Нишская трагедия. Засекреченый бой между СССР и США 7 ноября 1944

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hurakan
16.07.2018 - 13:57
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567
73
Итог этого побоища настолько шокировал обе стороны, что его решили не придавать огласке. В воздушном бою были сбиты 5 американских «Лайтнингов» и два советских истребителя Як-9. На земле в ходе атаки американцев на колонну, погиб гвардии генерал-лейтенант Григорий Котов и еще до 70 солдат и офицеров были убиты либо ранены. Только чудом удалось остановить это сражение и развернуть 60 самолетов союзников на подлете к месту боя.

Короткая и жестокая схватка между союзниками привела к большим потерям. Расследование не пришло к единому мнению относительно причин случившегося.

Вечная память советским Воинам.

Нишская трагедия. Засекреченый бой между СССР и США 7 ноября 1944
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
hurakan
16.07.2018 - 13:57
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567
А теперь, читатель, познакомься с историей, случившейся 7 ноября 1944 года в окрестностях упомянутого города, уже освобождённого советскими войсками.
На здешнем аэродроме базировался 866 истребительный авиаполк 17 воздушной армии, уже отличившийся во многих схватках. В составе полка летали опытные лётчики, на счету которых было по несколько десятков боевых вылетов и сбитые вражеские самолёты.
Пилоты отдыхали в ожидании очередного задания, и оно не замедлило появиться. С утра из Ниша (он находится на реке Нишава, к юго-востоку от столицы Сербии Белграда – А.П.), по направлению на запад, начала передвижение к фронту колонна частей 6 гвардейского стрелкового корпуса, входившая в состав 3-ого Украинского фронта. Подразделения уже растянулись по шоссе на несколько километров, когда вдруг в воздухе показалась группа из 12 незнакомых самолётов.
Не теряя времени, первая «четвёрка», в строю растянутого пеленга, зашла на колонну и, сбросив сначала бомбы, с высоты 100 метров открыла пулемётный огонь. Две другие «четвёрки», дожидаясь очереди, ходили над полем боя на высоте 1500 метров.
Советские зенитчики из состава ПВО аэродрома Ниш уже определили, что атакуют нашу колонну американские тяжёлые истребители «Лайтнинг» (двухфюзеляжные, двухмоторные, с утолщениями посередине фюзеляжей и с опознавательными знаками в форме круга – А.П.), но дожидаться, пока американцы израсходуют весь свой боевой запас, не стали. Зенитчики открыли огонь по самолётам, сразу же сбив один из «Лайтнингов», который упал в километре севернее аэродрома.

Локхид П-38 «Лайтнинг»

Нишская трагедия. Засекреченый бой между СССР и США 7 ноября 1944
 
[^]
hurakan
16.07.2018 - 13:58
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567
Через 10 минут после начала событий, в 13.00, с аэродрома Ниш взлетела первая пара советских истребителей «Як-9»: ведущий – лейтенант Кривоногих, ведомый – младший лейтенант Шипуля. Наши лётчики пошли на сближение со штурмующими колонну четырьмя самолётами «Лайтнинг». Вот как описал последующие события в боевом донесении начальник штаба 866 ИАП:
«Два самолёта «Лайтнинг» перешли в атаку на пару Кривоногих. Младший лейтенант Шипуля произвёл атаку по самолёту «Лайтнинг», зашедшему на повторную атаку наших наземных войск, и с первой же атаки зажёг его, последний с углом 40 градусов врезался в землю в 500 метрах севернее аэродрома Ниш, где и сгорел.
Лейтенант Кривоногих, отбиваясь от атаки двух самолётов «Лайтнинг», с вертикального маневра зажёг одного из них, который горящим упал в 8-10 километрах севернее аэродрома Ниш, на горе в лесном массиве.
При последующей атаке лейтенант Кривоногих зашёл в хвост следующему самолёту «Лайтнинг», по которому открыла огонь наша зенитная артиллерия. Попав в разрывы снарядов зенитной артиллерии, самолёт лейтенанта Кривоногих задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю в 3 километрах северо-восточнее аэродрома...
В 13.05 с аэродрома взлетели 6 наших самолётов Як-9: командир авиаэскадрильи капитан Бондарь, командиры звеньев, старшие лейтенанты Сурнев, Железнов, Поциба и лётчики, лейтенант Жестовский и младший лейтенант Сердюк…

Як-9

Нишская трагедия. Засекреченый бой между СССР и США 7 ноября 1944
 
[^]
hurakan
16.07.2018 - 13:58
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567
В 13.10 взлетела последняя пара Як-3 под управлением ведущего, капитана Колдунова и ведомого, лейтенанта Красюкова»…
Второй группе из шести Яков также пришлось вести бой с американскими истребителями, и только третьей удалось прекратить эту скоротечную, но жестокую схватку союзников между собой. Вот как это описано в том же донесении:
«Капитан Колдунов, вылетев, набрал высоту 2000 метров и пристроился к группе из 12 «Лайтнингов», которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием, он дал знать, что это свой самолёт и стал указывать на свой аэродром. Самолёты «Лайтнинг» огня не вели и, развернувшись, ушли с курсом 240 градусов. В это время подходила с запада ещё группа до 60 самолётов «Лайтнинг», которая встретилась с первой группой, развернулись и пошли курсом по направлению на запад. Капитан Колдунов отошёл от группы и произвёл посадку на свой аэродром».
 
[^]
hurakan
16.07.2018 - 13:59
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567
Извинения были приняты

Все события – от начала бомбёжки колонны американцами до окончания воздушного боя – длились не более 35 минут. Наши наземные потери составили 21 человек. Среди погибших оказался гвардии генерал-лейтенант, командир 6 гвардейского стрелкового корпуса Григорий Котов. Григорий Петрович до этой злосчастной бомбардировки прошёл гражданскую войну, участвовал в событиях на Халхин-Голе, в советско-финской войне, в Великой Отечественной был с первого дня, а нашёл вечный покой от атаки американского «Лайтнинга».

Г.П.Котов, командир 6 гвардейского стрелкового корпуса


Нишская трагедия. Засекреченый бой между СССР и США 7 ноября 1944
 
[^]
hurakan
16.07.2018 - 13:59
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567
Что касается воздушных потерь, то результаты оказались такими: 5 сбитых американских самолётов и три «Яка», один из которых подожгли свои зенитчики. Два советских лётчика – лейтенант Дмитрий Кривоногих и младший лейтенант Виктор Шипуля – погибли, их трупы были обнаружены в одном – двух километрах северо-западнее города Ниш.
Лётчик с третьего сбитого «Яка», лейтенант Анатолий Жестовский, получив несколько ранений, сумел выпрыгнуть с парашютом и благополучно приземлиться. Погибших лётчиков похоронили в братской могиле рядом с аэродромом города Ниш.
Командование ВВС США вынуждено было принести извинения советскому командованию за случившееся, назвав это «досадным инцидентом». А 14 декабря 1944 года уже посол США в СССР Аверелл Гарриман – от имени президента США Рузвельта и генерала армии США Маршалла - тоже извинился «по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах».
После этого, не желая вносить раскол в антигитлеровскую коалицию, об инциденте у города Ниш замолчали на долгие годы, а документы по событию засекретили. Только в последнее время о Нишской трагедии стали говорить и писать открыто. Но информация, всё равно, не была полной.
 
[^]
hurakan
16.07.2018 - 14:00
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567
Орловчане в Сербии – пользы для…

И только в этом году, на запрос в Подольский архив Министерства обороны, пришёл подробный ответ, в котором были приведены копии сразу несколько документов: оперативной сводки штаба 17 Воздушной армии от 7 ноября 1944 года, донесения начальника штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса, боевого донесения штаба 866 ИАП и других. Они и позволили нарисовать полную картину происходивших 7 ноября 1944 года событий. Но вопрос о том – что произошло: несчастный случай или заранее спланированная союзниками провокация – остаётся до сих пор открытым.
Запрос в Подольский архив был сделан Российско-сербским гуманитарным Центром, созданным на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий и официально открытым 25 апреля 2012 года. В 2014 году руководителем Центра с российской стороны был назначен известный на Орловщине генерал В.В.Сафьянов.
Резиденция Российско-сербского гуманитарного Центра находится в городе Ниш, рядом с тем самым аэродромом, вокруг которого и происходили описанные события. Братская могила погибших лётчиков Д.П.Кривоногих и В.М.Шипули – тоже расположена неподалёку. Вот почему Виктору Викторовичу Сафьянову захотелось получить более подробную информацию о событиях ноября 1944 года.
Из архивного ответа генерал узнал, что один из лётчиков, лейтенант Дмитрий Кривоногих – уроженец села Верхососенье Покровского района Орловской области. И бывает же такое – в Российско-сербском гуманитарном Центре оказался офицер, жена которого – тоже уроженка Верхососенья. Вот тогда-то, перед отпуском, были вручены Нине Киселёвой копии документов – для дальнейшей их передачи в сельскую администрацию по месту рождения погибшего Дмитрия Кривоногих.
Теперь в селе Верхососенье знают о героической жизни и трагической гибели своего земляка. Так уж вышло, что в Красной Армии Дмитрий Петрович был с июня 1941 года, а на фронт попал только в феврале 1944 года. За 9 месяцев, отведённых ему фронтовой судьбой, лейтенант Кривоногих успел совершить 53 боевых вылета и провести 12 воздушных боёв, в которых сбил 4 вражеских самолёта. Ордена Красной Звезды и Красного Знамени украшали грудь лётчика уже к началу сентября 1944 года, а потом случился бой 7 ноября – и сбитый американский самолёт, за который наград уже не было. Была братская могила в городе Ниш, где лежат уже 70 лет рядом погибшие в одном бою ведущий и его ведомый.

Д.П.Кривоногих. Из списка безвозвратных потерь

Нишская трагедия. Засекреченый бой между СССР и США 7 ноября 1944
 
[^]
hurakan
16.07.2018 - 14:01
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4567


via

Все, спасибо!
 
[^]
testline
16.07.2018 - 14:03
8
Статус: Offline


Один статус сломал, другой потерял

Регистрация: 24.02.14
Сообщений: 3417
Печально, но шла война и не было такой связи как сейчас, поэтому и были такие трагические случаи.
 
[^]
Down
16.07.2018 - 14:04
4
Статус: Offline


Хорошо. Не было бы лучше.

Регистрация: 8.06.11
Сообщений: 1466
Цитата
Покачиванием, он дал знать, что это свой самолёт и стал указывать на свой аэродром.

Колдунов молодец - спас огромное количество жизней,
хотя способ покачиванием - странный - кто угодно может так сделать и ввести в заблуждение
 
[^]
Семьянин
16.07.2018 - 14:04
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.04.14
Сообщений: 4660
Цитата (testline @ 16.07.2018 - 14:03)
Печально, но шла война и не было такой связи как сейчас, поэтому и были такие трагические случаи.

Ребята рассказывали что и в чечне были такиеже ошибки, когда свои по своим... По незнанию или благодаря каким то фатальным ошибкам...
 
[^]
HoiAn12
16.07.2018 - 14:08
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.01.13
Сообщений: 5050
Френдли фаер он такой. Во все времена.
 
[^]
AtreidesI
16.07.2018 - 14:08
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.04.15
Сообщений: 3617
Ну американцы любят "дружественный огонь". Вроде бы у них были до 20% потерь от своих.
 
[^]
BattlePorQ
16.07.2018 - 14:10
5
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 57568
Цитата (AtreidesI @ 16.07.2018 - 14:08)
Ну американцы любят "дружественный огонь". Вроде бы у них были до 20% потерь от своих.

От этого никто не застрахован. Но 20% - это вы загнули далеко через край.
 
[^]
Rivethead
16.07.2018 - 14:12
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 28.09.16
Сообщений: 156
Цитата (testline @ 16.07.2018 - 14:03)
Печально, но шла война и не было такой связи как сейчас, поэтому и были такие трагические случаи.

Сейчас связи тоже нет, говорю как связист.
 
[^]
vovan77777
16.07.2018 - 14:14
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.09.13
Сообщений: 5198
тупые пиндосы и "френдлифаер" нормальное явление!
по их понятиям.
они в этом преуспели еще и на Тихоокенском театре Б.Д.

наши намного реже били по своим, в основном это происходило из за некачественной связи и или неверного наведения на цель, были сбитые самолеты особенно редких типов мало известных таких как Су-2.

минусят любители матрасного флага? gigi.gif lol.gif

Это сообщение отредактировал vovan77777 - 16.07.2018 - 14:25
 
[^]
Answer34
16.07.2018 - 14:15
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.16
Сообщений: 3425
Цитата (Down @ 16.07.2018 - 16:04)
Цитата
Покачиванием, он дал знать, что это свой самолёт и стал указывать на свой аэродром.

Колдунов молодец - спас огромное количество жизней,
хотя способ покачиванием - странный - кто угодно может так сделать и ввести в заблуждение

Командир второй группы "Лайтингов" опознал тип самолёта по силуэту и по знакам на него нанесённым. ПРавильно понял информацию передаваемую Колдуновым и отменил атаку.

а покачивание крыльев используется для опознавания своих самолетов и поныне:

http://www.yaplakal.com/findpost/70552647/...pic1777932.html

Цитата
Кроме того, через боевые порядки войсковой ПВО СВ регулярно совершают пролёт наша авиация, работающая по противнику и возникает необходимость в опознавании своей авиации, для этого используют несколько способов:
визуальные и автоматизированные.

Визуальные – это сигналы ЯСС (я свой самолёт) в основном для стрелков зенитчиков ПЗРК, ЗСУ.
Они включают в себя:
1. Выполнение в светлое время суток – нескольких покачивании крылом, например, 2-3 ЛК(ПК) (левых/правых крена) в определённый отрезок времени при пролёте над своими войсками, далее сигнал меняется.


2. ЧДКМБО, КМБО – это чередование длинных и коротких мигании бортовых огней самолета, используется в ночных условиях, сигналы действуют определённый отрезок времени и тоже меняются через установленные периоды.
 
[^]
Комендор
16.07.2018 - 14:18
4
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 17.05.13
Сообщений: 701
Цитата (Down @ 16.07.2018 - 14:04)
Цитата
Покачиванием, он дал знать, что это свой самолёт и стал указывать на свой аэродром.

Колдунов молодец - спас огромное количество жизней,
хотя способ покачиванием - странный - кто угодно может так сделать и ввести в заблуждение

Вообще-то, пилоты, даже американские, должны были изучать силуэты как своих, так и союзных самолётов.
 
[^]
malex78
16.07.2018 - 14:21
2
Статус: Offline


Мастер

Регистрация: 26.06.07
Сообщений: 12218
Цитата (testline @ 16.07.2018 - 14:03)
Печально, но шла война и не было такой связи как сейчас, поэтому и были такие трагические случаи.

да ладно вам...
почему то советские войска "ошибочно" не бомбили пендосов..
зато американцы не раз в таком были замечены..

ЗЫ, пидары они... с момента основания своей страны "отщепенцев"
 
[^]
valde
16.07.2018 - 14:25
-2
Статус: Offline


ЯПерный Театр

Регистрация: 14.12.11
Сообщений: 129
Молодец земляк, насовал пиндосам.
 
[^]
vovan77777
16.07.2018 - 14:27
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.09.13
Сообщений: 5198
Цитата (valde @ 16.07.2018 - 14:25)
Молодец земляк, насовал пиндосам.

Иван Никитич Кожедуб им в своё время тоже разъяснил правила ведения воздушного боя!
 
[^]
BattlePorQ
16.07.2018 - 14:29
1
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 57568
Цитата (malex78 @ 16.07.2018 - 14:21)
почему то советские войска "ошибочно" не бомбили пендосов..
зато американцы не раз в таком были замечены..

Пендосы сидели у себя в горах и нахуй никому были не нужны.
А вот насчёт отсутствия американо-советских инцидентов в обратную сторону я не уверен.
 
[^]
Gunslinger13
16.07.2018 - 14:31
3
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 16.09.15
Сообщений: 811
Цитата
лейтенант Дмитрий Кривоногих и младший лейтенант Виктор Шипуля – погибли, их трупы были обнаружены

Так нельзя писать.
Следовало написать - тела.
 
[^]
Gunslinger13
16.07.2018 - 14:37
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 16.09.15
Сообщений: 811
Цитата (BattlePorQ @ 16.07.2018 - 17:29)
Цитата (malex78 @ 16.07.2018 - 14:21)
почему то советские войска "ошибочно" не бомбили пендосов..
зато американцы не раз в таком были замечены..

Пендосы сидели у себя в горах и нахуй никому были не нужны.
А вот насчёт отсутствия американо-советских инцидентов в обратную сторону я не уверен.

Треть роты моего отца погибла в результате бомбёжки своими.
 
[^]
Анестезиолог
16.07.2018 - 14:37
5
Статус: Offline


Объективный сенсуалист-эмпирик

Регистрация: 3.10.13
Сообщений: 7995
Цитата (Down @ 16.07.2018 - 14:04)
Цитата
Покачиванием, он дал знать, что это свой самолёт и стал указывать на свой аэродром.

Колдунов молодец - спас огромное количество жизней,
хотя способ покачиванием - странный - кто угодно может так сделать и ввести в заблуждение

При покачивании крыльями становятся видны опознавательные знаки. В данном случае - красные звезды.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 9802
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх