Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
batareia8822
27.06.2020 - 22:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.17
Сообщений: 1106
84
Одолжить незнакомцу запасное колесо? Когда-то, в 70-х, это считалось нормальным. Запаску возвращали тем же вечером вам домой, на дачу... да куда скажете.

Старые фильмы, например «Три тополя на Плющихе», возвращают нас в атмосферу чистых московских улиц с редкими автомобилями, спокойно разъезжающими по центру города в любое время суток, не зная проблем с парковкой. Часто так мы порой и представляем себе «доброе старое время», особенно когда из новостей вновь слышишь про очередной дефолт или теракт. Однако циники заявляют, что ностальгия — это всего лишь желание вернуть то, чего мы никогда не имели. И в этом случае они правы.

Как покупали машину?

Пойти в автосалон и купить автомобиль было невозможно. Только по предварительной записи, о проведении которой знали единицы. Идете в местком и пишете заявление — дальше все зависит от крутости вашего предприятия и от вашей значимости. Передовики производства на серьезных стройках и заводах особых проблем не имели: подождешь полгода-год — и вынимай открытку из почтового ящика. А вот всяческие НИИ получали по распределению всего несколько машин в год, при этом список желающих включал сотню фамилий.

«Кривой» руль, 6-местный салон, адская цена... — невероятные факты о ГАЗ-24

Для особо уважаемых товарищей, претендующих на «суперавтомобиль» из Горького, составлялись многочисленные ходатайства на высочайшее имя… Так, мол, и так — просим в порядке исключения и ввиду особых заслуг разрешить товарищу Пупкову — профессору, лауреату, народному артисту и т.п. — приобрести в текущем году автомобиль ГАЗ-24. Особо оговаривалось, что ранее тов. Пупков такой машины не имел.

Самый верный способ приобрести любой автомобиль был связан с выездом за пределы СССР. Любой специалист народного хозяйства, посланный в длительную загранкомандировку (счастливчик!), по возвращению домой мог зайти в магазин «Березка» и расплатиться за покупочку сертификатами. Были в нашей истории такие хитрые деньги… ГАЗ-24 стоил 1850 рублей в сертификатах от Внешпосылторга. Для получения понятной цены в привычных рублях нужно было умножить это число на 5.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
batareia8822
27.06.2020 - 22:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.17
Сообщений: 1106
Сколько зарабатывали и на что хватало?

Машины были дорогими. Очень дорогими. Впрочем, сначала о доходах населения.
Средняя заработная плата, согласно данным Росстата, в 1970 г. составляла 121,2 ₽. Примерно столько получал на руки инженер в НИИ — знаю на собственной шкуре. Начальник лаборатории получал примерно 200 — 220 ₽. А водителю автобуса, зазываемому на работу уличными плакатами, обещали платить аж до 400 ₽ — как кандидату наук.
Вспомним некоторые цены — неавтомобильные

Стакан газировки без сиропа — 1 коп.
Стакан газировки с сиропом — 3 коп.
Билет на трамвай/троллейбус/автобус — 3/4/5 копеек.
Батон хлеба — от 13 до 25 коп.
Бутылка водки 0, 5 л — примерно 3 — 4 ₽.
Квартплата за среднюю «двушку» (включая свет, отопление, воду) — примерно 15 ₽.
Черно-белый телевизор типа «Рекорд» — примерно 200 ₽.
Цветной телевизор («Темп», «Радуга» и т.п.) — примерно 650 ₽.
Холодильник ЗИЛ (дефицит, кстати говоря, — люди в очереди годами стояли) — примерно 300 ₽.

Теперь — к транспортным средствам

Велосипед «Спутник» — 78 ₽ 50 коп.
Мотоцикл «Урал» — примерно 1400 ₽.
Запорожец — 3500 ₽;
Москвич-412 — 4900 ₽;
ВАЗ-2101 — 5605 ₽ (это с венгерским приемничком за 105 ₽);
ВАЗ-2103, появившийся через пару лет после 2101, — 7500 ₽;
Волга ГАЗ-21, которую уже снимали с производства, стоила 5602 ₽. А новая ГАЗ-24 — аж 9200 ₽.

А как же подержанные автомобили? Да ради бога, только запаситесь деньгами — та же «Волга» легко уходила в «Грузинскую Демократическую Республику» по пятикратной стоимости… И даже вдрызг разбитые машины быстро обретали новых хозяев.
 
[^]
batareia8822
27.06.2020 - 22:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.17
Сообщений: 1106
Как заправлялись?

Основных бензинов было два: А-76 и АИ-93. Цены — соответственно 8 и 10 копеек за литр. Однако очень многие считали это расточительством и предпочитали 76-й, только не на АЗС, а по договоренности с водителем какого-то грузовика или автобуса. Примерная цена за халявный бензин составляла 5 коп/л. Дизельное топливо частникам не отпускалось. Но в этом и не было необходимости: дизельные легковушки отсутствовали как класс.

А еще важно знать, что загородные АЗС вместо наличных зачастую требовали талоны. Талоны продавали тоже за городом — в хозмагах и т.п. Не купили заранее — ваши проблемы. Но, собираясь, к примеру, из Москву в Ленинград, нужно было иметь с собой как деньги, так и талоны. Расстояние между соседними АЗС составляло примерно 40 — 60 км, а прожорливость машин была выше нынешней, поэтому затягивать с заправкой было неосмотрительно.

А страховка была?

Дело добровольное. На практике действовала смешная страховка в виде доброй бабушки, ходившей по домам — примерно как Деточкин. Она не отличала Москвича от Студебекера, но это и не требовалось — важно было лишь то, с какими деньгами вы готовы были расстаться. Так, примерно за 40 ₽ вы получали полис Госстраха, обещающий компенсацию на сумму до 3000 ₽ при аварии. Это был самый распространенный вид страховки, потому что столько стоил новенький кузов Жигулей — самая дорогая деталь автомобиля. При этом возраст машины значения не имел.
 
[^]
batareia8822
27.06.2020 - 22:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.17
Сообщений: 1106

Где доставали запчасти?

Страшно вспомнить. Огромные очереди, отсутствие всего, потоки «блатных» и отвратительные типажи типа директора автосервиса из фильма «Инспектор ГАИ». Чтобы без проблем отремонтировать машину, хитрецы порой ездили километров за 300 — 400, где с полным основанием выдавали себя за транзитников, которые пользовались правом внеочередного обслуживания. Деньги при этом никто не считал — чинили любой ценой.

Шины — только по предварительной записи. Аккумуляторы — тоже по записи, причем с обязательной справкой о том, что старый АКБ вы сдали на переработку. В техпаспорте на машину ручкой делали запись: мол, такого-то числа приобретены 5 покрышек 6,15/13.

По ночам на МКАД работал нелегальный рынок запчастей — там было всё, но далеко не по государственным ценам. Жигулевский распредвал за десятикратную стоимость — пожалуйста!

Опять-таки, в магазинах «Березка» продавались и аккумуляторы, и шины. Но — не за рубли.
 
[^]
batareia8822
27.06.2020 - 22:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.17
Сообщений: 1106
Взаимовыручка? Была!

Поехать за город с пустым багажником — без ремней, бегунков, шлангов, лампочек, камер, масла и «тормозухи» — это, знаете ли, недальновидно. И если, к примеру, у вас порвался приводной ремень — всё, приехали… Звонить некуда и неоткуда: сотовых телефонов еще не изобрели, автосервисов нет, ближайший магазин запчастей километрах в двухстах от нас — впрочем, он уже все равно закрыт. Да и кто сказал, что там продается наш ремень? Такие вещи покупаются заранее и не думая — про запас. Что ж, выходим на дорогу и протягиваем руку — спасайте, ребята.

А вот это мы безвозвратно потеряли — на ваш зов тормозили все! Тогда еще не было грабежей на дорогах. Шоферюга на КраЗе готов дотащить нас до райцентра — там есть МТС (не имеет отношения к телекоммуникационной компании!), может быть, помогут. Водитель «волжанки» перетряхивает собственный багажник — нет, вашего ремня у него нет, но вот вам моток хорошей веревки, вырежете из нее времянку. И, наконец, благодетель — запасливый отец семейства — вытаскивает из закромов нужную запчасть: у него их аж три!

Помню, как на Симферопольском шоссе отец остановился, увидев несчастного водителя такого же «горбатого», проколовшего каким-то образом два колеса! Отец тогда одолжил ему свое колесо — тем же вечером благодарный мужик привез его к нам домой. Тогда это казалось нормальным.
 
[^]
batareia8822
27.06.2020 - 22:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.17
Сообщений: 1106
И когда лучше — тогда или теперь?

Россию часто называют страной с непредсказуемым прошлым. Но наше настоящее — это то самое «старое доброе время», о котором так часто будет слышать следующее поколение. Мы любим вспоминать, как сидели у камина, но упорно забываем, как пилили для него дрова.

А кто не помнит прошлого, обречен пережить его снова.

https://www.zr.ru/content/articles/923687-sssr-1970-e/
 
[^]
BETEP
27.06.2020 - 22:40
16
Статус: Offline


Скромный гений

Регистрация: 13.02.10
Сообщений: 666
Первые Волги ГАЗ-21 выпускались без боковых зеркал заднего обзора. У деда такая была. Они были попросту не нужны на пустых проспектах Москвы.

Это сообщение отредактировал BETEP - 27.06.2020 - 22:43

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле
 
[^]
Kirkorovyev
27.06.2020 - 22:41
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.03.14
Сообщений: 77
Обязательно моргали фарами, предупреждая о засадах ГАИ
 
[^]
4IBIS
27.06.2020 - 22:43
21
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 12.05.16
Сообщений: 820
Чего то вспомнился киножурнал "Фитиль" про продажу авто:
 
[^]
Eugen2
27.06.2020 - 22:45
11
Статус: Offline


Ветеран

Регистрация: 7.07.06
Сообщений: 1103
В России проводится несколько соревнований по ралли на классических автомобилях. Некоторые автомобили - семейная ценность. Приходите на старт (не только в Москве), где можно посмотреть, пообщаться с владельцами, прикоснуться к истории.

Это сообщение отредактировал Eugen2 - 27.06.2020 - 22:49

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле
 
[^]
Caracoom
27.06.2020 - 22:47
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.05.19
Сообщений: 71
С зимними шинами была засада. Умельцы шипы в летние накручивали. Да, и ремонт авто чаще делали сами.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Лешетигр
27.06.2020 - 22:48
48
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.01.16
Сообщений: 58
Отец в начале 1987-го года наконец-то после восьми лет ожидания очереди и работе ведущим инжинером на оборонном заводе с ночными подработками на зернохранилище, купил ВАЗ 2108 за 8300 рублей. При выезде из магазина его сразу обступили южане и предлагали до 15000 рублей.
15 лет на ней ездили и ни одной поломки не было, кроме прослабших курков открывания дверей. Проколы ремонтировали на кухне ( он сам бортировал колесо и вулканизировал камеру). Машину мыл я возле дома обычной тряпкой из ведра). В 1987-м году "Восьмёрка" выглядела как космический корабль и нам все завидовали.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Buzeval
27.06.2020 - 22:49
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.04.09
Сообщений: 10347
Цитата (Kirkorovyev @ 27.06.2020 - 22:41)
Обязательно моргали фарами, предупреждая о засадах ГАИ

Это и сейчас делают, причём во многих странах.
 
[^]
batareia8822
27.06.2020 - 22:51
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.17
Сообщений: 1106
Цитата (Лешетигр @ 27.06.2020 - 22:48)
В 1987-м году "Восьмёрка" выглядела как космический корабль и нам все завидовали.

Еще наверное с низкой торпедой))
 
[^]
Лешетигр
27.06.2020 - 22:51
17
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.01.16
Сообщений: 58
Цитата
Еще наверное с низкой торпедой))

Низкая. Коричневый салон и короткое крыло с клювом, естественно

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
mrzorg
27.06.2020 - 22:51
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 18644
Цитата (Buzeval @ 27.06.2020 - 21:49)
Цитата (Kirkorovyev @ 27.06.2020 - 22:41)
Обязательно моргали фарами, предупреждая о засадах ГАИ

Это и сейчас делают, причём во многих странах.

Ещё и в Waze отмечают. bravo.gif
Да чо там говорить - я сам, когда в дорожной полиции волонтёрю, себя отмечаю. А те, кто попадаются - уже точно хуй клали на общепринятые нормы и ПДД. Ибо нехуй! dont.gif
 
[^]
Людовед
27.06.2020 - 22:52
13
Статус: Offline


Лепый, уклюжий, ряшный ГОДЯЙ

Регистрация: 9.02.14
Сообщений: 1576
Покупали просто.
Б\у автомобиль.
С утра - в автокомиссионку, там оценщик во что-то оценивает машинку - эту сумму платишь в кассу, с неё емнип 7% - государству, остальное, через сберкассу вернётся продавану.
Со справкой-счётом в ГАИ, сдаёшь номера и техпаспорт, через пару часов забираешь новые номера и техпаспорт с твоими вписанными данными ( в виде книжечки был), отдаёшь продавану остаток оговоренноё суммы, прикручиваешь новые номера и - дуй на все четыре стороны. У меня ушло 4 часа на всё про всё.
 
[^]
Гварнери
27.06.2020 - 22:59
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 29.03.16
Сообщений: 605
Цитата (Buzeval @ 27.06.2020 - 22:49)
Цитата (Kirkorovyev @ 27.06.2020 - 22:41)
Обязательно моргали фарами, предупреждая о засадах ГАИ

Это и сейчас делают, причём во многих странах.

Я так делаю.большинство машут.благодарят
 
[^]
igotlazymutt
27.06.2020 - 23:06
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.01.16
Сообщений: 243
У отца гараж был - как пещера Алладина, все было разложено по баночкам, полочкам, развешано на гвоздях (чета в память врезались висящие прокладки); лебедка была движок поднимать... Он тогдашнюю двойку собрал-разобрал, все сам копался.
Помню танцы с бубнами на обочине, когда камеру из покрышки выбивал, меня учил - дык силенок не хватало. А потом дома вулканизатор, на некоторых камерах уже места живого не оставалось, все в заплатках было.
Ну а танцы с бубнами вокруг аккумулятора - это просто классика, причем, мне, тогда совсем еще мелкой, отец не говорил не лезть, но как-то ума хватало пальцы не совать.
 
[^]
ТэКа
27.06.2020 - 23:08 [ показать ]
-10
praval
27.06.2020 - 23:09
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 20.08.16
Сообщений: 826
Цитата (batareia8822 @ 27.06.2020 - 22:37)
И когда лучше — тогда или теперь?

Россию часто называют страной с непредсказуемым прошлым. Но наше настоящее — это то самое «старое доброе время», о котором так часто будет слышать следующее поколение. Мы любим вспоминать, как сидели у камина, но упорно забываем, как пилили для него дрова.

А кто не помнит прошлого, обречен пережить его снова.

https://www.zr.ru/content/articles/923687-sssr-1970-e/

Жуть cry.gif Как мы жили без авто в то время? dont.gif
Лично я пацаном прыгал на крыше "Победы" отца моего друга... и "машинка не сломалась"
Меня никто не сгонял с нее веником или битой

Это сообщение отредактировал praval - 27.06.2020 - 23:17
 
[^]
Костер
27.06.2020 - 23:10
8
Статус: Offline


Флегматик

Регистрация: 26.06.09
Сообщений: 5341
Я помню времена когда Жигули во дворах заботливые хозяева накрывали брезентовыми чехлами, как танки, такую страну потеряли!
 
[^]
666
27.06.2020 - 23:13
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.04
Сообщений: 5531
Цитата
Умельцы шипы в летние накручивали.


Как щас помню - батя с завода списанные наконечники от измерительных приборов целую коробку припёр, всё с мужиками мудрили как их в качестве шипов на колёса пристроить.
У первопроходца почти все повылетали после первого же выезда, но - совецкие инженера сила! Отрицательный результат - тоже результат, следующая попытка была уже гораздо более удачной!
 
[^]
Chapleen
27.06.2020 - 23:14
20
Статус: Offline


человек за бортом

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 1771
Цитата (Caracoom @ 27.06.2020 - 22:47)
С зимними шинами была засада. Умельцы шипы в летние накручивали. Да, и ремонт авто чаще делали сами.

Да не было зимних шин! "Всесезонка" - если еще достанешь и вперед.
Это (шипы) позже у народа появились, в спорте, да были, а массово *уй.
Первая (типа зимняя) "Снежинка" АИ-168У (пиздец наконечникам), появилась у счастливчиков в конце 80-ых.
И да, про балансировочные станки слышали лишь некоторые, а видели единицы.

Это сообщение отредактировал Chapleen - 27.06.2020 - 23:22

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле
 
[^]
ТэКа
27.06.2020 - 23:14
5
Статус: Offline


Жил бы себе спокойно, нo нет, проснулся

Регистрация: 8.12.12
Сообщений: 1627
Гы. Минусатору. В СССР в разные времена было по-разному.

Это сообщение отредактировал ТэКа - 27.06.2020 - 23:17

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 9928
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх