Ага, щазс, размечтался. Тут нас ожидал неприятный сюрприз, являвшийся следствием такого моего наплевательского отношения к подготовке к путешествию (что мне ни разу не свойственно, кстати – обычно стараюсь продумать максимум) – с арендой автомобиля там большие сложности. А именно: желательно бронировать машину месяца за два до начала поездки, особенно в «высокий» сезон (а вторая половина апреля попадает под «высокий» сезон). Новость обескуражила, но я всё равно сделал попытку забронировать машину. Сделал я это как через несколько туристических агентств, которые работают в РФ и являются как бы посредниками между туристом и кубинской компанией по аренде автомобилей, так и отправил запросы напрямую кубинцам. Ожидаемо от всех получил ответы, что машины распроданы чуть ли не до середины-конца мая, «Где Вы были раньше?» и всё в таком духе. Бывалые говорили о том, что можно поискать на месте, но, с большой долей вероятности, я ничего не найду, разве что только автомобили так называемого «высокого» уровня, которые стоят в районе 200 и более долларов за сутки. Что ж, пришлось смириться с тем, что между городами придётся перемещаться исключительно на автобусах, и перелопачивать план поездки под общественный транспорт. К слову сказать, сейчас вполне можно найти расписание междугородних автобусов «Viazul» в Интернете, и это при планировании помогает понять, как распределить своё время.
Конечно же, автобусы не дают такой гибкости в перемещениях, как машина, и передо мной встал вопрос о сокращении маршрута (из которого не хотелось ничего выбрасывать, но и «галопом-по-европам» с языком на плече прыгать тоже не хотелось). В итоге были отброшены Сантьяго ди Куба и Виньялес, а также самостоятельный пляжный отдых на острове. Параллельно этой активности, я закинул удочки в российские тур. агентства, которые специализируются на локальном кубинском отдыхе (т.е. могут продать местные авиабилеты или организовать трансфер, отели, экскурсии и т.п.), запросив у них предложения по бюджетному отдыху на каком-нибудь из островов архипелага. Одно из тур. агентств ответило предложением авиабилетов «Гавана – острова – Гавана» и отелем «All Inclusive» стоимостью в районе $830-900 (и это всё за 3(три!) ночи). К слову сказать, львиная доля в этой сумме – авиабилеты, которые выходили в 192 Евро с человека туда-обратно (плюс комиссия $50). Более бюджетного варианта добраться до острова предложено не было, несмотря на моё акцентирование «дорого не надо, надо в пределах разумного». Что ж, придётся загорать и купаться не на островах, а на каком-нибудь из «материковых» пляжей, например – Плайя Анкон недалеко от Тринидада. План поездки теперь выглядел примерно так: прилетаем в Гавану, пару дней гуляем по ней, далее на автобусе едем в Сьенфуэгос, после – в Тринидад (к водопаду – на такси, на пляж Плайя Анкон снова на такси), оттуда – в Санта Клару, далее возвращаемся в Гавану и улетаем домой. Получалось очень много накладных временнЫх расходов на дорогу автобусами, не самые удобные стыковки и т.п., но деваться было некуда. Вроде бы на этом варианте остановился, но…
… тут натыкаюсь на маленькую немецкую (из Мюнхена) контору-посредника по аренде автомобилей на Кубе, наудачу отправляю им запрос на бронирование, они мне (вау!) на следующий день подтверждают наличие машины эконом-класса! Вот только очень мало отзывов об этой конторе в этих ваших интернетах, особенно в русском сегменте (всего два были на форуме Винского, один из которых – положительный, а второй не то чтобы отрицательный, но связанный с приёмами работы данной конторы). Зарубежный сегмент Всемирной паутины был немногим более богат на упоминания данного посредника, но то, что встретилось, подозрений не вызвало. Предлагался автомобиль эконом-класса по цене 63 Евро за сутки. Доплаты на месте – обязательная страховка, цена -- $15 за сутки. Стоимость была ожидаемой, и радовал сам факт возможности аренды как таковой. Но внутреннее земноводное подсказало, что совсем не оптимально при нашем плане отдыха брать машину на 11 дней (три дня из которых предполагалось провести в «матрасном» режиме где-нибудь на пляже, когда автомобиль просто так простоит, и этот простой выйдет почти в $300). В итоге переигрываю план на следующий вариант: прилетаем в Гавану, в ней проводим 2,5 дня, далее едем по «малому» кубинскому кругу (Гавана – Сьенфуэгос – Тринидад – Санта Клара – Виньялес – Гавана), после чего на автобусе едем дня на три-четыре на какой-нибудь из «материковых» пляжей, на тот же Плайя Анкон около Тринидада. При таком варианте мне достаточно автомобиля на неделю. Согласую с этим посредником срок аренды, получаю счёт на 453 Евро, отправляю банковским переводом деньги (+комиссия 15 Евро), на следующий или через день получаю подтверждение оплаты, ваучер и инструкции по аренде. Остаётся надеяться, что с арендой всё пройдёт гладко.
До путешествия оставалась неделя, которая обещала быть напряжённой (много работы + ремонт в квартире). Понимаю, что мне ночами или спать, или сидеть и что-то вычитывать по Кубе, составляя детальный план поездки. «Спать» победило, и мы решаем из всех подготовительных работ только забронировать жильё в Гаване на первые три ночи, а далее на автомобиле ехать, куда глаза глядят. В конце концов, это ж Куба, как ещё проникнуться духом этой страны?.. На AirBnb нашёл устраивающую «касу» (casa particular – комната, сдаваемая кубинцами туристам, самый популярный вид туристического жилья на Кубе) в Старой Гаване, оформил бронирование, распечатал ваучеры на аренду авто, заказал питание на полёт, скачал карты и аудиогиды в телефон – вот и весь результат подготовки к путешествию… Поставил себе в голове галочку найти в Гаване какое-нибудь местное туристическое агентство, в котором попробовать купить тур на пляжный отдых, чтобы не заморачиваться самостоятельно.
Вылет был утром 14 апреля, прибытие в Гавану в районе полудня этого же дня. Удобно. Задержки вылета не было, самолёт был такой, какой предполагался (Airbus A330-200, единственное, что то был самый «старший» среди 330-х в парке «Аэрофлота» – машина 2008 года, борт VP-BLX, названный в честь советского и российского дирижёра Е. Светланова). Самолёт оборудован мультимедиа-системой с очень большой коллекцией различных фильмов (как художественных, так и документальных, обучающих, концертов), мультиков, музыки и сериалов. К слову сказать, видеоколлекция была актуальной. Качество звука в выданных наушниках оставляло желать лучшего, поэтому я предпочёл смотреть заранее залитые в телефон фильмы. Как способ занять руки в длинных перелётах и, тем самым, «убить» время, я впервые догадался использовать семечки. Работает! Нет, я не мусорил
. Про полёт ничего особенного рассказать не могу, разве что был приятно удивлён обслуживанием (летаю «Аэрофлотом» много, но тут было лучше обычного), интересно было наблюдать сверху белую Гренландию, изрезанный улицами Нью-Йорк и о. Манхэттен, длинные белые пляжи Майами. Меня, как мальчика чуть за тридцать, увлекало наблюдение за попутными и встречными бортами в небе над США, а также за посадкой нашего самолёта через камеры, установленные на фюзеляжи, изображение с которых транслировалось на мониторы в салоне – прикольно видеть всё так, как будто ты где-то под фюзеляжем висишь
. А, вот ещё что: сколько летаю, но ни разу не было у меня такой посадки, как в Гаване! Я говорю об «американских горках», когда при снижении самолёт проваливается по высоте и тут же её набирает, когда вот это ощущение щекотки в животе – такого, как в этом полёте, никогда не бывало со мной, настолько сильными были эти провалы!
Приземлились в Гаване, достаточно быстро получили багаж и пошли менять валюту.
Здесь надо сделать пояснение: на Кубе в обращении есть две национальных валюты: песо (CUP) и конвертируемый песо (CUC). Из названий понятно, что второй служит для обмена иностранной валюты, собственно, туристам официально только он и доступен (в банке или банкомате не удастся туристу обменять валюту на обычные песо CUP). Но в магазинах вполне можно в виде сдачи получить местные песо, и ими же расплатиться где-то, где есть ценник в CUP. Внутренний курс – 1 CUC идёт за 25 CUP. Сам по себе 1 CUC равен 1 USD. Мы взяли с собой евро, потому что на Кубе за обмен долларов, кроме комиссии 3%, существует штраф в виде 10%. В итоге курс обмена «доллар – конвертируемый песо (CUC)» получается 0,87 CUC за 1 доллар США. За 1 Евро – около 1.20 CUC. Обменник в аэропорту есть как классический с кассиром, так и автоматизированный (что-то вроде банкомата). В автообменник вкладываешь свой загранпаспорт для сканирования, затем кладёшь не более 500 Евро за одну итерацию в купюроприёмник, получаешь свои CUC’и. Чтобы часто не загружать автомат деньгами, сделано ограничение по обмену валюты на один паспорт – выдача не более 1000 CUC. Соответственно, на один паспорт в одном автоматическом обменнике можно обменять около 800 Евро, которых нам должно было хватить на первое время, а далее поменяли бы ещё. Забегая вперёд, скажу: никаких проблем с обменом наличной валюты нет. Можно выполнить данную операцию в банке, ограничения по сумме если и есть, то очень большие, отделений банков в больших городах достаточно, есть электронная очередь и ассистент, который выдаёт распечатанный талончик. Посещение банка в нашем случае заняло не более 20 минут. Но учитывайте выходные дни.
В очереди на обмен валюты мы познакомились с парой, прилетевшей нашим же рейсом, и решили с ними поехать в город на одном такси, разделив расходы. Такси в основные районы Гаваны из аэропорта стоят следующих денег: порядка 60 CUC, если заказывать со стойки в аэропорту; порядка 30 CUC, если выйти на улицу и пройти там к такси (в данном случае можно сторговаться до 25 CUC, но не факт); порядка 30 CUC, если подняться на второй этаж в зону вылета и поймать там такси, которое только что привезло кого-нибудь на вылет (но в данном случае можно сторговаться и до 20 CUC). Нам после длинного перелёта долго бегать и торговаться не хотелось, договорились с машиной по двум адресам, поехали в город.
Как только мы подъехали к нашей «касе», нас встретил парень, который проводил в квартиру. Там уже была хозяйка, которая показала, что да как в доме, конечно же, предложила купить у неё коробку сигар дешевле заводской цены. Крутятся они там
, бизнес делают. Элизабет (так зовут хозяйку касы) ни бельмеса не говорит по-английски и, видимо, не очень была уверена в нашем понимании испанского и жестов, которыми показывала, как с чем в квартире обращаться, поэтому дополнительно позвонила своей англоговорящей подруге, которая по телефону нам ещё раз проговорила правила этого дома и состав завтрака, если мы пожелаем его заказать у хозяйки
. Завтрак стоит 5 CUC с человека, представляет собой яичницу или омлет, фрукты, масло, сыр, колбаса, булочки, джем, кофе, натуральный сок. К слову сказать, таков состав завтрака был во всех местах, где мы останавливались. Голодным не будешь. Завтраки мы брали почти каждое утро, смысла искать, где утром поесть на улице, не было – цена в кафе примерно такая же, состав тоже.
Квартира представляла из себя спальню с двуспальной кроватью и небольшим гардеробом, туалетную комнату с душем, гостиную с диваном, телевизором и кухонным пространством, отделённым барной стойкой. В холодильнике были напитки, которые можно было выпить, оплатив потом хозяйке их стоимость, которая не была сильно завышена по сравнению с магазинной. Например, пиво в магазинах стоило 1-1,2 CUC, а по прайсу хозяйки – 1,5 CUC. Бутылка рома в магазине стоила 5,90 CUC, у хозяйки в квартире – 7 CUC. Не разоришься на напитках, в общем. Чего не сказать про доступ в интернет, кстати. На Кубе есть государственный провайдер, который предоставляет доступ в Сеть тремя основными способами:
1. Мобильный интернет. Порядка цен не знаю, но предполагаю, что дорого, и используют его, в массе своей, работники туристической индустрии (гиды, например).
2. Выделенная линия. Стоимость – порядка $300 в месяц за 30(!) часов.
3. Wi-Fi. Самый популярный как среди местных, так и среди туристов вариант.
О Wi-Fi на Кубе стоит написать отдельно. Сам доступ к Wi-Fi можно получить в следующих местах:
- в отелях (и рядом с ними, понятное дело);
- в арендуемой касе, если владелец протянул(а) туда роутер (наш случай в Гаване);
- в кафе, барах и ресторанах (не всегда, но встречается);
- в специальных местах общего доступа.
О специальных местах общего доступа: в городах и посёлках организован доступ в Интернет через Wi-Fi в определённых местах. Чаще всего это какой-нибудь скверик с лавочками или небольшая площадь. Местные называют такие места «Wi-Fi Plaza», очень часто такое место является центровым в небольшом курортном посёлке или городке. Вокруг него много людей (сидят на лавочках, в машинах и на земле), уткнувшихся в телефоны. Доступ в Интернет осуществляется по карточкам с логином и паролем, которые можно купить в узлах связи, в кафе и ресторанах и ещё в каких-нибудь точках. Карточка идёт номиналом 1 CUC (госцена) и предоставляет доступ в Сеть на 1 час. В ресторанах, отелях да и просто в магазинах эти карточки могут продаваться дороже (у нас в касе карточки стоили 2 кука, на почте мы покупали по 1,5 кука, торговцы около Wi-Fi Plaza продают их по 1,5-2,5 кука). На тех же Wi-Fi снуют «раздатчики» интернета, которые предлагают тебе за определённую плату на какое-то время расшарить свой мобильный интернет на телефоне («П-с-с-с, парень, Интернет нужен?»). Порядком цен не интересовался. На скорость соединения на Wi-Fi Plaza я не обращал внимания, но в нашей касе в Гаване и позже в отеле она была высокой. Можно не использовать весь час интернета за раз, тарификация поминутная. Чтобы отложить Интернет на потом, достаточно просто выключить Wi-Fi на телефоне, при следующем подключении введя те же логин и пароль с недоиспользованной карты.
Вот типичная "Wi-Fi Plaza":