Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
rostovdon88
1.03.2020 - 18:58
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
120
В сериале об отечественных коммунальных автомобилях рассказывали о поливомоечных машинах, мусоровозах и цистернах с пикантными грузами многие из которых трудились только летом. Теперь пришла очередь узкоспециализированных автомобилей для работы исключительно в зимнее время года, продолжительность которого в разных уголках необъятного Советского Союза достигала семи-восьми месяцев.

33 фотографии via

В этом кратком обзоре речь пойдет о советских городских коммунальных машинах, предназначенных для эксплуатации в отдалённых регионах с холодным климатом, а также для работы в зимние месяцы в более теплых районах страны. К этой категории относились разнообразные снегоуборочные автомобили на базе серийных грузовиков с рабочими органами для очистки и вывоза снега с улиц и площадей, а также для борьбы со льдом на проезжей части.

Лёгкий компактный и маневренный снегопогрузчик С-4 с агрегатами от грузовика ГАЗ-51А на Красной площади.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 18:58
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Союз плуга и щётки


Первая попытка механизировать труд вездесущих дворников при очистке от снега тротуаров и дворов была предпринята в 1937 году, но до середины 50-х этот процесс носил самодельно-хаотичный характер. В наиболее простом исполнении на передней толкающей раме полуторок и трёхтонок военного образца монтировали пассивные одно- или двухотвальные плужные рабочие органы, прямых родственников сельскохозяйственных плугов, сдвигавших снег в одну или в обе стороны от проезжей части.

Довоенный снегоочиститель № 5 на шасси ЗИС-5 с V-образным плугом на поддерживающих лыжах. 1941 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:00
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Во втором активном плужно-щёточном варианте под рамой автомобилей дополнительно монтировали вращавшиеся щётки с приводом от коробки отбора мощности шасси. В послевоенные годы основой таких систем побывали практически все грузовики – от ЗИС-150 до тяжелых «Уралов».

Послевоенный ЗИС-5 с одноотвальным плугом ПС-2 с ручным управлением и щёткой, собранный в 15 экземплярах. 1945 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:00
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
В середине 50-х на летней поливомоечной машине ПМ-10 на базе ЗИС-150 был предусмотрен сменный зимний плужно-щёточный комплект П-11 с цилиндрической щёткой и подъёмным отвалом с гидроприводами, предназначенный для сгребания в сторону свежевыпавшего снега.

Поливомоечная машина ПМ-10 на шасси ЗИС-150 в комплектации П-11 с плужно-щёточным оснащением. 1957 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:01
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
На Манежной площади в Москве машина ЗИС-150 ПМ-10 П-11 для сгребания свежевыпавшего снега


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:01
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
В 60-е ему на смену пришли зимние плужно-щёточные варианты обычных «поливалок» ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130. Их штатная подметальная щётка снабжалась металлическим ворсом, а спереди на специальной раме был установлен поворотный отвал с управлением из кабины водителя.

Зимний вариант поливальной машины ЗИЛ-130 ПМ-130 с 2,5-метровым отвалом и щёткой. Фото 1973 года


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:02
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Искусство разбрасывать песок​


Вряд ли кто зимой обращал внимание на неказистые машины, швырявшиеся из-под кузова песком с мелкими камушками, которыми накрывали ледяные дорожки на тротуарах и обледеневшие участки дорог. Это были незаменимые в зимнее время автомобильные пескоразбрасыватели, созданные для борьбы с гололёдом путем рассыпания смесей песка, соли и особых реагентов.

Впрочем, в СССР борьба со льдом на дорогах началась в конце 30-х и олицетворялась опытным образцом «лёдокольной» установки на грузовике ЯГ-4. Под его рамой был установлен оригинальный механизм с мотором, приводившим несколько массивных наклонных скребков с режущими кромками, которые попеременно сбрасывали вниз, дробя лёд и твёрдый снег.

Уникальная машина на шасси ЯГ-4 с пакетом скребков для раскалывания льда. 1940 год (из архива Е.Батурина)


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:03
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Вернёмся к пескоразбрасывателям. Практически все они имели единую и достаточно простую конструкцию, сводившуюся к разрешению проблемы подачи песка из открытых металлических кузовов бункерного типа на задний разбрасывающий диск-метатель.

Одним из первых послевоенных пескоразбрасывателей была машина МПР-10 на шасси ЗИС-5 со стальным кузовом с наклонным днищем. При помощи кривошипно-шатунного механизма он совершал колебательные движения, позволявшие постепенно проталкивать песок на разбрасывающий диск. Оригинальная машина оказалась сложной, дорогой и ненадежной.

Ленинградский разбрасыватель МПР-10 на базе ЗИС-5 с металлическим кузовом, подвешенным на пружинах. 1946 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:03
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Трёхтонный пескоразбрасыватель МПР-10 обеспечивал дальность отбрасывания песка до 7,5 метров


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:04
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
В 50-е московский Экспериментально-механический завод выпускал лёгкий разбрасыватель ПД-4М на шасси ГАЗ-51, у которого песок из кузова на диск доставлял напольный скребковый транспортёр. Авторемонтный завод № 5 собирал вариант ПД-6 на базе ЗИС-150 с пластинчатым транспортёром и дробильным барабаном, размельчавшим смерзшиеся комки снега. В 1957 году 140 машин обоих типов за один сезон высыпали 120 тысяч кубометров речного песка и шесть тысяч тонн соли.

Машина ПД-4М разбрасывала песок на расстояние в шесть метров. 1956 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:04
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Вариант ПД-6 для посыпания дорог на дальности в восемь метров. 1953 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:04
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
В 1962-м Свердловский завод коммунального машиностроения приступил к выпуску многоцелевого разбрасыватели Д-307А на шасси ЗИЛ-164 с передним отвалом, щёткой и бункером, под которым помещался наклонный лоток с эксцентриковым вибратором, совершавший колебательные движения и облегчавший продвижение песка к заднему диску.

Комбинированная плужно-щёточная машина Д-307А с вибратором посыпала песком полосу шириной до семи метров


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:05
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
В середине 60-х в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома (УБМ) был создан всесезонный вариант ПР-53 на шасси ГАЗ-53А с универсальным кузовом со скребковым транспортёром и регулятором скорости вращения метателя, передним поворотным плугом и активной щёткой с жёстким ворсом. Его выпускал Арзамасский завод коммунального машиностроения.

Плужно-щёточный пескоразбрасыватель ПР-53 в зимнем исполнении с тремя видами рабочих органов. 1966 год



Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:05
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Разбрасыватель ПР-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:06
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Позднее это же КБ разработало универсальную машину ПР-130 на базе грузовика ЗИЛ-130 с вибрационным лотком под кузовом, задним разбрасывателем песка и плужно-щёточным комплектом. Её собирал Свердловский завод.

Разбрасыватель ПР-130 с трёхкубовым бункером отбрасывал песок на расстояние до восьми метров. Фото 1973 года


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:06
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
В 80-е одной из наиболее ходовых всесезонных машин был разбрасыватель КО-106 на шасси ГАЗ-53-12, оснащённый универсальным 2,5-кубовым кузовом, скребковым транспортёром и разбрасывающим диском с гидроприводами.

Машина КО-106 с самосвальным кузовом и снятым разбрасывателем для работы в летнее время. 1985 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:07
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Лаповые снегопогрузчики

Сразу же по окончании войны в УБМ был определён план выпуска принципиально новых городских снегопогрузчиков. Первым появился опытный образец С-1 на «перевернутом с заду наперед» шасси ЗИС-5. В результате задний ведущий мост с двускатными колесами оказался спереди под одноместной кабиной, а все прочие агрегаты и передние управляемые колеса перекочевали в заднюю часть машины.

Испытания пробного снегопогрузчика С-1 на базе переделанного грузовика ЗИС-5 военного образца. 1945 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:08
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Второй вариант С-3 на базе ЗИС-150 был приспособлен к работе с разными типами грузовиков. «Изюминкой» обеих машин была оригинальная погрузочная конструкция лапчатого типа, конструкцию которой в 1924 году запатентовал американский изобретатель Джозеф Джой.

Вариант С-3 на шасси ЗИС-150 с лапчатым рабочим органом и регулируемой двухсекционной стрелой. 1946 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:08
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
До 1948-го планировалось изготовить 50 машин С-3. Серийный выпуск модернизированных снегопогрузчиков 2С-3 для уборки снега из валков и куч был организован на заводе «Мосдормаш» в 1952 году, и впоследствии они работали в большинстве советских городов.

Самый распространенный советский снегопогрузчик 2С-3 с рабочей системой изобретателя Джозефа Джоя. 1952 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:08
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Схема снегопогрузчика 2С-3. Основные агрегаты: 1 – загребающая «лапа» с ограждением, 2 – цепной транспортёр, 3 – диски для привода лопаток, 4 – основная сварная лопата


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:09
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Основой рабочего механизма машины 2С-3 была так называемая лопата – широкая площадка с боковыми «щёками» и двумя плоскими дисками с приводом от трансмиссии шасси. На них шарнирно крепились две «лапы» или лопатки, совершавшие загребающие движения для захвата очередной порции снега. Далее он подавался на наклонную стрелу с цепным скребковым транспортёром и затем сгружался в кузова следовавших задним ходом грузовиков или самосвалов. Средняя производительность составляла 120 кубов снега в час.

Лаповый снегопогрузчик 2С-3 на базе ЗИС-150 при расчистке Моховой улицы в центре Москвы. 1959 год (фото Carl Mydans)


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:10
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Тяжелый женский труд на фоне Красной площади: машина 2С-3 на уборке залежалого снега (фото Carl Mydans)


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:10
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
В 1956-м прямым развитием модели 2С-3 стал компактный погрузчик снега С-4 на укороченном шасси ГАЗ-51А с «нормальным» расположением мостов, скребковым конвейером и гидроприводами лопаты и стрелы, который служил для очистки узких улиц небольших городов.

Легкий снегопогрузчик С-4 с шириной лопаты 2,4 метра на укороченном на 800 мм шасси ГАЗ-51А. 1956 год



Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:11
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928

Легкий снегопогрузчик С-4 с шириной лопаты 2,4 метра на укороченном на 800 мм шасси ГАЗ-51А. 1956 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
rostovdon88
1.03.2020 - 19:11
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19928
Следующий снегопогрузчик появился только через двадцать лет. Это была машина КО-203 на спецшасси с рамой и агрегатами от грузовика ГАЗ-52-04 и тракторным дизелем в 55 сил. По общей конструкции она повторяла модель С-4, не считая утеплённой кабины, двухсекционной стрелы и резиновых вставок в элементы транспортёра.

За час малошумная машина КО-203 с новой кабиной перегружала до 100 тонн уплотнённого снега. 1976 год


Плуги и щётки, шнеки и роторы: снегоуборочные машины прошлого
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 15966
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх