Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
RecRec
8.04.2016 - 17:53
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
192
Судьба сделала меня уникальным человеком – одним из тех избранных, кто может сказать о себе: я имею опыт эксплуатации плавающего транспортера ТПК ЛуАЗ-967. Причем речь идет не о воскресных покатушках, а о ежедневном использовании этого маленького чудо-автомобиля.

Источник 13фото

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:54
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Уникальность картины в том, что ТПК и не создавался для постоянной езды на нем, поскольку он – Транспортер Переднего Края. Эта малозаметная тележка должна нести на себе стрелковое вооружение, эвакуировать раненых с поля боя, подвозить туда же боеприпасы, людей и прочее. Ну а когда нет ни боя, ни поля боя, транспортеры должны стоять в боксах, а то и вообще на консервации – и стояли, даже на учения выезжая чрезвычайно редко, поскольку и тренироваться на них особенно нечему, по технической сути-то он автомобиль – сел и поехал. Поэтому ТПК и остался малоизвестной экзотикой даже для тех, кто прослужил в Советской Армии не один год. Я же имел с ним дело во время срочной службы в 1980-е годы – транспортер был моим верным другом и товарищем в течение почти двух лет.

На подхвате

Служить я попал на большой общевойсковой полигон. Наш взвод обеспечения отвечал за охрану, содержание штабных и жилых помещений, кухню и прочее. Территория полигона была огромной, транспортных задач немало, и несколько положенных по штату грузовиков не справлялись, особенно в дождливую погоду. Потому командир через знакомую капитана-военврача (я так понимаю, сыграло свою роль то, что знакомство их было очень близким) договорился с каким-то медицинским начальником о выделении нам ТПК.

Он не считался за автомобиль, поэтому проходил за штатом автовзвода, и к тому же не считался бронированной боевой машиной, которые строжайше запрещалось использовать не только для хознужд, но даже для обеспечения стрельб (например, буксировки мишеней). В общем, такая себе чуть ли не пароконная подвода, не подпадающая под типичные армейско-бюрократические классификации. Их даже привезли сразу два – новеньких, с документами на имя ТПК ЛуАЗ-967М. Второй, как объяснил комвзвода, – на запчасти. Но забегая вперед скажу, что до «раскулачивания» второй машины дело так и не дошло: первый экземпляр ломался нечасто.

Это сообщение отредактировал RecRec - 8.04.2016 - 17:54

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:54
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
По прямой

Я возил всякую дребедень – мотки колючей проволоки, бетонные столбики, лопаты, фанерные мишени, солдат-стройбатовцев и даже дрова для полевых кухонь. Вообще-то территория полигона была вся исчерчена грунтовыми дорогами, но пользоваться многими из них я не любил, потому что они были здорово перемолоты танками и БТРами. Поэтому я часто ездил напрямик: по полю, холмам, косогорам, благо машина позволяла – да и мне так было интереснее. Понятно, что зимой на целине в настоящем глубоком снегу мы с транспортером тонули, зарывались, буксовали, садились «на брюхо» – но при этом прибегать к посторонней помощи не пришлось ни разу, всегда выбирался сам. Хотя и кажется, что эту компактную мототележку можно самому чуть ли не на руках вынести, это не так: транспортер достаточно тяжел (930 кг с полным баком), и выбираться из снежного плена приходилось исключительно силой мотора, ведь ездил я обычно один.

Кстати, пустой он шел намного легче – не так проваливался в снег. Нагрузка сказывалась на характере движения и в грязи. Порожняком ТПК просто играючи проходил по любым раскисшим грунтам, слегка болтаясь по курсу из стороны в сторону, а груженый шел все так же уверенно, но как маленький утюг – ровно, не спеша. Тут многое решал тихоходный двигатель, которому всегда хватало тяги – он очень редко задыхался, в особенности если активированы режим 4х4 и пониженная передача. О, как отчаянно он барахтался в мокром жирном черноземе! Или на заболоченном лугу – был у нас и такой «аттракцион» для водителей больших амфибий. Включаешь все что можно в трансмиссии, (тут уже и блокировка заднего дифференциала была востребована) – и пошел вперед! И машинка, гудя мотором, ровно, без смены оборотов, на одной ноте и медленно, иногда непропорционально медленно, двигается вперед. Ощущения от такой езды крайне необычные.

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:55
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Суровый уют

Кабины на ТПК фактически нет – сидишь почти на полу посреди грузовой платформы. Но в тех условиях я воспринимал это нормально, ведь мы с ним работали в чистом поле, где и такого «комфорта» могло не быть. Конечно, зимой было холодно: «печки» нет, штатный брезентовый тент закрывает платформу только сверху и сзади, и ветер гулял прямо по мне. Укрывать аппарат фанерной надстройкой (я приберег под это дело одну не слишком издырявленную мишень) взводный запретил, но в качестве компромисса позволил нарастить тент с боков брезентом. В сильные морозы я ставил справа от себя работающую паяльную лампу, она грела воздух в моей «палатке». Но этот способ погреться был довольно опасным, и я им не злоупотреблял.

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:55
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
В хорошую погоду тент убирался, поскольку часто груз (и пассажиры в том числе) выступал за пределы платформы. Кстати, что касается погрузки людей и предметов – все замечательно: борта низкие, подходи с любой стороны, клади что хочешь и куда хочешь, лишь бы мое сиденье не загромоздить. Один раз я даже пробовал ездить лежа: открутив барашковую гайку, опустил вниз рулевую колонку, разложил свое сиденье и… оказывается, так тоже можно ездить! Правда, шея быстро затекала, а нажимать рукой акселератор было непривычно – но думаю, что под вражеским огнем эти соображения отошли бы на второй план.

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:55
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Воздушная возня

Я понял и оценил, почему конструкторы наделили армейский ЛуАЗик мотором с воздушным охлаждением – благодаря такому решению я ни разу не имел с ним сложностей. Принимая машину «во владение», я готовился к проблеме, известной с «гражданки» по моторам «Запорожцев»: хроническим перегревам мотора. Ничего подобного – при том, что 100% моих поездок проходили в непростых условиях пересеченной местности, я ни разу не пользовался электровентилятором обдува дополнительного маслорадиатора. Может быть, такая температурная индифферентность моего ТПК крылась в том, что я все-таки не двигался на нем в тяжелых режимах по часу подряд.

Дополнительный маслорадиатор с электрообдувом

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:56
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Да, я постоянно следил за точностью установки зажигания и состоянием карбюратора. Самым сложным было контролировать уровень бензина в карбюраторе – окошка в нем нет, рекомендованная инструкцией методика мной освоена не была, а потому пришлось самому состряпать устройство: уровень с прозрачной трубкой от медицинской капельницы. Однако справедливости ради должен сказать, что такого тонкого сервиса карбюратор и не требовал – я сам возился с ним во исполнение строгих армейских инструкций по регламенту.

37-сильный двигатель МеМЗ в ТПК доступен для обслуживания

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:56
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Однажды летом мотор перестал заводиться «на горячую». Проблема решилась быстро: почитав книжку, я нашел залипший разбалансировочный клапан поплавковой камеры, прочистил его – и все стало хорошо. Зимой мотор успешно прогревался. По всей видимости, залогом правильной рабочей температуры в любое время года помимо прочего было то, что все кожухи системы охлаждения у меня были на месте, а термостат работал правильно.

Для холодного пуска у ТПК есть целых две спецсистемы, но в средней полосе, где я служил, мы обходились без них. Если в сильный мороз мотор не «схватывал» с третьей-четвертой попытки, я чуть подогревал картер паяльной лампой – и дело в шляпе! Для интереса пробовал систему пуска «Арктика»: заряжал в нее под капотом баллончик с эфиром и большим шприцем-насосом (ручка слева от руля) впрыскивал его в коллектор во время прокрутки двигателя стартером. Штука эффективная, но на каждый раз эфира не напасешься – в комплекте с машиной этих капсул было лишь несколько штук.

Ручка системы холодного старта Арктика

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:56
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Насосом-пистолетом жидкость Арктика впрыскивалась во впускной коллектор


Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:57
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Полевой сервис

Дембель-ефрейтор, которого я сменил за рулем этой машины, предупреждал, что из-под кожухов толкателей клапанов (распредвал-то нижний, в развале блока цилиндров) может течь масло. Это опасно, поскольку оно может забрызгать оребрение и ухудшить охлаждение. Я следил за этими трубками-кожухами, заглядывая под жестяной кожух воздушной рубашки системы охлаждения, и пару раз менял задубевшие резиновые втулки. Их мне привозил из городского автомагазина прапорщик, начальник гаража – они продавались как детали обычного Запорожца. А главный тормозной цилиндр подошел от Москвича – было дело, он потек.

Доездился я до износа шарниров переднего привода, они у транспортера фактически не типа ШРУС, а обычные карданы. Я старательно шприцевал их через каждую тысячу километров, но, по всей видимости, мой предшественник этого не делал, потому-то они и кончились так рано. Рядом с этими карданами стоят колесные редукторы, которые у меня все время потели маслом, причем с этим я ничего поделать не смог, хотя старательно чистил сапуны и регулировал подшипники. Тут же расположилась еще одна точка смазки – втулки рычагов, к которым нужно было подбираться со шприцем каждую тысячу километров.

Вместо ШРУС впереди - карданы с крестовинами

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:57
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Одно из главных неудобств этой машины (и, думаю, не ее одной в ту пору) заключается в том, что обслуживание разных узлов проводится через разные пробеги, и трудно что-то не прозевать. Например, если в колесных редукторах масло предписано менять через 15 тысяч километров, то в коробке и заднем мосту – через 25, а шкворни поворотных кулаков нужно смазывать каждые 6 тысяч.

Выходы приводов и рулевых тяг из понтона уплотнены резиновыми гофрами, которые я очень боялся повредить. Дело было не только в необходимости последующего ремонта, но и в том, что иногда машину брал на охоту мой командир, и насколько я знал, он с друзьями плавал на ней по реке недалеко от полигона. Разумеется, мне не хотелось, чтобы мой взводный искупался из-за меня в реке вместе с драгоценным ружьем… Но гофры оказались крепкими и вообще толковыми: ни я, ни охотники их ни разу не порвали.

В рулевом приводе тоже есть карданы

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:57
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
С точки зрения полевого сервиса, у ТПК замечательные фильтры. И в масляном, и в воздушном нет никаких сменных элементов – они моющиеся. Уже под конец моей службы, когда пробег подходил к 30 тысячам километров, случилась неприятность – срезало зубья текстолитовых шестерен привода ГРМ. Я, разумеется, получил выговор – ведь это я должен был предупредить командира, что после 25 тысяч километров эти детали нужно заменять. Но тогда мы были избалованы долговечными цепными приводами распредвалов, и я не мог подумать, что привод распредвала может требовать замены так часто. Впрочем, наш «прапор», хоть плевался и сквернословил, называя коричневые по цвету шестерни деревянными, но при первой же оказии привез из города новые – очевидно, запчасти к «Запорожцам» тогда не были в дефиците. Зато после такой профилактики замену выжимного подшипника я не прозевал – вместе с ним заодно переклепали и накладки диска сцепления, которые тоже были «на подходе».

Воздушный фильтр требует лишь промывки

Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
RecRec
8.04.2016 - 17:58
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Лучше и не надо

Конечно, сейчас ту пару лет моего общения с ТПК я вспоминаю с теплом и ностальгией. Но есть тут и другой ракурс – посмотрите, как шагнула вперед техника в плане сокращения работ по обслуживанию! Ведь каждую субботу у меня и моих сослуживцев-водителей был парко-хозяйственный день, когда мы лазили по своим машинам со шприцами, масленками, ключами… А мы сегодняшние вместо этого ждем субботы, чтобы поехать на пикник или проложить новый маршрут выходного дня. Слава тебе, технический прогресс!

ВСЕ! Автор статьи: Владимир Ковалев


Как я ездил лежа: опыт эксплуатации ТПК ЛуАЗ-967
 
[^]
Pulsus
8.04.2016 - 18:00
7
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.07.14
Сообщений: 28
Вот это ТРУЪ-повозка! sm_biggrin.gif
Спасибо за информацию. Было интересно почитать, очень мало знал про этот автомобиль.

Это сообщение отредактировал Pulsus - 8.04.2016 - 18:01
 
[^]
dverotbmw
8.04.2016 - 18:03
1
Статус: Offline


-

Регистрация: 4.03.15
Сообщений: 1196
Батя на таком катал, помню, когда меня малого с собой на службу брал (авиатехником служил). Где-то даже ч/б фотка должна быть, попробую отыскать biggrin.gif
 
[^]
taricc
8.04.2016 - 18:07
9
Статус: Offline


Независимый эксперт политолог-вирусолог

Регистрация: 24.07.14
Сообщений: 7959
Рассказ явно художественный, а то я не знаю как водитель-срочник управляется с техикой ))) прям регламентные работы с технологической карточкой проводит.На полигоне бля ))
Ох уж эти сказочники. Но автор материал знает, да.
В свое время был выбор что купить из техники стоящей на хранении. Я купил Зил-157 , потом продал его селянам. А можно было и ТПК взять.

Это сообщение отредактировал taricc - 8.04.2016 - 18:08
 
[^]
gogamahan
8.04.2016 - 18:08
5
Статус: Offline


Хз

Регистрация: 14.09.14
Сообщений: 1678
Сказочная машин, ей бы ресурс побольше. Впрочем и не предназначалось для хуллиардов пробега.
 
[^]
Bosun
8.04.2016 - 18:09
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 22.10.14
Сообщений: 545
Эта таракашка ещё и плавает! Мечта рыбака-туриста-охотника.
 
[^]
Hedgehog24
8.04.2016 - 18:11
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.06.12
Сообщений: 13694
Цитата
Я купил Зил-157

Захар, маст хэв! Достойный вездеход! super.gif pray.gif ganja.gif
 
[^]
ШурикМурик
8.04.2016 - 18:13
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 2.01.15
Сообщений: 950
Наследник косолапого, хорошо по говнам лазить
 
[^]
Тудудум
8.04.2016 - 18:26
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 31.05.15
Сообщений: 63
2 года назад батя себе купил это чюдо , ибо он рыболов и грибник ,да и на пенсии он уже .
Говорит что это его мечта и он очень долго его искал.
 
[^]
лукас
8.04.2016 - 18:31
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 18518
по службе было дело ..утопили такую..не я
 
[^]
Федорр
8.04.2016 - 18:47
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.10.14
Сообщений: 517
Машина отличная. Заедет реально к черту на рога. Жаль ресурс слабоват. И слабое место торсионы.
 
[^]
лукас
8.04.2016 - 18:49
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 18518
Цитата
Машина отличная. Заедет реально к черту на рога. Жаль ресурс слабоват. И слабое место торсионы.
она не рассчитана на долгую жизнь
 
[^]
aLex66
8.04.2016 - 18:52
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.12.11
Сообщений: 7218
интересная машинка.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27364
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх