«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:37
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
130
Я много лет на ЖД транспорте, но не являюсь особо фанатом старой железнодорожной техники. Ну, то есть, с точки зрения эстетствования, я могу полюбоваться жирно-черным дутым боком паровоза, но не более.

Но вот случайно попались мне фото такого пепелаца, материал мне показался интересным, и я решил поделиться.

Будет 8 фото и 1 нуар-видео.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:37
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
Перенесёмся в далекий 1930 год. Место действия — Львов. Если точнее — Lwów, как значимая административная единица Польской республики в межвоенный период. Желая развить железнодорожные перевозки и поднять ветшавшую промышленность, Польское правительство обратило внимание на необычный вид транспорта — моторизованный рельсовый автобус.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:38
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
Первый экземпляр этого чуда техники был собран в Австрии фирмой «Аustro-Daimler-Puch» в 1933 году. «Lux-torpeda» была так называемой "автомотрисой" — вагоном со встроенным двигателем внутреннего сгорания. Сама "торпеда" выглядела как гибрид автобуса и лимузина. "Ракетный" дизайн вагона был ультрасовременным как на 1930-е годы и когда автобус проходил мимо станции, он привлекал всеобщее внимание. Аэродинамическая форма и отсутствие паровоза и соответствующего столба дыма радикально отличали "торпеду" тогдашних поездов.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:39
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
Польское правительство, в качестве эксперимента, покупает один экземпляр такой мотрисы. Но даже самых первых испытаний хватило для того, чтобы заговорить о покупке лицензии на её изготовление. Результат — с 1936 года эти автомотрисы строились уже на польском заводе «Fablok». Разумеется, модель была адаптирована к местным потребностям, оснащалась более мощными дизельными двигателями, расположенными впереди кабины машиниста — по одному с каждой стороны. В этих автомотрисах диск колеса опирался на бандаж через пневмошины автомобильного образца. Это улучшало плавность хода и уменьшало динамические нагрузки на рельсы, что было важно при высоких скоростях движения. Модель получила официальное название «Pociąg Motorowo-Ekspresowy MtE», хотя все предпочитали куда более короткое и звучное — «Lux-torpeda».

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:39
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
А теперь о самом главном — о скоростях Люкс-торпед. Скорости действительно были нешуточные. Максимальная достигала 120 км/ч, но конструкционная в эксплуатации была установлена 115 км/час. В целом же скорость движения достигала 100-105 км/час. Средняя скорость при использовании автомотрис была значительно выше, чем у обычных паровозов. Так, скорый поезд на участке Львов-Красне преодолевал за час 75 км. А при использовании автомотрис средняя скорость на этих участках составляла 90 км/час. Быстрое движение обеспечивало и наличие двух кабин — в противоположных концах "торпеды". В каждом из них сидел машинист, который управлял "своим" двигателем.

Такая конструкция позволяла избегать длительного маневрирования на узловых станциях, когда автобус должен был двигаться в противоположную сторону. Не надо было отцеплять и перегонять локомотив. Кабины в обоих концах вагона соединялись световой и звуковой сигнализацией.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:40
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
Первые "торпеды" объединяли Краков с модным курортом европейского уровня Закопане. В 1936 году поезд проехал это расстояние (150 км) за 2 часа и 18 минут — рекорд, не побитый до сих пор! Позже были открыты рейсы "Краков-Варшава", "Варшава-Катовице", "Варшава-Лодзь", "Львов-Закопане" и другие. На Галичине по состоянию на лето 1939 года "торпеды" обслуживали маршруты "Львов-Стрый-Дрогобыч-Борислав", "Львов-Галич-Станислав-Коломыя", "Львов-Красне-Золочев-Тернополь" и "Тернополь-Чертков-Залещики".
Расстояние в 195 км от Львова до Коломыи "Люкс-торпеда" проезжала за 2 часа и 10 минут. Современный поезд проходит это же расстояние за 3 часа 25 минут, причем делает на одну остановку меньше.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:41
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
За такую недосягаемую сегодня скорость пассажирам "торпед" приходилось платить — билет от Варшавы до Кракова стоил почти 40 злотых, в то время как средняя месячная зарплата в конце 1930-х составляла 100 злотых. В каждой автомотрисе было 48-52 места, все первого класса.
На фоне катастрофического состояния автомобильных дорог в межвоенной Польше "люкс-торпеда" была эталоном скорости, комфорта и шика.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:42
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
К сожалению, Вторая мировая война стала концом этих железнодорожных автобусных экспрессов. Большинство "торпед" погибли под авиационными бомбами, уцелело только две машины на Краковском вокзале. Они использовались как поезда "Только для немцев" на линии в Закопане, а также как спецтранспорт для работников Генерал-губернаторства. Примерно в 1954 году обе "люкс-торпеды" были списаны на слом и до нашего времени не сохранились.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Cherepaha
5.02.2022 - 22:42
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
У меня все, спасибо за внимание, даю сигнал остановки.
. . .
(по материалам http://a-transfer.com.ua/history-lux-torpeda.html)



Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
erolvic
5.02.2022 - 22:44
3
Статус: Offline


Не понятый

Регистрация: 3.12.12
Сообщений: 273
Главное не оболочка, что всем нравится! Главное то, что внутри!
Что за двигатели?
 
[^]
Dzenko
5.02.2022 - 23:02
7
Статус: Offline


Славянин

Регистрация: 25.01.10
Сообщений: 902
спасибо. было интересно почитать
 
[^]
VampirBFW
5.02.2022 - 23:26
5
Статус: Online


Главный Сапиосексуал Япа.

Регистрация: 20.02.10
Сообщений: 18412
Они сделали дизельную электричку?
 
[^]
IIIYPUK
5.02.2022 - 23:51
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.11.09
Сообщений: 2222
Цитата (VampirBFW @ 5.02.2022 - 23:26)
Они сделали дизельную электричку?

Ну на тот момент она видимо херачила не слабо. Более 100 километров в час.
Цитата (Cherepaha @ 5.02.2022 - 22:40)
В 1936 году поезд проехал это расстояние (150 км) за 2 часа и 18 минут — рекорд, не побитый до сих пор!

А потом, паровоз перецеплять не надо...
"башки" с двух сторон...
 
[^]
Levadelta
5.02.2022 - 23:59
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.12.11
Сообщений: 2829
Есть таки какая-то романтика в этих железных зверушках.
 
[^]
ДядяВова76
6.02.2022 - 10:35
2
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 3.04.16
Сообщений: 63
Как эта колбаса повороты проходила?
У обычного трамвая вынос больше метра - а это вдвое длиннее и колёса "по углам" - середина над соседними путями пролетала?
 
[^]
Cherepaha
6.02.2022 - 11:17
17
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
Цитата (ДядяВова76 @ 06.02.2022 - 10:35)
Как эта колбаса повороты проходила?
У обычного трамвая вынос больше метра - а это вдвое длиннее и колёса "по углам" - середина над соседними путями пролетала?

Радиус железнодорожных кривых имеет значительную пологость, в отличие от городских трамвайных путей, где нужно вписать рельсы в перекрёстки.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
vchdt
6.02.2022 - 20:21
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.14
Сообщений: 1533
Цитата (ДядяВова76 @ 6.02.2022 - 12:35)
Как эта колбаса повороты проходила?
У обычного трамвая вынос больше метра - а это вдвое длиннее и колёса "по углам" - середина над соседними путями пролетала?

Ты попробуй на скорости 100 пройти трамвайный поворот на 90 градусов. lol.gif Я не думаю, что эта колбаса намного длиннее 120 тонной ж/д цистерны.
 
[^]
madnik
6.02.2022 - 20:30
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.11.11
Сообщений: 2361
Спасибо за увлекательное чтиво. Порядком интереснее картинок баянистых. Всегда думал, что Львов был частью Украины, а получается он был частью Польши

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ixes
6.02.2022 - 20:58
-1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.01.21
Сообщений: 581
Илон Маск бьеться в истерике

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AiDFromhell
6.02.2022 - 22:16
0
Статус: Offline


Бабсклеист

Регистрация: 18.09.08
Сообщений: 209
Крутая штука. Типо метеоров и ракет на реках в свои времена. Если возродить - прибыльно ли?!...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Cherepaha
6.02.2022 - 22:25
8
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
Цитата
Крутая штука. Типо метеоров и ракет на реках в свои времена. Если возродить - прибыльно ли?!...

А что их возрождать? Поляки клепают немало современных рельсовых автобусов, у нас на рейсе стоят с Центрального вокзала в аэропорт Борисполь.
На РЖД, думаю, тоже должны быть.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса 1930-х годов
 
[^]
Швабрин
6.02.2022 - 23:26
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.03.20
Сообщений: 2746
Цитата (ixes @ 6.02.2022 - 20:58)
Илон Маск бьеться в истерике

БьетЬся,бьетЬся,в рот оно ебетЬся.
Недоросль,бля....
 
[^]
lnet
6.02.2022 - 23:37
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.08.15
Сообщений: 1762
Мы с паном-приятелем оба
Работаем на люкс-торпеде.
Он kurva, я kurva,
У нас мотрису спшиздили deg.gif
 
[^]
Spiritus
6.02.2022 - 23:56
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.12.11
Сообщений: 6474
Цитата (Cherepaha @ 6.02.2022 - 22:25)
Цитата
Крутая штука. Типо метеоров и ракет на реках в свои времена. Если возродить - прибыльно ли?!...

А что их возрождать? Поляки клепают немало современных рельсовых автобусов, у нас на рейсе стоят с Центрального вокзала в аэропорт Борисполь.
На РЖД, думаю, тоже должны быть.

Есть, конечно, только свои, не польские
 
[^]
Cherepaha
7.02.2022 - 00:03
0
Статус: Offline


Непочетный железнодорожник

Регистрация: 5.11.08
Сообщений: 3793
Цитата (Spiritus @ 06.02.2022 - 23:56)
Есть, конечно, только свои, не польские

Это, наверное, удобно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 11993
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх