Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:53
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
81
В предыдущих темах о советских коммунальных автомобилях рассказ был о подметальных, поливальных и мусоровозных машинах. Теперь пришел черёд автомобилей «для города и деревни» с доисторическими корнями, когда кучеры древних конных повозок, званые золотарями, по ночам тайно вывозили «ночное золото» с отвратительным запахом.

33 фотографии via Автор Евгений Кочнев

В нашей стране профессию золотарей прославил поэт Владимир Маяковский: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…». Да, речь здесь пойдет об автомобилях с цистернами, насосами и специальным оснащением, которые в разные годы носили чуть изменённые наименования: ассенизационные, ассенизаторские или просто ассенизаторы. Процесс очистки называли ассенизацией: в переводе с французского – «оздоровление».
Такие машины предназначены для обслуживания, прочистки и утилизации городских и сельских источников всевозможных нечистот, канализационной и водосточной сети, откачки ила и сточных вод. Впрочем, во все времена конструкторы как бы сторонились этой «непредставительной» автотехники, и потому её полная история остается «белым пятном».

Простейшая ассенизационная машина на шасси ГАЗ-ММ военного времени при отсосе нечистот.

Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:55
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Рождение советских ассенизаторов


Первые опытные ассенизаторские автомобили появились в крупных городах СССР за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Это были достаточно совершенные машины ЦН-8, ЦН-12 и ЦН-15 со стальными цистернами разной ёмкости с внутренними перегородками, прорезиненными всасывающими шлангами и вакуумными насосами с приводом от трансмиссии грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Первые советские ассенизаторы ЦН-8 на шасси ГАЗ-ММ заводского изготовления. 1939 год

Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:55
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Ассенизатор ЦН-12 с приводом вакуумного насоса от коробки отбора мощности грузовика ЗИС-5. 1940 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:56
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
При опускании заборного шланга в фекальную массу эти насосы создавали в цистернах разрежение, обеспечивавшее их заполнение. Уровень закачанных нечистот контролировался через заднее окошко, а для завершения работы коробку отбора мощности просто отключали.

Модернизированный ассенизатор ЦН-15 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1946 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:57
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Ассенизаторская машина ЦН-15 в процессе очистки канализационного колодца в Ленинграде


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:57
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В 1946 году в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) на шасси трёхтонки был разработан первый ассенизаторский автомобиль АСМ (АСМ-1) без вакуумного насоса и систем механического привода.

Упрощенный рабочий вариант ассенизаторской машины АСМ с цистерной ёмкостью 2,4 тысячи литров


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:58
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Для заполнения цистерны здесь также применялось разрежение, но создавалось оно на всасывающем коллекторе двигателя шасси. Опорожнение производилось под давлением выхлопных газов силового агрегата или самотеком. Аналогичная машина базировалась и на шасси УралЗИС-355.

Редкая ассенизаторская машина АНИ-355 на трёхтонном шасси грузовика УралЗИС-355. 1956 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:58
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Первое ассенизаторское семейство на базе ГАЗ-51​

В 1950-1958 годах заводы Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения серийно собирали упрощенную ассенизационную машину АСМ-2 на шасси ГАЗ-51 с системой разрежения по образцу модели АСМ. Новым решением стало повышение давления в цистерне при разгрузке, которое создавалось отработавшими газами автомобиля при переключении газоотборной коробки, смонтированной на выхлопной трубе двигателя. Для мойки и очистки рабочих органов здесь появился промывочный бачок, из которого вода подавалась по шлангу под давлением выхлопных газов.

Первый ассенизатор АСМ-2 на 2,5-тонном шасси ГАЗ-51 с системой разрежения от двигателя. 1956 год

Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:59
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В период с 1958-го по 1970 год выпускалась модернизированная и самая распространенная машина АСМ-3 на базе ГАЗ-51А с небольшим задним наклоном цистерны, предохранительным клапаном переполнения и контрольными смотровыми окнами на задней стенке. Наполнение цистерны по-прежнему создавалось путем разрежения на всасывающем коллекторе силового агрегата и длилось всего две-три минуты. Слив нечистот производился под давлением выхлопных газов.

Массовый ассенизатор АСМ-3 с цистерной на 2 200 литров с устройством обмыва рукавов. 1960 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 18:59
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Задняя рабочая часть машины АСМ-3 с всасывающим шлангом и тремя смотровыми окнами


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:00
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Три сообщающихся друг с другом боковых ящика для хранения и транспортировки шлангов


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:00
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Машину оснастили бортовыми пеналами для укладки рукавов и инструментария, задней фарой для освещения места работы и приспособлениями для обмыва четырёхметрового заборного рукава и других узлов. Одной из первых машин такого рода была модель АСМ-3, которая стала поступать на экспорт в социалистические и союзные страны.

Промежуточный вариант ассенизатора АСМ-3А с повышенной высотой заливной горловины. 1969 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:01
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Полноприводный сельскохозяйственный ассенизатор на шасси ГАЗ-63 с оснащением от машины АСМ-3А


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:01
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Последним ассенизаторским автомобилем семейства АСМ на базе ГАЗ-51/51А была модернизированная машина АСМ-51, внешне отличавшаяся двумя более вместительными боковыми ящиками с пологими крышками. Её выпуск пришелся на 1971-1975 годы.

Ассенизаторная машина АСМ-51 на шасси ГАЗ-51А с увеличенными боковыми ящиками. 1973 год




Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:03
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Ассенизаторы второго поколения на грузовиках ГАЗ-53​

В начале 70-х, не дожидаясь окончания 25-летнего выпуска машин первого семейства АСМ, началось изготовление нового поколения ассенизаторной техники, которая по общей конструкции и кругу выполняемых задач отличалась от предшественников несущественными доработками и перестановкой рабочего оснащения на четырёхтонные грузовики ГАЗ-53 разных версий.
На более мощном безнасосном ассенизаторе АСМ-53 на шасси ГАЗ-53А, в отличие от модели АСМ-3, стояла цистерна ёмкостью 3 250 литров, заполнявшаяся отходами за восемь-десять минут, а рукава хранились в двух трубчатых бортовых пеналах. Полная масса машины составляла 7,4 тонны.

Ассенизатор АСМ-53 – одна из последних машин с системой разрежения от двигателя автомобиля. 1973 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:04
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
С появлением самого распространенного советского ассенизатора АНМ-53, являвшегося развитием машины АСМ-1, началась эра так называемых вакуум-машин, служивших для сбора и вывоза жидких и полужидких бытовых отходов из выгребных ям глубиной до четырёх метров и их доставки к местам обеззараживания или утилизации.

Городская ассенизаторская вакуум-машина АНМ-53 в рабочем положении. 1974 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:04
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Автомобиль тоже базировался на грузовике ГАЗ-53А и снабжался цистерной от модели АСМ-53. Его главной «изюминкой» был обогреваемый вакуумный насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, который в течение трех-пяти минут создавал вакуум, обеспечивавший засасывание в цистерну нечистот по всасывавшему рукаву. При её наполнении сигнальное устройство автоматически останавливало двигатель. Время опорожнения под давлением составляло две-три минуты. Для мытья наконечника шланга служил промывочный 55-литровый бачок. Полная масса сократилась до 6,8 тонны.

Разработкой машины АНМ-53 занималось КБ московского отделения Академии коммунального хозяйства, серийный выпуск был развернут на Арзамасском заводе коммунального машиностроения.

В 1980-е развитием модели АНМ-53 стал достаточно совершенный базовый ассенизатор КО-503, выполнявший все перечисленные выше операции. Его лопаточный вакуумный насос размещался на раме ГАЗ-53А за кабиной водителя и соединялся с цистерной трубопроводом с всасывающим или напорным патрубком. В зависимости от положения регулировочных кранов можно было создавать вакуум для заполнения цистерны или избыточное давление для её опорожнения. С обеих сторон машины имелись пеналы для заборного рукава, водяного бачка и инструментов.

Схема ассенизатора КО-503. Основные агрегаты: 1 – трубопровод, 3 – цистерна, 4 – ящики для шланга, 5 – смотровое окно, 6 – всасывающий трубопровод, 7 – вакуумный насос, 9 – блок регулировочных кранов

Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:05
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Для облегчения тяжелого ручного труда водителей ассенизаторов при манипуляциях со съёмом, установкой и подъёмом тяжелых рукавов на шасси КО-503 небольшой партией была собрана машина УК-19. Её планировалось использовать для очистки выгребных ям, сбора помоев и твердых бытовых отходов. Для выполнения этих операций с левой стороны цистерны установили 1,4-метровый барабан с приводом от трансмиссии автомобиля. Он служил для укладки всасывающего рукава, соединенного с цистерной, который можно было размотать на расстояние до восьми метров.

Схема машины УК-19. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 3 – рукавный барабан, 4 – рычаг управления всасывающим шлангом, 6 – редуктор привода барабана, 7 – вакуумный насос

Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:06
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В начале 80-х развитием 503-й модели стал северный вариант КО-501 на шасси ГАЗ-53-12, выполнявший свои обязанности в регионах, где температура окружающего воздуха опускалась до -40 градусов. Его особенностями были насосный отсек с обогревом выхлопными газами и утепленная горловина цистерны с отверстием в крышке для заливки горячей воды.

Северный ассенизатор КО-501 на шасси ГАЗ-53-12 из Новосибирской области.

Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:06
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Последним достижением в семействе КО-503 советского времени была модернизированная вакуум-машина КО-503Б Арзамасского завода с цистерной повышенной вместимости и простейшей задней поворотной стрелой для работы с тяжелыми всасывающими рукавами. Несмотря на столь «революционные» нововведения, для выполнения этих операций служила обычная ручная лебёдка с храповым механизмом.

Ассенизатор КО-503Б на автомобиле ГАЗ-53-12 с 3,6-кубовой цистерной и миниатюрным краном. 1987 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:07
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
ЗИЛовский вклад в дело ассенизации страны​

Во времена СССР первым и единственным ассенизатором московского Завода имени Сталина была вакуумная машина на грузовике ЗИС-156А образца 1953 года с 250-литровым баллоном со сжиженным газом, построенная в транспортном цехе ЗИЛа для собственных нужд.

Уникальный газобаллонный ассенизатор на шасси ЗИЛ-156А с двигателем, работавшим на сжиженном газе. 1962 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:07
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
С переоснащением этой категории коммунальной автотехники известные впоследствии пятитонки ЗИЛ-130 послужили основой небольшого семейства специализированных машин.

Агрегат КО-502Б на шасси ЗИЛ-431410 предназначался для прочистки водопроводных и фекальных сетей от осадка, а также ликвидации аварийных ситуаций при их полном засоре. Для этих целей его оборудовали цистерной на 4,7 тысячи литров воды, насосом высокого давления, гидромотором, задним рукавным барабаном, обмывочной камерой и боковыми инструментальными ящиками.

Машина КО-502Б на шасси ЗИЛ-130-76 для расчистки городских канализационных сетей. 1978 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:07
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Схема машины КО-502Б. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 2 – ящик для рукавов, 3 – рукавный барабан, 4 – водяной насос, 5 – обмывочная камера, 6 – пульт управления


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:08
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
К группе узкоспециализированных коммунальных автоцистерн относились илососные машины (илососы) ИЛ-980 трёх унифицированных версий, выполненных на шасси ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130-76. Их применяли для очистки колодцев городской канализации от ила и его транспортировки к месту разгрузки.

На них устанавливали трёхсекционную цистерну для ила, иловой и рабочей воды, вакуумный насос для создания разрежения, гидравлическую систему и трубопроводы. В передней части цистерн был установлен полноповоротный стреловой гидрокран для подъёма и опускания всасывающего шланга в заданном месте. Управление основными узлами осуществлялось из кабины водителя или дистанционно.

Демонстрация прототипа илососной машины ИЛ-980 на шасси ЗИЛ-130. 1967 год (фото автора)


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
rostovdon88
18.02.2020 - 19:08
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Модернизированный илосос ИЛ-980A с усиленной крановой стрелой и открытым креплением шланга. 1974 год


Автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 6579
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх