Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
RecRec
25.12.2015 - 01:02
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
190
– Ремни безопасности есть, но я ими стараюсь не пользоваться, – улыбнулся Даниил. – Предпочту вылететь через лобовое стекло, чем остаться зажатым в сиденье. Но лучше об этом вообще не думать.

Я согласно кивнул, и мы поехали по городу. Мотор – от Волги, тормоза – от Москвича, водитель – от Бога. На последнее я надеялся больше всего, сидя на переднем сиденье. Впрочем, в ходе тест-драйва машина доказала, что все её агрегаты со своими задачами справляются неплохо, а поездка на «Рафике» – штука забавная и незабываемая одновременно. Я бы, наверное, и себе такую машину купил, если бы не… Ну всё, стоп! Рассмотрим всё последовательно, техника любит порядок.

20 фото via

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:03
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Кому как повезёт

Есть такой анекдот: когда мне хорошо, я езжу на машине с синей полоской, когда мне нехорошо, я езжу на машине с красной полоской. В восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетия обеими такими машинами зачастую оказывался РАФ. И конечно, многим он запомнился в роли маршрутного такси, а особо памятливым – как автомобиль Олимпиады-80. Одним словом, катались на такой машине многие, но кому-то повезло быть её добровольным пассажиром, а кого-то возили под капельницей или в сопровождении людей в форме. Такая распространённость «Рафика» объясняется просто: ГАЗелей тогда ещё не было, а ввозить Мерседесы Спринтер, Фиаты Дукато и Форды Транзит время ещё не пришло, то есть конкурентов у прибалтийского микроавтобуса практически не было. Была ещё, правда, польская Ниса, но наши восточноевропейские соседи умудрились до начала 90-х снабжать свой автобус двигателем от Победы, так что РАФу она конкуренцию составить никак не могла. Тем более что РАФ модернизировался постоянно, и машины 1975 года похожи на машины 1997 только внешне.

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:03
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Над первыми автомобилями Рижской автобусной фабрики РАФ-977 начали работать ещё в 1959 году. Они базировались на агрегатах 21-й Волги, а их опытные кузова пытались построить из стекловолокна. Однако после серии опытов с «дороги разочарований» свернули на более привычный путь. Автобусы покинули конвейер в 1976 году, когда их место занял РАФ серии 2203. Он также был унифицирован с Волгой, но уже с новой – ГАЗ-24. В процессе производства машин периодически менялись некоторые элементы, но неизменными оставались силовые агрегаты от Волги – моторы ЗМЗ-24Д (до 1987 года), а затем – ЗМЗ-402.10, которые устанавливались до конца производства в 1997 году. Также от Волги ставили и коробку передач. А вот тормозные механизмы и часть оптики на «Рафиках» стояли от Москвича-412.

В 1994 году автобус пережил ещё одну модернизацию, которая более всего затронула тормозную систему и систему питания двигателя (новые карбюратор и воздушный фильтр). Одновременно был сделан упор на более комфортную и безопасную эксплуатацию автобуса – прогрессировали системы вентиляции и отопления, изменились зеркала заднего вида, появились инерционные ремни безопасности и чуть лучше стала шумоизоляция моторного отсека.


Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:04
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Конкретно наша модель 22038-02 – достаточно редкий автомобиль с семи- или восьмиместным «люксовым» салоном. Иногда встречается информация, что такие автомобиле в Советском Союзе были предназначены для поддержки многодетных семей по программе Горбачёва. Вряд ли это так: РАФ 22038-02 с таким салоном появились в 1994 году, когда Горбачёва ветром перемен с поста единственного президента СССР уже сдуло. РАФ на конвейере продержался чуть дольше – до 1997 года. Почему было завершено его производство? Достаточно посмотреть на другой популярный автобус того времени – Фольксваген Транспортёр Т4. Эти два автомобиля и рядом не стояли, поэтому в 1997 году желающих покупать «Рафики» уже не осталось. Даже в СНГ. Тем более что уже в конце 80-х латвийские автобусы стали массово возвращаться на завод для доработок – производители смогли достичь рекордных 13% брака продукции. Конструктивно РАФ тоже устарел, в придачу было у него одно слишком характерное умение – гнить полностью и сразу. И вот эта последняя особенность доставила немало головной боли реставраторам нашего экземпляра.

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:04
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Знакомый силуэт

Описывать внешность этого микроавтобуса – дело неблагодарное. Он прост, как три копейки, но очень узнаваем. Профиль машины можно нарисовать левой пяткой, и всё равно его узнают. Но не так всё было хорошо в тот день, когда Даниил – нынешний владелец – увидел РАФ впервые. Как и положено породистому прибалтийскому автобусу, этот экземпляр был ржавым и гнилым. Притом настолько, что заднюю и правые двери пришлось найти от другого автобуса, а кузов полностью разобрать и переварить. Пол в салоне у него сделан из листа бакелитовой фанеры, и после её снятия автобус был близок к тому, чтобы развалиться окончательно, хотя силовая его конструкция вполне даже металлическая. Кузов имеет несколько основных элементов: лонжеронная рама, передний щит и колёсные арки, сваренные в одну несущую конструкцию. Сразу после покупки в 2010 году началось полное восстановление автомобиля. Лонжероны пришлось заменить, так же как и некоторые другие кузовные элементы. В лучшем состоянии находился двигатель, хотя и не заводился вовсе. Но тут всё легко решилось заменой прокладки головки блока, после чего мотор работает исправно уже несколько лет. У коробки передач были проблемы с синхронизаторами, но связываться с её ремонтом не стали: под руку попала рабочая коробка, поэтому её просто заменили. Полностью поменяли проводку, пришлось поработать и над ходовой частью. Она, как мы уже говорили, целиком и полностью переехала сюда от 24-й Волги.

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:04
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Проблема в том, что вместе с удивительной мягкостью хода, предоставляемой этой подвеской, автобус получает не менее удивительную управляемость. Точнее, её отсутствие. Поэтому стойки поставили более жёсткие, а также отказались от слишком высокой резины Волги. Всё остальное осталось без изменений, но ездить стало проще. Так как развесовка у РАФа не слишком удачная – почти 60% веса приходится на переднюю ось, – то осталось закинуть в салон кусок поребрика, после чего управлять микроавтобусом стало ещё легче. Кстати, а что представляет собой «люксовый» салон РАФа?

В пассажирском салоне расположены пять мест: один диван на три места и один – на два. Основное их преимущество заключается в возможности трансформации, причем довольно неплохой для почти отечественного микроавтобуса. Первое по ходу движения сиденье – двухместное – можно разложить вперёд лицом (как в обычном автобусе), а можно – спиной. Более того, в таком положении появляется возможность откинуть столик, превратив салон автобуса в кусочек кухни образца 70-х, располагающей к пению Высоцкого вполголоса и опасливому рассказыванию антисоветских анекдотов. И сидеть на креслах очень удобно, что тоже весьма немаловажно. Конечно, это же сиденье можно и полностью разложить, что превращает салон автобуса в огромное спальное место. Отдельная печка не даст пассажирам замёрзнуть, а на случай жары есть абсолютно неубиваемый «кондиционер» того времени под кодовым названием «форточка». По сегодняшним меркам «люкс» весьма так себе, но ездить вполне можно. И даже, как я убедился, вполне удобно и не утомительно. Однако пора пересесть на место водителя и осуществить детскую мечту – порулить «Рафиком».

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:04
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:04
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:05
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
За рулём РАФ-22038

Кто побывал за рулём «баржи» ГАЗ-24, тот дара речи не потеряет. Не то чтобы панель такая же (тут она другая, хотя на более ранних «Рафиках» была от Волги) или рабочее место похоже. Не в этом дело. Дьявол (точнее, Волга) кроется в деталях. Просторное водительское место с довольно мягким сиденьем, большое рулевое колесо, замок зажигания под рулевой колонкой… И это ещё не открывали кожух двигателя, а уж он-то совсем «волжский». Обод руля удобнее – он не такой тонкий и в руках не скользит. Рычаг коробки передач расположен не слишком удобно: сдвинут назад, но привыкнуть можно. Вал рулевой колонки оборудован карданом, хотя до 1993 года вместо него стояла травмобезопасная муфта, такая же, как на ГАЗ-24. Но конструкция была не слишком надёжной: резинка рвалась и на Волгах, на микроавтобусе с существенной нагрузкой на переднюю ось эта деталь имела ещё меньший ресурс. Педаль газа у нас тоже расположена не так, как это было в первых машинах: там воздействие на заслонку передавалось тягой, проложенной вдоль «морды» автобуса, у нас же тяга уходит сразу под кожух.

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:05
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:05
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:05
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:05
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754

Панель приборов характерна для автомобилей сорокалетней давности, поэтому привлечь внимание может только небольшой флажок переключателя на правой части панели. Это аварийный выключатель. Впервые такая штука была установлена на ЛиАЗ-677. Его задача – одним поворотом отключить бортовую сеть и перекрыть подачу бензина. Выключатель устанавливался на все советские автобусы, и даже РАФ не стал исключением. Тем более что есть у него одна техническая особенность: шланг бензопровода подходит к карбюратору аккурат над стартером. И если в момент пуска двигателя он оборвётся (а такое, к сожалению, бывало), то бензин начинает литься прямиком на стартер, который, как известно, способен неплохо искрить. Последствия получались крайне неприятными. Но наш автобус находится практически в идеальном состоянии, поэтому опасаться нечего. Ключ на старт!

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:05
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:06
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:06
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Мощность мотора ЗМЗ-402 составляет 98 л.с., а его объём – 2,45 литра. Это не самый слабый двигатель, и для «Рафика» его вполне достаточно. Заглохнуть при трогании с места может только очень «талантливый» водитель. Для переключения передач слишком больших усилий не требуется: несмотря на неудобное расположение рычага, его ход небольшой, скорости находятся сразу, и все переключения радуют своей чёткостью. Разгон на первых двух передачах неожиданно резвый, на третьей и четвёртой чуть хуже, но в целом динамика вполне современная – в потоке не приходится краснеть за машину. Тем паче что народ обычно несказанно радуется её виду и прощает многое, включая иногда почти слепые перестроения. Один из недостатков – это обзор в салонное зеркало заднего вида. Сам по себе он неплох, но стекло задней двери очень быстро загрязняется. По уму там бы не помешала хорошая «метла» – щётка стеклоочистителя, но чего нет, того нет. Других нареканий обзор не вызывает. Лобовое стекло – это вообще что-то на грани фантастики: его площадь огромна, соответственно, видно сквозь него всё и даже больше.

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:06
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
.....

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:06
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Машина хорошо слушается руля, но повторимся: с родными стойками и резиной картина была не такая весёлая. Тут же удалось найти оптимальное соотношение плавности хода и управляемости. На крутых поворотах машина с удовольствием уходит в крен, но не критичный. Само собой, не критичный для автобуса, об этом забывать нельзя, а очень хочется: за рулём РАФа нет ощущения «казённости» рабочего места шофёра. Он очень близок к легковому автомобилю, и это, в общем-то, здорово упрощает жизнь водителю. Все его габариты отлично определяются, а манёвренность осталась от Волги – не слишком хорошая для легкового автомобиля, но вполне приличная для автобуса.

Одна мысль не даёт покоя: маленький удар мордой – и риск быть размазанным по преграде увеличивается мгновенно. С пассивной безопасностью автомобилей в СССР вообще не сильно заморачивались, а тут ещё перед тобой нет ничего, кроме железной панели кузова. На краш-тесте Euro NCAP манекен от страха сам убежал бы из автобуса, но, что вполне логично, до таких тестов дело не доходило, и видеть его результаты даже на Ютубе не хотелось бы.

Барабанные тормоза нельзя назвать цепкими и информативными (какие там ещё прилагательные используют при описании современных тормозов?). Нет, ничего плохого в них нет, но и особо хорошего тоже. Машину они останавливают в запланированном месте – это плюс, показались не слишком эффективными на большой скорости – это минус. Но если ездить «с головой», то их хватает, грех жаловаться.

Перейдём к сложному вопросу: как максимально объективно оценить возможность этого автобуса передвигаться?

Куда делся РАФ?

Начнём с того, что «Рафик» – это, как ни крути, «ретро». Предъявлять ему современные требования не нужно. Зато можно сравнительно легко простить некоторые конструктивные недочёты – например, надоедающий своим шумом мотор между водителем и передним пассажиром или топорно-брутальную проводку мотора отопителя, который беззастенчиво торчит прямо в ногах у пассажира. В этом году конструкции исполнилось ровно сорок лет, ей положено было устареть, и она устарела. Тем не менее кататься на автобусе приятно: он удобен в управлении, дарит положительные эмоции, он «живой», как всё карбюраторно-отечественное. Другое дело, что представлял собой этот микроавтобус на момент его ухода с конвейера.

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
RecRec
25.12.2015 - 01:07
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9754
Это был 1997 год. Советского Союза уже нет, основных покупателей прибалтийского РАФа не осталось: кто-то перешёл на европейскую технику, кто-то «распробовал» недавно появившуюся ГАЗель. А «Рафик» к тому времени был просто неинтересен: всё, что в нём менялось за предыдущие 22 года производства, так и не затронуло ни мотора (смену ЗМЗ-24Д на ЗМЗ-402 нельзя назвать каким-то кардинальным решением), ни коробки, ни моста (он, кстати, тоже от ГАЗ-24), ни тем более дизайна. Всё это время машина постепенно устаревала, и что немаловажно, теряла качество сборки. Сгнившие до состояния обломков Титаника кузова РАФа – это норма. То есть если двигатели Волги и были способны ездить по 300-400 тысяч до «капиталки», то кузов не обладал хотя бы приличным ресурсом.

И в чём, спрашивается, конкурентное преимущество «Рафика» перед ГАЗелью или иностранным микроавтобусом? Пожалуй, в цене и ремонтопригодности. Но даже дешёвую машину никто не захочет ремонтировать постоянно, и завод в Риге получал огромное количество претензий и рекламаций. В итоге конвейер был просто остановлен с недособранной на нём машиной с индексом 2915-02 – это автомобиль скорой помощи. Отметим, что в судьбе машины свою роль сыграли и врачи: они, являясь основными заказчиками РАФов (скорая помощь – самая распространённая модификация, было выпущено 113 тысяч медицинских автомобилей, даже называют цифру: РАФ спас около двух миллиардов жизней), стали ругать автобус, ссылаясь опять же на западные образцы. Были попытки производить мелкосерийные партии экспериментальных инкассаторских машин, двухместных грузовиков, даже передвижных магазинов и офисов. Но пить «Боржоми» было уже поздно: о более серьёзной модификации надо было думать раньше, автобус безнадёжно устарел.

Год спустя после остановки конвейера с микроавтобусами окончила своё существование и Рижская автобусная фабрика.

От РАФа осталось имя. Только имя.

ВСЕ!!! Автор статьи: Михаил Баландин.

Люкс и форточка: тест-драйв РАФ 22038-02.
 
[^]
Jujaro
25.12.2015 - 01:10
40
Статус: Offline


Насяльника

Регистрация: 6.10.12
Сообщений: 1133
у нас в городе такие маршрутки были. Плавность хода и звук мотора до сих пор помню. Спасибо за ностальгию...!!!
 
[^]
Автобусник
25.12.2015 - 01:11
24
Статус: Offline


Заслуженный транспортник ЯПъ

Регистрация: 2.12.11
Сообщений: 1569
Замечательная машина своего времени
 
[^]
vron
25.12.2015 - 01:11
23
Статус: Offline


всегда

Регистрация: 17.02.13
Сообщений: 1695
грустно, хорошая машинка была... меня всегда поражало какие мягкие амортизаторы у неё были.
 
[^]
brync
25.12.2015 - 01:14
36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.01.11
Сообщений: 3928
вот это были маршрутки!
я мелким был и, если случалось ехать на маршрутке, то я был ответственным за закидывание монеток в агрегат для билетиков и последующую выдачу билетиков пассажирам! cool.gif
это было очень важно и ответственное дело! idea.gif
 
[^]
Jiba
25.12.2015 - 01:25
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 7.06.09
Сообщений: 212
Самое любимое средство передвижения в детстве.
Потому как можно было сидеть у открытого окошка!
 
[^]
АгентИнглиш
25.12.2015 - 01:32
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.13
Сообщений: 1370
Что меня в свое время удивило, так это деревянный пол в салоне.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 42359
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх