ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Аперитив
11.12.2019 - 20:26
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
112
Будет много фото и текста, не ломайте. Об окончании сообщу. Текст авторский.

Родом из Москвы

В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991» приводится мысль о влиянии американских грузовиков REO М34 на конструкцию отечественного ЗИЛ-131. Если это даже и так, то в Советском Союзе выбрали неплохой вариант для подражания. Работы над американской машиной закончились в 1949 году, и через пару лет грузовик пошел в войска. Полноприводный трехосный M34 вместе с многочисленными модификациями стал одним из самых распространенных машин армии США и получил за непревзойденную надежность прозвище Eager Beaver, или «Добросовестный». Внешний вид грузовика не отличался изяществом (как, впрочем, и всей американской колесной техники), кабина вообще была открытая, но зато КПП имела 5 ступеней с синхронизаторами, а верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор развивал вполне приличные 127 л. с. Грузоподъемность М34 на грунтовых дорогах не превышала 2,5 тонны, а твердое покрытие под колесами позволяло грузить до 4,5 тонны.

"Американец" М34. Возможно, именно его мотивы использовались при создании ЗИЛ-131

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:27
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
В СССР непосредственным предшественником 131-й машины можно считать не самый удачный ЗИС-151, который, в свою очередь, ведет историю от ленд-лизовского «Студебеккера». Кроме слабого мотора и большой массы, важным недостатком грузовика была двухскатная ошиновка задних мостов. С одной стороны, этого требовали военные в погоне за большей грузоподъемностью, а с другой, это серьезно ограничивало проходимость машины по слабым грунтам и снежной целине. Когда в армии появился легендарный ЗИЛ-157, к нему также появились претензии в части малой грузоподъёмности и слабых тяговых возможностей – на роль артиллерийского тягача он не годился. Именно для артиллерийских подразделений в середине 50-х и начали разрабатывать ЗИС-128, который, кстати, много в чем перекликался с упоминаемым ранее «американцем» М34.

ЗИЛ-131 и аналоги

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:27
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:28
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
ЗИС-128 в тяговой версии для артиллерии

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:28
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:29
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
ЗИС-128 в транспортном исполнении

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:30
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
В первоначальном варианте машину именовали ЗИС-Э128В, но с первыми опытными экземплярами остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, отличался новыми раздаточной коробкой, КПП, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Грузовую платформу опустили вниз с целью снижения центра тяжести и упрощения разгрузки/загрузки боеприпасов. История не сохранила для нас ни одного экземпляра той экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит помнить, что опытные ЗИС-128 появились практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Такие парадоксы конструкторский работы внутри одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Министерства обороны. Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165, который представлял из себя сборную солянку из различных агрегатов, в частности, кабина была от 130-го. По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый мотор стали причиной отказа военных в 1957 году от этой конструкции. Тогда уже все осознавали, что для новой машины требовался новый мотор мощностью под полторы сотни лошадиных сил. А его не было.

ЗИЛ-165

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:30
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:30
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:32
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
По причине моторного голода в 1958 году военные завернули прототип ЗИЛ-131Л (не путать с появившимся позже лесовозом ЗИЛ-131Л) с опытным V-образным 6-цилиндровым двигателем мощностью 135 л. с. Машина отличалась стальной грузовой платформой с низкими бортами и конусными колесными дисками.

Первые прототипы с индексом 131

Первые машины ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и первое время оснащались 6-цилиндровыми моторами, которые впоследствии заменили на V-образные «восьмерки». Предполагалось разрабатывать машину в двух вариантах – ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск.

ЗИЛ-131А

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:32
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:32
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:33
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:33
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:34
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Фактически ЗИЛ-131 изначально не планировали для широкого применения в сухопутных войсках – ему готовилась карьера преимущественно артиллерийского тягача. В армии в то время был ЗИЛ-157 «Колун», который по большинству параметров устраивал военных. То есть 131-я машина не должна была собой заменять никакую технику, а первоначально являлась самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. ЗИЛ-157, к слову, собирали до 1991 года, правда, в большей степени не для армии. Но нравы и стратегии Министерства обороны Советского Союза в те времена отличались изменчивостью, и в итоге ЗИЛ-131 из артиллерийского тягача превратился в многоцелевой грузовик.

Прототип ЗИЛ-131 на различных этапах испытаний

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:34
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:35
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:35
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:35
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:35
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:36
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:36
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
...

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:38
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
История покажет, что по количеству возможных вариантов использования трехосный вездеход из Москвы будет едва ли не самым востребованным в Советской Армии. В общей сложности в конце 50-х годов было построено шесть опытных машин, среди которых были транспортные, тяговые образцы и даже один седельный тягач. После предварительных испытаний к 1960 году заводчане представили военным серьезно доработанные грузовики. В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости. В издании «Автолегенды СССР» упоминается также, что военные выделили чрезмерную массу прототипов, недостаточный дорожный просвет и малую проходимость – не более 1,2 метра при требуемых полутора метрах. На ЗИЛе недостатки исправили к июлю 1960 года, но повторные испытания выявили склонность к заносу из-за неудачного рисунка протектора и неудовлетворительную работу межколесных самоблокирующихся дифференциалов. После устранения указанных недостатков и модернизации экранированного электрооборудования военные специалисты оставили для дальнейшей работы единственный вариант будущего грузовика в транспортном исполнении. От артиллерийского тягача решено было отказаться.

Опытный вариант ветрового стекла ЗИЛ-131. Плоские стекла позволяли оперативнее менять разбитые секции и, самое главное, в перспективе можно было думать о бронировании



ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:38
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Еще один вариант ЗИЛ-131 с плоскими стеклами и герметизированной кабиной, 1983 год

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Аперитив
11.12.2019 - 20:39
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Эрик Сабо — главный дизайнер ЗИЛа

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 10461
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх