ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
mushuk77
19.09.2016 - 16:36
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
170
О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.
15 фото via

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:37
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:37
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:38
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:38
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:39
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:40
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:40
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.


ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:41
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Плакат Автоэкспорта. ЗИЛ-130 поставлялся и за рубеж. В первую очередь в страны социалистического лагеря. Кое-где 130-е работают до сих пор.


ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:42
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
10. На базе «сто тридцатого» был создан и седельный тягач — ЗИЛ 130В (на фото автомобиль красного цвета для экспорта).


ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:43
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
11. Еще одно ответвление — трехосный ЗИЛ-133 (на фото ЗИЛ-133ГЯ). Этот автомобиль был нужен заводу «еще вчера», но появился слишком поздно.


ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:43
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
12. Самый известный родственник 130-го — армейский ЗИЛ-131. Полноприводный трехосный 131-й демонстрировал чудеса проходимости и до сих пор в строю.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:44
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
13. На базе самосвала ММЗ-555 создали еще одну модификацию — ММЗ-554. Объем кузова был увеличен с трех до пяти кубометров.

Это сообщение отредактировал mushuk77 - 19.09.2016 - 16:52

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:44
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
14. Перевозчик багажа в аэропорту АПК-9 на базе удлиненного ЗИЛ-130Г до сих пор стоит на службе. Недавно я видел такие автомобили в аэропорту Мурманска.

Это сообщение отредактировал mushuk77 - 19.09.2016 - 16:51

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
mushuk77
19.09.2016 - 16:44
Статус: Online


Котейка

Регистрация: 18.12.09
Сообщений: 2325
15. Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

всё!

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
LogMos
19.09.2016 - 16:45
45
Статус: Offline


Самогонщик

Регистрация: 6.03.11
Сообщений: 2506
морда у него, добрая!!! rolleyes.gif
 
[^]
Масяня999
19.09.2016 - 16:46
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.08.10
Сообщений: 6744
Цитата (mushuk77 @ 19.09.2016 - 16:36)
О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го!

Я подумала о том, о чем надо: до института работала таксировщиком на автобазе. У нас там как раз ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130В с прицепом трудились. Помнится последний скомуниздили вместе с грузом кирпичей. bravo.gif
 
[^]
schweps2
19.09.2016 - 16:47
13
Статус: Offline


Тру ЯПовец - 45см

Регистрация: 3.07.13
Сообщений: 432
Только мне выдали мне новенький ЗИЛ.. rulez.gif

Это сообщение отредактировал schweps2 - 19.09.2016 - 16:48
 
[^]
MULT2011
19.09.2016 - 16:48
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.01.11
Сообщений: 1109
Эх! Я в армии два года на Зиле-130-м, водилой отслужил!
 
[^]
twocat
19.09.2016 - 16:49
16
Статус: Offline


Путешественник

Регистрация: 3.01.16
Сообщений: 304
А еще вот такой был, на базе 131 ЗИЛа был седельный тягач ЗИЛ 137Б с ведущими мостами на прицепе через гидропривод, жрал как сволочь - 89 литров по паспорту и в горку с 3-х тонной ракетой только на пониженной, много у меня их было в армейскую бытность.

Это сообщение отредактировал twocat - 19.09.2016 - 16:50

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
 
[^]
Достаевский
19.09.2016 - 16:50
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 15.09.16
Сообщений: 339
Я на ЗИЛе в школе учился водить. И на свои первые права категории "С" в 16 лет на нем сдал!
 
[^]
kstanton
19.09.2016 - 16:52
4
Статус: Online


дозорный

Регистрация: 23.10.09
Сообщений: 1548
Да, на 130 учился ездить smile.gif И да, научился. С инструктором по вождению "шабашили" нём: и я вождение прохожу, и левая денюшка капает smile.gif
 
[^]
ДжекиChan
19.09.2016 - 16:53
1
Статус: Offline


Джеки

Регистрация: 13.08.13
Сообщений: 1820
К стати удивило что в Болгарии на добыче соли до сих пор ездят 130. Водитель сказал что это специальные ЗИЛы сделанные для работе в соленых озерах. А на вид обычный, только состояние на 5.
 
[^]
Kazec
19.09.2016 - 16:54
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.09
Сообщений: 1550
Самые "шикарные" были первые выпуски, которые без ГУР-а, а краш-тесты с грузом в кузове вообще загляденье
 
[^]
semlaha
19.09.2016 - 16:56
5
Статус: Offline


А что дает этот статус?

Регистрация: 28.09.12
Сообщений: 1551
В Перми была автобаза, и называлась она "Голубая дивизия". А называлась она так, из-за этих 130, которые первые в городе в ней появились.
И еще. Когда после полста второго иногда садился на 130-ый, по первости чуть не уебывался об стекло башкой. Ибо после гидропневмтических тормозов, пневматика очень резкая казалась. И эти ебучие дворники от воздуха, пока они хууууякссс, хуууякссс, снег и грязь на стекла хуякс-хуякс, и нихера не видно. Да и бенза на них списать как на полста втором не получалось, хреновая машинка cranky.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 26657
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх