«Шишига»: легенда номер 66

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Аперитив
4.11.2019 - 15:21
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
302
История начинается с Dodge ¾

Сама концепция армейского автомобиля, которая в итоге выкристаллизовалась в ГАЗ-66, берет своё начало с лендлизовского грузовичка Dodge WC 51/52. Эта машина не имела аналогов ни в Красной Армии, ни в мире. Главным плюсом была уникальная для тех времен универсальность машины – размеры и тяговооруженность позволяли без особых проблем использовать её в качестве артиллерийского тягача, личного транспорта высоких чинов, а также санитарного автомобиля. Однако мировая война закончилась, началась «холодная», и запасы иностранной техники в Красной Армии стали угасать.

Будет 54 фото и много текста

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:22
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Первой заменой американского полноприводного грузовика планировали сделать капотный ГАЗ-62 с полезной нагрузкой в 1,2 тонны. Примечательно, что с таким индексом на Горьковском автозаводе еще в 1940 году был собран экспериментальный полноприводный «газик», а наш второго этапа ГАЗ-62 появился 12 лет спустя. Поэтому главное в них не запутаться. Грузовичок получился ладным и, пожалуй, оказался гораздо гармоничнее младшего брата ГАЗ-69, работы над которым шли параллельно. В некоторых вариантах машина комплектовалась бортовым кузовом и лебедкой, а в самой безумной версии с индексом Б вообще имел восемь колес.

ГАЗ-62 — второй автомобиль в череде неудачников 62-й серии ГАЗа

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:22
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
ГАЗ-62Б так и остался опытным

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:23
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
В общей сложности автомобиль вмещал 9 человек десанта плюс пассажира с водителем и по всем параметрам был достаточно совершенной машиной для начала 50-х годов. Но неожиданно Министерство обороны сменило требования к 62-й машине, проект в первозданном виде закрыли и перешли к теме создания аэротранспортабельного бескапотного грузовика. Фактически нишу «неизданного» ГАЗ-62 в начале шестидесятых занял позже бескапотный УАЗ-451. А тем временем, потеряв без малого десять лет, горьковские конструкторы приступили к новому проекту, уже серьезно напоминающему «Шишигу». Основным ограничивающим фактором были размеры машины – она должна была помещаться в грузовую кабину военно-транспортного самолета Ан-8. Именно поэтому пришлось размещать кабину над передней осью, что в дальнейшем станет чуть ли не главным недостатком ГАЗ-66.



«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:23
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:24
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
ГАЗ-62 последней, третьей генерации. Здесь уже несложно увидеть будущий 66-й

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:25
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Правда, в те времена было сложно предположить, что характер войн будущего будет преимущественно партизанский с широким распространением мин и СВУ. В итоге габариты второй итерации ГАЗ-62 (или уже третьей, главное — не запутаться) пришлось уменьшать, делать весь верх кабриолетного типа. Складывались ветровое стекло, боковые окна и брезентовая крыша, позволяя вместить машину в Ан-8. В книге «Автомобили Советской Армии 1946-1991» историк автомобилестроения Евгений Кочнев пишет, что если для ГАЗ-62 от 1952 года прототипом можно считать упоминаемый Dodge WC51/52, то для 62-го грузовичка образца 1958 года ориентиром стал немецкий Unimog. И действительно, некоторые компоновочные решения просматриваются и у ГАЗ-62, и у его наследника ГАЗ-66. В Советском Союзе позже проводились даже сравнительные испытания «Шишиги» и немецкой машины.

Сборная опытная авиадесантируемая машина с кабиной от ГАЗ-62. 1959 год

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:27
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Все-таки называть Unimog и ГАЗ-66 одноклассниками нельзя – отечественный грузовик разрабатывался в первую очередь как сугубо военная машина (кстати, 66-й был первым таким в своем роде), а «немец» был прежде всего гражданской техникой, по своему функционалу сходной с трактором.

Но вернемся к ГАЗ-62, которым в итоге военное ведомство оказалось недовольно, несмотря на принятие в производство. Машина уже успела не только обосноваться на конвейере (выпустили 69 грузовиков), но и попасть в справочник «Отечественные автомобили» с расчетом на использование в народном хозяйстве. Индекс 62 для ГАЗа вообще стал несчастливым – три машины в разное время оказались не у дел, а последний бескапотный вариант вообще не удосужились даже сохранить в заводском музее. Новой грузовой машине, пришедшей на смену плеяде неудачных, присвоили, как оказалось, гораздо более счастливый индекс 66, прославивший Горьковский автозавод на весь мир.

Легенда со знаком качества

Главным конструкторов 66-го ГАЗа с конца 1957 года стал Александр Дмитриевич Просвирнин, который, помимо этого, руководил разработками практически всех знаковых для автозавода машин – от ГАЗ-53 до ГАЗ-14 «Чайка». Что же нового Просвирнин реализовал в проекте легкого армейского грузовика-тягача? Прежде всего машина увеличилась в размерах, очевидно, по причине появления новых военно-транспортных Ан-12 с большей вместимостью грузовой кабины – все-таки аэротранспортабельность ставилась Министерством обороны в первую очередь.

Главный конструктор Александр Просвирнин

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:28
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
и его детище на образцово-показательной фотографии

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:29
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Далее «Шишига» получила очень высокую удельную мощность – порядка 33 л. с./т, что было чуть ли не рекордом для серийных машин. Это во многом обеспечивал 8-цилиндровый мотор ЗМЗ-66, мощностью 115 л. с., разработанный специально для нового горьковского грузовика. Самую высокую проходимость среди всех серийных грузовиков Советского Союза начала 60-х «Шишига» получила с внедрением межколесных самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения на обоих осях, а также централизованной системе подкачки шин. Кстати, конструкцию «самоблоков» наши инженеры подсмотрели на немецких вездеходах еще в ходе войны и после, со значительными доработками, разработали свой механизм. На пользу внедорожным способностям ГАЗ-66 играло и почти эталонное распределение веса по осям на груженой машине – 50%/50%.

ГАЗ-66Б

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:30
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Первый настоящий серийный ГАЗ-66 (опытная партия машины была собрана в начале ноября 1963 года) появился на свет 1 июля 1964 года и спустя пять лет первым среди советских автомобилей получил престижный знак качества. Правда, злые языки утверждали, что особой пользы от этого не было – так, во время контрольных испытаний на полигоне НИИИ-21 Министерства обороны был зафиксирован знаковый дефект — «течь ржавчины из-под знака качества».

В 1971 году аналогичным отличительным знаком, подтверждающим высокое качество изготовления, наградили бензиновый ЗМЗ-66. Первоначально в гамме ГАЗ-66 присутствовал вариант с литерой Б для ВДВ, который отличался упоминаемыми откидными ветровым стеклом и матерчатой крышей. При погрузке на платформу для десантирования П-7М или ПП-128-5000 приходилось складывать кабину вровень с деревянными бортами кузова и спускать колеса. Кроме этого, опускались спинки сидений вместе с телескопической рулевой колонкой. Это была уникальная конструкция, не имеющая в те времена аналогов в мире. ГАЗ-66Б был способен выдержать перегрузки до 9g при приземлении с четырёх- и пятикупольными парашютными системами, при этом на шасси монтировались топливная цистерна, санитарный модуль, система залпового огня и, внимание, секции понтонного парка ДПП-40. Однако с появлением у ВВС самолетов Ил-76 и тем более Ан-22 необходимость в сложной складной конструкции отпала и в конце 70-х годов машину сняли с производства, заменив обычными ГАЗ-66 со стальной кабиной. Кстати, версию Б разрабатывали на Опытном заводе № 38 МО в Бронницах, а выпускали на одном из ремонтных заводов.

ГАЗ-66 опытной партии с "ранним" исполнением ветрового стекла. Еще сохранились гнутые боковые секции и деревянный кузов. 1960 год

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:30
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Лев Еремеев — классик советского автодизайна

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:32
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Характерный и узнаваемый внешний вид грузовика ГАЗ-66 спроектировал дизайнер Горьковского автозавода Лев Михайлович Еремеев, который приложил талант к многим шедеврам, среди которых можно выделить ЗИЛ-111, ГАЗ-21 и ГАЗ-14. Изначально перед Еремеевым стояла задача обеспечить хорошую обзорность водителю, для чего на первых прототипах было ветровое стекло с гнутыми боковыми секциями. Но по требованиям Министерства обороны их заменили характерными форточками, ставшими настоящими изюминками 66-й машины. Так отпала необходимость изготавливать сложное гнутое стекло и упростилась процедура замены разбитого.

Новая машина ГАЗ-66 сразу же стал бестселлером в войсках Советской Армии — грузовик быстро вытеснил ГАЗ-63 и стал основным легким грузовиком вооруженных сил. Впереди были бесчисленные модификации, эксперименты и нелегкая службы в боевых условиях.

Единственный в своем классе

ГАЗ-66 получился ладной и универсальной машиной. Восьмицилиндровый мотор обеспечивал высокую энерговооруженность, самоблокирующие дифференциалы вкупе с идеальной развесовкой и геометрической проходимостью позволяли штурмовать самые безумные преграды, а бескапотная компоновка обеспечивала отличный обзор. Собственно, недостатков было всего три: высокий расход топлива, издевательское для водителя размещение рычага КПП и расположение сидений экипажа прямо над передними колесами. И если с первыми двумя минусами в армии готовы были мириться, то третий недостаток стал для «Шишиги» чуть ли не роковым. Осознание этого пришло в Афганистане, когда подрыв любой мины под колесами грузовика неминуемо приводил к травмам, а порой и смертельным ранениям водителя. Поэтому ГАЗ-66 поспешно вывели из состава ограниченного контингента советских войск и с тех пор достаточно прохладно относились к боевому использованию машины.

Один из эпизодов раннего боевого применения ГАЗ-66 в модификации Б. Прага. 21.08.1968 г. На кабине и тенте машины опознавательные белые полосы техники стран Варшавского договора.

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:33
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Хотя, конечно, никто списывать «Шишигу» со строевой службы не спешил – заменить грузовичок в 80-90-х годах было попросту нечем. Этим, кстати говоря, пользовались в конструкторским бюро Горьковского автозавода и не спешили с глубокой модернизацией. При всем уважении к инженерному штабу ГАЗа, посмотрите на эволюцию немецкого Unimog серии S (который во многом был прообразом «шишиги»). Во многом, конечно, это было обусловлено консерватизмом главного заказчика в лице Министерства обороны, но ГАЗ-66 широко использовался для гражданских нужд и тут как раз регулярная модернизация очень была бы к месту. Первый же раз грузовичок ГАЗ-66 обновили спустя несколько лет после запуска в производство – в 1968 году.

Unimog серии S. Многие считают его объектом подражания при конструировании ГАЗ-66




«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:34
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Это было второе поколение, продержавшееся на конвейере целых 17 лет. Тогда появилась индексы, состоящие из двух чисел, например, базовый вариант был 66-01. Теперь «Шишига» могла брать на борт сразу 2 тонны (кстати, на самых последних опытных экземплярах этот показатель был увеличен до 2,3 тонны всего лишь за счет новых шин). Также «вторая серия» 66-й машины получила централизованную систему подкачки колес, светомаскировочные фары и, самое главное, повысился дорожный просвет до 315 мм. ГАЗ-66 теперь можно было отправлять на экспорт – для этого улучшили отделку салона, усовершенствовали приборы в кабине, поставили новые карбюраторы, транзисторную систему зажигания и даже бескамерные шины. Расход топлива упал до 26 литров на 100 км. Конечно, основными покупателями машины были страны с жарким климатом, поэтому инженерам пришлось адаптировать кабину к соответствующим условиям. Надо сказать, что задача это была не из простых. Огромный, пышущий жаром восьмицилиндровый мотор располагался фактически между пассажиром и водителем, что осложняло его терморегуляцию. Удалось ли конструкторам решить эту проблему на экспортных модификациях, неизвестно, но вот для советских водителей летом в кабине как было невыносимо жарко, так и осталось.

Армейские будни ГАЗ-66 второй серии


«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:35
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
ГАЗ-66 все время был экспериментальной площадкой для различных инноваций инженеров ГАЗа, немалая часть которых приходилась на улучшение проходимости машины. Так, в 60-х годах на авиадесантируемый ГАЗ-66Б, о котором говорилось в первой части истории, установили гусеничные движители треугольной формы. Однако к какому-то прорыву в проходимости и так уже вездеходного грузовика эта конструкция не привела. Конкуренция между автопроизводителями в СССР если и была, то только за государственные оборонные контракты. Типичным примером такого явления стал ГАЗ-34 – полноприводный трехосный грузовик, имеющий много общего с «Шишигой». Тогда армии требовалось новое поколение средних грузовиков, способных буксировать артиллерийские орудия и одним из перспективных проектов был московский ЗИЛ-131.

Опытный гусеничный ГАЗ-66Б


«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:35
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:37
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:37
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:38
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Войсковые и ресурсные испытания трехосного ГАЗ-34

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:38
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:38
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:39
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:39
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Аперитив
4.11.2019 - 15:39
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

«Шишига»: легенда номер 66
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30051
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх