В 1961 году СКБ ЗиЛа "капнул" заказ от Московского городского Совнархоза. "Верхи" требовали создать уникальный по своей проходимости снегоболотоход, пригодный для активной эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Было и еще одно принципиальное требование – обязательное наличие шести колес.
Около года дело не двигалось с мертвой точки – сказывалась большая загруженность конструкторского бюро. Но затем, буквально за пару месяцев, зиловцы состряпали опытный образец и выгнали его на испытания.
Получился девятиметровый снегоболотоход, а дорожный просвет составлял 750 миллиметров. Аппарат весил 12 тонн и мог таскать на себе еще порядка пяти. А кузов, выполненный из стеклопластика, вмешал в себя 18 человек.
Приводили в движение эту махину пара бензиновых мотора V8, выдававшие по 180 "лошадок" каждый. Компанию им составляли также две трехступенчатые автоматические коробки передач. Мощности хватало, чтобы разогнать ЗиЛ-Э167 до 75 км/ч. Вот только аппетит у "проходимца" был нездоровый – свыше 100 литров на сотню километров пути.
Все многочисленные испытания шестиколесный монстр выдержал успешно, не уступая в проходимости даже гусеничным конкурентам. Но дальше одного экземпляра дело так и не пошло. Почему так произошло, неизвестно.
А первый и последний ЗиЛ-Э167 сейчас "прописан" в подмосковной Черноголовке, являясь экспонатом Военно-технического музея.
ЗиЛ-4904: землеруб-гигант"Проходимцы" с шнекороторными движителями известны еще с конца 60-х годов 19-го века. В нашей стране такую "землерубку" запатентовали в 1900 году. Вообще, шнекоходы – идеальные транспортные средства для покорения бездорожья. Мало того, что они способны проехать там, где увязает любая гусеничная техника, так еще и "водные процедуры" им не чужды. Вот только движение по твердым поверхностям не представляется возможным. Поэтому особой популярности из-за своей специфичности подобные машины не снискали.
В конце 60-х годов все в том же СКБ ЗиЛа началась работа над созданием самого большого и серьезного шнекохода в истории. До этого конструкторы Грачева (возглавлял СКБ) уже экспериментировали с вездеходами подобного типа. Венцом их работ стал ЗиЛ-4904, созданный в 1972 году. Аппарат получился гигантский: весом около семи тонн и длиной 8,5 метров, а в ширину и высоту – по 3 метра. Дорожный просвет впечатлял – свыше метра в самой низкой точке. В движение машину приводили два зиловских силовых агрегата, с суммарной мощностью в 360 "лошадок".
В принципе, со своей главной задачей – проезжать везде – вездеход справлялся, что и подтвердили испытания. Вот только скорость у него была низкой. По болоту он разгонялся до 7,3 км/ч, а по воде и снегу – скоростные показатели упирались в потолок 10 км/ч. И хотя испытания в целом признали успешными, проект закрыли.