63
Наконец-то решил поделиться своей историей про ЗоЗПП и охранников магазина.
В нашем в меру провинциальном городке (г. Барнаул, Алт. край) только в прошлом году открылся первый, а скорее всего и последний, "Ашан".
Нижеописанный визит был не первый, но наиболее веселый.
18.09.2015 захотелось мне с друзьями "прибухнуть"
)))) А в "Ашане" была мной примечена не в меру бюджетная бутылочка джина за 350 рублёв. Собственна вряд ли это настоящий джин ибо гонят его в РФ, но 350 рублёв это 350 рублёв.
Дело было после рабочего дня, и направился я туда, собственно, с работы. Так как в пятницу рабочий день у меня до 17-00, то я был в магазине уже в 17-45. Машины у меня нет(и даже прав), поэтому "все свое ношу с собой", а конкретно пакет с "ушами" и контейнеры из под домашней хавки.
Подойдя ко входу в магазин «Ашан» я увидел, что рядом со входом установили "аццкую машинку" для упаковки вещей, якобы для того, что бы при входе обернуть свой пакет/сумку полиэтиленовой пленкой и «случайно» ничего лишнего с магазина не вынести. (читай не спиздить)
«Охранник» (точной должности не знаю) на входе очень настойчиво предлагал всем проходящим запаковать вещи в данную пленку. Меня он, правда, благополучно пропустил мимо, т.к. был занят другим посетителем, женщиной с большим количеством детей и сумок.
Приобретя товар, я направился к кассам (в «Ашане» двухступенчатая система касс, сначала кассир считает товар, потом вы расплачиваетесь в платежном терминале). На вопрос кассира, нужен ли мне пакет, ответил, что у меня свой. То, что началось далее иначе как «представление» охарактеризовать не могу.
Кассир прокричала (проорала, как будто я ее насильничать начал) (!) охране, что «у него пакет не запакован». Далее, после того как я уже рассчитался за товар и вышел из помещения торгового зала, ко мне подошел охранник и потребовал показать пакет, на основании того, что он «не запакован».
Следует дать следующие пояснения:1) С точки зрения закона упаковать свой пакет, воспользоваться ячейкой для пакета или сдать на хранение – дополнительная, хоть и бесплатная, услуга. Никто не может обязать вас пользоваться дополнительными услугами. (Закон о защите прав потребителей, ст. 16 п. 2)
2) Вас не могут не пустить в магазин, мотивируя это тем, что у вас «сумка». (ГК РФ ст. 426)
3) Охранник не имеет права досматривать вас или ваши вещи (ст. 93, 182, 184 УПК). Так же он не может задерживать вас без достаточных на то оснований (Закон о частной охранной и детективной деятельности), то есть если вы не совершали противоправных действий (для этого должно быть подтверждение – свидетели и/или камера) (ст. 12 Закона о частной охранной и сыскной деятельности).
После нескольких минут словесной перепалки, в ходе которой я объяснил охранникам (их стало уже много), что они действуют противозаконно, меня посетила мысль, что просто так меня уже не отпустят. Я вызвал полицию.
Я включил камеру на телефоне, на что охранники отреагировали попыткой запретить видеосъемку. (видеосъемка осталась, но там ничо интересного нет) Я отверг их незаконное требование (ст. 29 п. 4 Конституции РФ).
Полиция прибыла через минут 30-40. Полицейские действовали адекватно и, на мой взгляд, профессионально.
Тут я допустил одну ошибку, я сразу согласился пройти в спецпомещение с сотрудниками для досмотра с понятыми и составления протокола
(а надо было упереться рогом и никуда не идти). В данной ситуации вы имеете права требовать незамедлительно отпустить вас, либо выдвинуть обвинение в краже или ином противоправном действии. А это уже клевета, караемая УК РФ.
Далее в ходе досмотра при понятых, естественно, выяснилось, что я ничего не украл, вещи мои. Полицейские составили протокол, взяли объяснительную и уехали.
Спустя некоторое время я составил обращение и отправил его в Роспотребнадзор, прокуратуру и ГУВД. Все они переадресовали его в ОВД Индустриального района и, спустя определенное время, пришло письмо, в котором констатировалось, что действовал я правильно, а охранники нет. Письмо в приложении.
По данной ситуации у меня сложилось интересное мнение об Ашане. В магазине (на момент событий) камеры стояли ТОЛЬКО над кассами, т.е. компания решила себя не обременять кучей сотрудников, которые следят за покупателями, а просто на выходе всех досматривать. (мое личное мнение)
И в конце хотелось бы добавить от себя памятку, что делать в таких ситуациях:1) Быть предельно спокойным, но стоять на своем. Не совершайте противоправных действий, но не бойтесь адекватно пресекать незаконные действия против вас.
2) Если вас притесняют, звоните в полицию, да, это работает.
3) Если вас приглашают куда-то пройти, не соглашайтесь. Магазины не любят конфликтных ситуаций у касс и это шанс, что проблема решится до вызова полиции, а это ускорит процесс.
Мое