Седовласый старец с прищуром смотрел на меня со ступенек крыльца. На нем — вытянутая майка, потертые рабочие штаны, тапочки. "Здравствуйте! Вы — Эдгар Янович?" начал я. Утвердительный кивок.
— Не стой на пороге, заходи!
В свои 76 Эдгар Гасунс выглядит бодро. Его движения похожи на взмахи циркуля: выверены, точны, широки. Как и подобает одному из самых известных в стране автомобильных реставраторов.
— Мне рассказал про вас Никита Гудков из российской газеты "Авто-Ревю". В России вас очень уважают.</i>
Казалось, в этот момент на лице моего собеседника промелькнула волна удивления. Он ухмыльнулся.
— Да, приезжают многие из России. Из других стран тоже. Проходи, смотри. Тут у меня музей.
В небольшом полутемного помещении, в котором я оказался, зажегся свет. Сотни свечей заиграли отсветами на полированном металле. Я почувствовал себя как Индиана Джонс, попавший после стремительных приключений в джунглях в хранилище доисторических ценностей. Точнее, бесценностей, потому что все эти автомобили Эдгар Гасунс восстановил самостоятельно, и никакая сумма не в состоянии формализовать вложенный труд.
Даже при условии неограниченных средств, реставрация классических автомобилей — непростое занятие. Ведь сам термин подразумевает восстановление исходного состояние, а не заваривание дыр и установку двигателя и КПП от "волжанки" или какой-нибудь "тойоты". А в условиях крайне ограниченного бюджета, и отсутствия наемной рабочей силы… Невероятно, как один человек способен на такое?
Увлечение автомобилями началось для Эдгара Гасунса много лет назад, когда председатель колхоза "Победа" Латвийской ССР привлек молодого водителя к поиску экспонатов для действующего при колхозе музея техники и этнографии. Через какое-то время, Эдгар втянулся и процесс реставрации захватил его с головой.
За десятки лет он восстановил множество автомобилей и мотоциклов. Самый дорогий аппарат из коллекции, Horch 830 BL 1939-го года, Гасунс продал несколько лет назад – не хватало денег на остальные проекты. Автомобиль был восстановлен с невероятной скурпулезностью: стекла фар и подфарников Гасунс отливал самостоятельно, ткань для обивки салона изготавливали на заказ в Германии. На работу ушло почти 10 лет.
— Смотри, вот этот «Хорьх», на фото.
Кажется, в этот момент рука мастера, держащая фотографию черного лимузина, слегка дрогнула, а лицо помрачнело.
— Ладно, смотри, вот это триста двадцать седьмой BMW. Год выпуска – 1939-ый.