние продольные сиденья и боковое запасное колесо.


Пробный сельскохозяйственный минивездеход АЗЛК «Москвич-415С». 1973 год

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Средств на доработку и выпуск полноприводной гражданской автотехники на АЗЛК не нашлось, и в 1974-м двумя последними легкими вездеходами стали упрощенные и чуть удлиненные 75-сильные многоцелевые автомобили с плоским передком и круглыми фарами — открытый «Москвич-2148» с брезентовым верхом и закрытый шестиместный «Москвич-2150». В целом опытных вездеходов «Москвич» было собрано 14 экземпляров.

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
16

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
17

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Из упомянутых здесь машин особое место занимал серийный полноприводный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Его первый макетный вариант появился в 1971-м, и в дальнейшем число прототипов было сведено до минимума. Наиболее известным являлся образец ВАЗ-2Э2121 с прямоугольной хромированной решеткой радиатора, прошедший все виды испытаний и послуживший эталоном для последующих версий «Нивы».


Второй опытный вариант будущей «Нивы» — модель ВАЗ-2Э2121. 1973 год

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Зимой 1973–1974 годов Горьковский автозавод выполнил важный заказ на пять полноприводных версий обычной «Волги» ГАЗ-24. Это были уникальные легковые внедорожники ГАЗ-24-95 для высокопоставленных персон Советского Союза и Горьковского региона, на одном из которых на охоту выезжал Л. И. Брежнев. На вездеходных «Волгах» с передней рессорной подвеской использовали раздаточную коробку и мосты от УАЗ-469, самоблокирующиеся дифференциалы от боевой машины БРДМ-2 и шины от «Чайки». Высота и дорожный просвет автомобиля составляли 1,7 метра и 205 мм соответственно.


Редчайший полноприводный внедорожник ГАЗ-24-95 «Волга». 1973 год (из архива И. Падерина)

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 14:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Уникальная легковушка ГАЗ-24-95 в одном из московских автомузеев (фото Д. Митина)


Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 15:00
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Ульяновские уникумы, которых никто не увидел

Проектирование многоцелевого вездехода УАЗ-469 началось в 1959 году и завершилось постановкой его на конвейер в 1973-м. За долгий 14-летний период ульяновские конструкторы самостоятельно разрабатывали, собирали, испытывали и сравнивали свои опытные образцы с различными компоновками и агрегатами, из которых в конце концов родился легендарный УАЗ-469.

Это сообщение отредактировал SESHOK - 17.02.2019 - 15:00

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 15:01
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Первым осенью 1960 года стал 70-сильный прототип УАЗ-460 на ходовой платформе УАЗ-450 с рессорной подвеской мостов, но из-за невысокого дорожного просвета был забракован. В то же время появился второй образец УАЗ-460Б с колесными редукторами, обеспечившими клиренс в 300 мм. В 1961-м создали вариант УАЗ-470 с независимой торсионной подвеской и редукторами с внутренним зацеплением, а модель УАЗ-471 с двигателем V4 мощностью 82 л.с. получила независимую подвеску всех колес, но лишилась редукторов.

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 15:01
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
В последующие годы очередные опытные образцы снабжались более удобными кузовами и разными вариантами передней облицовки. После долгих испытаний за основу будущего серийного вездехода УАЗ-469 был принят вариант УАЗ-460Б.

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 15:01
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Опытные варианты вездеходов УАЗ-460 и УАЗ-469 образца 1962–1963 годов



Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
SESHOK
17.02.2019 - 15:01
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
25

Пилот и Труженик и Гренадёр: советские и российские внедорожники, не дошедшие до конвейера
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 16344
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх