Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
10.04.2019 - 18:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
100
И сегодня время от времени на дне портовых бассейнов Архангельска, Бакарицы и Экономии водолазы случайно обнаруживают старые снаряды. К примеру, несколько лет назад на Бакарице землечерпалка зацепила сразу 165 снарядов времен Первой мировой войны. Сколько их там осталось еще?

25 октября 1916 года на Бакарице ошвартовался один из самых крупных российских транспортов того времени — «Барон Дризен». Пароход доставил очередную партию вооружения и боеприпасов из США и Англии в Россию.
Водоизмещение «Дризена» достигало почти 18 000 тонн, и загружен он был, что называется, под завязку
.
Помимо заводских станков, двигателей и рельсов для стратегически важной Мурманской железной дорога, в его трюмах находилось 155 576 пудов разрывных снарядов, 50 786 пудов шрапнели, 23 350 пудов бездымного пороха, 18 802 пуда взрывчатки, 6146 пудов черного пороха, а еще свыше 50 тысяч фугасных гранат и 25 тысяч детонаторных трубок для артиллерийских снарядов. Помимо этого в глубине трюмов были втиснуты 548 баллонов жидкого хлора и 2020 пудов пикриновой кислоты. Огромный пароход был буквально напичкан смертью.

Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
26 сентября до обеда, когда судно уже стояло под разгрузкой, борт «Барона Дризена» покинули капитан Фриц Дрейман, штурманы Дитрих Акмен и Николай Казе (все из остзейских немцев). А ровно в 14 часов «Барон Дризен» взлетел на воздух. Сила взрыва была просто ужасающей. Его почувствовали даже в далеких Холмогорах, где земля внезапно ушла у людей из-под ног.

Ошметья разнесенного в атомы парохода еще не успели разлететься во все стороны, как сразу же сдетонировали почти километровые штабеля боеприпасов, выгруженных на причал. Этот взрыв был не менее страшен, чем предыдущий. Но и это еще не все! От второго взрыва рвануло в клочья сразу несколько стоящих вдоль причалов и разгружавших оружие и боеприпасы пароходов.

Очевидцы впоследствии рассказывали: в тот день был полностью уничтожен не только порт Бакарица, но и ближние к нему деревни, а когда ударные волны докатились до центра Архангельска, в домах вышибало стекла и сносило крыши…

Причалы № 19, 20 и 21 были разрушены полностью, был взорван стоявший у 21-го причала английский пароход «Earle of Farfor», также нагруженный снарядами. Взрывной волной были серьезно повреждены 100-тонный плавкран, пожарный буксир «Рекорд», здание электростанции, пожарное депо, все жилые постройки, уничтожена телеграфная и телефонная связь. Непрерывные взрывы в порту продолжались до позднего вечера.

После первых взрывов сразу же была организована работа по ликвидации пожара и вывозу раненых. К месту катастрофы подошли тральщики, буксиры и пожарных пароходов. Большое мужество проявили команды пожарного парохода «Лебедин», «Горн» и «Нива», солдаты и офицеры, команды стоящих в порту наших и союзнических судов.


Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Вот как описал страшные события того дня в своем дневнике архангельский моряк Петр Иванович Мусиков: «Помощник начальника лейтенант Шульговский предложил мне поехать с ним на Бакарицу: там только что произошел ужасный взрыв. Вместе с корабельным инженером Коршем отправились на стоящий в готовности Т-17 (минный тральщик), который немедленно отошел от причала. На Бакарице море огня и взрывы без конца. Пристали к стенке, выбросили шланги. Приказ матросам построиться на берегу, 50 человек разделили на три группы. В стороне, шагах с полсотни — ад… Капитан Верке со шлангом в руках бросается заливать горящий пироксилин. Одна группа с Шульговским во главе по рельсам откатывает от огня вагоны с динамитом. Всюду взрывы снарядов, непрерывное тарахтение взрывающихся пулеметных патронов. Словно горох сыплется на лукошко… Жуть… Изредка бабахает что-то ужасное, громко, оглушительно громко. На Бакарице ни души. Немного ниже нас стоит „Полярный“. Командуют от нас, чтобы он перешел к огню и выбросил шланги…

Команда начинает таскать из-под развалин раненых, полуживых, стонущих и укладывает их на палубе Т-17. Там фельдшеры делают перевязки. Ужасно, до чего изуродованы люди… Вот один с оторванными ногами приходит в себя, просит закурить, ему дают папиросу, затягивается раз — и умирает… Раздавленные, опаленные, без конечностей, в обгорелой одежде. Наверное, на другом конце Бакарицы есть уцелевшие суда. Но пройти туда невозможно. На Т-17 палуба полна раненых. Ужасное зрелище. Работаем уже 5 часов одни, из города нет никого.

В 9 часов вечера приходит „Колгуев“ с главноначальствующим, лазаретом и отрядами матросов. Дело по тушению идет энергичнее. Я получаю приказ от помощника главнача пробраться на другой конец Бакарицы, но сейчас же приказ и отменяется. Водою нельзя: проход загроможден взорванными транспортами, в огне ничего не разобрать. Я вернулся на Т-17. Раненых от нас уносят на „Колгуев“.


Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
28 октября. О взрыве на Бакарице говорят все. Взорвался сначала „Барон Дризен“ с грузом тола, тринитротолуола и динамита. От детонации произошел второй, более сильный взрыв на берегу, на месте электростанции. Огонь быстро распространился повсюду. Части дивизии посланы на охрану складов, уцелевших от огня… Китайцы раскапывают под обломками трупы и рядами укладывают на пристани. Не людей, а, вернее, то, что осталось от людей. На пристани вид ужасный: несколько сот трупов, обгоревших, издающих особый приторный запах гари и разложения. По доскам спускают на брезент трупы с парохода „Санитарный“ и возят хоронить на остров Зеленец в общую могилу.

Хожу, осматриваю следы разрушения. На трюме парохода „Чихачев“ лежит громадная часть палубы, кингстона и мачты с какого-то взорванного транспорта… Во всех концах территории Бакарицы посты матросов. И везде движутся китайцы, равнодушные к смерти. Медленно ходят, ищут трупы, собирают стаканы неразорвавшихся снарядов. Погибают при взрывах снарядов. А трупы на пристани прибывают и прибывают. Некоторые из нас, впечатлительные, насмотревшись, не могут ни есть, ни пить».

Согласно докладу начальника архангельского порта Веретенникова, следует, что взрывы на Бакарице унесли жизни 650 человек, ранены были 839… Но это, скорее всего, сильно заниженные цифры. Скорее всего, погибли многим более тысячи человек, еще столько же пропали без вести. Тела последних просто не нашли. Они исчезли в адском пламени взрывов. Среди погибших были ополченцы 14-й архангельской пешей дружины, костромской и тамбовской дружин, матросы Архангельского флотского полуэкипажа, слушатели офицерской стрелковой школы, моряки линейного корабля «Чесма», стрелки отдельной караульной команды, а также мобилизованные на строительство железной дороги и портовых сооружений рабочие китайцы.


Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Помимо огромного числа погибших, был нанесен большой урон всему военному потенциалу страны, ведь находившиеся в Архангельском порту боеприпасы так ждали на истекавших кровью фронтах! Когда придут следующие транспорты, было не известно, да и куда придут? Почти полностью разрушенный порт был просто не в состоянии их принять.

Надо ли говорить, что уже на следующий день после взрыва на ноги были подняты вся архангельская контрразведка, жандармерия и полиция. Из Петрограда немедленно прикатил целый состав лучших следователей, которые сразу же закатали рукава. Для расследования причин взрыва морским министром адмиралом Григоровичем была назначена особая следственная комиссия под руководством адмирала Маньковского.

Все люди, имевшие хотя бы отдаленное отношение к «Барону Дризену», были немедленно взяты под арест. Начались допросы, экспертизы, очные ставки и следственные эксперименты. Уже через несколько суток непрерывной работы был взят «германский» след. Делу «О взрыве парохода „Барон Дризен“ в Архангельском порту» был присвоен № 53.

Уже вскоре следователи установили, что начальником разгрузочных работ в Архангельском порту был некто Эдмунд Мелленберг — этнический немец. Разумеется, что это еще ни о чем не говорило — мало ли немцев на Руси! Но в документах жандармерии в отношении Мелленберга имелась пометка: «Причастен к делу военного шпионажа в пользу Германии».


Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Как оказалось, подозреваемый в совершении этого диверсионного акта прапорщик флота Мелленберг во время Русско-японской войны также находился во Владивостоке, состоял на службе в немецкой фирме «Кунст и Альберс», которая, как еще тогда установила наша военная контрразведка, использовалась немецкой разведкой в качестве прикрытия для своих агентов. При этом Мелленберг поддерживал тесные контакты с неким Клопфером (германским резидентом), получая от него информацию «о прибытии и отправке военных грузов».
Выяснилось и то, что совсем недавно, 9 сентября 1916 года начальник контрразведывательного отделения при штабе Приамурского военного округа сообщил в Архангельск, что призванный на военную службу прапорщик флота Николай Иванович Клопфер (штурман дальнего плавания), направленный в Англию на приемку ледокола «Святогор», «подозревается в военном шпионстве в пользу воюющих с нами держав».
В поле зрения русской контрразведки Клопфер попал еще во время Русско-японской войны, когда вместе с начальником Владивостокского торгового порта бароном Георгием Николаевичем Таубе «действовали в ущерб интересам русского правительства, так как ими часто ставились всевозможные преграды к своевременной выгрузке военного груза».


Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Все это поразительно! Почему практически уже разоблаченных вражеских шпионов Мелленберга и Клопфера не то что не арестовали, но даже оставили на прежней должности (должности стратегической важности!), так никто и не дал ответа! Но и это не все. Помимо Мелленберга, фольксдойче находились и на всех других руководящих должностях в порту, вплоть до руководителей охраны и безопасности порта. Не случайным оказалось и отсутствие капитана и штурманов (тоже из немцев) на борту «Дризена» во время взрыва.

Главнокомандующим Архангельским портом и морскими силами Белого моря на тот момент являлся вице-адмирал Людвиг Кербер (Корвин). Разумеется, что Кербер-Корвин никаким шпионом и диверсантом не был, зато всегда и во всем покровительствовал своим соотечественникам. Именно он протежировал шпиону Мелленбергу да и всем остальным, сознательно убирая с командных постов этнических великороссов и назначая немцев. Однако, когда дело о «Дризене» было рассмотрено Архангельским окружным судом, по его приговору… все главные подозреваемые остались на свободе.

Это покажется невероятным, но все было именно так! По секретному приказу морского министра И.К. Григоровича капитан Дрейман, штурмана Акмен и Казе были освобождены прямо в зале суда. За ними, правда, установили негласный надзор, но вскоре все они снова ушли в море на разных пароходах.

на фото-Разрушения на причалах Бакарицы после взрыва

Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Что касается главного обвиняемого Мелленберга, то с ним поступили вообще в высшей степени непонятно. Мелленберга, имевшего штурманский диплом, отправили служить (!) на минный тральщик, который должен был ставить секретные минные заграждения в горле Белого моря для защиты коммуникаций от проникновения германских рейдеров и субмарин. Пустили, что называется, щуку в реку…

Главным виновником определили боцмана Павла Полько — единственного уцелевшего моряка из команды «Барона Дризена». Вступиться за Полько было некому. Его и приговорили к десяти годам тюрьмы, хотя прямых улик против него, как и против остальных, причастных к делу «Дризена», не имелось.

Объяснения столь странным итогам суда не было ни тогда, ни теперь. Существует версия, что следственные материалы якобы побывали до суда в Петрограде, где с ними ознакомились чиновники, в том числе и лица, особо приближенные к императрице Александре Федоровне. Пересудов о симпатиях царицы к бывшим соотечественникам было немало, и, по тогдашним слухам, именно ее вмешательство не дало восторжествовать закону. Однако следует вспомнить, что в ту пору об императрице распускалось множество порочащих ее слухов, согласно которым, она даже якобы являлась главой прогерманской партии, хотя никаких фактов тому нет до сегодняшнего дня.

на фото-Ремонтные работы после взрыва. Видно, что причал уже привели в порядок

Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Почему совершенно непонятную позицию занял морской министр Григорович, несомненный патриот России, герой Порт-Артура, любимец Макарова и боевой адмирал, тоже совершенно не ясно. Даже если предположить, что имело место вмешательство очень влиятельных лиц из прогерманской партии, как можно было идти на откровенное предательство, да еще в разгар кровопролитнейшей из войн, когда решалась судьба России?! А может быть, причина крылась в чем-то другом? Но тогда в чем? Ответа на этот вопрос нет и, видимо, уже не будет. В своих воспоминаниях, написанных уже после революции, Григорович многозначительно обошел этот, видимо, не слишком приятный для него эпизод молчанием.

Официальная позиция начальства в 1916 году была такой: высочайше утвержденные следственные комиссии не смогли подтвердить версию о причастности к событиям в Архангельске немецких диверсантов. Комиссия Маньковского ограничилась достаточно расплывчатым выводом, который предположил в равной степени как возможность германской диверсии, так и самопроизвольный взрыва не слишком качественного американского пороха.
Наверное, единственным реальным выводом, который сделало военно-морское командование, — организация собственной специализированной военно-морской контрразведки.

До этого моряков, как умели, курировали армейские контрразведчики. К постановке такого вопроса, помимо взрыва «Барона Дризена», послужили и данные, полученные от подставленного немцам агента департамента полиции Шарля. До сих пор имя этого талантливого русского контрразведчика неизвестно. Зато известна та бесценная информация, которую давал Шарль, будучи внедрен в германские разведывательные структуры. Так, в апреле 1915 года он получил задание взорвать линкор «Императрица Мария». Помимо этого немецкая разведка поручила ему сформировать группы агентов и направить их в Архангельск и на Мурман.

Это сообщение отредактировал BigCap - 10.04.2019 - 18:28

Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
В Архангельске агенты должны были «возможно больше мешать правильному сообщению пароходов, курсирующих между Архангельском, Англией и Америкой». Кроме того, агентам-диверсантам вменялось в обязанность «устраивать пожары на территории порта и по возможности портить прибывающие туда пароходы, не останавливаясь и перед взрывом таковых». На Мурмане агентам следовало «всячески препятствовать» постройке Мурманской железной дорога. В этих целях немецкая разведка рекомендовала своим агентам «устраивать забастовки рабочих и в крайнем случае портить механические материалы». Что касается Шарля, то он сумел сорвать замыслы немцев, как по подрыву «Императрицы Марии» в 1915 году, так и по диверсиям в Архангельске. Разоблаченные Шарлем германские агенты были вовремя арестованы. Однако у немцев были и резервные группы агентов, которые немедленно принялись за работу после провала основных.

В Морском Генштабе срочно было сформировано собственное контрразведывательное отделение. Только к концу второго года войны, в 1916 году, моряки создали аналогичные подразделения на флотах и флотилиях — финляндское, балтийское, беломорское, тихоокеанское и черноморское. Увы, во многом было уже поздно…

Казалось, на этом в деле «Барона Дризена» можно было бы поставить точку, но через три месяца после взрыва «Дризена», в 10 часов утра 13 января 1917 года в Архангельском порту при совершенно схожих обстоятельствах взорвался груженный боеприпасами российский пароход «Семен Челюскин» а вскоре после полудня взлетел на воздух ошвартованный по носу "Семена Челюскина" английский грузовой пароход "Байропна".

Спустя четыре с половиной часа над Экономией прогремел третий взрыв - это на причале у железнодорожных путей взорвалось 300 тонн тетрила. В течение следующих трех суток на берегу Кузнечихи слышались частые взрывы - это рвались доставленные судном снаряды и боеприпасы. В порту не осталось ни одного неповрежденного строения (а их насчитывалось почти 300), вся территория складов была засыпана обломками взорвавшихся пароходов, грузовиков и аэропланов, стоявших на них, бревнами, досками и осколками снарядов. Железнодорожные пути не работали на протяжении трех километров от порта. К счастью, число человеческих жертв на этот раз оказалось меньше, чем в Бакарице. Убитых и пропавших без вести насчитывалось 284, раненых 299 человек.


Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
О деле № 53, конечно же, сразу вспомнили. Едва началось расследование «второй» архангельской трагедии, как сразу же вновь всплыло имя Мелленберга, который оказался непосредственно причастным к событиям на «Челюскине». Но пока кинулись разыскивать вездесущего Мелленберга, того и след простыл!

Тогда же, в январе 1917 года, секретный сотрудник под псевдонимом «Случайная» доложил о подозрительном поведении прибывшего в Архангельск в качестве консульского агента США некого Карла Христиановича Леве. В июле того же года Беломорским контрразведывательным отделением были разоблачены два немецких агента (шведские подданные), собиравшие сведения о заградительных сетях в Кольском заливе. Были получены данные об использовании немецкой военно-морской разведкой судов нейтральных стран, в состав экипажей которых внедрялись командиры немецких подводных лодок, рыскавших в Баренцевом море и топивших транспорты, доставлявшие в Архангельск и Романов-на-Мурмане (Мурманск) вооружение, боеприпасы и продовольствие из Англии и Франции. Эти офицеры изучали маршруты следования пароходов в северные порты, фарватеры, особенности навигационной обстановки и так далее. Они, командуя подводными лодками, затем успешно топили транспорты со столь нужными русской армии военными грузами.

Если раньше хоть у кого-то и оставалась хоть какое-то сомнение в случайности происшедшего, то теперь таких сомнений быть не могло — в Архангельске нагло и уверенно действовала хорошо организованная германская диверсионная группа, имевшая целью уничтожить самый короткий путь, связывающий морские коммуникации России с ее союзниками. На кону было ни много ни мало, а исход всей Первой мировой войны, так что ставки были предельно высоки!
5 марта вышел указ Временного правительства о создании Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК), которой надлежало учинить расследование противозаконных действий бывших министров. В числе наиболее громких дел были и дела о взрывах на Бакарице и Экономии. На расследовании их настаивали и союзники, тоже понесшие немалый урон в архангельских трагедиях.

Уже спустя несколько дней комиссия с санкции Временного правительства взяла под стражу морского министра И.К. Григоровича. При аресте в квартире адмирала нашли многочисленные документы по катастрофам в Архангельске.

В марте 1917 года прокуратура наконец-то предъявила обвинение в «противозаконном бездействии власти» и вице-адмиралу Л.Ф. Керберу, но доказать его прямую вину в происшедших трагедиях так и не удалось. После этого вообще начало происходить нечто нереальное. Передача документов из Морского ведомства следователям комиссии постоянно саботировалась под разными предлогами, а затем подследственному Л.Ф. Керберу разрешили выехать в командировку в Англию, куда адмирал и убыл в октябре 1917 года. Обратно в Россию он, разумеется, уже не вернулся…


Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 18:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
После Октябрьской революции ЧСК, как комиссия, «действовавшая в интересах империалистов», была ликвидирована, а всю судебную и следственную деятельность по делам досоветского периода прекратили вообще. В России наступали новые времена, и всем было уже не до отошедших в прошлое взрывов в Архангельске.

Что касается боцмана с «Барона Дризена» Павла Полько, то 27 января 1918 года он был освобожден из архангельской тюрьмы, как «пострадавший от царской власти», после чего его следы навсегда затерялись в бурлящих войной российских просторах.

Необходимо добавить, что в ходе расследования дела взрывов «Барона Дризена» и «Семена Челюскина» следователи сделали вывод о том, что ужасной трагедии на Бакарице во многом способствовали неразбериха в организации портовой службы. На эти весьма важные выводы дореволюционных следователей обратили большое внимание советские чекисты в самом начале Великой Отечественной и сделали все возможное, чтобы не допустить диверсий, подобных тем, что постигли Бакарицу и Экономию. Со своей задачей они справились блестяще.

За все время Великой Отечественной войны в Архангельском порту, который, как и в годы Первой мировой, играл очень важную роль в качестве основного порта в доставке военной техники из Англии и США в СССР, там не произошло ни одной диверсии. Думается, что архангельские чекисты прекрасно усвоили уроки «Барона Дризена» и сделали все возможное, чтобы его трагедия больше никогда не повторилась.

на фото-памятник погибшим

всё

Владимир Виленович Шигин
Неизвестные страницы истории российского флота

https://itexts.net/avtor-vlad-vilenov/42588...ad/page-15.html



Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
joker888666
10.04.2019 - 18:25
23
Статус: Offline


Гондольер

Регистрация: 3.11.14
Сообщений: 37731
Прошло сто лет..
Не надо взрывать корабли, у власти свои Мелленберги..
Я жил в Архске, слышал про это.

Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
Akhmed
10.04.2019 - 18:26
24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.02.15
Сообщений: 5367
Цитата
Почему практически уже разоблаченных вражеских шпионов Мелленберга и Клопфера не то что не арестовали, но даже оставили на прежней должности (должности стратегической важности!), так никто и не дал ответа!


Сейчас та-же хуйня, только фамилии другие
 
[^]
Костер
10.04.2019 - 18:27 [ показать ]
-27
siiddi
10.04.2019 - 18:36
17
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.08.14
Сообщений: 581
Цитата (Костер @ 10.04.2019 - 18:27)
Это страшно, даже в Первую мировую, когда вероломного нападения не было, и Россия была на пике могущества, все равно просили помощи у США, это надо помнить ватным патриотам

пик могущества? поржал, тебе бы историю подучить что ли, хуйни писать не будешь
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 19:03
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Цитата
Россия была на пике могущества

такое могущество что ввозили из-за рубежа буквально всё, начиная от подков с патронами и заканчивая авиационными двигателями.....
 
[^]
carrista116
10.04.2019 - 19:09
17
Статус: Offline


Дикий половец

Регистрация: 11.01.15
Сообщений: 10087
Всё как сейчас,имеют иностранное подданство,работают на госслужбе или в госкорпорациях,проворовываются,а их или переводят с повышением,или отпускают за рубеж.
При шухере они вообще будут пиндосов хлебом-солью встречать.
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 19:10
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Цитата
На пристани вид ужасный: несколько сот трупов, обгоревших, издающих особый приторный запах гари и разложения. По доскам спускают на брезент трупы с парохода „Санитарный“ и возят хоронить на остров Зеленец в общую могилу.

начальник архангельского порта Веретенников донёс морскому министру:

«Взрывами на Бакарице убито 650 человек, насчитывается 839 раненых. Пропали без вести 14 человек Архангельской пешей дружины, Костромской дружины, флотского полуэкипажа, ратники, люди из офицерской стрелковой школы, отдельной караульной команды, Тамбовской дружины, автошколы, служащие таможни».

Позже в официальном отчёте губернатора говорилось о 607 трупах и 1166 раненых. Но точное число погибших неизвестно до сих пор.
«Площадь пожарища во все стороны — около 200 сажен»©
 
[^]
Островский
10.04.2019 - 19:13
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.18
Сообщений: 6794
Джеймс Бонд нервно курит под лестницей

Всё это, конечно, очень подозрительно, но если бы действительно немецкая разведка была в этом замешана, то за 100 лет должна была бы всплыть информация об этом "с той стороны" или нет?

Это сообщение отредактировал Островский - 10.04.2019 - 19:33
 
[^]
Костер
10.04.2019 - 19:17 [ показать ]
-13
BigCap
10.04.2019 - 19:22
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Цитата (Костер @ 10.04.2019 - 19:17)
Цитата (BigCap @ 10.04.2019 - 19:03)
Цитата
Россия была на пике могущества

такое могущество что ввозили из-за рубежа буквально всё, начиная от подков с патронами и заканчивая авиационными двигателями.....

Потребление мяса уровня 1913 года достигли только в шестидесятых, как и всего остального

замечательно!
что вы скажете про уровень промышленного производства?

Это сообщение отредактировал BigCap - 10.04.2019 - 19:30
 
[^]
P376
10.04.2019 - 19:25
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34656
Цитата (BigCap @ 10.04.2019 - 19:22)
Цитата (Костер @ 10.04.2019 - 19:17)
Цитата (BigCap @ 10.04.2019 - 19:03)
Цитата
Россия была на пике могущества

такое могущество что ввозили из-за рубежа буквально всё, начиная от подков с патронами и заканчивая авиационными двигателями.....

Потребление мяса уровня 1913 года достигли только в шестидесятых, как и всего остального

замечательно!
что вы скажете про уровень промышленного производства?

Это же костер, еще тот тролль gigi.gif

А по теме... Вот и возникает вопрос: - А так ли безгрешны были репрессированные в 30-40 года "шпионы германской, английской, японской и прочих разведок"?! Может все же на одного условно невинного было девять реальных врагов?

Это сообщение отредактировал P376 - 10.04.2019 - 19:26
 
[^]
besedkin
10.04.2019 - 19:44
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.01.11
Сообщений: 5034
В декабре 1917 в канадском Галифаксе бахнул пароход с боеприпасами,уничтоживший почти весь город.

Архангельская трагедия. Взрыв парохода «Барон Дризен» 25 октября 1916 года
 
[^]
BigCap
10.04.2019 - 19:49
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26666
Цитата (P376 @ 10.04.2019 - 19:25)
Цитата (BigCap @ 10.04.2019 - 19:22)
Цитата (Костер @ 10.04.2019 - 19:17)
Цитата (BigCap @ 10.04.2019 - 19:03)
Цитата
Россия была на пике могущества

такое могущество что ввозили из-за рубежа буквально всё, начиная от подков с патронами и заканчивая авиационными двигателями.....

Потребление мяса уровня 1913 года достигли только в шестидесятых, как и всего остального

замечательно!
что вы скажете про уровень промышленного производства?

Это же костер, еще тот тролль gigi.gif

А по теме... Вот и возникает вопрос: - А так ли безгрешны были репрессированные в 30-40 года "шпионы германской, английской, японской и прочих разведок"?! Может все же на одного условно невинного было девять реальных врагов?

дело в том что количество осужденных "агентов иностранных разведок" было запредельным....я думаю что наоборот на одного виновного были 9 невиновных(включая членов их семей).

Это сообщение отредактировал BigCap - 10.04.2019 - 19:56
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 16821
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх