Trabant - герой социалистической эпохи

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
apocalypse
17.05.2011 - 09:22
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
76
30 апреля 1991 года из ворот завода VEB Sachsenring в немецком Цвиккау выехал последний автомобиль Trabant. Для всего мира это событие стало символом окончательного поражения социалистического режима в Германии, да и во всей Восточной Европе. Если же опустить политический подтекст, то 20 лет назад завершился жизненный путь одного из самых любопытных автомобилей минувшего столетия. На своем веку крошка Trabant повидал всякое: и бремя популярности, и необоснованные обвинения, и даже лютую ненависть.

26 фото + текст
фото 1.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:23
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Своим появлением Trabant во многом обязан просчётам американских военных стратегов. Янки рассчитывали, что промышленный городок Цвиккау, известный богатым угольным месторождением, а также автомобильными заводами Audi и Horch, после раздела Германии достанется западным союзникам. Вот почему, сравняв с землей тот же Дрезден, американские бомбардировщики пощадили Цвиккау. Однако, как выяснилось, эта маленькая точка на карте представляла ценность и для СССР, так что в итоге Цвиккау оказался в советской зоне оккупации. Вскоре на бывшем заводе Audi, вошедшем в состав государственного машиностроительного конгломерата IFA (Industrieverband Fahrzeugbau, или, проще говоря, Промышленная ассоциация по созданию автомобилей), возобновили производство легковушек.



фото 2. Элегантный IFA F9 приходится Trabant дедушкой

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:24
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Впрочем, IFA F8, представленная на торговой ярмарке в Лейпциге в 1948-м, представляла собой копию довоенного DKW F8. Ладную машину с двухтактным мотором жидкостного охлаждения ни в коем случае нельзя было назвать морально устаревшей. Но у «восьмерки», как и у последовавшей следом моделью F9, имелись недостатки другого порядка. Дело в том, что для их производства требовался металл. Много металла. В то время ГДР испытывала дефицит прокатного листа, ведь традиционные поставщики железной руды находились за пределами страны: в Польше и Западной Германии. В свою очередь, богатый природными ресурсами СССР с трудом успевал обеспечивать собственные потребности в металле. Так что лучшие умы Германской Демократической Республики стали в спешном порядке искать ему замену.



фото 3. Sachsenring P70 (на снимке версия с весьма импозантным кузовом купе) стал первым автомобилем, кузов которого целиком изготовлен из «Дуропласта».

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:24
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
И вскоре местная химическая промышленность нашла ответ. Оказалось, что в результате термической обработки карболовая кислота (фенол), смешанная с отвердителем в виде текстильных обрезков, превращается в дешевый, легкий и очень прочный пластик. Более того, материалу, получившему имя «Дуропласт» (от латинского Dura — выносливый), в отличие от стеклопластика, можно придать необходимую форму с помощью штамповочного пресса.


фото 4. Первый прототип будущего Trabant, созданный в 1954-м, можно увидеть в музее Августа Хорьха

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:25
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Впервые «дуропластовые» панели появились на капотах поздних экземпляров IFA F8. В Цвиккау остались довольны экспериментом, и следующая модель изначально разрабатывалась по «дуропластовой» технологии.


фото 5. Серийный Trabant P50 по сравнению с прототипом немного увеличился в размерах

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:26
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Дебютировавший в 1955-м Sachsenring P70 (автомобильный завод окрестили в честь расположенной неподалёку гоночной трассы) представлял собой достаточно элегантный и весьма современный по тем временам «дуропластовый» кузов, надетый на раму все той же IFA F8. 700-кубовую 22-сильную «семидесятку» выпускали в трех вариантах: седан, универсал и даже весьма симпатичное купе, но производство вскоре свернули. Всего за четыре года выпустили чуть больше 36 тысяч экземпляров P70 (к слову, буква P в индексе означает не Plastic, как можно предположить, а Personen, то бишь «пассажирский»). Во-первых, для рядового жителя Восточной Германии машина получилась слишком шикарной и чересчур мощной, но главное, задумывалась она с одной конкретной целью — испытать «дуропластовую» технологию в масштабах массового производства. Теперь, сделав свое дело, P70 должен был уступить дорогу истинно народному автомобилю.



фото 6. Trabant с кузовом универсал представили в январе 1960-го. Удобный и симпатичный Kombi стоил почти на 1500 марок дороже седана.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:27
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Разработка модели, вошедшей в историю под именем Trabant, началась еще в начале 50-х. Злые языки утверждают, что изначально немецкие конструкторы создавали трехколесную мотоколяску, которая лишь по случайности превратилась в автомобиль. Однако вот что на этот счет сообщает газета «Экономика в автоиндустрии» — печатный орган автопрома ГДР: «Микролитражный автомобиль не подразумевает примитивности конструкции. Будучи средством передвижения для рабочих и служащих, такие машины должны обладать адекватными ездовыми характеристиками и достаточной степенью комфорта».


фото 7. Картинка из прекрасного далека. Вокзал Дрездена начала 60-х. На переднем плане Trabant P50, затесавшийся в компанию трех «Москвичей», Skoda и невесть откуда взявшегося Renault 4CV

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:28
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Далее в газете довольно подробно излагались гостребования к новому массовому автомобилю: «Двухцилиндровый, двухтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 400-500 см3 и мощностью 14-20 л.с. Пластиковый кузов. Расчетная максимальная скорость 85 км/ч...»


фото 8. Поперечный разрез Trabant наглядно демонстрирует достаточно просторный интерьер

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:29
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Первые ездовые прототипы модели P50 — три седана и универсал — собрали в июне 1954-го. По сравнению с «семидесяткой» новинка стала еще компактнее — колесная база чуть больше 2 метров, габаритная длина 3,3 м, но главное – под капотом прописался другой двигатель. Моторостроительный завод VEB Barkas из Карл-Маркс-Штадта на базе довоенного мотоциклетного мотора DKW разработал 500-кубовый двухтактник с воздушным охлаждением мощностью 17 л. с. Немного, конечно. С другой стороны, благодаря кузовным панелям из «Дуропласта» машина получилась очень легкой. Представьте себе: крыша, капот, передняя панель, крышка багажника, пара дверей и четыре крыла весили всего 32 кг! Снаряженная масса седана не превышала 600 кг, что даже при весьма скромных возможностях мотора позволяло разгоняться до 90 км/ч.



фото 9. Начиная с 1959-го P50 можно было заказать и с двухтоновой окраской кузова

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:29
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Пластиковый кузов – далеко не единственное достоинство восточногерманской микролитражки. Вообще, для своего времени P50, вопреки популярному заблуждению, представлял собой очень даже передовую конструкцию. Достаточно упомянуть переднеприводную компоновку с поперечным расположением двигателя, независимую подвеску всех четырех колес, рулевое управление реечного типа.


фото 10. Trabant-универсал и сегодня выглядит очаровательно и мило

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:30
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
А вот имя у «дуропластового» малыша появилось несколько позже — только в 1957-м. После того как 7 ноября — аккурат к 40-й годовщине Октябрьской революции — в Цвиккау собрали первые предсерийные экземпляры P50, руководство завода объявило творческий конкурс среди сотрудников на лучшее название. Кто-то из рабочих и предложил Trabant — звонкое, легкое для запоминания слово, в переводе означающее «компаньон», «добрый попутчик» или просто «спутник». Учитывая что в октябре того же года состоялся первый успешный запуск в космос искусственного спутника Земли, имя подошло и по идеологическим соображениям.


фото 11. Рестайлинговую версию Trabant P601 легко опознать по изменённому дизайну передних фар и решетки «радиатора».

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:31
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Серийный выпуск Sachsenring Trabant P50 начался в августе 1958-го, и пластиковый «спутник» сразу пришелся ко двору. Причем не только у себя на родине — первое время P50 активно и небезуспешно предлагали на рынках Западной Европы. Для своего времени и, конечно же, своей цены Trabant казался весьма выгодным приобретением. При скромных габаритах — всего 3 м 37 см в длину — он являлся полноценно четырехместным автомобилем со вполне вместительным багажником. Добавьте к этому скромный расход бензина — всего 6,7 литра на сотню пробега — и понятно, почему тысячи покупателей из Западной Европы выбирали автомобиль из ГДР. Правда, уже в начале 60-х, когда на рынке дебютировали новые Austin Mini и Renault 4, интерес к P50 на Западе стал стремительно снижаться.



фото 12. Trabant P600, дебютировавший в 1962-м, отличался расточенным 600-кубовым мотором и синхронизированной КП.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:32
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Зато дома за Trabant выстраивались страшные очереди. Если поначалу время ожидания поставки составляло 18 месяцев, то вскоре оно выросло до трех лет. И это не предел. В разгар популярности очереди на пластиковый «спутник» растянутся на кажущиеся сегодня невероятными 15 лет! Именно поэтому подержанную машину легко сбывали с рук по цене, заметно превышающей стоимость новой!


фото 13. В это сложно поверить, но Trabant довольно успешно гонялся в международных ралли. На счету малыша, например, второе место в знаменитом Монте-Карло. В своем классе, разумеется)))

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:32
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
И ведь объемы выпуска не назовешь крошечными — в лучшие годы из ворот завода в Цвиккау выезжало до 150 тысяч седанов и универсалов. Больше народное предприятие Sachsenring не могло делать физически. Дело в том, что процесс производства одной «дуропластовой» панели занимал порядка 10 минут — значительно медленнее металлических штампов. Теоретически можно было изготовить больше штамповочных форм, но плановая экономика ГДР не предусматривала подобные траты. Да и сам процесс сборки автомобиля не назовешь оптимальным, ведь в нем принимали участие как минимум четыре предприятия. Бывший завод Horch в Цвиккау изготовлял шасси, моторы шли из Карл-Маркс-Штадта, а окончательная сборка осуществлялась на другом автомобильном заводе Цвиккау, там, где до войны выпускали Audi. Наконец, «дуропластовые» панели штамповали на расположенной поблизости бывшей текстильной фабрике.



фото 14. Рекламная брошюра голландского дилера Trabant.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:33
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Так что покупателям оставалось терпеливо ждать. И они ждали. Ждали годами. Конечно, можно сказать, что у неизбалованных работяг просто не было другого выбора. Но это верно лишь отчасти. Как свидетельствуют социологические опросы, до 50% владельцев машины вновь купили бы Trabant, даже если могли выбирать любую модель, предлагаемую автопромышленностью соцблока.


фото 15. Один из многочисленных, но так, увы, и не рожденных наследников — проект P610.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:33
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
В чем же секрет подобной лояльности? Во-первых, в цене. Скажем, в 1976-м простейший Trabant на рынке ГДР стоил 7170 марок. Не так уж и мало, учитывая, что средняя зарплата в стране составляла всего 400 марок в месяц. Но другие автомобили были значительно дороже. Экспортировавшийся из Советского Союза ЗАЗ-968 оценивался в 12 тысяч, за четырехдверный Wartburg просили 16 800, а самая простецкая «Лада» ВАЗ-2101 с 1,2-литровым мотором лишь немного не дотягивала до 19 тысяч! Не надо забывать, что в то время машина считалась роскошью, которую большинство смертных могли позволить себе только раз в жизни. Раз так, то надежность и долговечность автомобиля выходила на первый план. И как раз по части живучести Trabant, пожалуй, не имел себе равных.


фото 16.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:34
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Скажем, 2-цилиндровый двухтактный мотор состоял всего из пяти подвижных частей. Здесь не было ни клапанов, ни распредвала, ни ремня газораспределения. Также отсутствовал масляный насос — для смазки при заправке небольшое количество масла добавлялось прямо в бак. Наконец, воздушное охлаждение позволило избавиться от водяной помпы. Простота конструкции гарантировала высокую надежность. В самом деле, и чему тут ломаться-то? Впрочем, даже если двигатель таки «ловил клина», это не означало конец света. Открутив всего пять болтов и отсоединив шланги с проводами, легкий и компактный моторчик на раз-два извлекался из-под капота. Неудивительно, что некоторые владельцы возили в багажнике запасной двигатель! Не забудем и про «дуропластовый» кузов, совершенно равнодушный к коррозии. Вот откуда растут ноги феноменальной продолжительности жизни Trabant — согласно статистике средний срок службы малыша составлял 28 лет!



фото 17. Как хорошо видно, двухтактному мотору под капотом Trabant было очень вольготно.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:35
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
И конечно же, на протяжении всей жизни в конструкцию машины постоянно вносили разные изменения и улучшения. Так, уже осенью 1958-го, спустя всего несколько месяцев после дебюта, Trabant получил слегка модернизированный мотор мощностью 18 л. с., через некоторое время появилась полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач и приятные мелочи вроде обогрева заднего стекла, складных сидений, образующих спальное место, двух- и трехтоновые варианты окраски кузова. В октябре 62-го под капотом появился новый 600-кубовый мотор, развивавший 23 л. с., а еще через полгода на съезде компартии ГДР представили и рестайлинговый вариант — Trabant P601. Именно он станет самым массовым вариантом модели и без серьёзных изменений доживет до 90-х.



фото 18. Для сравнения посмотрите, сколько места потребовалось 4-цилиндровому 1,1-литровому двигателю от VW.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:36
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Самое забавное, что изначально 601-й задумывался переходной моделью, которую не позже 1967-го должен был сменить Trabant совершенно нового поколения. Но с наследниками «дуропластовому» спутнику решительно не везло.


фото 19. За 30 с лишним лет на конвейере было выпущено 3 096 099 экземпляров модели.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:36
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Еще в начале 60-х в бюро перспективных разработок народного предприятия Sachsenring создается Trabant P602 с кузовом хэтчбек. Увы, любопытный проект не нашел понимания у руководства. Загубленной оказалась и другая перспективная микролитражка, хотя P603 имела все шансы стать сенсацией панъевропейского масштаба. Представьте себе, трехдверный хэтчбек с легким и прочным кузовом из «Дуропласта», 4-местным салоном и новейшим 500-кубовым роторно-поршневым двигателем Ванкеля мощностью 55 л. с. И это в 1968-м, за четыре года до дебюта Renault 5 и FIAT 126! Однако проект закрыли по инициативе влиятельного члена гэдээрешного политбюро. Гюнтер Миттаг, курировавший вопросы экономики, посчитал, что новую машину проще создать общими усилиями конструкторских бюро Trabant, Wartburg и Skoda. Так, пять с половиной миллионов марок, вложенные в разработку P603, пошли прахом, а из совместного чешско-германского проекта, как несложно догадаться, также ничего путного не вышло.



фото 20. Наглядная демонстрация прочности «Дуропласта».

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:37
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Перечисляя запланированных, но так и не рожденных наследников Trabant, легко сбиться со счета. Канули в Лету амбициозные проекты компактных хэтчей P610 и P760, музейными экспонатами остались дизельный вариант и модель P1100 — еще один хэтчбек с мотором Skoda. Как говорится, инженеры предполагают, а партия располагает. Руководство ГДР не видело серьезных оснований для форсирования, а главное финансирования, разработки новых моделей — ведь и устаревавший на глазах 601-й продолжал разлетаться как горячие пирожки. Так было и в 60-х, и в 70-х и в 80-х...


фото 21. Trabant 1,1 легко узнается по характерному рисунку решетки радиатора.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:38
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Последний достойный внимания эпизод в биографии модели относится к 1989 году. Когда отношения между Восточной и Западной Германией стали теплеть, Trabant наконец,получил современный двигатель. 1,1-литровая, 45-сильная, четырехтактная, рядная «четверка» от Volkswagen заметно улучшила как динамику — максималка увеличилась до 135 км/ч, — так и экологические показатели. Но было уже слишком поздно.


фото 22. Редкая модификация Trabant Tramp — социалистическая версия пляжного багги.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:38
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
К тому времени морально устаревший Trabant превратился в безропотного козла отпущения, на котором люди, уставшие от прелестей социализма, могли безболезненно и без всяческих последствий отвести душу. Чего только ни делали с несчастным «дуропластовым» автомобильчиком! И разбирали на сувениры, и по- клоунски раскрашивали, сжигали и сбрасывали с мостов. Но еще больней по машине били словом. На закате дней «спутнику» пришлось наслушаться о себе всякой обидной чепухи.


фото 23.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:39
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Ему припоминали все: от отравляющего атмосферу двухтактного мотора и пластикового кузова, который, по утверждениям некоторых «специалистов», не оставлял водителю и пассажиру шансов на выживание при столкновении на скорости всего 40 км/ч, до убогой управляемости и «дуропластовых» панелей, видите ли, не поддающихся вторичной переработке.


фото 24.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
apocalypse
17.05.2011 - 09:39
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.08.09
Сообщений: 721
Все эти байки принимались за чистую монету и мгновенно разносились людской молвой, черня славу несчастного малыша. Танцуя на костях поверженного символа социализма, никто и не хотел докапываться до истины. А ведь опубликованный в немецкой прессе сравнительный анализ краш-тестов Trabant и его прямых конкурентов, включая Renault Twingo, Daihatsu Cuore, FIAT 500, наглядно показал, что в плане пассивной безопасности 601-й ни в чем не уступает, а где-то и превосходит куда более молодых соперников. Что до управляемости, то Trabant без проблем прошел так называемый «Лосиный тест» — скоростную переставку, ставшую непреодолимым препятствием для Mercedes-Benz А-klasse первого поколения. Наконец, и проблема утилизации кузовов оказалась слишком раздутой. Еще в 80-х из измельчённой «дуропластовой» крошки научились делать дешевые и крепкие тротуарные блоки.



фото 25.

Trabant - герой социалистической эпохи
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 13359
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх