Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:03
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
176
Сегодня кузов типа универсал является одним из наиболее популярных в мире. Как показало время, утилитарность – не помеха ни стилю, ни скорости – новейшая история мирового автопрома знает немало примеров как стильных, так и очень быстрых «вэгонов». А вот у нас еще со времен СССР ситуация была обратной: там традиционно любили седаны. Тем не менее, автомобиль с кузовом типа универсал хоть и не был самым популярным, но вполне известен как явление советской автомобильной промышленности практически любого производителя и в каждом послевоенном десятилетии. Хотя истоки отечественного «универсалостроения» находились вовсе не в СССР…

46 фото
via

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:03
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Начало

После окончания Второй мировой войны инженеры бывшего немецкого завода DKW в Чопау (Zschopau) по заданию советской военной администрации и при участии специалистов завода МЗМА занялись разработкой целого семейства малолитражных автомобилей – будущего Москвича.

Кроме традиционного седана (по немецкой терминологии – лимузина), было спроектировано еще несколько различных модификаций кузовов – как чисто пассажирский (для такси), так и автомобили для перевозки пассажиров и грузов. Два из них были грузовыми фургонами с «глухими» стенками, а два – шестидверными (!) универсалами.

Сегодня использование дерева в качестве материала как для силовых элементов, так и для наружной отделки кузова является чистой экзотикой. А в тридцатые годы различные породы дерева при соответствующей обработке активно использовались «кузовщиками» – как кузовными ателье, так и крупными автопроизводителями.

ПОСКОЛЬКУ У НЕМЕЦКИХ ИНЖЕНЕРОВ НЕ БЫЛО ОСОБОГО ОПЫТА В СОЗДАНИИ КУЗОВОВ ИЗ МЕТАЛЛА, БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ ВАРИАНТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕРЕВЯННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.

02. Задняя часть послевоенного трёхдверного универсала DKW F89 очень напоминает предсерийный универсал МЗМА


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:03
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
03

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:04
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Была весомая причина, почему советская сторона всерьез рассматривала использование дерева и искусственной кожи для изготовления кузовов универсалов и фургонов. Увы, после войны в стране катастрофически не хватало листовой стали для глубокой вытяжки, которая вдобавок требовала наличия специальных штампов.

04. Конструкция кузова Москвича позволяла различные эксперименты – в том числе, и превращение автомобиля в «полудеревянный» универсал

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:05
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В силу технологических особенностей использования таких материалов внешность будущих двухобъемников получилась специфической – боковины кузова стали плоскими, а стёкла в задней части практически не имели наклона. Тем не менее, пятидверные кузова были спроектированы по всем канонам современных универсалов.

05. Грузовой фургон МЗМА-400-422


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:05
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
06

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:05
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
07. Прототип грузопассажирского универсала Москвич-400-421. Задняя дверь состояла из двух половинок, открывающихся в стороны.


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:05
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
08

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:06
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
09

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:06
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
10

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:06
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Грузовой фургон получил индекс 400-422, а грузопассажирская версия с остеклением обозначалась как 400-421. Увы, в отличие от своего «разнорабочего» коллеги, вариант с кузовом типа универсал в серию так и не пошел по простой причине – в конце сороковых годов причастные к автомобильной промышленности СССР чиновники так до конца и не понимали, зачем потребителю необходимо «ни то, ни сё» – то есть, еще не полноценный грузовой фургон, но уже не комфортабельная легковушка. А ведь у обычного Москвича-400 багажника просто не было – у него даже отсутствовал доступ снаружи в отделение для груза позади задних сидений! Таким образом, «четырехсотый» Москвич так и не стал первым советским универсалом, отдав эту славу следующему поколению машин, также сделанных на Московском заводе малолитражных автомобилей.

11

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 16.11.2016 - 11:06

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:07
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Пятидесятые годы

Одновременно с созданием обычного Москвича-402 на МЗМА планировали создать и грузопассажирский универсал, причем трёхдверный – то есть, лишенный задних боковых дверей, что объяснялось унификацией с «чисто грузовым фургоном». Использоваться такая машина должна была предприятиями народного хозяйства и тех отраслей, где требовалась регулярная перевозка компактных и нетяжелых грузов.

12. Прототип грузового фургона. Обратите внимание на более широкую переднюю дверь!


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:07
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
13

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:08
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Однако испытания опытных образцов показали, что трёхдверный кузов при наличии заднего сиденья крайне неудобен в использовании. Именно поэтому следующий прототип, получивший уже собственное обозначение Москвич-423, стал пятидверным, причем багажная дверь была выполнена не подъемной, и открывающейся на левую сторону.

14. И на фургонах, и на универсалах дверь открывалась не вверх, а вбок


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:08
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
15

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:08
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Серийный выпуск первого советского универсала начался в 1957 году, а унифицированный с ним фургон под индексом 432 пошел в серию годом позже.

16. МЗМА-432

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:09
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Оказалось, что при скромных внешних габаритах при сложенных задних сиденьях позади первого ряда появлялась площадка для перевозки грузов размером 1,5х1,2 м и весом до 250 кг! В то время настоящей инновацией считалось размещение запасного колеса в специально предусмотренной нише под полом багажника, хотя уже несколько десятилетий это решение является своеобразным стандартом для автомобилей с таким типом кузова. Кроме того, на машине усилили рессоры.

17. Универсал на базе обычного Москвича выглядел довольно привлекательно


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:09
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
18

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:09
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Практическая эксплуатация выявила недостатки, присущие как кузову типа универсал, так и конкретному автомобилю производства МЗМА. Прежде всего, отсутствие какой-либо изоляции груза от пассажиров неблагоприятно сказывалось на комфорте, а при манипуляциях с багажом зимой салон быстро остывал. Во-вторых, порог багажного отделения находился почти на высоте 0,8 м, что вынуждало прилагать много усилий для того, чтобы разместить в багажнике тяжелый груз.

19. Одновременно с модернизацией базового седана видоизменялся и универсал


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:09
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
СОВЕТСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРИНЯЛ УНИВЕРСАЛ ВЕСЬМА БЛАГОСКЛОННО, БЫСТРО ВКУСИВ ПРЕЛЕСТИ ТАКОГО АВТОМОБИЛЯ ПО ПЕРЕВОЗКЕ КАК ПАССАЖИРОВ, ТАК И ГРУЗОВ.

В этот момент в рынок вмешалось всесильное государство: несмотря на первоначальное отсутствие формального запрета продажи универсалов в частные руки, их владельцами было мизерное количество обычных автолюбителей, а основная часть машин, разумеется, работала в народном хозяйстве и других отраслях, требующих перевозок небольших и нетяжелых грузов.

Уже год спустя, в 1958-м, модель получила «литерное» обозначение Москвич-423Н. Такой универсал при минимальных внешних отличиях использовал в качестве базы не седан модели 402, а его преемника с индексом 407, поэтому с технической точки зрения автомобиль стал совершеннее – к примеру, он вместо трехступенчатой коробки передач получил «четырёхступку».

20

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 16.11.2016 - 11:10

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:11
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Шестидесятые годы

С 1961 года все тот же Москвич-423 стал выпускаться в несколько упрощенном виде: рамки задних дверей стали угловатыми вместо полукруглых, а водосточный желобок стал цельным вдоль всей крыши. Однако нововведения на московском универсальчике меркнут по сравнению с главным событием шестидесятых годов – началом выпуска универсала на базе престижной и малодоступной Волги М-21!

Действительно, в 1962 году началось производство ГАЗ-М-22 – грузопассажирской модификации базового седана. Еще летом 1960 года специалисты Горьковского автомобильного завода представили прототип ГАЗ-22. При внешней схожести передка с базовым седаном, силовая структура его задней части полностью отличалась, да и панель крыши с задними дверями машина получила совершенно оригинальные. Грузоподъемность универсала по сравнению с обычной «двадцать первой» увеличилась на 75 кг, а сам автомобиль потяжелел на 100 кг. Разумеется, это потребовало от конструкторов увеличения жесткости рессорных листов, а также использования других шин размерности 7,10-15 вместо штатных 6,5-16. Таким образом, при сложенном заднем сиденье универсальная Волга могла перевозить 400 кг груза.

21. ГАЗ-22 – пожалуй, самый недоступный легковой автомобиль шестидесятых годов в СССР


Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:11
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
22

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:11
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
23

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:11
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
24

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
opasnyeludi
16.11.2016 - 11:12
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Как и в случае с «четырёхсотым» Москвичом, дверь багажного отделения на Волге не поднималась вверх, а… была двустворчатой. Однако её половинки открывались не в стороны, а вверх и вниз, что позволяло перевозить «на открытом борту» длинномеры – к примеру, доски, трубы или диван.

25. Задняя дверь состояла из двух частей, откидывающихся вверх и вниз соответственно

Картина, корзина, картонка: вспоминаем советские универсалы 50-60-х годов
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28272
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх