Пробег через пустыню – наш ответ «Ситроену»!

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
kazaknn
12.07.2018 - 12:21
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.11.16
Сообщений: 18
9
«Пусть разгильдяйства не будет в помине!
Выжжем простои, прогулы и лень!
Каждый день прибавлять по машине,
Чтоб выпускать их по двести в день!»
(Стихи поэта Александра Безыменского о ГАЗе, 1933 г.)
«КЛАССОВЫЙ ВРАГ ПРОЧИТ НАМ НЕУДАЧУ»
1933-й год стал, можно сказать, годом рождения отечественного автопрома. Московский автозавод им. Сталина освоил массовый выпуск грузовика АМО-3 (копия американского грузовика «AutoCar-SA»), а в Горьком недавно пущенный автозавод им. Молотова бился за выполнение амбициозной задачи – собирать 200 легковых и грузовых автомашин в сутки. В то же время ленинградский завод «Красный путиловец» собрал первую партию шестиместных фордоров (такое обозначение кузовов использовалось в 30-е – 50-е годы) типа «Бьюик» Л-1. «У нас не было автомобильной промышленности, теперь она у нас есть», – заявил по этому поводу довольный товарищ Сталин в одном из выступлений.
Однако в капстранах к достижениям советского автопрома отнеслись скептически. В мировой прессе вышла целая серия публикаций, в которых авторы откровенно насмехались над «потугами красных рабочих», бесстыдно копировавших известные иностранные марки и объявлявших их «советскими». Говорили, что «русмашины» разваливаются, едва покинув конвейер, и не способны без ремонта проехать и 50 километров. Да и вообще всё это «сталинская показуха»! Данная шумиха имела, так сказать, двойное назначение: автопроизводители всерьез опасались конкуренции со стороны советского автопрома, особенно из-за дешевизны рабочей силы в СССР. Мол, русские скопируют иностранные бренды, а потом завалят дешевыми подделками европейский рынок. Тогда-то и было принято решение провести под эгидой Автодора и Центрального автомобильного клуба невиданный по протяженности и трудности автопробег новых советских автомобилей. В первую очередь мероприятие должно было проверить их на прочность и надежность конструкции. Попутно следовало изучить вопросы проходимости, расхода топлива и ГСМ, испытать в экстремальных условиях воздушные фильтры, синтетический каучук, использовавшийся в покрышках, утомляемость и оптимальное место посадки шофера. Среди прочего участникам пробега была поставлена задача проверить состояние и проходимость дорог на территории страны с целью выработки рекомендаций к их реконструкции и ремонту. Не случайно сразу после опубликования в печати карты пробега по всему маршруту развернулось социалистическое соревнование местных властей за лучшую подготовку дорог.
В духе времени не обошлось и без классовой борьбы. «Классовый враг за рубежом и его агентура внутри СССР прочат неудачу Каракумскому пробегу, – писала пресса. – Достаточно посмотреть карту маршрута, чтобы понять всю ненависть, злобу и несбыточные мечты наших классовых врагов. Трасса пробега проложена кольцом в 9000 км, исходя из необходимости испытания в различных климатических и дорожных условиях работы советского автомобиля, электрооборудования, авторезины и воздухоочистителей разных систем». Кстати, идея проложить маршрут именно через пустыню была позаимствована у тех же капиталистов, чего сам Автодор и не скрывал. За основу был взят знаменитый автопробег машин французской марки «Ситроен» через пустыню Сахара в 1924 – 1925 гг.
ГРУЗОВИКИ ОТПРАВЛЯЛИСЬ В ПУТЬ ПРЯМО С КОНВЕЙЕРА
Интересно, что часть автомобилей для пробега была выпущена в Горьком уже после старта мероприятия. Более того, последний пришлось даже отложить на несколько дней из-за того, что автозаводцы не уложились в положенный срок. «Окончательно установлено, что в пробеге примут участие 12 (из 21) автомашин Горьковского автозавода им. Молотова, из них две трехоски, пять легковых и пять грузовиков обычного стандарта, – писала «Горьковская коммуна» 26 июня. – Оставшиеся до старта автопробега дни должны быть использованы с максимальной эффективностью, чтобы в срок дать машины. Из пяти легковых автомашин на 26 июня автозавод выпустил четыре и из пяти грузовиков – два, которые в данное время находятся в обкатке. Остальные 4 грузовых и легковых машины должны сойти с конвейера утром 27 июня».
С трехосками дела обстояли хуже. В отличие от обычных ГАЗ-АА, данные машины еще только находились в разработке и собирались не на конвейере, а в экспериментальной мастерской под руководством известного в будущем конструктора – тогда 30-летнего – Виталия Грачева. Мода на трехосные автомобили (не только грузовики, но и легковые) появилась в мировом автомобилестроении в 20-х годах. Дабы не отставать от конкурентов, в конце 1930 года в США закупили партию из 1000 трехосных грузовиков «Форд-Тимкен» грузоподъемностью 1,5 – 2,5 т, выпускавшихся на базе стандартного двухосного «Форда-АА». Они и послужили основой для всех советских трехосок. Впрочем, у руководства страны все же были сомнения в целесообразности выпуска подобных машин, казавшихся громоздкими и, главное, требовавших дополнительных ресурсов. «Не лучше ли просто делать побольше двухосок? Где доказательство, что трехоски более проходимы?» – спрашивал Сталин.
Каракумский пробег и должен был ответить на этот вопрос. Чтобы успеть к нужному сроку, работу в экспериментальной мастерской не прекращали ни днем, ни ночью. «Рабочим и руководителям экспериментальной мастерской надо приложить все силы для боевого выполнения этого важнейшего заказа страны, – призывала газета. – 3 июля трехоски должны быть – вот лозунг». Однако, несмотря на все усилия рабочих и конструкторов, собрать первые ГАЗ-ААА в срок все равно не успели. В итоге старт пробега в Москве пришлось отложить почти на неделю! Машины отправились в путь 6 июля 1933 г., а в Горький прибыли на следующий день. В этот момент к колонне и присоединились наши трехоски. Фактически новинки отправлялись в невиданный доселе пробег прямо с конвейера, без обкатки и проверки! Но этот факт лишь придавал всей экспедиции дополнительной авантюрности. Неисправности и недоделки устраняли прямо на ходу в полевых условиях.
ГОРЬКОВСКИЕ ПИОНЕРЫ РАСКРЫЛИ ЗАГОВОР КУЛАКОВ ПРОТИВ ПРОБЕГА
В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, в том числе 6 легковых ГАЗ-А, 6 грузовых «полуторок» ГАЗ-АА, 2 опытных трехосных ГАЗ-ААА, 4 АМО-3 (2,5 тонны) , 3 машины «Форд-Тимкен», одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный «Форд-АА». Все машины были выкрашены в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца. Весь путь составил 9375 км, в том числе 2271 км по шоссейным дорогам (24,1%), 1320 км – по грунтовым профилированным (14,1%), 4381 км – по грунтовым непрофилированным (50%), 1203 км – по полному бездорожью (12,0%). На пробег было затрачено 2162 часа (86 суток), из них стоянки – 1216 часов, в пути – 946 часов. Время в пути состояло из движения – 532 часа – и остановок – 414 часов. Средняя техническая скорость машин составила 21,7 км/ч. В среднем в сутки автомобили проходили 108 км. Большое время остановок и низкая общая скорость объяснялись прежде всего проведением многочисленных митингов в городах и населенных пунктах. Улицы и дороги украшались флагами и лозунгами типа «Привет участникам автопробега!».
Не обходилось в пути и без «классовой борьбы». Так, в одной из деревень Чувашии Горьковского края во время заправки (запасы топлива везли с собой, периодически пополняя его в промежуточных пунктах) к колонне подошел нарядно одетый пионер и попросил: «Разрешите сделать рапорт?»
– Давай! – ответили удивленные водители.
– Наш пионерский отряд сегодня утром поймал классового врага. Кулаки хотели помешать вашему пробегу и положили солому под мост, чтобы поджечь и уничтожить переправу через реку. Мы обнаружили вредителей, и они сейчас арестованы. Мост цел!
– Спасибо, – только и оставалось сказать участникам.
ГАЗОВСКУЮ ТРЕХОСКУ ПРИЗНАЛИ ЛУЧШЕЙ
Самые трудные испытания, разумеется, ждали автомобили и их водителей в Каракумах. «Условия работы автомобилей и их экипажей были чрезвычайно тяжелыми, – писал участник пробега известный кинодокументалист Роман Кармен. – Днем температура в кабинах доходила до 75 градусов, плавилась даже кинопленка. Мельчайший песок забивал все моторы и механизмы, отказала кинокамера… На пути встречались отвесные, высотой до 150 метров, обрывы плато, гряды барханов, глубокие каньоны высохших рек. Их обходили, теряя много времени на поиски подходящей дороги. Попадались обманчиво ровные котловины, где под тонкой коркой скрывалась засасывающая трясина… Серьезной проблемой была вода. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения, нередко на это расходовались запасы питьевой воды… Путешествие шло от колодца к колодцу, кругом никаких ориентиров… Однажды положение стало угрожающим. Путь к колодцу, где нас ожидал караван верблюдов с водой, преградил крутой затяжной подъем. На помощь двигателям пришли люди. Они тащили автомобили канатами, подпирали кузова сзади. Штурм длился двое суток, были израсходованы все запасы воды, обожженные солнцем люди выбивались из сил, но упрямо шли к цели».
«Воды крайне недостаточно, – вспоминал потом другой участник пробега. – Ее не хватало людям. Не хватало машинам. Колодцы не спасали: вода была такой соленой, что мыло в ней отказывалось давать пену. Но колонна метр за метром, день за днем продвигалась к Каспию. Однажды с ревущими автомашинами столкнулось стадо джейранов. Животные встали, застыв в изумлении. Очевидно, неслыханный рев и грохот машин оказали на них парализующее действие».
Выйдя к Каспию, колонна на двух пароходах переправилась в Баку, где начались испытания довольно побитых к тому моменту машин в высокогорье. Впрочем, после Каракумов это был скорее отдых! Перевал Тифлис – Орджоникидзе длиной в 220 км колонна прошла всего за восемь часов…
Пробег торжественно завершился в Москве 30 сентября. При этом все автомобили, несмотря на множество поломок, дошли до цели своим ходом. Лучшей машиной Каракумского пробега признали экспериментальный трехосный автомобиль Горьковского автозавода, которому было присвоено имя «Правда». Машина прошла весь путь в 9000 км по бездорожью, пустыням и горам без единой поломки и аварии!
Виктор МАЛЬЦЕВ
Интересные факты
Одной из целей пробега была «борьба за освоение пустынь». В те годы существовала целая теория: мол, капиталисты недооценивают значение этого «богатства», а советские ученые, напротив, борются за «рациональное использование всех природных богатств социалистическим обществом». С этой целью по приказу президента сельхозакадемии им. Ленина академика Николая Вавилова в состав участников пробега была включена бригада профессоров – Оболин, Семерский и др. – «для изучения вопроса освоения пустыни Каракум». Правда, кроме песка, ничего ценного в пустыне ученые так и не нашли. Кроме того, в связи со сложной обстановкой в Средней Азии (там по-прежнему орудовало басмаческое подполье) в группу на всякий случай входили сотрудники НКВД.

Пробег через пустыню – наш ответ «Ситроену»!
 
[^]
1965Uhta
12.07.2018 - 13:41
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.05.18
Сообщений: 5
Я вспомнил фильм "Директор".
А вообще гордость берёт за тех людей, голые, босые сотворили великую страну..

Это сообщение отредактировал 1965Uhta - 12.07.2018 - 13:42
 
[^]
сулькуп
12.07.2018 - 13:53
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 11.12.14
Сообщений: 119
ТС Спасибо!!! Низкий поклон тем Человекам с Большой Буквы...
 
[^]
tryamsi
12.07.2018 - 15:10
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.11.14
Сообщений: 165
Цитата (1965Uhta @ 12.07.2018 - 13:41)
Я вспомнил фильм "Директор".
А вообще гордость берёт за тех людей, голые, босые сотворили великую страну..

тоже всегда поражался, вот же была воля у людей и вера в светлое будущее, сознательно шли на подвиги и развивались по всем направлениям (по-крйней мере очень старались)!
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 499
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 




Активные темы