Первым делом я позвонил в банк по номеру на своей дебетовой карточке и сказал чтобы меня соединили с отделом по борьбе с мошенничеством. Там я в двух словах сказал, что кто-то спёр у меня номер карточки и я вижу кучу левых транзакций. Специалист, с которым меня соединили, весело присвистнул, просматривая список моих "покупок".
- Зато платеж в Гонконге не прошел, система его автоматически заблокировала, - с удовлетворением отметил он. - Бывали в Гонконге?
- Пока не доводилось.
- Ваш номер явно украли. Какая из самых последних транзакций принадлежит вам?
- Я снимал наличку месяц назад. Двадцать долларов в банкомате в начале марта это последнее место, где я использовал эту карточку. До этого я пользовался ей лишь в прошлом году. Там еще есть несколько платежей, которые я делал из онлайнового банкинга - плата за газ и свет, платы по кредиткам. Все это идет вперемешку с покупками по карточке, которых я не делал.
- Да-да, я вижу, мне все понятно, - заверил меня специалист на том конце телефона. - Скажите, сама банковская карточка у вас при себе, вы ее не теряли?
- Нет, я всегда ношу ее в бумажнике и она сейчас у меня в руках, - ответил я.
- Хорошо, мы немедленно блокируем эту карточку и высылаем вам новую. Те деньги, которые ушли с вашего счета вследствие кражи, будут возвращены вам в течение 7-10 дней. Запишите на всякий случай номер-идентификатор расследования.
- Записываю…
- Я как-нибудь еще могу вам помочь?
- В принципе нет, это все, что я хотел.
- В таком случае, до свидания.
Я положил трубку и задумался. Единственное место, где я использовал свою банковскую дебетовую карточку - банкомат. Получается, что, скорее всего, там и украли номер. Могли конечно украсть и в прошлом году, где-нибудь в другом банкомате или в редком случае, когда я вынимал ее, чтобы сделать какую-то покупку, когда нужна была именно карточка Виза (мои кредитки, принадлежат другим системам: Дискавер и Американ-Экспресс). Но какова вероятность, что украденный когда-то давно номер всплыл только сейчас? Мне кажется, что это маловероятно.
Я слыхал о ситуациях, когда злоумышленники устанавливают свои считыватели поверх банкоматов и таким образом записывают всю информацию как непосредственно с карточки, так и то, что человек вводит на терминале. Скорее всего так и произошло в моем случае. Не похоже, что карточку клонировали целиком - все покупки были сделаны в онлайновых магазинах. Если бы они действительно клонировали пластик, то попытались бы вычистить счет, снимая наличные деньги.
Прошла неделя. Ворованные транзакции так и висели в моем списке. Денег банк не вернул.
Прошло 9 дней. То же самое.
Ровно через 10 дней после того телефонного разговора, пришло уведомление, что расследование завершено и мои потери возмещены в полном объеме.
Мораль? Да, в общем-то, никакой морали нет. Просто решил поделиться историей. Интересно, смог бы я заметить дополнительный сканер или камеру, установленные на банкомате злоумышленниками, если бы знал, куда смотреть? У кого-то был похожий опыт? Кто-нибудь видел сканирующие устройства вживую?
Место действия: США, Калифорния.
Всё.