«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
linkman
9.04.2020 - 16:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
98
Многолетние очереди, система открыток, подержанные машины дороже новых, тройные цены за воротами магазина и другие почти забытые факты о трудностях советских автомобилистов

Транспорт в частные руки в СССР начали продавать осенью 1948 года, когда в Москве на Бакунинской улице заработал магазин «Автомобили». На выбор предлагали «Москвич-400», ГАЗ-20 «Победа» и ЗИМ, которые хранились на заднем дворе здания. Вот только денег у населения после войны не было, поэтому об очередях, открытках и перекупщиках речь тогда не шла. Всего через десять лет ситуация кардинальным образом поменялась.

Ближе к 1960-м спрос на автомобили вырос, и в свободной продаже остался только представительский ЗИМ, который стоил слишком дорого. «Победа» и «Москвич» стали дефицитом, и люди записывались в очереди, за которыми следили самостоятельно, проводя обязательные переклички. Потом очередью стал заниматься сам магазин, а ожидание растянулось на годы. Например, дешевый «Москвич» нужно было ждать не меньше трех лет.

«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Очереди и открытки

Позднее квоты на автомобили для частников стали распределять по предприятиям — не более нескольких машин в год. Для того чтобы встать в очередь на машину, нужно было написать заявление в профсоюзную организацию. Однако записаться можно было далеко не на каждом предприятии, утверждает пользователь портала Drive2 под ником Rifat01: «В строительном тресте, где работал отец, очереди попросту не было. В добывающих отраслях ситуация другая была, там и заработки больше были, и квартиру заиметь можно было, и запись на машины была, и очередь относительно быстрая».

Заявлений было многократно больше, чем квот, поэтому профком составлял списки приоритета с учетом должностей и заслуг желающих. Первыми в очередь попадали руководители разных уровней, ветераны войны и ударники труда. С появлением ГАЗ-24 это социальное расслоение стало еще сильнее. В списки на эту модель ставили только самых заслуженных людей, а сами «Волги» распределялись по предприятиям в крайне малых количествах.



«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Срок ожидания любого автомобиля мог достигать десяти лет, а о получении права на покупку соискатель узнавал из полученной открытки, которую заранее оставлял в профкоме со своим адресом. И не факт, что в долгожданной открытке указывалась выбранная модель. Записавшись на «шестерку», можно было получить открытку на «копейку», и наоборот, но апеллировать было не к кому.




«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
«Отец встал в очередь на ВАЗ в 1977 году. Он был руководителем средней организации, состоял в партии, но заветную открытку получил только в 1987 году, уже будучи больным. Тут же к нему стали подходить коллеги с предложениями. За открытку один коллега, строитель, построил нам кирпичную дачу в полтора этажа с жилой площадью около 48 кв. м», — пишет пользователь short-circuit.

Свободная запись и реэкспорт

Иногда открывалась свободная запись — такое было, например, в конце 1980-х, когда после ввода советских войск в Афганистан многие страны отказались торговать машинами из СССР и техника вернулась в страну. «В 1988 году продавали по свободной записи: оставляешь открытку, тебе присваивают номер очереди, и обязательно приезжаешь отмечаться. Номер очереди двигался практически только за счет не приехавших. У меня машина была конца декабря 1988 года с номером Л 73 86 ММ», — вспоминает Юрий Новиков.




«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Примерно так же купил машину Михаил Трофимов: «Нам повезло: модель ВАЗ-21063, но попался экспортный вариант. Все модели на Варшавке привозили несколько месяцев только серо-зеленого цвета, а в субботу привезли серо-голубой. Когда выезжали за ворота, южные граждане буквально встали цепью и с ходу предложили сразу три цены».

Несколько очередей и отсутствие выбора

С открыткой нужно было прийти в автомагазин, оформить справку-счет и заплатить по ней в сберкассе, но сами машины в магазине с 1960-х не выдавали. За ними приходилось ехать на склад, где снова нужно было отстоять огромную очередь, чтобы потом уехать на том, что дадут. Выбор если и был, то весьма скромный, а о том, чтобы послушать мотор или подобрать комплектацию, вообще не было речи.


«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Если предложенная машина не нравилась, то можно было отказаться, сдвинувшись на одну позицию в очереди, но никто не гарантировал, что следующие будут лучше. Отказные машины с удовольствием забирали люди из конца очереди. «Когда подошла наша очередь, осталась только одна «Охра», остальные — «Васильки». На нее покушался мужик, стоявший дальше, он шушукался с продавцом, который потом стал говорить, что машина бракованная, что-то не горело. Отец уперся. Потом оказалось, что продавец предохранитель вытащил», — вспоминает пользователь Drive2 Алекс Малина.

Выездным было проще

Гораздо проще было приобрести машину тем, кто иногда выезжал за границу. У таких людей была валюта или, что чаще, сертификаты Внешпосылторга. Командировочным в СССР часть зарплаты выплачивали валютой страны пребывания, а часть начисляли на счет Внешэкономбанка. После возвращения они снимали со счета накопленную сумму в сертификатах Внешпосылторга и могли расплачиваться ими в магазинах «Березка».



«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Машины там стоили гораздо дешевле. Например, ГАЗ-24 можно было купить за условные 2000 руб., расплатившись чеками. А накопить на «Жигули» получалось даже после одной командировки в соцстрану. «Сосед по дому был направлен в Монголию по линии СЭВ, зарплата у него была больше посла, поэтому по окончании командировки им была приобретена черная «Волга» с красным салоном. Про такие машины говорили, что за них давали столько денег, сколько попросишь», — пишет пользователь Rifat01.

Машину можно было выиграть в лотерею

Редкую, но вполне реальную возможность получить автомобиль в Союзе предоставляли лотереи, которые, разумеется, тоже контролировались государством. Купив билет за 30 коп., человек мог выиграть, например, ГАЗ-24 стоимостью около 9000 руб., но шансов на это было немного. Однако именно таким образом у Владимира Путина оказался его знаменитый белый ЗАЗ-966. В 1972 году мать будущего президента выиграла эту машину в лотерею.



«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
«В буфете вместо сдачи ей дали, по-моему, пару билетов или один билет. Стоил он 30 копеек… Жили в одной комнате, в коммунальной квартире, на пятом, последнем этаже. У нас даже душа не было. И вот в таких условиях выиграла мама вот эту машину. Очень хорошо помню семейный совет, когда мама с папой за столом сидели и думали, что с этим делать. И вдруг мама говорит: возьмем машину, пусть сынок ездит на машине. Понимаете, что это значило для моих родителей?» — вспоминал Путин в 2018 году.

Подержанные машины были дороже

Изначально продажей подержанных машин занимался тот же магазин на Бакунинской, но выбор был невелик и сами автомобили не задерживались. К 1980-м центр торговли бывшими в употреблении автомобилями переместился в московский Южный порт. Продавцы приезжали на огромную площадку, вставали на свободное место и ждали клиентов. Присутствие не было обязательным: можно было оставить автомобиль на площадке, выставить цену и ждать, пока найдется покупатель. Машина могла стоять до 45 дней, после чего цену снижали.



«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Второй способ был менее официальным: клиент находился там же или среди знакомых, но сделка оформлялась не в магазине, а в любой другой комиссионке — как правило, с сильным занижением цены. Этим часто пользовались те, кто не хотел светить в документах так называемые нетрудовые доходы.

Из-за дефицита подержанные автомобили в Союзе продавались дороже, чем новые, даже если речь шла о машине, отъездившей несколько лет. А за совсем новые автомобили, только выехавшие из ворот магазина, давали иногда две-три цены в зависимости от престижности модели. Чаще всего перекупить новинку пытались жители южных республик, которые либо не могли приобрести новую, либо занимались банальной перепродажей. «17-летнюю «Копеечку», гнилую и убитую в хлам, коллега продал за 10 тыс. руб., что составляло около полутора цен новенькой нашей 21061-й модели», — пишет пользователь short-circuit.

На машины копили всей семьей

Если в середине 1950-х «Москвич-401» стоил 9000 руб., а «Москвич-402» — 15 000 рублей, то более новые модели были заметно дороже. До денежной реформы 1961 года ГАЗ-21 официально продавался за 40 000 руб., «Москвич-407» стоил 25 000 руб., а «горбатый» ЗАЗ-965 оценивался в 18 000 рублей. После реформы ценники переписали. «Волга» стоила уже 5600 руб., новый «Москвич-408» — 4500 руб., а «Запорожец» — 2200 руб. при средней месячной зарплате инженера чуть больше 100 рублей. На автомобили копили, как правило, всей семьей с привлечением родственников.



«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
linkman
9.04.2020 - 16:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
В 1970-х и далее ЗАЗ-966 продавали за 3500 руб., ВАЗ-2101 стоил чуть больше 5000 руб., а более престижная «тройка» — уже 7500 рублей. За «Москвич-408» просили 5000 руб., 412-й стоил уже 7500 руб., а «Волга» ГАЗ-24 — дороже 9000 рублей. При этом розничные цены и так были с большой накруткой. Согласно официальному Прейскуранту № 21−01 от 13 апреля 1972 года оптовая цена на ЗАЗ-966В составляла 1500 руб., а «Волга» стоила всего 2650 рублей.

Первый дилерский центр на Варшавке

Первым полноценным центром по продажам и обслуживанию автомобилей в Москве стал Варшавский техцентр, который строили для «Жигулей». Титаническое здание на пересечении Варшавки и МКАД было образцом советской архитектуры 1970-х и объединяло под одной крышей магазины автомобилей, запчастей, склады и станции техобслуживания. Была даже камера хранения, куда складывали личные вещи и инструмент из машин на время ремонта. Рядом располагалось регистрационное отделение ГАИ.

Перед проектированием здания знаменитый советский архитектор Леонид Павлов побывал в европейских дилерских центрах и масштабировал московскую постройку, чтобы создать самый большой техцентр в Европе. Однако даже в образцовом техцентре автомобилисты сталкивались с очередями, хамством и тотальным отсутствием запчастей

«Один знакомый работал как раз в 1970-х здесь на складе запчастей. Он иногда с гордостью вспоминает то время и колоссальный навар на этих самых запчастях, которые он имел на складе, а в знакомых у него тогда были весьма известные люди. Крестовина по 25 руб. отлетала при официальной стоимости 3,5 рубля», — вспоминает Александр Бачин.

Лучше всего мытарства автомобилиста позднесоветского периода отражает фильм кировского телевидения «Папа купил автомобиль». В центре сюжета — семейная пара, которая купила долгожданную машину и сразу столкнулась с кучей проблем: нет места на стоянке, ночью с машины снимают запчасти, а нормально обслужить ее невозможно. «Проще купить велосипед», — резюмирует в конце фильма один из автомобилистов.



источник


«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
 
[^]
ancer78
9.04.2020 - 16:58
25
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.04.16
Сообщений: 427
Ну что ту можно сказать -дебильная, непродуманная система реализации. Спрос в разы превышает предложение, из-за чего приходится драться в очередях и ночевать у магазов. Как сейчас при выходе нового айфона
 
[^]
Wallery
9.04.2020 - 17:01
46
Статус: Offline


Самодельщик

Регистрация: 3.09.14
Сообщений: 1979
Я не считаю нехватку автомобилей большим недостатком Советского Союза.
Да, на весь дом приходилось три-четыре автомобиля.
Их холили и лелеяли, а не меняли как перчатки. При этом в городе совершенно не было пробок, общественный транспорт стоил копейки, а дворы около дома не были заставлены автомобилями.
 
[^]
MILOSLAVSKYI
9.04.2020 - 17:03
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.16
Сообщений: 228
Была у меня 2103 в 2004 году, 1974 года выпуска, пробег 78000, ни гнили ни ржавчины, карбюратор вебер, помпа омывателя под ногой. покупал у сына профессора университета. Качество было видно даже через 30 лет.
 
[^]
Pomeranec
9.04.2020 - 17:04
5
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 24.08.15
Сообщений: 0
Какие страсти. Прям даже не знаю, что сказать.
Отец поехал на уборку Урожая последний раз в 1978 году. Не было в Москве полгода. С уборки он приехал в декабре. В феврале 1979 на заработанные деньги и привезенный талон на машину полученный за доблестный труд купил Ниву. Тесть в 1988 году получил Государственную премию, имел право купить Волгу. Его друзья ходили уговаривали. Покупать не стал.
 
[^]
Pomeranec
9.04.2020 - 17:08
10
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 24.08.15
Сообщений: 0
Цитата (MILOSLAVSKYI @ 9.04.2020 - 17:03)
Была у меня 2103 в 2004 году, 1974 года выпуска, пробег 78000, ни гнили ни ржавчины, карбюратор вебер, помпа омывателя под ногой. покупал у сына профессора университета. Качество было видно даже через 30 лет.

Первые Жигули очень не плохо на заводе антикорились. Там все было продумано и сделано по уму. Я видел Жигули первых годов выпуска. Потом пошли по пути удешевления. Дошли до того что перестали грунт перед покраской наносить. А теперь удивляются почему это население Жигули не покупает.
 
[^]
ancer78
9.04.2020 - 17:09
36
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.04.16
Сообщений: 427
Цитата (Wallery @ 9.04.2020 - 17:01)
Я не считаю нехватку автомобилей большим недостатком Советского Союза.
Да, на весь дом приходилось три-четыре автомобиля.
Их холили и лелеяли, а не меняли как перчатки. При этом в городе совершенно не было пробок, общественный транспорт стоил копейки, а дворы около дома не были заставлены автомобилями.

Ну так потому и не было пробок, потому что купить авто могли единицы. Это не достижение советского строя вовсе. Это все равно, что тосковать по чистому воздуху в 17 веке, без пром. предприятий и липездричества. Вот авто в каждой семье, благоустроенные стоянки возле дома и огромное кол-во развязок с целью ликвидации пробок -вот это было бы достижением. Только реализовано ли подобное хоть в одной стране -еще вопрос
 
[^]
bombzinski
9.04.2020 - 17:09
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.12.17
Сообщений: 117
Первую машину (копейку) батя купил в 77-м, вторую тоже копейку 21013) в 81-м. Десятки лет стоял в очередях.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Borrisska
9.04.2020 - 17:12
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.07.13
Сообщений: 3216
Цитата (linkman @ 9.04.2020 - 16:50)
Иногда открывалась свободная запись — такое было, например, в конце 1980-х, когда после ввода советских войск в Афганистан многие страны отказались торговать машинами из СССР и техника вернулась в страну.

С учетом того, что из Афганистана советские войска вывели в 1989-м, речь идет, наверное, о конце 70-х годов.
 
[^]
Fiss
9.04.2020 - 17:13
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.11.14
Сообщений: 1469
первая машина которую я помню дедов зеленый 2140 наверное, но без габаритов на багажнике, потом эту машину уничтожил бетоновоз(дед в магазине был) Дед купил копейку (это всё 90е), где он нашел такую копейку я не знаю, но она реально как нулевая была)))
папа к тому времени заработал первую 2106( модификация, спорт руль, двиг 1.8,досталась машина ему как зарплата) первая своя, до этого 2103 вроде была канареечного цвета с пучком светящихся ниточек вместо часов((я был ребенком, я так помню))
нива еще вишневая местного босса он возил.
потом кузов сменили на 2106 и еще лет 10 прокатались, пока не пошла акция сдай металолом за 50 тыр и купи новую, взяли калину, она и сейчас живая.
Моя калина в 2009го в гараже стоит) осенью вернусь на дорогу.
 
[^]
Plannert
9.04.2020 - 17:15
16
Статус: Offline


Племянник Гиппократа

Регистрация: 3.05.19
Сообщений: 969
Киножурнал Фитиль про покупку автомобиля в то время. Очень показательно.


 
[^]
Mentor69
9.04.2020 - 17:21
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 29.08.14
Сообщений: 692
Цитата (linkman @ 9.04.2020 - 19:48)
«Победа» и «Москвич» стали дефицитом, и люди записывались в очереди, за которыми следили самостоятельно, проводя обязательные переклички.

Я так «Яву» покупал ))
 
[^]
Shelest2000
9.04.2020 - 17:22
12
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.12.12
Сообщений: 13537
Цитата
В буфете вместо сдачи ей дали, по-моему, пару билетов или один билет. Стоил он 30 копеек… Жили в одной комнате, в коммунальной квартире, на пятом, последнем этаже. У нас даже душа не было. И вот в таких условиях выиграла мама вот эту машину.

Во второй половине 70х пошел с родителями на рынок(Симферополь) на ярмарку. Там киоск был ,где экспресс-лоторейками торговали. Такими,с отрывающимся корешком. Мама предложила взять пару штук,копеек 30-50 стоили. Помню,стоим с ней,наша очередь подходит. Билетики в несколько рядов разложены и те,кто подходит,как правило,берут с краю по очереди. Перед нами мужик билет взял,отошел,разворачивает. И мы пару взяли вслед за ним с того же края. И вдруг вопль на весь рынок - мужик скачет ,как конь,орёт,рожа счастливая - выиграл мотоцикл Ява( вроде даже с коляской) ! Сразу очередь за билетами раз в 10 увеличилась. А нам тогда не повезло,не выиграли.
 
[^]
drAlexDiabet
9.04.2020 - 17:25
7
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 16.01.15
Сообщений: 975
У деда служебный ЗИС был - конструктор, лауреат сталинской премии... а потом только белые Волги. отец одну из первых «копеек» купил - т.к. профессор в ВУЗе. Я в 18 лет на 412 москвич сел а потом на ваз 2104...
И купить и обслужить был треш лютый. Зато с машиной ты король...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Wallery
9.04.2020 - 17:29
8
Статус: Offline


Самодельщик

Регистрация: 3.09.14
Сообщений: 1979
Цитата (ancer78 @ 9.04.2020 - 17:09)
Цитата (Wallery @ 9.04.2020 - 17:01)
Я не считаю нехватку автомобилей большим недостатком Советского Союза.
Да, на весь дом приходилось три-четыре автомобиля.
Их холили и лелеяли, а не меняли как перчатки. При этом в городе совершенно не было пробок, общественный транспорт стоил копейки, а дворы около дома не были заставлены автомобилями.

Ну так потому и не было пробок, потому что купить авто могли единицы. Это не достижение советского строя вовсе. Это все равно, что тосковать по чистому воздуху в 17 веке, без пром. предприятий и липездричества. Вот авто в каждой семье, благоустроенные стоянки возле дома и огромное кол-во развязок с целью ликвидации пробок -вот это было бы достижением. Только реализовано ли подобное хоть в одной стране -еще вопрос

Я и не говорил, что это было достижением. Достижением было то, что общественный транспорт был доступен и автобусы ходили даже в далёкую деревню с двумя домами.
И не надо доводить до абсурда типа в 17 веке не было бензиновых выхлопов, а надо делать так, чтобы и сейчас воздух был чистым.
 
[^]
Mistral
9.04.2020 - 17:31
27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.05.13
Сообщений: 2695
Цитата (Wallery @ 9.04.2020 - 17:29)
Цитата (ancer78 @ 9.04.2020 - 17:09)
Цитата (Wallery @ 9.04.2020 - 17:01)
Я не считаю нехватку автомобилей большим недостатком Советского Союза.
Да, на весь дом приходилось три-четыре автомобиля.
Их холили и лелеяли, а не меняли как перчатки. При этом в городе совершенно не было пробок, общественный транспорт стоил копейки, а дворы около дома не были заставлены автомобилями.

Ну так потому и не было пробок, потому что купить авто могли единицы. Это не достижение советского строя вовсе. Это все равно, что тосковать по чистому воздуху в 17 веке, без пром. предприятий и липездричества. Вот авто в каждой семье, благоустроенные стоянки возле дома и огромное кол-во развязок с целью ликвидации пробок -вот это было бы достижением. Только реализовано ли подобное хоть в одной стране -еще вопрос

Я и не говорил, что это было достижением. Достижением было то, что общественный транспорт был доступен и автобусы ходили даже в далёкую деревню с двумя домами.
И не надо доводить до абсурда типа в 17 веке не было бензиновых выхлопов, а надо делать так, чтобы и сейчас воздух был чистым.

Хм, а мне почему-то очень запомнились давки в этом самом общественном транспорте. И очереди на зимних холодных остановках под снегом и ветром.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 11220
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх