И родоначальником у них уже не «Горбатый», а вполне благородные производители от “GM” и “Daewoo”. И, наверное, наши братья-украинцы правы, что не стали лицемерить и создавать свой собственный автомобиль с нуля. Посмотрели, как мы мучаемся со своими «Ладами» разных модификаций, да и пошли другим путем. Тем самым, каким идет весь мир - от горячих бразильцев до прагматичных китайцев: сначала нужно создать автомобильное производство и всю его инфраструктуру, а потом уже думать о гордости, то есть о собственных концептуальных автомобилях. И это им удается. Производственная мощность нынешнего ЗАЗа – 300 тысяч автомобилей в год. Львиная доля всех машин идет на внутренний рынок, но также понемножку налаживается экспорт.
Новинка этого года – Chance. Небольшой бюджетный автомобиль с объемом двигателя до 1,5 литров, но уже с автоматической коробкой передач и даже с кондиционером. Он пришел на смену Chevrolet Lanos, выпускавшегося здесь же с 2003 года, и будет стоить на российском рынке 349 тысяч рублей. Тест-драйв показал вполне неплохие результаты – и по динамике, и по комфорту управления.
Но в целом Chance пока оставляет не самое волшебное впечатление. Скучный какой-то получился автомобильчик. Вот его исторический предшественник, говоря условно, конечно, - тот был стильный. Да, не удивляйтесь, это я о «Горбатом». Неказистым его могли считать только люди без вкуса, ведь прототипом его был Фиат-600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой. Наши, конечно, тоже «приложили руку», доточив итальянца до нужной кондиции на Московском заводе малолитражных автомобилей (переименованный в последствии в АЗЛК). И в результате получился экономичный автомобиль с хорошей (что важно!) проходимостью…
Но где сейчас наш «Москвич» и АЗЛК вместе с ним? Нету!.. Зато есть ЗАЗ и Chance - как реинкарнация «Запорожца». И в этом бы усмотреть урок, как в более бедных республиках бывшего СССР относятся к наследию могучей страны. Но нам, к сожалению, достался слишком большой корабль, и слишком медленно он тонет, чтобы это, наконец, почувствовали наверху - на командном мостике…
Анатолий Струнин
Украина, Запорожье
Сентябрь 2011