Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
28.09.2018 - 20:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
126
Роликовый привод, он же привод Робсона – необычное техническое решение, применяемое разработчиками транспортных средств хотя и не слишком часто, однако весьма широко. Он встречается и на вездеходах, и на грузовиках, и даже на велосипедах.

10 фото via


Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Как передается крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля? Среднестатистический автолюбитель, более-менее разбирающийся в технике, скажет – на заднеприводной машине момент обычно передает карданный вал, на переднеприводной — ШРУС, а на мотоцикле — цепь (а иногда ремень).

Более продвинутые вспомнят гидромоторы, нередко применяемые там, где не удается проложить жесткий вал, но можно протянуть гидромагистраль – например, на сложной строительной технике. А молодое поколение скажет, что самой современной технологией является мотор-колесо, в котором вообще нет такой лишней детали как приводной вал!

Все они, безусловно, правы, но этими вариантами список технических решений не исчерпывается. Одно из любопытных изобретений – роликовый привод колес, часто называемый также приводом Робсона.

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Роликовый привод колес очень прост и для понимания, и в изготовлении. В простейшем виде крутящийся от двигателя ролик просто прижат враспор к близко расположенной паре колес своего борта (с противоположной – аналогично), и вращает их оба. Это – фрикционный вариант привода Робсона. Более сложный и более правильный вариант – зубчатый.

В нем ролики и шины колес представляют собой совместимые пары – выступы роликов входят в зубчатое зацепление с соответствующим по форме протектором покрышек. Зубчатый «робсон» широко используют в суровом «котлетостроении», когда проектируются вездеходы для экстремальных условий.

Важный нюанс зубчатой схемы – необходимость использования специальных шин особого типа, чей протектор изначально рассчитан на вращение внешним роликом.

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Фрикционный же вариант хорош как вспомогательный — он удобен для дооснащения «робсоном» серийных многоосных машин традиционной конструкции, типа грузовых тягачей-трехосников на обычных колесах. К примеру, на трехосных грузовых машинах с компоновкой 6х2 (три моста, из них один ведущий) «робсон» применяется как пассивный механизм.

Ролик в этом случае не связан с двигателем – он по нажатию кнопки из кабины водителя просто прижимается к колесам ведущего и ведомого мостов и как посредник передает крутящий момент от шин ведущего моста на шины соседнего с ним «холостого». В результате два моста из трех становятся активными, и изначальная схема трансмиссии 6х2 превращается в 6х4!

Так делают, если машина предназначается для использования на дорогах с твердым покрытием, но изредка вынуждена съезжать на слабые грунты, где рискует забуксовать. Вместо дорогого полного привода и зубастой резины применяют ролики Робсона совместно с типовыми дорожными шинами.

Этот вариант, правда, ограничен в передаче момента из-за риска проскальзывания и годится лишь для эпизодического применения, чтобы не убивать покрышки.

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Да, очевидно, что «робсон» — вещь специфическая. К примеру, для легковых машин он совершенно бесполезен. Однако в особых ситуациях он незаменим и позволяет решать ряд важных задач.

Во-первых, вышеупомянутые грузовики. Сегодня этот привод используется в коммерческой технике – как вспомогательный (пассивный) в тягачах (на шоферском жаргоне именуемый «медведкой»), так и как основной (активный, с гидромоторами) в спецтехнике, работающей на лесозаготовках – например, в прицепах с ведущими осями, форвардерах и харвестерах.

Финский производитель грузовиков Sisu выпускает тягачи с установленным на заводе «робсоном», в качестве опции предлагает его и Volvo, а для тягачей Scania или DAF ролики с прижимными гидроцилиндрами изготавливает ряд сторонних европейских компаний. Пассивный привод Робсона позволяет дать тягачу две ведущих оси «малой кровью» — без дорогостоящего второго ведущего моста, раздаточной коробки, дополнительных карданов и прочего.

Плюс получается изрядная экономия топлива – второй ведущий мост подключается лишь при буксовании на бездорожье, а на асфальте легко отключается.

Еще одна весьма широкая сфера применения привода Робсона — строительство вездеходов, машин для катастрофического бездорожья – болот, снега в человеческий рост, пустынь и тому подобного. Там роликовый привод уже используется в его активном виде – зубчатый ролик вращается от двигателя и крутит ходовые колеса. «Робсон» позволяет резко снизить массу автомобиля за счет уменьшения числа мостов и карданов, что очень важно для вездеходов, а при использовании в качестве колес пневматиков низкого давления еще и фактически отказаться от подвески.

Машины с роликовым приводом очень надежны – подвески нет, а порвать полуоси, кардан или раздатку на них практически нереально, ибо связь колес с двигателем «мягкая». Недостатки, разумеется, тоже присутствуют, куда без них! Немало топлива тратится впустую на преодоление трения, а крутящий момент ограничен свойствами зацепления в точке «ролик-шина».

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Вообще эксперименты с роликовым приводом колес – история довольно старая. К примеру, роликовые вездеходы разрабатывала и даже малосерийно производила в первой четверти ХХ века британская компания Armstrong-Siddeley. Однако массового распространения такой тип привода не получил, поскольку на заре разработок был он исключительно фрикционным, и в качестве основного движителя малопригодным. Ролик вращал колеса за счет трения, будучи сильно прижатым к поверхности шины и страдая от сильного проскальзывания в грязи и глине.



Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Однако во второй половине ХХ века привод Робсона вновь стал интересен автоконструкторам – как уже неоднократно упомянутый пассивный вспомогательный на грузовиках, так и в качестве активного основного. Человечество постепенно начало пересматривать свое отношение к освоению северных регионов, где гусеничная техника, прежде вовсю утюжившая тундры и оставлявшая на их почвах незарастающие десятилетиями уродливые колеи, начала постепенно вытесняться «гуманными машинами».

Последние используют так называемые «пневматики низкого давления» — сверхкрупные (с диаметром от полутора метров и более) колеса с огромной площадью пятна контакта, позволяющие проехать по мху, не оставив следов. И роликовый привод с его малым весом, простотой и высокой надежностью оказался тут весьма кстати. Помимо высокой механической отказоустойчивости достоинством стало отсутствие снаружи машины редукторов, наполненных маслом – колесных редукторов и главных передач в мостах.

Как правило, эти узлы требуют повышенного внимания после любого контакта с водой, а на машинах с роликовым приводом колес все элементы, боящиеся влаги, скрыты внутри герметичного корпуса-«лодки». Благодаря такой компоновке большинство «роликовых» вездеходов отлично плавают и не требуют обслуживания после преодоления каждого болота или иного водоема.

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Сегодня в нашей стране с десяток компаний создают серийные (хотя серии и невелики) вездеходы на основе роликового привода – машины под марками Беркут, Тром, Странник, Стражник и другие. Эти вездеходы применяются нефтяниками, газовиками, геологами, экологами, на коротком плече (до 100 км) часто с успехом заменяя известный северный «летучий грузовик» Ми-8, чьи рейсы избыточно дороги по амортизации и топливу. А роликовый пневмоход с дизельком на полтора-два литра доползает с тем же грузом гораздо дешевле!

Часто используют «robson drive» и гаражные самодельщики, которые делают такие вездеходы для себя, проживая в многочисленных суровых и отдаленных регионах страны. К слову, предполагается, что в самом ближайшем будущем в законе «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» будет прописан полный запрет передвижения по тундре и лесотундре механизированного транспорта, нарушающего почвенно-растительный покров, что однозначно вытеснит из Арктики гусеничные машины.

Ну а еще нельзя не упомянуть «малые формы» роликового привода. Хорошо известен, к примеру, знаменитый французский моторизованный велосипед VeloSolex, производившийся десятки лет, с 1946 года по 1988, и возрожденный в 2000-е в виде китайских клонов.

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
SESHOK
28.09.2018 - 20:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Завершающая

В конструкции VeloSolex, а также его многочисленных фабричных копий и кустарных самоделок 30-50-кубовый бензиновый двухтактный моторчик устанавливался на переднюю вилку велосипеда и резиновым роликом на валу прижимался к поверхности шины – «робсон» в чистом виде! Зубчатый контакт не используется — применяется обычная серийная велошина, однако в условиях асфальта чисто фрикционного контакта велосипеду вполне достаточно.

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
KibRob39Z
28.09.2018 - 20:53
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.06.18
Сообщений: 1350
Резина на протекторах стирается, не?
 
[^]
Mefodiy75
28.09.2018 - 21:00
48
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.12.11
Сообщений: 148
Вещь!!! rulez.gif

Для нетерпеливых с 7-40.
 
[^]
6710v00090d
28.09.2018 - 21:01
14
Статус: Offline


Фанат Юры Шатунова

Регистрация: 17.09.14
Сообщений: 2846
А мне понравилось! Бесят унылые однотипные решения. Даёшь инженерную смекалку! Наши много всяких фриковых решений напридумывали, особенно это касалось покорения севера. Можно еще шнек вспомнить.
 
[^]
Зауралец
28.09.2018 - 21:06
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.08.17
Сообщений: 582
Цитата (6710v00090d @ 28.09.2018 - 21:01)
А мне понравилось! Бесят унылые однотипные решения. Даёшь инженерную смекалку! Наши много всяких фриковых решений напридумывали, особенно это касалось покорения севера. Можно еще шнек вспомнить.

Шнек в качестве проходимости может и хорош, но грунты будет грести по самое нехочу. Небось еще сильнее чем гусянка разворотит
 
[^]
ElGringo
28.09.2018 - 21:07
63
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 15.05.12
Сообщений: 567
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:00)
Вещь!!! rulez.gif

Для нетерпеливых с 7-40.

На шерпе в видео нет робсона brake.gif
 
[^]
Andrey1967
28.09.2018 - 21:09
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 3364
не знал про Робсона.
думал у нас Володя Гамиловский пионер...
 
[^]
Mefodiy75
28.09.2018 - 21:11
15
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.12.11
Сообщений: 148
Цитата (ElGringo @ 28.09.2018 - 21:07)
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:00)
Вещь!!! rulez.gif 
Для нетерпеливых с 7-40.

На шерпе в видео нет робсона brake.gif

Да и хрен с ним! Зато прёт клёво!!!!
 
[^]
Andrey1967
28.09.2018 - 21:14
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 3364
Цитата
Машины с роликовым приводом очень надежны – подвески нет, а порвать полуоси, кардан или раздатку на них практически нереально, ибо связь колес с двигателем «мягкая».

на Странниках полуоси летят как расходники
боковой прогиб, и втулка балансира выгибает его на излом
сырой аппарат
 
[^]
Andrey1967
28.09.2018 - 21:16
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 3364
Цитата (Mefodiy75 @ 29.09.2018 - 01:11)
Цитата (ElGringo @ 28.09.2018 - 21:07)
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:00)
Вещь!!! rulez.gif 
Для нетерпеливых с 7-40.

На шерпе в видео нет робсона brake.gif

Да и хрен с ним! Зато прёт клёво!!!!

погугли "шерп реальность" немного остудит
 
[^]
Mefodiy75
28.09.2018 - 21:16
17
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.12.11
Сообщений: 148
Цитата (6710v00090d @ 28.09.2018 - 21:01)
А мне понравилось! Бесят унылые однотипные решения. Даёшь инженерную смекалку! Наши много всяких фриковых решений напридумывали, особенно это касалось покорения севера. Можно еще шнек вспомнить.


с 7 минуты для нетерпеливых.
 
[^]
Mefodiy75
28.09.2018 - 21:20
11
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.12.11
Сообщений: 148
Цитата (Andrey1967 @ 28.09.2018 - 21:16)
Цитата (Mefodiy75 @ 29.09.2018 - 01:11)
Цитата (ElGringo @ 28.09.2018 - 21:07)
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:00)
Вещь!!! rulez.gif 
Для нетерпеливых с 7-40.

На шерпе в видео нет робсона brake.gif

Да и хрен с ним! Зато прёт клёво!!!!

погугли "шерп реальность" немного остудит

В реальности много чего не так.... Кто ищет, тот найдёт, что ищет!


Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
mrsakhnov
28.09.2018 - 21:23
13
Статус: Offline


скептик шопиздец

Регистрация: 19.07.13
Сообщений: 12284
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:00)
Вещь!!! rulez.gif

Для нетерпеливых с 7-40.

А какое отношение шерп имеет к данному посту?
 
[^]
genak75
28.09.2018 - 21:23
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.06.17
Сообщений: 337
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:00)
Вещь!!! rulez.gif

Для нетерпеливых с 7-40.

Там, где пехота не пройдет
И бронепоезд не промчится,
Связист на пузе проползет
И ничего с ним не случится!
 
[^]
ralex64r
28.09.2018 - 21:28
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 19.08.14
Сообщений: 2464
Цитата (ElGringo @ 28.09.2018 - 22:07)
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:00)
Вещь!!! rulez.gif 

Для нетерпеливых с 7-40.

На шерпе в видео нет робсона brake.gif

Там ваще его нет

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
Andrey1967
28.09.2018 - 21:30
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 3364
шерп без рекламы, специально для дрочеров

Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено
 
[^]
Зауралец
28.09.2018 - 21:35
27
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.08.17
Сообщений: 582
Цитата (Mefodiy75 @ 28.09.2018 - 21:16)
Цитата (6710v00090d @ 28.09.2018 - 21:01)
А мне понравилось! Бесят унылые однотипные решения. Даёшь инженерную смекалку! Наши много всяких фриковых решений напридумывали, особенно это касалось покорения севера. Можно еще шнек вспомнить.


с 7 минуты для нетерпеливых.

Сцуко, вот послушаешь диктора и чет как то эмоции.. Сейчас так не рассказывают. Особенно вторая половина ролика. Прямо чувствуется, что люди и для людей старались

Это сообщение отредактировал Зауралец - 28.09.2018 - 21:36
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 39003
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх