Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
RecRec
5.02.2016 - 00:04
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
234
Кажется, он бегал по нашим улицам совсем недавно – мы все его помним, симпатягу «рафика». Но в лучшие годы его руль был доступен лишь избранным, и потому микроавтобус был овеян тонким ореолом загадочности и романтики. Сегодня у нас есть возможность покопаться в его подноготной.

В наших руках сегодня – последняя из моделей Рижской автомобильной фабрики, РАФ-2203, в одной из самых распространенных версий – пассажирской. Молва приписывает ей целый комплект эксклюзивных особенностей – разберемся с ними.

13 фото via

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:05
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
1. РАФ – только для госслужбы

Удачным местом для сбора воспоминаний про этот некогда самый популярный «бусик» СССР оказалась конечная остановка крупного спального массива. Сегодня здесь разворачиваются совсем иные маршрутки, но РАФ еще помнят, причем не только в «маршруточной» ипостаси. Так, некоторые мужчины постарше сокрушались, что РАФ-2203 не передавался в частную собственность, и что вместо Жигулей они с радостью бы выбрали вместительный, просторный и грузоподъемный микроавтобус – просто мечту активного дачника и автотуриста.

Спешим развеять этот миф об исключительно «служебной» роли данного автомобиля. Дело в том, что во второй половине 80-х годов около 0,5% от годового количества произведенных "рафиков" (примерно 80-90 единиц) передавались в частное пользование многодетным семьям, в которых воспитывалось 4 и больше детей. В отличие от инвалидных машин (также распространявшихся через гор- и райсобесы), микроавтобусы не подлежали возврату государству и бесплатной замене через определенный период времени.

Но все же большая часть машин использовалась в качестве маршрутных такси, служебных авто для поездок персонала в различных учреждениях, в качестве кареты скорой помощи, в органах МВД и прочих госструктурах.

Это сообщение отредактировал RecRec - 5.02.2016 - 00:05

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:06
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
2. Комфортный и динамичный

На нашей остановке ждали желтых автобусов и представительницы прекрасного пола. Приятно удивленные отлично отреставрированным ярко-зеленым минивэном, женщины отмечали, что РАФ-2203 запомнился им как комфортабельный автомобиль. Это правда. Даже обычные пассажирские версии оснащались мягкими широкими сиденьями, а не примитивными «табуретками», как на современных маршрутках. Чего уже говорить о «люксовых» исполнениях прибалтийского микроавтобуса – а таких выпускалось немало. Комфорт также обеспечивала вполне себе «легковая» подвеска с длинным ходом, мягкими пружинами и рессорами.

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:06
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
О динамичности опробованного нами автомобиля можно спорить, но скучным он мне точно не показался. Впечатления за рулем самые яркие: сижу перед передней осью, дорога бежит буквально мне под ноги, и естественно, динамика разгона в такой позиции ощущается ярче, чем в авто традиционной капотной компоновки. С полной загрузкой (грузоподъемность микроавтобуса равна 895 кг, мощность двигателя – 95 л.с.) Латвия с места до 60 км/ч разгонялась за 14 секунд, до «сотни» – более 25 секунд. Даже по меркам 1980-х цифры не ахти, но, повторюсь, микроавтобус с одним-двумя пассажирами субъективно кажется достаточно резвым.

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:06
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
..

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:07
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
3. Недолговечный

В автохозяйствах рижский автомобиль снискал славу надежного и неприхотливого транспорта, за что стоит благодарить в первую очередь донора платформы – Волгу ГАЗ-24. Одновременно автомобиль был слаб конструкцией кузова, из-за чего машину официально могли списывать уже через три года интенсивной эксплуатации.

Кузов неважно переносил перегрузки и езду по плохим дорогам, на маршрутных такси часто трескался кузов в районе центральных стоек. С этой напастью конструкторы боролись добавлением дополнительного усилителя, но проблема окончательно не исчезла. По меркам огромной страны РАФ выпускался недостаточным тиражом, и из-за его дефицитности в условиях СССР многие экземпляры неоднократно ремонтировались, переваривались и восстанавливались для продления эксплуатации.

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:07
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
4. Только пассажирский микроавтобус

Следующий миф о РАФе можно развеять даже кратким перечнем других типов кузовов этого авто: фургон, бортовой грузовичок, пикап, и даже седельный тягач. И этот список еще можно продолжать. Появление первой группы нетрадиционных для Рижской автомобильной фабрики автомобилей было связано с проведением в Москве ХХ Олимпийских игр. Именно под это событие в Латвии построили несколько вариантов специализированных пикапов и седельных пассажирских автопоездов.

Вторая, более обширная, группа различных вариаций кузовов, отличных от пассажирского микроавтобуса, появилась на рубеже 90-х. Когда распался Советский Союз и все предприятия потеряли гарантированных плановой экономикой потребителей, им пришлось заново завоевывать рынки и искать потенциальных клиентов. Для нового рынка прибалты создали бортовые грузовики с усиленным шасси в вариантах двух- и пятиместной кабины, паталогоанатомические фургоны, инкассаторские бронеавтомобили, «кинопередвижки» и пр. К сожалению, такое расширение модельного ряда не спасло предприятие от банкротства и закрытия.

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:08
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
5. Лучшая советская маршрутка

Дожидаясь своей желтой маршрутки – полноценного девятиметрового автобуса, один из современных пассажиров поведал нам, что считает именно РАФ-2203 идеальным маршрутным такси Советского Союза. С ним мы не можем не согласиться.

Во многих городах бывшего СССР Латвии трудились на маршрутах отдаленных микрорайонов, куда запуск полноразмерных автобусов был не целесообразен. С конечной остановки «рафики» отправлялись по мере заполнения сидячих мест, стоячих пассажиров не брали, все размещались в удобных креслах и диванах и могли выйти по требованию – везде, где позволяли Правила дорожного движения. Также и подсесть на борт можно было где угодно, «проголосовав» прямо с обочины – на то оно и такси, и отличие от обычного таксомотора было только в том, что двигались РАФы по заранее определенному маршруту.

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:08
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
Кстати, маршрутная табличка на борту опробованного нами экземпляра – самая настоящая: маршрут № 27 в 1980-е годы работал в Москве, и реставраторам удалось раздобыть этот указатель в российской столице уже в наши дни.

В отличие от современных массовых маршруток, грубоватых, даже утилитарных, построенных на базе грузовиков, РАФ имел шасси от легковой Волги, что обеспечивало действительно комфортную езду. При входе в некоторых прибалтийских микроавтобусах устанавливалась автоматическая билетная касса, а снаружи рейсовые автомобили можно было отличить по шашечкам на боковинах. Под лобовым стеклом и на правой стороне размещались таблички с номером маршрута.

Но заводские инженеры работали над еще более совершенной конструкцией общественного транспорта, и в 1974 году даже представили специализированный переднеприводный электромобиль РАФ-2204 с укороченной колесной базой и свесами, который должен был стать образцовой маршруткой – бесшумной, экономичной, комфортабельной. Но малый запас хода (около 40 км) и хлопоты с зарядкой аккумуляторов заставили отложить эту затею на будущее.

Это сообщение отредактировал RecRec - 5.02.2016 - 00:08

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:08
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
6. Уникальный во всем мире

Сам по себе РАФ-2203 чем-то исключительным в мировых масштабах не был – вместительные авто вагонной компоновки к тому времени были давно известны. Взять хотя бы Volkswagen T1 и T2… Но с точки зрения дизайна он в самом деле был весьма оригинален и заслуживает самой щедрой похвалы. Благодаря наклонным образующим поверхностям, коробчатость его вагонообразного кузова была сведена стилистами к минимуму, при этом удалось сохранить компактные, оправданные с точки зрения компоновки и функционала габариты.

Но в плане эксклюзивности есть еще одна тема для разговоров. Советский народ, как известно, был самым читающим в мире, и вот седоватый мужчина все на той же конечной остановке, засмотревшись на наш ярко-зеленый РАФ, вспомнил, что в начале 80-х, листая подшивку журналов в кружке юных техников, наткнулся на небольшую заметку о водородном РАФе. Был ли он первым в своем роде?

Был – именно РАФ-2203 можно считать первым в мире микроавтобусом c двигателем внутреннего сгорания, работающим на водороде. Первый опытный экземпляр гибридного автомобиля («родной» 2,45-литровый мотор микроавтобуса работал и на водороде, и на бензине) появился в 1979 году. На низких оборотах двигатель РАФа функцонировал исключительно на водороде, с ростом частоты вращения в него добавлялся бензин, а на высоких оборотах авто полностью переходило на А-93.

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:09
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
Как показали исследования НАМИ, суммарный расход топлива снизился почти в 3 раза, а выбросы СО сократились в 23 раза в сравнении с перспективными нормами, которые вступали в силу в 1980 году. Интересно, что несколько опытных водородных "рафиков" обслуживали Олимпийскую деревню в Москве во время проведения Олимпиады-80.

Уже в 1982 году НПО «Квант» и Рижская автомобильная фабрика создали еще один водородный автомобиль – на этот раз работающий на модных сегодня топливных элементах. Кроме электрохимических генераторов и емкости для водорода в комбинированную энергоустановку входили также электродвигатель и никель-цинковая аккумуляторная батарея. Баки для водорода находились в задней части автомобиля, там же размещались и генераторы.

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:09
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
..

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 00:09
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 8651
7. Он и сегодня крут

Даже если допустить, что Рижская автомобильная фабрика смогла бы выжить в тяжелые 1990-е, РАФ-2203 вряд ли бы имел спрос сегодня. В наше время принято использовать внутреннее пространство минивэна более рационально, а у модели 2203 жилая зона передка и возможности трансформации ограничены возвышающимся между узких передних кресел двигателем. И это не говоря об устаревшей компоновке и конструктивно примитивных агрегатах.

И все же жаль, что тяжелые экономические условия уничтожили такое интереснейшее предприятие, как РАФ, поставив крест на перспективах развития одного из самых передовых микроавтобусов своего времени. К счастью, «рафик» будет жить в тех немногочисленных образцах, что заботливо восстановлены отечественными реставраторами.

ВСЕ! Автор статьи: Игорь Дибров.

Это сообщение отредактировал RecRec - 5.02.2016 - 00:10

Он был еще вчера: развенчание легенд о РАФ-2203
 
[^]
pitkin2
5.02.2016 - 00:16
27
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 12.12.13
Сообщений: 127
В детстве удалось покататься с родителями на юге в 80х. Он как такси был, только желтый. Как он классно ехал, мягко.

Я скучаю по этой поездке...
 
[^]
AllIII
5.02.2016 - 00:22
177
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.12.13
Сообщений: 714
Нынешняя сельскохозяйственная Латвия с ужасом вспоминает промышленноразвитое советское прошлое.
 
[^]
lelik6470
5.02.2016 - 00:23
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 25.06.13
Сообщений: 564
скорая на базе РАФа была, в детстве пару раз возила ))
 
[^]
FloggerC
5.02.2016 - 00:26
35
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.02.15
Сообщений: 195
Ой, а я помню звук этого автомобиля. Бормочущий, мягкий, успокаивающий, убаюкивающий. Моей маме в силу своей работы часто приходилось забирать меня поздно вечером. И мы ехали в Рафике домой.
 
[^]
100тыща500
5.02.2016 - 00:30
24
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 26.05.09
Сообщений: 923
дочитал до конца и понял, что уже давно улыбаюсь, читая.
приятно вспомнить эти поездки. hat.gif
 
[^]
ЛунныйКотэ
5.02.2016 - 00:31
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 11.02.14
Сообщений: 98
Я застал Рафик,году в 2001-2002 у нас катались штук пять по маршруту. С деревянным Рено боксером не сравнить,однозначно.
 
[^]
evgrem
5.02.2016 - 00:38
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 22.10.15
Сообщений: 429
мягкий ход, приличная приемистость, очень устойчивая ну и движок от газ-21)
 
[^]
BattlePorQ
5.02.2016 - 00:40
13
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 44472
Цитата (evgrem @ 5.02.2016 - 00:38)
движок от газ-21

От ГАЗ-24. Разница невелика, но тем не менее )
 
[^]
aircopter
5.02.2016 - 00:42
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.01.12
Сообщений: 11220
Цитата (pitkin2 @ 5.02.2016 - 00:16)
В детстве удалось покататься с родителями на юге в 80х. Он как такси был, только желтый. Как он классно ехал, мягко.

Я скучаю по этой поездке...

У нас тоже маршрутки РАФики работал. Потом Газели вытеснили. Катался правда на нём раза два всего на вокзал. Тогда маршрутки не как сейчас в очереди стоят, хрен дождёшься. Но запомнился, мягкий такой. Как будто в обычной легковушке едешь.
 
[^]
xyxy
5.02.2016 - 00:44
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.01.13
Сообщений: 388
Так ты развенчиваешь легенды или подтверждаешь их? И это, пишешь: грузовик, пикап, тягач, а на фото - один и тот же микроавтобус. Ты уж показал бы такие диковины.

Это сообщение отредактировал xyxy - 5.02.2016 - 00:44
 
[^]
YuDo
5.02.2016 - 00:44
22
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.08.09
Сообщений: 78
Моя первая машина. Купил списанный кузов скорой помощи, переварили, по автопаркам собрал-выменял комплектующие. Сложнее всего было достать крышку КПП с кулисой и дорогим было ветровое стекло.
Машина в свое время была супер. Едешь в село - набрал людей, едешь назад тоже набрал. Всегда копейка водилась.
ГАИ часто останавливали проверяли ручник и пересчитывали места(допускалось 8, т.к. регистрация грузопассажир).
 
[^]
Staleon
5.02.2016 - 00:58
17
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 22.11.12
Сообщений: 649
А запах этого салона, ммм... Я бы дезик такой сделал и тащился бы от него )
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 39062
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх