153
Начиная с 1980-х, многие люди, вдруг перестали любить материализм, и захотели душевности. Целое поколение наших мам и пап, родившиеся в атеистической стране, вдруг нашли в душе место для церквушки и батюшки. И стали, почему то, православными.
Православие, по общему убеждению, помимо скрепности, духовности, и понятное дело строгой русскости, еще и очень удобное. Купил свечку за упокой - полегчало. Купил поминки - и все как у людей. Дал батюшке стошку баксов - и самый главный гаишник на небесах присмотрит за твоим форд-фокус, можно спать спокойно.
Как это часто бывает с популярными вещами, их большой охват построен на низком пороге вхождения, и высоком внешнем престиже. Помноженном на крайне малом (желательно отсутствующем) внутреннем содержании - ведь люди разные, а значит каждый смысл лишь сокращает аудиторию. И современная РПЦ сработала не хуже опытных голливудских продюсеров - хорошо это видно на примере нашей элиты. Эти люди с лицами гоблинов из фентези-фильма, в одежде стоимость в годовую, а часто и больше, зарплату среднего прихожанина - стоят со скорбными лицами, украдкой фоткая себя на смартфон на фоне убранства храма, при этом искренне полагая, что теперь то они по настоящему православны.
Но все и эти, и другие, вполне искренние люди, которые так тянутся к православию, просто мало о нем знают.
Из моих знакомых все 100% "православных" не способны, например, перечислить поименно 12 Апостолов. Или, хотя бы, евангелистов. Это, как утверждать что ты профессор филологии, и не уметь читать.
А ведь я даже заготовил хитрые вопросы, которыми пользовалась Испанская Инквизиция для выявления не христиан. Вот оцените, такой:
- Сколько всего Апостолов?
Если ты не вырос в христианской культуре, не несешь её ценности, и плохо понимаешь саму суть христианской веры, ты отвечаешь что-то типа "Двенадцать! Они еще с Исусом рыбачили!". Если ты умный и полистал книжки по теме, то вспомнишь еще несколько упоминаний об апостолах в тексте Нового Завета, и твой ответ будет другим, но в любом случае числовым. И это с головой выдает в тебе подлого мавра, скрывающегося от налогов.
Но, как мне тут недавно подсказали есть такая штука - символ веры. Опять же, следует дать пояснения тем, которые вообще не имеют отношения к религии вообще, и к православию в частности. Ну то есть видел храмы, или батюшку, может на свадьбе там. Так вот, символ веры, это не крест, как ты мог бы подумать.
Суть "символа веры" - в предельно кратком и недвусмысленном описании того, во что ты, собственно, веришь (и чем твоя вера отличается от веры другой секты в рамках твоей религии, не говоря уже о других религиях). Как можно называть себя "верующим", если Суть твоей веры для тебя совершенно непонятная хрень?
Скорее всего, если ты достаточно развитый человек, ты наверняка слышал мусульманский символ веры:
Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его.
Многим отдаленно знаком даже иудейский символ веры:
Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь — один!
И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, и всей душою, и всем существом твоим.
И только при попытке вспомнить нечто аналогичное для православия, у просто подавляющего большинства людей, идет белый шум.
Почему ты считаешь себя православным, если не знаешь символа веры?
Потому что ты ничего не знаешь о православии.
Христианство - невероятно мощная, тысячелетняя духовная школа, с глубокой моралью, основанной на простых и близких каждому принципах.
Мы, а тем более наши родители, о ней не знаем ничего.
Отсюда и многочисленные и совершенно дикие убеждения, вроде того что Православие - самая "простая" религия, по сравнению например с Исламом, в котором надо аж пять раз в дней молиться.
Для не религиозных людей поясню - это совсем не так. Христианство вообще, а православие в особенности - религия требующая от человека невероятных усилий по каждодневному и постоянному духовному самосовершенствованию. Каждый день, возможно несколько раз день, вы должны применять к себе самые суровые моральные лекала, и стараться им соответствовать. В этом, по большей части, и есть весь смысл. Это настолько трудно, что есть специальный человек, вроде психотерапевта, который помогает тебе в этом пути - личный духовник для богатых, общий батюшка для бедных.
Помогает, поддерживает - но не открывает двери рая, за сунутые в потную лапу деньги.
Кроме того, в православии, даже при поверхностном знании предмета, можно найти откровенно пугающие для современных "православных" законы и уложения.
Например полный запрет на суеверия - не то что к экстрасенсу сходить, по столу стучать нельзя! Под это и следующие утверждения подведен серьезный базис - например христианские философы довольно убедительно доказывают, что именно вера человека в суеверия, и дает суевериям силу.
А как вам уложение о том, что познание Бога хоть и невозможно, но стремиться к этому надо, в том числе и через познание его созданий?
Все вокруг создано Им, а следовательно любой ученый - богоугодный человек.
Больше того, это автоматически делает любого христианина обязанным самообразовываться, или, если туповат - давать деньгами тем кто познает. Отсюда монастыри как центры науки, а потом и эти ваши университеты по всей Европе.
А ведь есть еще уложения для мирянина, в котором в первых строках, среди самых страшных грехов, значится "Подчинение неправедной власти" - это уже прямо таки воняет экстремизмом. Особенно на фоне того что воровство в середине списка, а "осквернение алтаря" - в самом конце. Так себе грешок.
Дальше только хуже - православие считает правителя напрямую ответственным за все, происходящее в его стране. Что бы понять образ мысли православного монарха, каким он должен быть - полистайте Поучение Владимира Мономаха. Засуха, потоп, нападение врагов - все это ставится в вину конкретно Владимиру Мономаху, и никем то там, а самим Вовой Мономахом.
Помните смешные стишки в стиле:
Я алкаш и бедноват - это Путин виноват!
В православном мироощущении - это не шутка, а очевидная реальность.
Ну и конечно о храмах надо сказать.
В Новом завете есть буквально несколько фраз, переданных от Христа, как прямая речь. Одна из них:
«ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
А про храмы мне сказать нечего.