Пожар на станции «Восток»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
afropinguin
4.10.2019 - 17:30
Статус: Offline


Шутняк

Регистрация: 1.05.12
Сообщений: 1838
715
Что могут 20 наших мужиков, когда сильно припрет.

Диспозиция следующая: 27-я советская антарктическая экспедиция на станции «Восток». Место и время самое, как говорится, наше: 1400 километров вглубь Антарктиды, геомагнитный полюс Земли, одновременно полюс холода с зафиксированной наинизшей температурой приземной атмосферы в минус 88,3 градуса, высота 3500 метров над уровнем моря — воздух разрежен, кислорода для дыхания не хватает, полярная зима, да еще и полярная ночь наступает.

На станции 21 полярник с заданием Родины провести зимовку и собрать ценный научный материал. Ночью 12 апреля (в День космонавтики) 1982 года на станции случается пожар. Виновато короткое замыкание, что само по себе характерно. В медицине, если человек помер непонятно от чего, — значит с ним случилась острая сердечная недостаточность. А если пожар — значит замыкание. А уж там проводка на соплях или усталый человеческий фактор после праздника с сигареткой заснул — кто ж потом разберет.

Пока проснулись да выскочили, дизель-электростанцию тушить было уже поздно. Тем более что и огнетушители на морозе неожиданно все позамерзали. Вместе с дизелями сгорел их механик Алексей Карпенко.

Итак. Четыре часа утра, минус 67 градусов, станция уже переведена в автономный режим, то есть помощь извне очень сомнительна, а через десять дней наступит полярная ночь — это в минус. Два основных генератора и два запасных сгорели, станция лишилась энергии, тепла, света и связи — это тоже в минус.

А что в плюс?

Пожар на станции «Восток»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
afropinguin
4.10.2019 - 17:30
Статус: Offline


Шутняк

Регистрация: 1.05.12
Сообщений: 1838
20 взрослых рукастых мужиков разных профессий и необходимость из этой задницы как-то выбираться. Плюс бочки с солярой, которая на морозе загустела до состояния засахарившегося меда и потому не загорелась, и еще куча всякого барахла на свалке. Станцию открыли в 1957 году, представляете, сколько там всякого полезного мусора скопилось.

НАЧАЛИ ОТ ПЕЧКИ

Действовать нужно было быстро, соображать еще быстрее, что на таком морозе даже и проще. Ага, вроде где-то была печка, которую можно топить солярой. Нашли, перенесли в балок (это такой каркасный домик вроде вагончика), раскочегарили, перетащили туда же все, что от мороза могло погибнуть: картофель, овощи, яйца, лекарства, приборы… На буровой нашли допотопный дизель-генератор и за несколько часов, прямо на морозе, его оживили. Через 16 часов после пожара сообщили о ЧП на Большую землю.

На Большой земле, мягко говоря, охренели: станция переведена в автономный режим, потому что полярной зимой все внутриконтинентальные передвижения прекращаются. Помочь людям быстро и эффективно и при этом никого из спасателей не угробить — очень проблематично, не говоря уже о том, каких затрат это потребует.

На станции ситуацию оценили правильно, без истерики посоветовались и отбили на Большую землю сообщение: «Не суетитесь, выкарабкаемся самостоятельно. До весны продержимся, да еще и работать будем по плану. Ну, может быть, немного план скорректируем, все же форс-мажор».

Из использованных газовых баллонов сварили несколько капельных печек — «капельниц». Запустили «собственный свечной заводик»: из парафина, завезенного на станцию для научных целей, и асбестового шнура наладили производство свечей. Аэролог Иван Козорез опытным путем нашел состав теста «с весьма узкими допусками по консистенции», из которого можно было получать на «капельницах» пресные лепешки. Их назвали в его честь «козорезками». От пожара удалось спасти дрожжи. Это вдохновило Козореза на следующий шаг — создание хлебопечки: кастрюлю с тестом он ставил на сковороду и водружал все это на огонь. Производительность была скромной — кило хлеба в час, так что пекарю приходилось трудиться весь день.
Нашли на свалке и притащили выброшенный еще в 50-х годах дизель-генератор.

Вспоминает руководитель экспедиции, полярник Петр Астахов:
— Мы проводили «раскопки» на свалке в надежде разыскать что-нибудь пригодное. Наткнулись на выброшенный предшественниками дизель-генератор. Он весил около тонны. Расстояние от свалки до станции метров 500-700. Притянуть агрегат на себе, как бурлаки, мы бы не смогли, ведь снег при 70 градусах мороза почти не скользит. Требовалась техника. С помощью паяльной лампы удалось отогреть двигатель трактора. Мотор еле работал, но все же мы сумели отбуксировать дизель-генератор. К счастью, его состояние было небезнадежным.

С помощью вновь обретенного генератора включили свет, а там и бурить антарктический ледовый щит принялись — ну не без дела же впотьмах сидеть.

САМОВАР ДЛЯ ТРУБОЧИСТОВ

— Иногда из нашего котла шла вода цвета хаки. Это означало, что халтурщики впотьмах накололи грязного льда.
вспоминает геофизик Дмитрий Дмитриев:
Существенным недостатком «капельниц» было то, что они нещадно чадили, производя по ведру сажи в день. А сажа, как известно, обладает уникальным свойством — забиваться везде, на всем оседать, все собою покрывать, и от нее невозможно избавиться. Постепенно снег вокруг станции из снежно-белого, превратился в угольно-черный, а сами полярники стали похожи на трубочистов. Штатная же баня, работавшая от штатного дизель-генератора, естественно, бездействовала.

Но чтобы русские мужики да без бани! Взяли бочку из-под соляры, вырезали у нее дно, насадили ее на «капельницу», сделали слив, проварили швы… Получился «самовар», способный отмыть до относительной чистоты трех-четырех полярников в день.
Бочку приходилось заново отмывать, лед таскать издалека, но баня своей работы не прекращала.

НОРМАЛЬНЫЕ МУЖИКИ

После пожара полярники прожили на станции «Восток» еще 227 дней. Они не просто пережили полярную зиму, они еще и работали, проводили плановые исследования и наблюдения, обрабатывали полученные данные.
Весной прилетел самолет с самым необходимым. С ним прибыл врач, ожидавший увидеть больных, истощенных, деморализованных людей. Самолет встретили двадцать мужиков, не особенно чистых и упитанных, но бодрых и жизнерадостных. На Большую землю никто из них досрочно улететь не захотел.
Через две недели со станции «Мирный» пришел обоз с продуктами, новым дизелем и стройматериалами. Электростанцию отстроили заново, а в оставшееся время закрыли и большую часть долгов по научной части.

Тело Алексея Карпенко доставили на «Мирный» и похоронили на антарктическом Новодевичьем кладбище, где покоятся останки более полусотни жертв шестого континента.

Остальные 20 зимовщиков покинули станцию «Восток» живыми и здоровыми, когда прибыла смена. Прилетели на родину и разъехались по домам.
Заканчивался 1982 год. Новыми папанинцами или челюскинцами «астаховцы» для увядавшей страны не стали. Время героических полярников и космонавтов в СССР прошло, дряхлые генсеки умирали один за другим, в обществе царило безразличие, скука и застой.

Да и какие же они герои. Обычные, нормальные советские мужики. Попали в передрягу, не пропали, собрались, выжили. Как говорят, сам сломаю — сам починю.

Нормальный ход…

via

Пожар на станции «Восток»
 
[^]
Атскокотстенки
4.10.2019 - 17:37
352
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 27.01.11
Сообщений: 6233
Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей...
 
[^]
Selchanin
4.10.2019 - 17:38
80
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 17.09.18
Сообщений: 43
Молодцы ребята, не растерялись, не запаниковали! Настоящие герои.

Это сообщение отредактировал Selchanin - 4.10.2019 - 17:39
 
[^]
Котовасия
4.10.2019 - 17:40
48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.10.13
Сообщений: 5794
Да, мужики!

Кстати, Карпентера не этот-ли случай надоумил снять "Нечто"?

Это сообщение отредактировал Котовасия - 4.10.2019 - 17:41
 
[^]
Mихалычъ
4.10.2019 - 17:41
13
Статус: Offline


Бонмотист

Регистрация: 16.08.15
Сообщений: 1811
На фото 19 человек.
 
[^]
Гаец
4.10.2019 - 17:41
65
Статус: Offline


Негодяй

Регистрация: 12.05.16
Сообщений: 472
Неизбалованное поколение. А сейчас "Хьюстон, у нас проблемы" и все, будут сидеть ждать подкрепление
 
[^]
Jel
4.10.2019 - 17:43
41
Статус: Offline


Бабайка

Регистрация: 15.11.14
Сообщений: 1760
Минус семьдесят градусов того, ебать его конём, Цельсия! Охренеть!.. Вот если меня враги поймают и пытать станут - ничего им не скажу, вытерплю. Но если они меня в холодильник посадят - всё им расскажу - не могу мёрзнуть. А эти мужики - МУЖИКИ!
 
[^]
уставший
4.10.2019 - 17:44
264
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 1.01.15
Сообщений: 958
Цитата
Обычные, нормальные советские мужики.

Несколько раз в тексте проскальзывало русские мужики. А они советские. И хохлы и бульбаши и русские и казахи. Мужики той национальности, которой сейчас нет. И это грустно.
 
[^]
Лучшеувидеть
4.10.2019 - 17:45
22
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.06.19
Сообщений: 447
Представить даже не могу нынешнее поколение в такой ситуации,хрен бы до чего додумались без инета,тихо и тупо бы замёрзли.
 
[^]
кортес17
4.10.2019 - 17:48
89
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 1913
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.

Атскокотстенки опередил. Но лучше и не скажешь...

А вы знаете, что строки не принадлежат, как вы считаете Маяковскому?

Николай Тихонов:

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица.

"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"
Сухими шагами командир идет.

И слова равняются в полный рост:
"С якоря в восемь. Курс - ост.

У кого жена, брат -
Пишите, мы не придем назад.

Зато будет знатный кегельбан".
И старший в ответ: "Есть, капитан!"

А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.

"Не все ли равно,- сказал он,- где?
Еще спокойней лежать в воде".

Адмиральским ушам простукал рассвет:
"Приказ исполнен. Спасенных нет".

Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.

Минусов не ожидал. Обоснуете?

Это сообщение отредактировал кортес17 - 4.10.2019 - 18:17
 
[^]
Nvladimir11
4.10.2019 - 17:49
45
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 26.06.16
Сообщений: 213
Цитата (Mихалычъ @ 04.10.2019 - 17:41)
На фото 19 человек.

Двадцатый фоткает

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Apostol81
4.10.2019 - 17:50
10
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.09.14
Сообщений: 502
Цитата (Mихалычъ @ 4.10.2019 - 17:41)
На фото 19 человек.

а кто же интересно снимает?
 
[^]
principale
4.10.2019 - 17:51
38
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 4.07.19
Сообщений: 132
Эх, не тем людям героев дают, не тем...
 
[^]
tserg
4.10.2019 - 17:52
-1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 13.10.09
Сообщений: 4881
Блин, а как они столько времени без бабы обходятся?
 
[^]
Alex0053
4.10.2019 - 17:56
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.09.11
Сообщений: 12372
Цитата (Лучшеувидеть @ 4.10.2019 - 16:45)
Представить даже не могу нынешнее поколение в такой ситуации,хрен бы до чего додумались без инета,тихо и тупо бы замёрзли.

Стали бы в айфончики втыкать в поисках выхода... cool.gif
 
[^]
кортес17
4.10.2019 - 17:58
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 1913
Цитата (tserg @ 4.10.2019 - 17:52)
Блин, а как они столько времени без бабы обходятся?

По моему там даже самоудовлетворением заниматься времени не было, не хватало досуга. да и теперешним, что в космосе, что на льду, тоже не до этого. Хотя как знать... Я не там, не был...

Это сообщение отредактировал кортес17 - 4.10.2019 - 18:09
 
[^]
Аккордеонист
4.10.2019 - 18:04
55
Статус: Offline


Непокобелимый

Регистрация: 13.04.14
Сообщений: 2149
33:15, примерно
 
[^]
лежабяка
4.10.2019 - 18:04
21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.17
Сообщений: 3818
Спасибо, впервые об этом узнал.
 
[^]
vladmirss
4.10.2019 - 18:07
20
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 21.02.19
Сообщений: 1
Цитата (Аккордеонист @ 04.10.2019 - 18:04)
33:15, примерно

Сильный фильм

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
яспортсмен
4.10.2019 - 18:08
30
Статус: Offline


продолжаю наблюдение

Регистрация: 18.06.15
Сообщений: 1470
Спасибо ТС. Иногда и память освежить, и снова перечитать - приятно и полезно. Естественно в нете источников текста полно, но всё же ...


Обречённые выжить


Сергей Воробьёв
Главные действующие лица:

Петр Астахов – начальник станции
Алексей Карпенко – начальник ДЭС(погиб)
Борис Моисеев – нач. буровой
Сергей Кузнецов – механик-дизелист
Сергей Касьянов – механик
Владимир Харлампиев – инженер-электрик
Валентин Морозов – сварщик-электрик
Валерий Головин – радист
Валерий Струсов – хирург
Аркадий Максимов – врач-исследователь
Геннадий Баранов – врач
Анатолий Калмыков – повар
Велло Парк – метеоролог
Иван Козорез – аэролог
Виктор Баланенко – спец. по ионосфере
Николай Фролов – локаторщик
Владимир Панфилов – астроном-геодезист
Валерий Лобанов – инженер-буровик
Пётр Полянский – радиотехник
Михаил Гусев – магнитолог
Дмитрий Дмитриев – инженер-геофизик.


Директория уникальной трагедии

ПОЖАР

1982 год на всю жизнь отложился в памяти двадцати зимовщиков южнополярной станции Восток. Накануне дня Космонавтики, который отмечается у нас 12 апреля, велись сварочные работы на эстакаде (подвешенные на арочной конструкции коммуникации – трубы и кабели), идущей от буровой к ДЭС*. Сварщики замотали сварные соединения теплоизоляцией – старыми ватными матрацами, поужинали и пошли спать. Эти-то матрацы, по всей вероятности, и загорелись через несколько часов. Огонь, как по бикфордову шнуру, перекинулся на ДЭС. Техник-механик ДЭС Сергей Кузнецов, обитавший вместе с другими механиками в ближайшем домике-балке, проснулся от запаха гари, когда огонь уже вовсю бушевал. Сергей растормошил своего начальника Алексея Карпенко, который в эту ночь спал в дежурном режиме – в одежде. От переполоха проснулись и остальные зимовщики, но, когда все собрались, огонь уже полыхал во всю силу. Этому ещё способствовал довольно сильный, иссушённый стужей ветер. Огнетушители на морозе не действовали. Пытались закидывать огонь снегом, но результата почти никакого. Воды под боком не было вовсе, она в тех местах большой дефицит. Тушить пожар было практически нечем, люди делали всё возможное на пределе своих физических сил, но огонь оказался сильнее. Подоспевший первым Карпенко успел проскочить внутрь горящей станции и остановить дизеля. Но выйти назад не успел, задохнулся в дыму. Спасти его не удалось: бушующее пламя не давало подойти близко к строению. ДЭС – домик из деревянных щитов, обшитый снаружи алюминиевыми листами, а изнутри пенопластом (для тепло-звукоизоляции) – сгорел дотла вместе с обшивкой, которая светилась при этом ярко, как вспыхнувший магний. Через 15 минут от ДЭС ничего не осталось. Обгоревшие останки Карпенко нашли на следующий день недалеко от внешнего контура строения, где находилась входная дверь. Он не дошёл каких-нибудь двух метров до спасительной черты.
Температура на улице в тот час была –80 градусов. Через 9 дней наступала полярная ночь, хотя все её признаки, когда в течение суток (при отсутствии звёзд и луны) вокруг не видно ни зги, уже присутствовали. До санно-гусеничного поезда, который по плану должен придти на станцию, оставалось 7 месяцев ожидания. В тех климатических условиях раньше ноября никто не решится двигаться в сторону полюса – это равносильно самоубийству. Спрашивается, как жить при температурах 60 – 80 градусов мороза без отопления, воды и электричества более полугода? До ближайшего в Антарктиде жилья – американской станции Амундсен-Скотт, расположенной на Южном географическом полюсе, – 1253 км. В гости не напросишься.
В этот суровый период на станцию не мог прилететь ни один самолёт. Посадка, а тем более взлёт, в тех температурных условиях, когда снежный наст превращается в наждак, практически невозможны. При посадке – это резкое торможение, при взлёте – невозможность набрать необходимую скорость. Да и заметить станцию в темноте полярной ночи представляется проблематичным, если ещё учесть, что на то время отсутствовала надёжная радиосвязь и не было света. Время полёта от Мирного (1510 км.) на ИЛ-14 составляло 6 часов. Попытка сбросить на станцию аварийный дизель-генератор могла бы привести к двум результатам: в случае очень точного сброса существовала опасность попадания тяжёлого груза на головы оставшихся людей, а менее точного – невозможность доставки его в нужное место, т.к. станционные трактора бездействовали (не заводились).


* ссылка в заголовке

Это сообщение отредактировал яспортсмен - 4.10.2019 - 18:18
 
[^]
GhjcnjNfr
4.10.2019 - 18:13
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.10.18
Сообщений: 4392
Спасибо за инфу, не знал к своему стыду. Хотя в 82м газеты мало читал.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Аккордеонист
4.10.2019 - 18:17
8
Статус: Offline


Непокобелимый

Регистрация: 13.04.14
Сообщений: 2149
Цитата (яспортсмен @ 4.10.2019 - 17:08)
В этот суровый период на станцию не мог прилететь ни один самолёт. Посадка, а тем более взлёт, в тех температурных условиях, когда снежный наст превращается в наждак, практически невозможны. При посадке – это резкое торможение, при взлёте – невозможность набрать необходимую скорость.

да вроде не в насте дело в этот период, движки захлёбывались у самолетов от температуры и низкого давления
 
[^]
Шыпшына
4.10.2019 - 18:18
9
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.12.18
Сообщений: 212
Спасибо ТС! Хорошая тема про правильных людей
 
[^]
AcliptikA
4.10.2019 - 18:23
6
Статус: Offline


Ибо вопреки!

Регистрация: 12.08.12
Сообщений: 1508
Цитата (Котовасия @ 4.10.2019 - 21:40)
Да, мужики!

Кстати, Карпентера не этот-ли случай надоумил снять "Нечто"?

"Марсианина" написать и снять этот случай надоумил.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 48467
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх