59
Само отношение к нашему фильму «Д, Артаньян и три мушкетера» у меня не однозначное. Есть советские фильмы, которые я раньше любил и люблю сейчас. Есть те к которым был равнодушен и равнодушен по сей день. Есть те которые не любил, а сейчас вроде как и ни че так – например «За спичками» и «Отпуск в сентябре». Но вот «Три мушкетера» - единственный фильм, который я очень любил в детстве и юности, и совершенно не переношу сейчас. Попробую сказать почему.
Есть такое понятие – мискаст. Это несоответствие актера образу прописанному в литературном первоисточнике. Вообще, у мискаста есть и более расширенные толкования и исключения, но остановимся пока на этом. Так вот «Три мушкетера» - это «шедевр» мискаста. Здесь очень трудно найти персонажей первого и второго планов, которые бы соответствовали первоисточнику Дюма.
Я сейчас не буду говорить о возрастном непопадании, большей частью потому, что это обсуждалось уже неоднократно. Обратим внимание на некоторые образы и эпизоды.
Миледи.
Сложный случай, однако. На мой взгляд только очень большой поклонник Маргариты Тереховой или тот который не смотрел других фильмов будет горячо отстаивать идею, что она смотрится в роли на отлично. И вот ведь, что самое странное - почему актриса прекрасно исполнившая роли знатных дам в фильмах «Собака на сене», «Благочестивая Марта», в «Трех мушкетерах» выглядит то ли как кабацкая девка, то ли обозная маркитантка. Особенно доставляют ее побегушки в ларошельском лагере, угу, все знатные англо-французские дамы так рассекали по косогорам. До первого патруля, который бы быстренько миледи оприходовал и выкинул в овраг.
Портос.
В оригинале это легкомысленный транжира и альфонс, живущий на деньги побитых молью дамочек. В фильме Портос превращается просто в толстого возрастного мужика, не очень даже опрятного…
Одно из самых слабых мест фильма это костюмы. Гораздо позже Сергей Жигунов снял сериалы «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро», так вот костюмеры этих проектов поработали на славу. А работу «Трех мушкетеров» иначе как грубой халтурой и не назовешь – у мушкетеров голубенькие простынки вместо плащей, у гвардейцев красненькие. И так сойдет.
Главная же проблематика фильма в том, что режиссер стал упрощать и без того простой оригинал. Зачем? А ведь он снимал не полнометражный фильм, а несколько серийный телефильм, разве такие проекты не для того и придуманы, что бы втиснуть побольше оригинального материала? Юнгвальд-Хилькевич безжалостно выкинул Планше, Базена, Мушкетона и Гримо, на зато забил время бессмысленными и дурацкими песенками – «Налево милорд, направо….», «Париж узнал гасконца…» - сколько их вообще? Или вот эпизод с анжуйским вином – помните этот хитрый план миледи в книге?
Что мы читаем? Миледи посылает гасконцу ящичек винца, якобы от друзей с сопроводительным фальшивым письмом от трактирщика. Д,Артаньян не выпивает его только потому,что прибывают наконец в лагерь его товарищи и выяснив, что они не посылали ничего все начинают подозревать не ладное… А тут и неудавшийся убийца, ныне прислуживающий Д,Артаньяну хлебнул втихаря вина и помер в страшных судорогах.
А чем нас потчует режиссер? Во что превратилась эта в принципе не замысловатая интрига в фильме? В совершеннейшую хуйню. Мушкетеры сидят в таверне и тут же гвардейцы кардинала. Загробным голосом (подходящим больше для представления в ТЮЗе) гвардейцы предлагают мушкетерам выпить. Те естественно отказываются. Когда тебе что нибудь предлагают таким голосом на халяву, тут и деревенский дурачок засомневается. Не то что граф Де Ля Фер. В ответ на отказ гвардейцы бросаются в драку. А вот теперь взглянем на это со стороны. В военном лагере, в разгар боевых действий, средь бела дня, в публичном месте, одна группа военных дворян пытается… открыто отравить другую группу солдат-дворян. Вы… вы это сурьезно? А как они потом собирались отбоярится, если бы «план» удался? А что бы подумал король узнав, что вокруг него тусит целая куча отравителей и это в семнадцатом веке?
В общем, мог бы и продолжать, но на этом пока остановлюсь.