ак, например, получилось с проданными этой стране комплексами С-300, на основе которых Китай сделал свои комплексы HQ-9. А после даже составил нам конкуренцию на мировом рынке, продавая его дешевле (хоть и качество было гораздо хуже, но цена в два раза ниже привлекла покупателей).
Истребители же, из-за сложности производства, Китай копирует без зазрения совести почти полностью. Так китайский J-10 это копия американского F-16 и израильского IAI Lavi, J-11 это копия российского Су-27, JF-17 копия МиГ-21, J-20 это американский F-22, а китайский истребитель пятого поколения J-31, по мнению экспертов, использует технологию F-35 и российского Су-35.
Но у Китая есть большая проблема. У них не получается создать хороший реактивный двигатель. Копии двигателей, купленных у России и США истребителей, оказываются менее мощными и ненадежными.
При продаже Су-35 Китаю, в России осознавали, что устанавливаемые на данные истребители двигатели АЛ-41-Ф1С, которые являются самыми современными, могут быть скопированы. Тем более это стало понятно, после того, как Китай заявил, что предпочел бы не покупать Су-35, а осуществлять закупку только двигателей этого истребителя, на что Россия, конечно же, не пошла, и Китаю пришлось купить партию истребителей из 24 самолетов.
После того как Китай в прошлом году получил первую партию из 14 истребителей он уже в этом году начал испытания двигателя с изменяемым вектором тяги, которого у них никогда не было, но есть на Су-35. Новые двигатели стали ставить на J-20 и J-10B. И хоть в Китае говорят, что разработка нового двигателя считается успешной, они в отличие от нашего, не могут переходить на сверхзвуковую скорость в безфорсажном режиме и тратят очень много топлива, что сокращает дальность полёта.
Разработчики двигателя понимали, что его попытаются скопировать, поэтому в экспортную версию Су-35 внесли изменения, которые не позволяют полностью разобрать двигатель и добраться до самых важных частей, не разрушив его полностью. Даже если китайские специалисты попробуют воссоздать двигатель после разрушения его внутренних узлов, то все равно необходимую тягу они не получат, так как в такой сложной конструкции важен каждый миллиметр между деталями, а снять замеры у них уже не выйдет. Так же есть еще одна трудность – китайцы не смогут воссоздать используемые сплавы металлов, которые выдерживая большие температуры не подвержены деформации.
Теперь же мы видим результат работы китайских инженеров, которым действительно не удалось сделать копии нашего двигателя, хотя у них для этого было целых 14 образцов.
Россия предпочитает не делать замечания Китаю по поводу попыток скопировать наши технологии, так как во-первых мы боимся потерять крупного покупателя, а во-вторых осознаем, что точную копию им все равно не удастся сделать.
виа