Технический анекдот или...

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
EngBruns
22.04.2019 - 04:40
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
332
Несколько недавних тем, особенно эта и эта напомнили мне об одной любопытной истории, а она, в свою очередь, после настойчивых поисков а интернете, привела к истории очень интересного самолета. Не смог воздержаться, чтобы не слепить по этому поводу пост.

Предистория – моя, основной материал и фото – копипаста, ссылка на источник – далее по тексту. Будет 24 фотографии, об окончании сообщу.
Итак, году примерно в 87 я оказался в летно-испытательном институте в Жуковском на площадке КБ Сухого, куда накануне привезли из Афганистана сбитый Су-25. Это был первый самолет, уцелевший после попадания малогабаритной зенитной ракеты, предположительно «Стингера». При взрыве ракеты в районе хвостового оперения органы управления остались работоспособными, пожар был локализован, поэтому летчик смог посадить самолет почти без повреждений. О «Стингере» тогда известно было мало, ни элементов комлекса, ни документацию еще не захватили, так что этот сбитый Су был единственным к тому времени, хотя и весьма косвенным, источником информации об этой ракете. Для ее изучения была организована группа специалистов из армии и промышленности, куда попал и я.
Сейчас одно удовольствие вспоминать, какая это была работа и какие люди были рядом. На пару недель я попал в «сливки технического сообщества», мы быстро сработались, почти сдружились, несмотря на разницу в положении и возрасте и полный запрет спиртного (87 год!).

По памяти и вкратце, чтобы сильно не отвлекаться от темы, мы:
подтвердили применение ракеты FIM-92A «Стингер»;
примерно оценили параметры боевого снаряжения и головки самонаведения ракеты;
главное – определили пути снижения уязвимости самолета к этому типу ракет, что впоследствии было использовано при его модификации.
Еще раз, это все было сделано еще до появления трофейных «Стингеров».
Фотографий именно этого самолета я не нашел, но привожу ниже несколько фотографий Су-25, приземлившихся с похожими повреждениями в Афганистане и позже, в Осетии... Уже то, что они приземлились, говорит о том, что работали мы не зря.

Технический анекдот или...
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:41
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
2.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:41
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
3.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:42
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
Со многими из группы я потом поддерживал взаимовыгодные контакты: мы включали друг друга в заявки на изобретения, обменивались отзывами на диссертации и т.п. Так что я не особенно удивился, когда некоторое время спустя старые знакомые из КБ Сухого появились у меня на работе и попросили оценить с моей узкой профессиональной точки зрения новый перспективный самолет. Удивился я когда этот самолет увидел, в чертежах. Кстати, привезли они эти два чертежа в портфеле, оставили их мне насовсем, помню аж холодок по спине пробежал. ПД ИТР у Сухого было явно не на высоте.
Самолет на чертежах был Су-25, но ... с винтовыми двигателями!
Фюзеляж – полная копия Су-25, низкоплан, двигатели компактные, тип не указан, количество лопастей винта – тоже, только расположение и температура выхлопа. Шасси убираются в мотогондолы, вооружение стандартное для Су-25, число точек подвески не помню. Не могу точно вспомнить и скоростные параметры, где-то 150 - 180 м/с. Чертежи были достаточно детализованы, у них в конторе уже позже я видел и масштабную модель. Индекс самолета на чертежах был Су-30. Мой очевидный вопрос «Зачем?!» так и остался без ответа.
Работу мы сделали, к обоюдному удовольствию, но о результатах проекта мне не сообщили. Вскоре настали смутные для отрасли времена и никто из команды Сухого к нам больше не обращался. Чертежи еще несколько лет лежали у меня в столе. А потом появился Су-30, который оказался совсем другим самолетом, модификацией Су-27.
Потом иногда вспоминал эту историю, но скорее как технический анекдот. Мои вялые попытки найти «мой» Су-30 в различных справочниках или интернет-изданиях КБ Сухого успехом не увенчались. После упомянутой темы на ЯП решил все-таки прояснить для себя, что же это было. И вот оказывается – действительно было. Далее привожу выжимку текста и фотографии отсюда: https://pkk-avia.livejournal.com/52236.html
Как я понял, это оригинальный пост в pkk-avia ЖЖ, с него спустя почти пять лет прошла волна перепостов в различных милитаристских и диванно-эксперных сообществах. Пора этому быть и на ЯПе.
Статья в источнике весьма интересна и объемна. С сожалением решил ее сократить.
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:43
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
Легко-Воспроизводимый Штурмовик
В конце восьмидесятых годов у военного руководства страны получила распространение концепция, что в случае ядерного удара по СССР, Союз распадался на четыре промышленно изолированных региона - Западная область, Урал, Дальний Восток и Украина. По планам руководства каждый регион, даже в тяжёлых постапокалиптических условиях должен был иметь возможность самостоятельно производить недорогой самолет для нанесения ударов по противнику. Этим самолётом и должен был стать Легко-Воспроизводимый Штурмовик.
В техническом задании по проекту ЛВШ оговаривалось максимальное использование элементов самолета Су-25, а так как в ОКБ им П.О. Сухого самолет Су-25 обозначался кодом Т-8, то создаваемый самолет имел код Т-8В (винтовой). Основную работу выполняли начальник бригады "100-2" Арнольд Иванович Андрианов, ведущие конструкторы Н.Н. Венедиктов, В.В. Сахаров, В.И. Москаленко. Руководителем темы был Е. П. Грунин. Консультировал работы Юрий Викторович Ивашечкин - до 1983 г. он был руководителем темы Су-25, позднее он перешел на работу в бригаду "100-2" ведущим конструктором.
По проекту ЛВШ отделом 100 были рассмотрены несколько аэродинамических и конструктивно-силовых схем, для этих работ широко привлекались специалисты профильных отделов ОКБ в рамках комплексных бригад.

Рассматривались следующие варианты:
1. Базовый - с использованием агрегатов и систем Су-25УБ.
2. По схеме "Рама"- по типу самолета компании North American OV-10 Bronco.
3. По схеме "Триплан" - с использованием результатов конструктивных проработок и аэродинамических исследований моделей в трубах СибНИА по теме С-80.

Первый блок эскизных проектов. "Базовый" вариант.
4. Низкоплан, фюзеляж и кабина Су-25, два турбовинтовых двигателя.


Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:44
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
5.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:45
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
6.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:46
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
7. "Базовый" вариант, высокоплан, фюзеляж и кабина Су-25, два турбовинтовых двигателя. Используется небольшое ПГО

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:46
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
8.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:47
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
9.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 04:47
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
10. Одномоторный вариант "базового".

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:04
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
Второй блок проектов. «Рама».
Проект Т-710 "Анаконда" создавался по типу американского самолёта OV-10 Bronco, только был почти в два раза больше. Взлетный вес предполагался 7500 кг, вес пустого снаряженного 4600 кг, вес полезной нагрузки 2900 кг, и масса топлива 1500 кг. При максимальной заправке топливом, масса нормальной боевой нагрузки 1400 кг, включая 7 десантников. В перегруженном варианте может нести до 2500 кг боевой нагрузки. Самолёт имел 8 точек подвески вооружения, 4 на крыле и 4 на пилоне под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа, взята от Су-25УБ (вместе со спаренной 30 мм пушкой ГШ-30), за пилотской кабиной находится бронированный отсек для отделения десантников. Предполагалось использование двигателей ТВД-20, ТВД-1500 или других вариантов, мощностью около 1400 л.с., мотогондолы закрывались бронёй, винты шестилопастные. Скорость при этих двигателях предполагалась 480-490 км/ч. Для повышения скоростных характеристик был проработан вариант с двумя двигателями КБ Климова ТВ7-117М по 2500 л.с. Экономические характеристики при применении этих двигателей конечно-же ухудшались, но скорость предполагалось поднять до 620-650 км/ч. Машина могла использоваться в качестве самолета огневой поддержки, в десантном варианте, как разведчик, самолет РЭБ, корректировщик огня, санитарный, учебный и т.п. К сожалению, до сих пор в Российской армии нет многоцелевого бронированного самолета, который бы совмещал эти функции.

12. Модель самолёта "Анаконда". Предполагалось использование хвостовых балок самолёта М-55


Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:04
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
14. "Анаконда" в трёхмерной графике, заметны некоторые изменения, особенно в хвостовом оперении.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:05
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
15.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:06
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
Третий блок проектов. Триплан.
Т-720 – один из базовых эскизных проектов разработанных по программе ЛВШ, всего было разработано 43(!!) варианта самолета. Все они были похожи по аэродинамической компоновке, но отличались по весам, скоростям и назначениям (штурмовик, учебный, учебно-боевой). Вес варьировался от 6 до 16 тонн. Большинство этих самолетов проектировалось по схеме продольного триплана с тандемным расположением крыльев и имело неустойчивую аэродинамическую схему. В силу этого предусматривалось использование СДУ (дистанционное управление). Предполагалось, что 40-50% веса этих самолётов будет приходится на композиты. Вооружение - 1 пушка от 20 мм до 57 мм пушки в нижней башне (для модификации 16 тонн) которая могла крутится во всех направлениях. Рассматривался вариант ГШ-6-30 и даже ГШ-6-45. Было предусмотрены складываемые консоли, для использования в маленьких капонирах для МиГ-21, спасаемая кабина, и т.д.
Это самолет победил в конкурсе ЛВШ. Проект КБ Микояна, также представленный на конкурс ЛВШ оказался намного слабее.
Т-720 имел взлетный вес порядка 7-8 тонн, максимальная скорость - 650км.ч. Оружие и топливо составляли 50% взлётного веса.
2 двигателя ТВ-3-117 (2200л.с. каждый) были разделены титановой 25мм плитой и работали на один вал. Винт мог быть заключён в кольцо, для снижения ЭПР. В это время в Ступино разрабатывался шестилопостной винт, который мог держать несколько попаданий 20 мм снаряда. Аналог его сейчас стоит на Ан-70.
Применение турбовинтового двигателя на перспективном штурмовике было продиктовано следующими соображениями:
1. Малый (по отношению к реактивному) расход топлива.
2. Малый шум
3. “Холодный” выхлоп.
4. Двигатели ТВ-3-117 широко используются на вертолётах.
На самолёте широко использовались узлы от серийно выпускаемых самолётов, в частности кабина от штурмовика Су-25УБ (от Л-39 для учебного варианта) и кили от Су-27. Был проведен полный процесс продувок модели Т-720 в ЦАГИ, но интерес к проекту уже остыл, несмотря на поддержку М.П. Симонова. Современное руководство также придало забвению эту разработку несмотря на то, что в мире наметилась явственная тенденция к переходу от сложных машин типа А-10 к более простым, созданным на базе турбовинтовых УТС, либо вообще на базе сельскохозяйственных турбовинтовых самолётов.
Интересный факт. Самолеты типа Т-8В (двухмоторные типа 710 или 720 с упрощенным БРЭО) оценивались в 1988 году в районе 1.2-1.3 млн рублей. Проект Т-8В-1(одномоторный), оценивался менее 1 млн рублей. Для сравнения Су-25 оценивался в 3,5 млн, а танк Т-72 в 1 млн рублей.

16. Т-720 с двигателями в отдельных мотогондолах.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:07
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
17.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:08
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
18. Т-720 с двигателями, работающми на один винт.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:08
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
19.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:13
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
Одним из проектов выполненных по схеме "продольный триплан" был проект легкого учебно- тренировочного штурмовика Т-502-503, который можно рассматривать как ответвление от проекта 720. Самолет должен обеспечить подготовку летчиков к пилотированию реактивной авиационной техники. С этой целью воздушный винт и турбовинтовой двигатель или два двигателя объединялись в один пакет (проект Т-502) и размещались в хвостовой части фюзеляжа. Двухместная кабина с общим фонарем и тандемном расположением катапультных кресел. Предполагалось использование кабин от Су-25УБ или Л-39. На точках подвески можно разместить вооружение массой до 1000кг, что давало возможность применения самолета как легкого штурмовика.
20. Модель самолёта Т-502


Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:14
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
21. Кроме применения фюзеляжей от Су-25 в программе ЛВШ рассматривалось применение для легко воспроизводимых штурмовиков и других, в том числе и вертолётных фюзеляжей

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:15
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
Дальнейшим развитием проекта ЛВШ стали проработки модернизации самолётов Су-25 по проекту Т-8М. Главная идея - как и в ЛВШ создать самолет в том числе и для "особого периода" с максимальным использованием узлов и агрегатов Су-25 (УБ) и других серийных самолетов (вертолетов). Главное отличие - для повышения скоростных и боевых характеристик - использование ТРДД. Использовался бесфорсажный вариант известного двигателя РД-33, тягой 5400-5500 кгс. Подобный вариант двигателя под названием И-88, устанавливался на Ил-102. На первых эскизах проект с высокорасположенным стабилизатором. Были проекты с низкорасположенными двигателями и с V-образным оперением.
22. Одноместный вариант.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:16
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
23. Двухместный вариант.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:17
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
24. Вид спереди.

Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:18
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
На этом я заканчиваю свой рассказ, хотя Пётр Евгеньевич, сын Е. П. Грунина, периодически радует, публикуя в компьютерной графике старые разработки бригады "100-2". Так что вполне возможно, что появятся новые публикации.
25. Евгений Петрович Грунин. Июнь 2009 года.


Технический анекдот или...
 
[^]
EngBruns
22.04.2019 - 05:19
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.16
Сообщений: 118
Заканчиваю рассказ и я. Не зря копался на просторах. Приятно все-таки быть причастным, хотя бы и в малой доле, к такому весьма живописному проекту.
Спасибо.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29331
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх