Сейчас некоторые эксперты говорят о том, что миграция русского населения из РК была вызвана экономическим кризисом. Но ведь такой же кризис был и в России. На мой взгляд, наоборот, неблагоприятная экономическая ситуация в Казахстане была бы в более мягкой форме в тот период, если бы не интенсивный отток русских. Его можно было бы остановить в тот период только если бы руководство страны наделило русский язык статусом второго государственного языка, избрав модель языковой политики, существующей сейчас в Швейцарии. Но пошли другим путем. В результате, по разным оценкам, государство лишилось от 2 до 3,5 млн. человек, а это – и вывод капитала, и сужение внутреннего рынка, и потеря квалифицированных кадров.
– То есть получается, что Родина оказалось не для всех матерью? Для кого-то она стала мачехой, отказав в материнской любви?
– В принципе вы правы. Иногда русским в РК заявляют, что мы не патриоты, раз не учим казахский язык. На что я всегда отвечаю: патриотизм – это взаимная любовь между гражданином и Родиной. И 2,5 млн. человек в Казахстане не ощутили в начале 90-х проявления заботы к их этнокультурным правам.
– Но ведь в начале 2000-х миграция русских резко снизилась.
– Да. В 1995 году, видимо, понимая, что полный исход русских из страны может привести не только к экономическим потерям, но и отрицательно сказаться на двусторонних отношениях с Россией, руководство республики попыталось предпринять меры, направленные на снижение миграционных настроений.
На конституционном уровне русскому языку придали статус «официально употребляемого наравне с государственным», который, к слову, не знает ни одна законодательная практика. Эта мера оказалась действенной и остановила вал миграции только после разъяснения Конституционного совета в 1997 году. В нем, в частности, отмечалось, что русский язык должен применяться в органах государственной власти и государственных учреждениях в обязательном порядке наравне с государственным.
Второй всплеск миграционных настроений произошел в 2010-2012 гг. Причиной этому послужило принятие доктрины национального единства и концепции развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года.
В этих документах красной нитью проходит политика поощрения ассимиляции с титульным этносом. Чего стоит только тезис о том, что «необходимо пропагандировать в обществе понимание исторической миссии казахского народа – консолидирующего ядра казахстанского общества»!
В других странах общество консолидируется на пропаганде уважения к свободе и равенству прав человека,
в Казахстане же призывают признать исключительную роль одного этноса. Вот и первые результаты такого подхода к консолидации – факты нападок с кулаками за незнание казахского языка. Не каждому это понравится, поэтому, чувствуя усиление этнократических тенденций в обществе, русскоязычное население возвращается к «чемоданным настроениям».Выступления президента Н. Назарбаева о необходимости сохранения русского языка и запрете дискриминации по языковому принципу способны остановить эти негативные тенденции только в том случае, если высказанные им тезисы лягут в основу нормативных актов, направленных на изменение политики регулирования межнациональных отношений в РК.
Что побуждает русских покидать Казахстан - перепост на портале Русские в КазахстанеЧто побуждает русских покидать Казахстан - оригинал статьи