Первые образцы внедорожника УАЗ-3172, предназначенные для внутризаводских испытаний, были изготовлены в 1991 году. Машина являлась частью проекта «Вагон», главным конструктором которого выступал Александр Щербаков, заведовавший перспективными ульяновскими полноприводниками с семидесятых годов.
УАЗ-3172 разрабатывался под военные нужды на замену модели УАЗ-469, и в соответствии с требованиями заказчика — Министерства обороны — новый автомобиль должен был превосходить предшественника, в первую очередь, по проходимости и вместимости. Чтобы достичь этого, но не слишком увеличивать общую высоту машины, главная передача переднего моста сместилась влево, а двигатель вправо. Сами мосты обладали редукторами внешнего зацепления, что позволило увеличить дорожный просвет до 325 мм. В отличие от модели УАЗ-469, опытная машина получила полностью пружинную подвеску (передняя — со стабилизатором поперечной устойчивости).
Внедорожник имел рамную конструкцию, пятидверный тентованный кузов со съёмными верхними секциями дверей и откидной рамкой ветрового стекла (для возможности погрузки в вертолёт). Пассажировместимость УАЗа-3172 составляла 9-10 человек в полном снаряжении, грузоподъёмность автомобиля — одна тонна. За водителем и передним пассажиром располагались два сиденья, установленные спинками друг к другу, к которым вели задние двери, а за ними располагались скамейки вдоль бортов. Основной топливный бак был размещён за задней осью, между лонжеронами, дополнительный — слева, аналогично предшественнику.
Двигатель — УМЗ-421 объёмом 2,9 литра и мощностью 105 л. с. с предпусковым подогревателем, коробка передач — механическая четырёхступенчатая, центральный дифференциал с блокировкой. На первых прототипах модели УАЗ-3172 блокировались также и межколёсные дифференциалы. Для увеличения глубины преодолеваемого брода автомобиль был оборудован шноркелем.
Опытный внедорожник УАЗ-3172, 1991 год