Авария на АПЛ К-320 проекта 670 на заводе "Красное Сормово"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
13.01.2020 - 14:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
156
Все произошло в городе Горьком (нанешний Нижний Новгород) 18 января 1970 года — задолго до чернобыльской катастрофы. Благодаря героическому труду рабочих “Красного Сормова” авария не приобрела масштабного характера. Около 150 человек подверглись радиоактивному загрязнению, переоблучились 7 человек.

Источник

Будет сравнительно немного букв и несколько картинок, просьба не ломать, как закончу - отпишусь.

Авария на АПЛ К-320 проекта 670 на заводе "Красное Сормово"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
18 января 1970 года в цехе на стапеле завода "Красное Сормово" (нынешний Нижний Новгород) в 09.30 при проведении гидравлических испытаний первого контура реактора на ПЛАРК «К-320» по причине нарушения технологии проверки произошел несанкционированный выход ядерного реактора на полную мощность, в результате чего произошел выброс радиоактивного пара в цех, загрязнение оборудования реакторного отсека и корпуса ПЛ.

Около 150 человек подверглись радиоактивному загрязнению, переоблучились 7 человек. Шесть пострадавших госпитализировали и отправили на лечение в Москву, трое из них скончались через неделю с диагнозом острая лучевая болезнь, с остальных взяли подписку о неразглашении произошедшего на 25 лет.

Только на следующий день рабочих начали отмывать специальными растворами. В тот же день 450 человек, узнав о произошедшем, уволились с завода, остальным пришлось принять участие в ликвидации последствий аварии.

Основные работы по ликвидации аварии продолжались до 24 апреля 1970 года. В них приняло участие более тысячи человек.

Авария на АПЛ К-320 проекта 670 на заводе "Красное Сормово"
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В год — по две атомные лодки

Завод “Красное Сормово” работал тогда в бешеном темпе. Руководство предприятия обязалось поставлять ВМФ по две атомные подлодки в год. 

А с самого начала 1970-го развернулась настоящая гонка. Ведь это был особенный год, год ленинского юбилея. В одном из заводских цехов строились две подлодки проекта “Скат”. Этот проект подразумевал оснащение лодок ракетами подводного старта. За непрочной перегородкой готовили еще две субмарины проекта “Сом” и проекта “Семга”. Но речь пойдет о “Скате”… 

18 января в тот год выпало на воскресенье, поэтому рабочих в цехе было немного — 156 человек. Остальным просто повезло. По словам Александра Зайцева, в иные горячие дни в цехе работало до тысячи человек.

Большинство работников обслуживали подлодку К-308 — ее уже готовили к спуску. И только 12 монтажников проверяли реактор на К-320, которая находилась рядом. Именно на этой подлодке и произошла авария. 

Монтажники должны были только проверить прочность первого контура реактора. Для этого надо было залить его холодной водой. 
Первый контур был закрыт технологическим кожухом, и в этом главная ошибка.

— Согласно инструкции кожух во время испытаний должен быть снят, — рассказывает Александр Зайцев. — А когда он снят, видно, какие заглушки установлены на контуре. По инструкции это должны быть красные резинометаллические заглушки, которые выдерживают напор в 240 килограммов. Но поскольку все делалось в бешеном темпе, они находились на другой подводной лодке. Их перетаскивали с одной субмарины на другую. На К-320 во время испытаний стояли только белые пластмассовые заглушки, которые защищают реактор от попадания внутрь пыли. Естественно, они не выдержали. 

Кожух взлетел на 50-метровую высоту 

Когда испытания начались, напор воды стал увеличиваться. Случилось непредвиденное: под этим напором сдвинулась компенсационная решетка — это уже просчеты в конструкторско-технологической документации. В результате реактор заработал на предельной мощности. В этот момент вода выбила пластмассовую заглушку вместе с кожухом.

Кожух взмыл вверх и разбил стеклянные фрамуги, которые находились на 52-метровой высоте. А вместе с ним наружу вырвался столб радиоактивной пароводяной смеси. 

Реактор работал на предельной мощности всего 15 секунд, но этого хватило, чтобы облучить цех дозами, которые в сотни раз превышали предельно допустимые. 

— В первую очередь в аварии виноваты монтажники, — считает Александр Зайцев. — Но они расплатились за это сполна. Ни один из 12 монтажников не выжил. Семеро из них умерли в течение недели.

Радиация в тысячи раз выше нормы…

Монтажники мгновенно получили высокие дозы радиации, не совместимые с жизнью. Какие именно, неизвестно. О том, каков уровень радиации в цехе и какую дозу получали люди, дозиметристы помалкивали. А поскольку самим дозиметристам “досталось” больше всех, спросить сегодня не у кого… Однако известно, что в момент катастрофы уровень выброса составил 75 тысяч кюри.

Понять, что кроется за этой цифрой, нам помог председатель Нижегородского отделения Союза чернобыльцев Эрих Кокин:

— Зоной, где людям не разрешалось жить, у нас считалась территория с уровнем в 25 кюри и более. Если уровень загрязнения составлял 1 кюри, людей из такого места не вывозили, но условия проживания у них были льготными. Потому что естественный фон — это меньше одного кюри. 

— Монтажники буквально выползали из цеха, — рассказывает Александр Александрович. — На их лица были страшно смотреть, они как будто бы были обварены кипятком. Кстати, в отчете так и написали, что несколько рабочих обварились кипятком при испытании сухогруза. На заводе их пытались отпоить молоком, но оно тут же выливалось назад. 

На спецпоезде монтажников отправили в Москву в Тушинскую больницу, куда потом доставят чернобыльцев. 

Там они умерли от острой лучевой болезни — все, кроме Владимира Горева и Владимира Сердюка. Кстати, во время аварии Горев поступил по инструкции: немедленно задраил ближайший отсек подлодки, чтобы туда не распространялась радиация. 

— А Сердюк по телосложению был просто гигантом, — вспоминает Александр Зайцев. — Он увлекался чуть ли не всеми видами спорта. Из Москвы он вернулся просто стариком, с отказавшими ногами и ампутированной рукой, и прожил недолго. 
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-320 проекта 670. Всплытие в районе Северного полюса недоступности. Август 1979 года.

Авария на АПЛ К-320 проекта 670 на заводе "Красное Сормово"
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
ВМФ умыл руки

21 января состоялось расширенное совещание партийно-хозяйственного актива завода. На нем присутствовал и наш собеседник Александр Зайцев. Он вспоминает, что речь держал академик Анатолий Александров, курировавший строительство атомных подлодок, будущий президент АН СССР. 

На собрании вкратце была обрисована критическая обстановка. У ВМФ на тот момент были люди, которые профессионально могли    бы ликвидировать аварию, в частности экипаж подлодки. Он был уже сформирован и находился на тот момент в Горьком. Но руководство ВМФ запретило морякам подходить к месту аварии. 

— Тогда было так: пока лодка строится, за нее отвечает Министерство судостроения, — объясняет наш собеседник. — И только во время морских испытаний, когда на лодке поднимают флаг, она переходит на баланс ВМФ. 

Поэтому единственная надежда была на простых работников завода. К ним, то есть к гражданским лицам, и обращался академик Александров с просьбой помочь в ликвидации аварии.

К-320 решили выскоблить вместе со всем цехом, заменить на ней реактор и достроить. Ведь подлодка была готова на 75 процентов, а каждая такая субмарина обходилась государству в 50 миллионов рублей.     

“Нас оставалось только трое”

Первая группа добровольцев состояла из 18 человек. В первый раз, 23 января, они должны были зайти в цех и показать тем самым отсутствие страха перед радиацией. Это были люди, которым доверяли, за которыми пойдут остальные. В число этих восемнадцати входил и Александр Зайцев. 

Никто точно не знал, что происходит внутри К-320. Даже академик Александров не давал гарантии, что реактор не “бабахнет”… 

— Когда вошли, поразила мертвая тишина, непривычная для цеха, — делится с “НР” воспоминаниями Александр Зайцев. — А еще мы почувствовали противный запах. Все прекрасно знали, что радиация запаха не имеет, но пахло какой-то мертвечиной. Все мы, кстати, были в масках из защитной ткани Петрянова. И те из нас, кто курил, не выдержали. Они сняли маски и закурили. Некурящих было трое, в том числе и я. Все, кто тогда закурил, в скором времени умерли. Ведь они надышались смертельной радиактивной пыли. В живых нас осталось только трое. 

Стакан спирта — и вперед

А потом началась ликвидация. Люди работали круглосуточно, в три смены. Время “разового” пребывания работника в опасной зоне составляло примерно четыре часа. Перед выходом каждому наливали стакан спирта — эту защитную меру прописал академик Александров. 

Помимо алкоголя, от радиации людей защищали упомянутые выше маски и обыкновенные заводские робы. Все это сдавалось после того, как человек выходил из злополучного цеха, и сжигалось. 

На ликвидацию были брошены не только работники “Красного Сормова”, но и специалисты из ОКБМ, “Лазурита” и электромонтажного предприятия “Эра” — в общей сложности около тысячи человек. 

Это, пожалуй, была единственная в мировой истории ядерная авария, в ликвидации которой были задействованы женщины — крановщицы, маляры, изолировщицы… Все они получили немалые дозы.

А сама ликвидация состояла в том, что цех драили швабрами. Потом эти места мерили дозиметристы. Если уровень превышал допустимое значение — снова драили…

Мусор сжигали и отправляли пепел на Семеновский могильник. А радиоактивную воду грузили на специальное судно “Герой Сидоров”. Говорят, что вода с этого судна сливалась прямо в Волгу…

Реактор К-320 сильно разбух. Чтобы снять угрозу цепной реакции, его засыпали карбидом бора. Потом с трудом вытащили и отправили на завод “Маяк”. Дальнейшая его судьба неизвестна. Кстати, “выскабливать” пришлось не только аварийную подлодку, но и соседнюю — К-308. Да и весь цех, и даже территорию завода…

Еще один штрих: пока шла ликвидация, за тонкой перегородкой преспокойно строились две подлодки проекта “Сом” и проекта “Семга”… 

Это сообщение отредактировал gizphone - 13.01.2020 - 14:43
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-320 проекта 670. Всплытие в районе Северного полюса недоступности. Август 1979 года.

Авария на АПЛ К-320 проекта 670 на заводе "Красное Сормово"
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Или квартира, или “волчий билет”

Почему же работники завода, в том числе и женщины, соглашались на такую “уборку”? Дело в том, что ликвидаторам были положены особые льготы. За столь опасный труд некоторым давали квартиру. Все получали существенную прибавку к зарплате. Например, нашему собеседнику за каждый выход на аварийные работы давали по 50 рублей — при том, что зарплата у него была 185 рублей плюс премии. 

Кроме того, для ликвидаторов на “Красном Сормове” было организовано лечебно-профилактическое питание, кормили на убой. Поэтому даже те, кто знал о последствиях радиации, соглашались. Но были и те, кто не знал…

— Был ведь еще и патриотический момент, — вспоминает наш собеседник. — Время тогда было такое. Многие не за квартиру работали, они просто не могли поступить иначе. А еще взаимное доверие играло большую роль. Ведь в той первой партии из 18 человек все были мои друзья. Например, Василий Третьяков — герой Отечественной войны, он один в свое время потушил пожар на дизельной лодке. Как я мог его бросить? Как бы я им всем в глаза смотрел, если бы отказался?

Примерно так же повел себя и директор “Красного Сормова” Михаил Юрьев, который вошел в аварийный цех еще 20 января. Когда его попытались остановить, он сказал:

— Если я не пойду, кто тогда вообще пойдет?

Работников, которые отказывались “убираться” в аварийном цехе, исключали из партии и увольняли с завода. Причем с “волчьим билетом”, то есть они не могли устроиться на другое предприятие. Несмотря на столь суровые меры, в 70-м году произошел массовый отток рабочих из “Красного Сормова”. Ведь люди, побывавшие в цехе, начинали серьезно болеть и умирали. Это невозможно было скрыть от заводчан. 

— Те, кто увольнялся даже “с волчьими билетами”, находили работу, — говорит Александр Зайцев. — Специалисты с “Красного Сормова” ценились очень высоко.

Директор отстоял своих 

Пока шла ликвидация, военные вели следствие, то есть искали виновных. В результате в СИЗО на проспекте Гагарина отправились четыре человека, которых не было в цехе в день аварии: начальник реакторного цеха, начальник отдела автоматики, начальник заводского бюро автоматики и инженер по технике безопасности.

Директор “Красного Сормова” грудью встал за этих работников. Через три месяца их всех отпустили и вернули на завод. Дело замяли, официально заявив, что ошибка произошла на стадии конструкторской разработки.   
 
Гриф секретности сняли через 25 лет

28 апреля 1970 года дозиметристы в очередной раз обошли цех и обнаружили, что участков, где допустимый уровень радиации был бы превышен, не осталось. Авария была ликвидирована. К-308 была сдана в срок. К-320 была сдана в следующем году и прослужила ВМФ даже чуть больше положенного срока, охраняя границы Родины. 
За эти события завод “Красное Сормово” был награжден орденом Октябрьской Революции, а его директор Михаил Юрьев стал Героем Соцтруда.

Ликвидаторы долгое время вообще не могли претендовать на какие-либо льготы. Ведь официально завод “Красное Сормово” не производил подводных лодок — какая же тут авария?

Интересно, что западная общественность узнала обо всем незамедлительно. 19 января 1970 года по радио “Свобода” прошло сообщение о том, что в Горьком на “Красном Сормове” произошел самозапуск реактора. А в советской прессе первые публикации об этих событиях появились в 1995 году. Именно тогда был снят гриф секретности.

Найдутся ли в казне деньги на льготы?

Из тысячи ликвидаторов до наших дней дожили 350, 150 человек из доживших — инвалиды второй и первой групп.

Эти 350 человек получают поддержку на областном уровне, но на федеральном уровне до сих пор не могут получить положенных им льгот. Имеется в виду ежемесячная выплата в размере 1000 рублей, бесплатные путевки и лечение. 

Именно этими льготами обеспечиваются чернобыльцы — по отдельному закону. По отдельному — военные, ликвидировавшие атомные аварии. А для гражданских ликвидаторов никакого документа не предусмотрено. 

Между тем закон “О мерах социальной поддержки граждан из подразделений особого риска”, в котором была статья о гражданских ликвидаторах, был разработан еще в 90-х годах. В 1999 году Государственная дума второго созыва его приняла… Но Борис Ельцин наложил вето на этот закон. Президент посчитал, что в казне не хватит денег на льготы для людей, рисковавших жизнью во имя Родины.
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Завод "Красное Сормово" в наши дни.

Авария на АПЛ К-320 проекта 670 на заводе "Красное Сормово"
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
У меня всё, спасибо за внимание и интересного чтения! beer.gif
 
[^]
poqx
13.01.2020 - 14:20
5
Статус: Offline


ви-ip

Регистрация: 21.10.14
Сообщений: 736
о сколько нам открытий грустных...
 
[^]
Атскокотстенки
13.01.2020 - 14:22
21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.11
Сообщений: 6223
Жалко людей, классных специалистов. Погибли из-за очередного, по сути, распиздяйства, несоблюдения инструкции при испытаниях, заглушки не той модели стояли.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Surovый
13.01.2020 - 14:23
0
Статус: Offline


Сиииирьйожаааа!

Регистрация: 20.02.13
Сообщений: 3360
вам спасибо
 
[^]
Шурилла
13.01.2020 - 14:25
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.01.17
Сообщений: 2549
gizphone
Лодку строили на Волге, но как она потом попадала на Северный флот?
Ведь Босфор закрыт для прохода кораблей с ядерной силовой установкой.
 
[^]
Kakvse
13.01.2020 - 14:27
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.03.14
Сообщений: 27178
тем про аварии с нашим подводным флотом пугающе много в последнее время. как то всё печально у нас там всегда было.
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:30
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата
Лодку строили на Волге, но как она потом попадала на Северный флот?
Ведь Босфор закрыт для прохода кораблей с ядерной силовой установкой.

Переводят по системе внутренних водных путей, погугли, где-то попадались подробности, но найти что-то не могу ((
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:32
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата
Лодку строили на Волге, но как она потом попадала на Северный флот?
Ведь Босфор закрыт для прохода кораблей с ядерной силовой установкой.

Нашел:

"Сначала плавучие доки с лодками отправляли вверх по Волге. Затем они заходили в Волго-Балтийский канал, откуда через Онежское и Ладожское озера был прямой путь на Балтику. Через эти же озера они попадали по Беломорско-Балтийскому каналу в Онежскую губу Белого моря с последующим выходом в мировой океан. Правда, за это было затрачена чрезвычайно большая цена — несколько сотен тысяч каналармейцев, как называли заключенных, отправленных на прокладку этой водной артерии.

Кстати, впервые построить чудо-канал задумал еще царь Петр Первый. Но тогда эта затея так и осталась всего лишь идеей. Вернулись к теме строительства уже в девятнадцатом веке. Причем, устроили конкурс на лучший проект, победителем в котором стал инженер Всеволод Евгеньевич Тимонов. Его разработка даже получила в Париже на всемирной выставке золотую медаль. Но на этом и успокоились: слишком затратным признали строительство этого канала чиновники из правительства."
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:33
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата
тем про аварии с нашим подводным флотом пугающе много в последнее время. как то всё печально у нас там всегда было.

Да это я не на шутку разошёлся ))

Это сообщение отредактировал gizphone - 13.01.2020 - 14:34
 
[^]
photoman
13.01.2020 - 14:39
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.04.19
Сообщений: 864
КарбиД бора...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 14:43
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата
КарбиД бора...

Поправил, но текст не мой - двоечник видимо писал )
 
[^]
antonov64
13.01.2020 - 14:44
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.01.15
Сообщений: 1113
Ликвидаторы долгое время вообще не могли претендовать на какие-либо льготы. Ведь официально завод “Красное Сормово” не производил подводных лодок — какая же тут авария? © ТС
Ихтамнеты и онаутонула - начало времён . bravo.gif
̶З̶а̶м̶е̶ч̶а̶т̶е̶л̶ь̶н̶о̶е̶ ̶о̶т̶н̶о̶ш̶е̶н̶и̶е̶ ̶к̶ ̶з̶а̶м̶е̶ч̶а̶т̶е̶л̶ь̶н̶ы̶м̶ ̶л̶ю̶д̶я̶м̶ ̶в̶ ̶с̶а̶м̶о̶й̶ ̶з̶а̶м̶е̶ч̶а̶т̶е̶л̶ь̶н̶о̶й̶ ̶ С-стабильность как она есть . old.gif

Авария на АПЛ К-320 проекта 670 на заводе "Красное Сормово"
 
[^]
Havatamra
13.01.2020 - 14:59
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.09.17
Сообщений: 1237
Долбоеб на долбоебе! Один - не сделал, второй не - проследил, но нужно успеть к очередной дате в честь очередной совковой мумии. А люди гибнут...

Это сообщение отредактировал Havatamra - 13.01.2020 - 14:59
 
[^]
АРИКЕ
13.01.2020 - 15:38
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.03.16
Сообщений: 3543
Есть мнение, что АПЛ самое сложное инженерное сооружение созданное человеком ... из этого, соответственно, проистекают и последствия ...
В те поры когда стряслась эта беда, на заводе работал ветеран-подводник Заводский И.А., он автор книги очень интересных воспоминаний "Записки подводника побывавшего на том свете".
Рекомендую к прочтению.

Это сообщение отредактировал АРИКЕ - 13.01.2020 - 15:39
 
[^]
санычч
13.01.2020 - 15:52
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.06.15
Сообщений: 3618
техника безопасности написана кровью.
 
[^]
fox4249
13.01.2020 - 15:54
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.14
Сообщений: 3523
Опять вопрос. А амеров что то подобное было? Или у них такого дебилизма нет..?
 
[^]
gizphone
13.01.2020 - 16:00
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата
Опять вопрос. А амеров что то подобное было? Или у них такого дебилизма нет..?

Наверняка и у америкосов подобные инциденты были, но вряд ли о них рассказывали.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 13761
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх