И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
14.07.2018 - 14:38
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
141
Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит. Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде суеверного трепета: вдруг эта огромная снаружи машина, которая позаимствовала агрегаты массового советского грузовика, окажется на ходу неповоротливым, вяло ползущим чудовищем с жуткой эргономикой, неуправляемым и жутко неудобным? Вот это было бы разочарованием, хотя и несколько ожидаемым. Но нет! Наверное, Нильс, летевший в Лапландию на спине гуся, не испытал такого восторга от своей птички.

Ну всё, хватит эмоций. Нахмурим чело и посмотрим, что это за машина.

48 фото via


И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Славная семья КПЭМ

Многие, наверное, знают, что ЗиЛ-49061 был создан для поиска и дальнейшей перевозки спускаемых аппаратов (СА или «капсул»), которые нужны для возвращения космонавтов на Землю после полёта. Одним из стимулов к созданию таких машин стала неприятная ситуация, к в которую попали космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов в 1965 году.

После спуска в глухой пермской тайге им пришлось два дня топать на лыжах к специально вырубленной лесниками делянке, где их смог забрать вертолёт. И это — после сложного полёта, в котором Леонов первым в истории побывал в открытом космосе.

На фото: ЗиЛ ПЭУ-1 ‘1966–73



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
На фото: ЗиЛ ПЭУ-1 ‘1966–73


И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
В 1966 году была выпущена машина первого поколения ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка), оборудованная краном и платформой для перевозки спускаемого аппарата. А в 1972 году была сделана ПЭУ-1М, кузов которой был пассажирским и приспособленным именно для перевозки людей, а не СА.


На фото: ЗиЛ ПЭУ-1М ‘1972–79



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
На фото: ЗиЛ ПЭУ-1М ‘1972–79


И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Первый прототип машин второго поколения ПЭМ был готов ещё в 1971 году, но производство началось в 1975-м. И опять это была не одна машина, а комплекс из трёх: наш ЗиЛ-49061 назывался ПЭМ-1 и был пассажирским, ЗиЛ-4906 — это ПЭМ-2 (у него вместо кузова-салона стоял кран и ложемент под “капсулу”), а третья машина в составе комплекса КПЭМ — это вездеход со шнековым движителем ПЭМ-3 (ЗиЛ-29061).

Почему колёсные машины получили прозвища “Синяя птица” — доподлинно неизвестно, но это название, конечно, гораздо лиричнее прозаического ЗиЛ-4906, поэтому просим вашего позволения иногда называть ПЭМ-1 “Птицей”. Ну, красиво же, ей-богу!

На фото: ЗиЛ-4906 Синяя Птица ‘1975–91

Это сообщение отредактировал SESHOK - 14.07.2018 - 14:40

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Утверждение, что КПЭМ выезжают на место посадки своим ходом, ошибочно. Они базируются (всего сейчас их десять единиц 4906 и 49061) под Челябинском, а на место предполагаемой посадки их перевозят самолётом АН-12. И уже на месте приземления СА начинается их работа.



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
08

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
09

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
10

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
11

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Шестилапые

Начнём, пожалуй, с того, почему у машины шесть колёс, и как они работают.

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Задача перед конструкторами стояла сложная: нужно было сделать не только проходимый автомобиль, но ещё и плавающий. Причём достаточно лёгкий, но вместительный. Огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают плавучесть, хотя, конечно, основное водоизмещение даёт кузов-лодка, сделанный из стеклопластика.

Шесть колёс позволяют ездить по пересечённой местности, а возможность их стравить — по грунтам, не выдерживающим большое удельное давление.



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Так как габариты машины несколько поражают воображение (особенно длина в девять метров), то управляемыми пришлось делать колёса передней и задней осей. Отметим интересную особенность нашей машины: у неё в рулевом управлении нет жёсткой механической связи между передними и задними колёсами. А вот на более поздних машинах для устранения рассинхронизации углов поворота тяги всё-таки проложили.

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Теперь перейдём к ещё более интересному вопросу: как все эти колёса крутятся? То есть, к трансмиссии.

Двигатель V8, ЗиЛ-130, 150 л.с.

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Коробка передач тут стоит практически такая же, как у ЗиЛ-130. Отличия — в удлинённом вале под двухдисковое сцепление активного автопоезда ЗиЛ-137 с колёсной формулой 10х10. А вот всё после КПП — уникальное, сделанное специально для ПЭМ. Здесь стоит бортовой блокированный привод всех колес, то есть, все три колеса одного борта всегда вращаются вместе, приводимые в действие карданами.

Вполне очевидно, что блокировка тут может быть только одна — межбортового дифференциала. Единственный планетарный дифференциал в раздаточной коробке нужен для блокировки, обеспечивающей одинаковую скорость вращения всех шести колёс при сложных дорожных условиях. Ну и, конечно, есть у ЗиЛа и колёсные редукторы.

А что там с двигателем? Наверняка у этого монстра где-то внутри стоит мотор, вызывающий потоки завистливых слёз Безумного Макса? А вот и нет. В ПЭМ-1 работает практически обычный V8 ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с. Правда, собирали моторы для “Птицы” не на конвейере.

В процессе сборки конвейерных моторов отдельно обрабатывают картер сцепления и блок, а для моторов ПЭМ добавили ещё одну операцию — совместную обработку картера сцепления и блока с одновременной проверкой их на соосность. Кроме того, сам “колокол” здесь тоже не от ЗиЛа-130, а от всё того же ЗиЛа-137.

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
И ещё одно отличие — в приводе спидометра. Тут есть выход для датчика тахометра, которого нет на ЗиЛ-130. Впрочем, это — всё то немногое, что отличает серийный мотор от мотора “Синей птицы”.

Кузов машины, как я уже говорил, сделан из стеклопластика. Для зиловцев этот материал к середине 60-х был уже знаком, так что кузов получился очень неплохим. Правда, сегодня он утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. К сожалению, с возрастом эпоксидная смола, соединяющая многочисленные слои кузова, утратила эластичность.

И если на испытаниях кузов ЗиЛа легко и непринуждённо валил деревья в руку толщиной, то сегодня кузов приходится беречь. Впрочем, беречь “Синюю” птицу” — вещь обязательная в любом случае.

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Интересно сделано крыло, которое идёт вдоль борта. Оно откидное. Его трудно сломать в кустах или лесу, но на воде его можно откинуть, и тогда получается мостик, по которому можно пройти вдоль всего борта. А вот пока они висят, как на фотографиях, они закрывают доступ к двум бензобакам, расположенным симметрично по обоим бортам.

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
19

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
А вот однозначного ответа на вопрос, зачем сзади висит баллон с азотом, получить не удалось. Наиболее распространённая версия — для продувки систем спускаемого аппарата после его посадки.



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Сзади у “Птицы” виднеется разъём для подключения электрики прицепа. Он типично авиационный, не такой, какие стояли на автомобилях. С авиацией ЗиЛ роднят и антенны-плавники.



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
А теперь давайте залезем на крышу. И не потому, что хотим гонять голубей, а потому что иначе нам в кабину просто не попасть: дверь есть только в заднем модуле, изолированном от кабины экипажа.

Я точно знаю, что некоторые водители не очень высоко ценят удобство посадки в бескапотные кабины грузовиков. По сравнению с удобством попадания в кабину “Синей птицы” все эти бескапотники — просто ложа театра. Тут надо сначала по колесу забраться на платформу позади кабины, с неё — на крышу, а уж оттуда через люк “провалиться” на сиденье водителя или пассажиров. А тем временем высота кабины — почти три метра. Понятно, что машина рассчитана на военных (именно так, Роскосмос и МЧС “птичками” обделили), они люди подготовленные. Гражданским туда лезть сложно. А может, и не нужно?



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
23

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
На крыше модуля с пассажирским салоном лежит швартовочный круг. Мало ли, вдруг СА придётся вытаскивать из воды? Вот тут при швартовке круг и поможет. А как раз между кабинами и расположен двигатель. Доступ к нему тоже организован здесь же. И он вполне удобен, что радует. Больше тут смотреть нечего, но прежде чем совать своё гражданское тельце в кабину, посмотрим, что творится у “Птицы” в пассажирском салоне.



И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
SESHOK
14.07.2018 - 14:46
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
В утробе “Синей птицы”

Чтобы попасть в салон, нужно откинуть лестницу, закреплённую на задней стенке кузова. Поднявшись в отсек, захлопываем отпавшую от удивления челюсть и начинаем разбираться в этом богатстве.

И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 19970
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх